АЛЛА глава из повести

----Не хнычь и не теряй себя, - потребовал Валерий Петрович, - Подумаешь одиноким остался... Дай объявление в газету «Шанс», и, наверняка, тебе откликнется не одна.

-------  Ты думаешь стоит? - Анатолий мало верил в такую затею. Он читал такие объявления в газетах, и в душе даже смеялся над людьми, пишущими такие объявления. Он считал такое неэтичным: как это о себе писать, нахваливать? Но оставаться одному не очень-то хотелось. - Мне неудобно, - попробовал отказаться он.

           Но Валерий Петрович настоял:
-------   Ну и прокиснешь один, пить научишься, хочешь я за тебя напишу?
-------   Нет уж, лучше я сам, - сдался Анатолий.

               И он отправил в «Шанс» объявление следующего содержания: «В душе поэт, в руках гармонь, в деле — трудяга. Шестьдесят восемь. Если нужен хозяин в доме, пишите». Адрес свой он дать постеснялся и спрятался за номер паспорта. Объявление получилось с юморком, но он так и хотел, он счел, что сухая информация о себе не сможет привлечь внимания.

               На дворе была уже весна, снег взялся водой, слепило солнце, а руки требовали. труда, и Анатолий уже не желал оседать в Екатериновке на лето. Посадишь огород и застрянешь возле него до осени, лучше уехать и не смотреть на то, что оставил в этой деревне. Через неделю Анатолий заглянул на почту — нет ли писем и получил одно. С нетерпением он раскрыл его.

            «Здравствуйте незнакомый мужчина. Пишет вам незнакомая женщина по вашему объявлению. насчет «объявления» знакомства. Если хотите познакомиться то я приглашаю вас  на знакомство по адресу: Думаю, что вам будет интересно. Я буду ждать».

              Прочитав письмо, Анатолий надолго задумался. Письмо было написано безграмотно. Кто его писал? Такая же Катька? Возможно. Она назвала свой адрес. Это была такая же деревня, как и Екатериновка, а может быть и хуже. Опять в деревню, и, возможно, опять в лапы такой же Катьки? Нет, такая перспектива ему не нравилась, и он решил оставить это письмо без внимания. Через неделю он опять заглянул на почту.  Работницы почты спросили его с удивлением:

--------  Анатолий Николаевич, у вас  ведь есть адрес. Мы Вам домой принесем вашу почту?
               Анатолий отшутился:
--------  Девчата, так интереснее.

               «Девчата» - женщины уже предпенсионных лет, только плечами пожали и выдали ему сразу три письма.  Прав оказался Валерий Петрович — откликнулась не одна. Анатолий заинтригованно раскрывал каждое.

                Первых два письма его не заинтересовали. В первом содержание было совсем не интересным:

            «Здравствуйте незнакомый человек. В газете я вычетала, что тебе нужна женщина у меня ест очен хорошая знакомая она живет одна не пет и не курит возле вогзала трех эташка дом 5 кв 25 «Мария» ее зовут Галя»

            С такой безграмотностью Анатолий не хотел иметь дела и бросил письмо в печку. Письмо писала явно «лицо нерусской национальности», и, кто знает, что скрывается за текстом.

                Второе письмо было очень длинным и сводилось к тому, что женщина не имеет своего угла, вернее имеет угол, но в доме у младшего сына, что она всю жизнь «не цвела», работы в деревне никакой, она перебивалась случайными заработками: где кому избу побелит, кому картошку покопает.... Она не назвала своего адреса, потому что боится сына, и попросила связаться с ней через друга ее сына. Анатолий и это письмо отправил в печку: он-то знал, что на стирку одежды,побелку, копку картошки в селе нанимаются не самые лучшие женщины.  Третье письмо его заинтриговало:

               «Здравствуйте, дедушка ИКС! Пишет Вам бабушка Алла. Если после отбора претенденток на Ваши руку и сердце возле Вас никого не останется, может быть и я пригожусь».

                В адресе значилось районное село. Письмо Анатолия заинтересовало, и не тем, что в адресе значилось районное село, а тем, что писала письмо не простая женщина,а с эрудицией и незаурядной жизненной энергией, и он решил познакомиться с ней. Знакомство — еще не клятва в вечной верности, и испыток — не убыток. Не откладывая дела в долгий ящик, он  поехал на другой же день в районное село.
.
                Аллу он нашел в двухэтажном доме на втором этаже в не очень-то ухоженной квартире. Женщину звали Аллой Сергеевной, выглядела она на шестьдесят. На щеках румянец, ростом выше среднего, с мужскими чертами лица, с пушком на верхней губе, угловатая и некрасивая. Волевой взгляд, обрамленный густыми черными бровями ввел Анатолия в смятение. Это была, наверняка, умная женщина, что и подтвердилось в беседе. Ей хватило одного взгляда, чтобы увидеть Анатолия сразу со  всех сторон  и дать ему оценку, Заинтересованный взгляд ее сразу потускнел.  Беседуя, Алла Сергеевна шутила, смеялась, но глаза ее были серьезными.

--------  Какое красивое имя Анатолий! А у меня был Павел, в звании полковника, умер два года назад, любил спеть, и пел часто со мной, - Были первые ее слова, после того как Анатолий представился, - Дуэтом у нас хорошо получалось. Гармонистом он, правда, не был но петь любил. А меня в консерваторию хотели увезти, да тетушка не отдала. Я ведь сиротой была, у тетушки росла. А голос у меня был!

            Алла Сергеевна была в квартире не одна, с ней была еще одна женщина, близкого с Аллой возраста. В квартире топилась печь. Женщины задушевно беседовали и пили чай. Вторая женщина, а звали ее Анной Михайловной, тоже была прилично одета,и Анатолий определил, что она тоже не из простых, понял, что с этими женщинами надо ухо держать востро — умные старушки уловят малейшую фальшь.

------   А мы тут песни поем, - Алла Сергеевна взглядом пригласила Анатолия сесть на подставленный к столу стул.
------   И я готов с вами спеть. Жаль под рукой нет гармони или баяна.
------   Так вы еще и на баяне!? - обрадовалась Алла Сергеевна. - Вы помните старинные песни?

-------  Конечно, а какие вы сегодня пели?
------   О, мы пели разные, даже хулиганские!
------   Какие же?
------   «Гоп со смыком» помните? Представляете, мы ее спели и ни одного нецензурного слова не произнесли!

              Анатолию стало смешно. Он помнил эту песню, родившуюся более полвека назад. Она состояла в основном из нецензурных выражений.
-------  Знаю я эту песню, - сказал он и начал декламировать: «Гоп со смыком песня интересна, двадцать семь куплетов всем известны...»,- Но я знаю ее нецензурную: «Режет немцев русская коса..».

             Все трое расхохотались. Анна Михайловна спохватилась:
------   Я, пожалуй, пойду. Вам же надо познакомиться поближе.
------   Что вы, Анна Михайловна, вы нам не помешаете, - Алла Сергеевна готова была удерживать подругу за рукав.

            Анатолий тоже пробормотал что-то в этом роде, но Анна Михайловна все-таки ушла:
------   Нет, нет вам надо поговорить, а я буду третьей лишней.

              Когда они остались тет-а-тет, Анатолий немного оробел. Алла Сергеевна была явно не из его сословия. Она сыпала стихами, музыкальными терминами, коих Анатолий не знал, музыцировал-то он на слух. Стихи он тоже любил даже пытался сочинять, знал кое-что из современных авторов, но нотной грамоты не знал, в чем и сознался:

-------- Я самоучка, играю на слух, консерваторий не кончал.
-------- Ну, рассказывайте, - резко сменила тему Алла Сергеевна.
-------- Как я докатился до жизни такой?
-------  Вот именно.

-------  А вот так: потихоньку да помаленьку...
-------  Пьете?
-------  Когда захочется.
-------  И часто хочется?
-------  Не очень.

-------  Если мужчина не выпивает, это по российским меркам даже подозрительно, но давайте серьезно. Кто Вы?

             Анатолий вкратце рассказал о себе, не скрыл и своих семейных неудач, о себе высказался довольно самокритично, с юморком. Алла Сергеевна только согласно кивала головой. О себе она рассказывала долго и с удовольствием. Воспоминания доставляли ей даже  наслаждение. А вспомнить, понял Анатолий, ей было что.

-------  А я сирота. Родители были репрессированы. Тетка панически боялась детдома, и меня туда не отдала, и на консерватории моей крест поставила. Но  что-то во мне было заложено природой, я, можно сказать, выбилась в люди. В художественной самодеятельности участвовала на самом высоком уровне, много писала в газеты, в том числе в центральные, числилась внештатником, дослужилась до директора крупной гостиницы в Пятигорске, много читала. В моей гостинице останавливались знаменитости: композиторы, писатели, поэты, артисты. У меня собрана большая коллекция автографов, подаренных книг. Я была знакома с Гамзатовым, Евтушенко, Богословским и многими другими знаменитостями.

             Анатолий слушал и чувствовал свою ничтожность перед этой грандиозной женщиной. Алла Сергеевна была грандиозна не только телесно, но и интеллектуально. В конце своего монолога она вдруг спросила:
-------  И сколько Вы мне дадите лет?

             Анатолий преднамеренно убавил:
-------  Выглядите Вы лет на пятьдесят- пятьдесят пять.
-------  Шестьдесят семь! - как-то даже с радостью поправила его Алла Сергеевна.

-------  Нет, Вы моложе, - польстил ей Анатолий. Она и в самом деле выглядела моложе      
-------  Я Вам не пара, - сделала главный вывод Алла Сергеевна. - Вы еще вон какой молодец! Никакой Вы еще не дедушка. Вам надо женщину лет пятидесяти или моложе.

-------  Спасибо за комплимент, - поблагодарил Анатолий, - Вы мне льстите.
             Анатолий видел, что Алла Сергеевна действительно ему не пара. Он представил себя рядом с ней, представил как ему придется слышать этот командирский голос, терпеть этот напористый характер, смотреть в эти несмеющиеся глаза, и его покоробило. Он превратится .с ней в оловянного солдатика. Мурашки пробежали по спине, но вслух он сказал совсем другое:

------   Мы разные, но это не так уж плохо. Помните физику: одноименные заряды отталкиваются, разноименные притягиваются
             Алла Сергеевна пристально посмотрела на него. В ее несмеющихся глазах промелькнула искорка интереса. Анатолий счел, что глубже знакомиться с Аллой Сергеевной ему не стоит: они и в самом деле не пара и поспешил удалиться:

-------  Мне понравился ваш юмор: «может быть и я пригожусь», - сказал он от порога. - Вы мудрая женщина. Когда можно будет прийти с баяном песни попеть, стихи почитать?
-------  Когда вдохновение посетит наши души, - неопределенно ответила Алла Сергеевна.

             «Нет, не получится у нас единой песни, - сделал окончательный вывод для себя Анатолий. - Даже одну и ту же мы поем по разному».Оказавшись на улице, он поежился, сокрушенно покачал головой: «Ну и хлюст же я! Не пойду больше ни к одной! Совестно. До чего я докатился!»
 


Рецензии