Девика Рани - первая звезда индийского кино

Прощаясь, она мне сказала : “Если вам когда-нибудь станет трудно в жизни, вспомните мои глаза...” Я и сейчас помню ее глаза, лучистые, темные, лилово-карие, во глубине которых скрыты были тайные мистерии Индии, Востока... Затем мне подал руку ее муж, как всегда открытой ладонью вверх, Святослав Николаевич Рерих, младший сын  великого русского художника-мыслителя: “Будьте уверены, что остаетесь всегда с нашими мыслями...” Это было более четверти века назад, в ноябре восемьдесят второго, в гостинице “Советской”, бывшем московском “Яре”...
В знаменательные даты жизни Николая Константиновича Рериха принято вспоминать о нем и его замечательной семье - Елене Ивановне, сыновьях Юрии и Святославе. Это справедливо. Несправедливо забывать о том, что с 1945 года эта семья включала в себя и пятого члена - индийскую киноактрису Девику Рани - супругу Святослава Николаевича. В Индии она была и остается широко известна, как “первая леди индийского кино”.  Этот громкий титул был дан ей в результате деятельности по созданию индийской кинематографии и, в частности, за главную роль в первом индийском звуковом кинофильме “Карма”.
... Девика Рани родилась в семье, которая оставила заметный след в истории Индии. Ее отец, М. Н. Чаудхури сделал выдающуюся карьеру: он стал первым генералом медицинской службы. По матери, Леалы Чаудхури, Девика  являлась внучатой племянницей великого индийского поэта, писателя и общественного деятеля Рабиндраната Тагора.  Поскольку Индия в те годы являлась колонией Англии, “жемчужиной в британской короне”, состоятельные семьи старались дать своим детям образование в метрополии. Согласно традициям аристократических семей ей предстояло стать хорошо воспитанной, образованной женой и матерью. В Лондоне Девика изучала прикладное искусство, специализируясь на текстильном рисунке и декоре; изучала также архитектуру (характерно, что и Святослав Николаевич  обучался на архитектурном отделении в Колумбийском и Гарвардском университетах Америки, создавал большие декоративные полотна на восточные сюжеты). Уже в юности своей она зарабатывала средства к жизни самостоятельно, работая текстильным художником в ведущей художественной студии в Лондоне.
И еще ее влекла к себе сцена. Это не могло быть не замечено  и уже в период учебы ей было предложено Королевской Академией драматических искусств в Лондоне изучать актерское мастерство. Конечно, когда она в 1928 году встретила  Химансу Раи, выдающегося индийского режиссера, она не могла не присоединиться к его постановочному объединению для содействия развитию индийского кино. К концу двадцатых годов оно было еще только в зачаточном состоянии. А знаменитый режиссер, конечно, не мог устоять перед чарами прекрасной соотечественницы. Через год они поженились. Не только любовь объединяла их. Они были увлечены общей идеей: вывести кинематограф Индии на одно из ведущих мест в мире.
Первый фильм, в котором приняла участие Девика, назывался “Бросок игры в кости”. Она работала над костюмами и декорациями, изучала технику постановки. В 1929 году она впервые в Германии, где Химансу Раи являлся режиссером знаменитого немецкого киноконцерна УФА в Берлине . В студиях УФА Девика Рани обучалась костюмированию, гриму, декорации и различным отраслям кинопроизводства, а особенно - актерскому мастерству. Тогда и появился ее сценический псевдоним - Девика Рани. В УФА она находилась в исторически переломный период перехода от немого к звуковому кино и вместе с Химансу Раи имела необыкновенную возможность видеть и изучать различные эксперименты в новом звуковом кинематографе.
В Индию они возвращались воодушевленные одной мечтой - создать  первый  индийский звуковой фильм не только для своей родины, но и для международного показа. Так появился кинофильм “Карма”, в котором играли Девика Рани (роль принцессы-правительницы), Химансу Раи, княжна Бурдвана Суда Рани и другие. “Карма” была поставлена на английском языке и  на хинди.
Выпуск “Кармы” стал сенсацией. Сразу же после выхода на экраны Девика Рани была провозглашена кинозвездой первой величины. Одним из свидетельств этого явилось участие Девики Рани в первой телевизионной передаче ВВС, состоявшейся в Англии. Она была избрана также открыть радиопередачу на коротких волнах для Индии.
Газеты захлебывались от восторга. “Девика Рани - одно из самых красивых созданий, которые когда-либо озаряли экран. Ее английский, усвоенный в Челтнемском колледже, превосходен, техника игры, усвоенная в УФА, изящна и плавна...” (“Обсервер”, Лондон); “В одной из любовных сцен она говорит  принцу (Химансу Раи), что он поэт, а он отвечает, что она поэма - комплимент настолько древний, насколько сама любовная лирика. Но он оправдывается тем, что относится к Девике Рани, с ее милыми чертами, сияющими глазами и пленительными движениями...” (“Бирмингем пост”); “Девика Рани является одной из прекраснейших женщин, которые до сих пор  украшали мировой экран. Она полностью затмила шаблонные чары голливудских блондинок...” (“Дейли диспятч”, Манчестер); “”Карма” замечательна также тем, что привела на экран истинно прелестную звезду - Девику Рани (представляю себе, как некоторые голливудские актрисы скрежетали зубами - только бы не думать об этом имени)...” (“Экспресс энд стар”, Вулвергемптон); “Самый интересный фильм на этой неделе - “Карма”. Рекомендую его вашему вниманию... Необычайная красота Девики Рани поразит весь Лондон... (“Стар”, Лондон)...
В 1958 году, когда Президент Индии наградил Девику Рани Рерих орденом “Падма Шри” (Лотоса), бомбейская газета “Экран” писала: “Она была одной из первых женщин, которые бросили вызов тем, кто считал профессию киноактрисы позорной, и смела препятствия на этом пути...”.
Успех “Кармы” в немалой степени способствовал осуществлению мечты - Химансу Раи и Девика Рани стали основателями знаменитой Бомбейской киностудии. Здесь воспитывались многие знаменитые постановщики, кинорежиссеры, администраторы, кинозвезды, музыканты, писатели, поэты, техники, которые и поныне в числе лучших в Индии. Выдающиеся образы Девики Рани, стиль игры и новый подход создали определенную форму и традицию. Она играла в очень многих фильмах, многие из которых стали классическими произведениями индийского экрана. Именно в эти годы она получила титул “Первой леди индийского кино”...
В 1940 году ее настигло одиночество - умер Химансу Рао. Они прожили вместе более десяти лет и весь этот период находили взаимопонимание в творческой и организаторской деятельности. Естественно, ее попросили принять на себя ответственность за управление Бомбейской студией и контроль за произведениями, включая коммерческую деятельность.  И здесь ее деловой талант, заслонявшийся, может быть, прежде фигурой супруга, проявился в полной мере. Она не только сохранила высокий художественный уровень произведений студии, но и подняла его на новую ступень. Ее способности позволили значительно поднять и доходы компании. Под ее руководством была воспитана целая плеяда выдающихся кинодеятелей(назову хотя бы Радж Капура)...
И вот в разгаре этой кинокарьеры, в 1945 году,  кинематографический мир облетела сенсационная весть - Девика Рани оставляет руководство Бомбейской киностудией и выходит замуж за знаменитого русского художника Святослава Рериха.
Семья Рерихов жила в Индии с конца двадцатых годов и была широко известна своей широкоплановой художественной деятельностью. “Министром внешних сношений” семьи практически с восемнадцати лет был младший сын Святослав. У него были обширные знакомства в самых различных, в том числе самых высокопоставленных, слоях индийского общества. В частности, именно он привез в 1942 году, в долину Кулу, где проживали Рерихи, будущего первого премьер-министра независимой Индии Джавахарлала Неру. С ним старший Рерих обсуждал вопросы индо-русского сближения и сотрудничества.
Его младший сын к тому времени был международно признанным художником. С Девикой они неоднократно встречались на светских приемах, вернисажах, при открытии различного рода культурных мероприятий. Надо сказать, что если Девика была одной из прекраснейших женщин Индии, то и Святослав Рерих был чрезвычайно привлекателен своими славяно-скандинавскими чертами лица и статной фигурой. 23 августа 1945 года они поженились.
По ее позднему признанию ей было боязно входить в семью Рерихов:
- Ведь они были Махатмы, а я - простой человек (как это характерно для истинно больших людей - умалять свои достоинства!). Хотя Елена Ивановна и относилась ко мне замечательно и называла меня “маленькая Лакшми” (в индийской мифологии богиня счастья), но на первых порах было очень трудно.
Николай Константинович, сообщая в одном  писем о женитьбе сына, писал: “Помимо великой славы в своем искусстве, Девика - чудный человек, и мы сердечно полюбили ее. Такой милый задушевный член семьи с широкими взглядами, любящий новую Русь. Елена Ивановна в восторге от такой дочери...” Видимо, первоначальные страхи Девики были несколько преувеличены... Она также признавалась:
- Рерихи в Индии не приспосабливались, как это делали некоторые иностранцы, становясь как бы “индусами”. Рерихи всегда в ней оставались русскими. Но именно они-то и нашли путь к индийской душе, а не те, которые усвоили некоторые особенности нашего внешнего поведения...
Вновь образованная семья поселилась в поместье под Бангалором в Южной Индии.  С этого времени все ее помыслы, все ее действия были связаны с деятельностью мужа. Находясь  у них в гостях, Зинаида Григорьевна Фосдик в своем «Индийском дневнике» записала в 1961 году: «Девика – удивительная женщина, сочетает неутомимую активность, целеустремленность, исключительный административный талант, некоторую суровость и железную волю с поэтическим уклоном, пониманием красоты и большой любовью к Индии. Строга к другим, но также и к себе. Очень дисциплинирована, всем заведует, всё умеет, успевает во всех направлениях, прекрасно знает людей, обстоятельства – умница. Провела детство, юность в Европе, училась там, затем прошла суровую школу в фильмах, с первым мужем, создали современный подход в постановках, работали упорно, терпели нужду, но достигли признания в стране. И доныне все знают актрису Девику Рани. Она же теперь всецело предана Святославу, его искусству и заботе о широком признании его как художника. Организует рекламу, обо все заботится, ничего не упускает…»
 Вместе со Святославом Николаевичем Девика Рани-Рерих много раз была в Советском Союзе, в России...
Я вспоминаю вечер в гостинице “Советской”, который мне посчастливилось провести с этой прекрасной супружеской парой. Мы сидели за столом (я справа от Святослава Николаевича). Был  легкий ужин, а затем мы пили чай. Вначале доставленный из ресторана, а затем собственноручно приготовленный Девикой. В тот вечер в гостях у Рерихов были давние знакомые - Марк Александрович Мокульский с супругой и мы с Кириллом (сыном выдающегося рериховеда Павла Федоровича Беликова). И вот во время всеобщего разговора  я обратил внимание на характер взаимоотношений между супругами. Не было ничего напускного, рассчитанного на внешний эффект. Наоборот, в отношении Святослава Николаевича к супруге сквозила нотка покровительственности, но это была нотка главы семьи, семьи, которая соединила два любящих сердца. В свои уже тогда почтенные годы эта пара была прекрасна. Статный, величавый мудрец и красавица жена, словно вышедшая из рамы написанного Рерихом ее портрета много лет назад... Святослав Николаевич, переводя Девике основные узлы беседы, обращался к ней с той простотой, которая отличает  отношения истинно понимающих друг друга людей. Этого нельзя было не заметить...
И глядя на них я понимал, что тот Праздник Красоты, который присутствует в полотнах Святослава Николаевича, создавался совместно. Девика Рани-Рерих была полновластной совладелицей мира в котором рождалась Красота...
Я до сих пор помню ее глаза о которых театральный критик Индии Амита Малик написала: “Звездные глаза Девики всегда полны света!”

Опубл.: Первая леди индийского кино (о Д. Рани-Рерих) // Дельфис. - 2007. - № 1(49). - С. 26-28.


Рецензии