Развитие воображения, творчество в Монтессори
- Каждый раз, когда я слышу нечто подобное, мне очень хочется спросить: "Дорогие родители, а с чем идёт сравнение?" И дальше много-много восклицательных знаков.
Я заранее прошу прощения, если задену чьи-то чувства, например, вы работаете в садике и у вас всё иначе. Пишу о том, с чем сама сталкивалась, из своего опыта.
Речь не идёт о "плохо/хорошо". И всё-таки, давайте будем адекватными и попробуем спокойно (без осуждения!) сравнить Монтессори садик (3-6 лет) с обычным. Можете даже разделить лист вертикально на две части, подписать колонки и сами ставить плюсики и минусики.
1. Монтессори садик — один взрослый педагог или ассистент педагога на 8 детей (речь только о здоровых детях). Группа до 24 детей — это трое взрослых на группе. Кроме этого, когда дети одеваются на прогулку или раздеваются, возвращаясь с прогулки, может помогать администратор.
Обычный садик — один воспитатель и периодически появляющаяся нянечка на группу фактически в 35 детей, а списочно их может быть 45-49. Группы уплотнились по действующим Сан.Пинам, а количество воспитателей осталось прежним.
Эта скученность детей без достаточной поддержки взрослых имеется ввиду под развитием коммуникативных навыков? Научно установлено, что если детям в группе не хватает внимания, развивается девиантное поведение — дети дёргают друг друга за волосы, дерутся и кусаются. Что остаётся делать воспитателям? Они вынуждены действовать через авторитарность и через страх.
2. По международным нормам в Монтессори садике на одного ребёнка должно приходиться 10 кв.м. площади. В России реально я с такой роскошью не сталкивалась, честно скажу. Но и менее 5 кв. м. на одного ребёнка (3-6 лет) тоже не встречала. Ну может 4,5, один раз было дело, но не менее.
В обычном садике приходится 2 кв. м. на ребёнка. Если учесть громоздкие кровати и мебель, остаётся половина этой площади. На дополнительные кровати после изменения Сан.Пина места не хватало, поэтому разрешено в игровой ставить раскладушки.
3. Основной деятельностью детей в Монтессори среде является свободная работа. Чем лучше подготовлена и продумана среда, тем самостоятельнее в ней дети. Пособия должны быть максимально экологичными, только целыми, полной комплектации.
Дети учатся делать выбор, прилагать собственные усилия, ждать очереди, когда то, что они хотят взять, занято. После освоения любого упражнения так, как его показали, дети сами придумывают вариации с ним, изобретают новые интересные способы работы с пособием (в границах позитива и безопасности). Если хотят и упражнение это предусматривает, предлагают другому ребёнку или нескольким детям делать задание вместе. Учатся договариваться, распределять роли, доносить до других свои соображения, культурно отстаивать свою точку зрения, свои границы. Каждый ребёнок занимается в своём темпе и по своим способностям.
В обычном садике, насколько я видела лично, всё расписано по минутам. Есть некая нарезка коротких фрагментов деятельности для всех детей одновременно — кто-то успел, кто-то только начал, кто-то зазевался, а уже пора убирать и приступать к следующему занятию. Личные предпочтения и интересы детей никого не интересуют.
Количество занятий сейчас значительно сокращено, где-то вообще остался только присмотр. Вы действительно считаете, что пластмассовые игрушки, большая часть из которых поломана, развивают воображение.
4. Творческое развитие. В Монтессори среде есть творческая зона — дети сами готовят рабочее место, наливают воду, приносят материалы на стол, сами убирают своё место после занятия. Они самостоятельно выбирают формат и цвет бумаги, природные материалы, дыроколы, печати, штампы, фигурные скалки, клей, кисти, карандаши, разные краски, разные ножницы, фигурки для аппликаций, наклейки, мукосол или пластилин, массу для лепки и так далее.
Могут быть занятия на заданную тему, открытки родителям на праздник, демонстрация как работать с определённым материалом. Но никто не делает руками детей, не указывает как именно делать, какой цвет выбрать.
Есть музыкальная зона, где в доступе лежат простые в использовании, но настоящие музыкальные орф-инструменты: тамбурины, бубны, металлофоны, ксилофоны, глокеншпили, клавесы, кастаньеты, караталы, треугольники, колокольчики, гуиро, маракасы, флейты, джинглы, климбы и так далее. Дети музицируют сами и вместе. Дети изучают нотную грамоту, как любой другой язык, учатся записывать свои собственные мелодии.
Фоном часто ставится негромкая гармоничная музыка. Есть игровые двигательные занятия под музыку, танцы.
На музыкальных занятиях могут быть и элементы театральных постановок. Всё интерактивно и радостно.
Пример из жизни — творческое занятие в обычном садике. Я наблюдала, но в роли совершенно незначительного частного лица, поэтому на меня особо внимания не обращали.
Воспитательница: "Так, дети, быстро всё оставили, садимся за стол. У нас 15 минут до танцев."
Перед каждым ребёнком выкладывает бумагу, кисточку и ставит одну баночку гуаши — кому какая достанется. Если девочке не нравится коричневая, она хочет, скажем, розовую, никому до этого нет дела, да и некогда.
Воспитательница громко:"Ничего руками не трогаем! Всё делаем только по моей команде." Дети съёживаются, не трогают, ждут, когда раздадут всей группе.
Воспитательница, всё раздав, идёт по кругу и ставит каждому ребёнку на листе точку, с которой надо начать. Дети ждут.
Воспитательница, быстро поставив всем точки, показывает на своём листе: "Так, дети, а теперь макаем кисточку в краску и ведём линию от точки вправо, вот так." Дети приступают... И так по команде они рисуют линию за линией, даже не догадываясь что они делают и зачем.
В итоге, надо сказать, что воспитательница, как метеор, за 15 минут успела провести это "творческое" занятие со всей группой, отвести всех вымыть руки, сама убрала быстро всё со стола и отвела детей на танцевальное занятие.
Вам интересно что получилось? Это были почти одинаковые домики, только все разного цвета. Их, ещё сырыми, подписали и вывесили на большой доске, чтобы счастливые родители увидели как здорово "рисует" их малыш.
С лепкой то же самое (это уже другое занятие и в другом месте): "Ты где глаз сделал! Я же показала куда надо прилепить глаз! Ты неправильно сделал!" Ребёнок убегает к двери, стучит, чтобы его выпустили, но его не выпускают...
Правда классное развитие воображения и творческих способностей?
На мой взгляд, даже если у ребёнка до этого были творческие порывы, ему расхочется рисовать и лепить от слова "совсем".
Но что вам больше нравится, решать вам.
Надежда Нога 24.03.2021
Фото автора
Свидетельство о публикации №221032401398