Наших планов громадье

Не знаю, как в других ведомствах, но мы в авиации пишем очень много всяких планов. Вся наша жизнь сплошное планирование: план полетов, план разборов, план подготовки к осенне-зимней навигации, план подготовки к весеннее-летней навигации, план устранения замечаний инспекции, план мероприятий по снижению себестоимости и увеличению коммерческой эффективности, план проведения учебы, план…план и еще много всяких планов. Планы пронизывают всю нашу жизнь сверху вниз и, с низу вверх, а также вглубь и вширь, по вертикали и по горизонтали, а также вдоль, поперек и наискосок.
Сначала пишем планы мероприятий. Затем пишем отчеты о выполнении планов мероприятий.
Планы бывают самые разные и по любому поводу. Бывают сезонные, квартальные, месячные, еженедельные и, даже ежедневные планы.  В конце зимы мы пишем весенне-летние планы. В конце лета осенне-зимние. Затем квартальные, дальше месячные и до недельных.
В отдельных службах, где начальство особо ретивое и окончательно помешалось на планах, пишутся ежедневные планы. С утра сотрудники отдела начинают писать план работы на день. Каждый сотрудник свой план. Поскольку планирование дело творческое, каждый коптит, пыхтит и потеет, сочиняя свой план на день. К обеду план готов и, если утвержден начальником, то после обеда можно приняться за написание отчета о выполнении плана. И так ежедневно изо дня в день. Некоторые отделы и службы у нас ничего не производят, кроме планов.  Так день за днем и проходит наша плановая жизнь.
Нет, ну все равно, сейчас конечно значительно легче с планами. Не сравнить с теми временами, когда «экономика была экономной», а весь советский народ с воодушевлением строил развитой социализм. Вот там - это было планирование, не в пример теперешнему. Тогда мы не только планы мероприятий писали, но еще, а вернее более всего писали планы производственные. Тогда еще существовал Госплан – такое министерство по планированию всего и вся. Госплан спускал ведомствам и министерствам контрольные цифры, те в свою очередь по вертикали сверху вниз спускали их управлениям, а управления распределяли эти контрольные цифры предприятиям. Предприятия, получив контрольные цифры, оформляли их в конкретные планы по производству продукции в метрах, километрах, тысячах и миллионах тонн.  Работа кипела. Складывались и делились, умножались и вычитались: тонны, километры и приведенные единицы.
В школьном учебнике по арифметике нельзя складывать, или умножать килограммы и расстояния. А мы в своем творческом планировании делали это совершенно безбоязненно, не рискуя получить двойку по арифметике. Мы умножали пассажиров на расстояние. То, что в итоге получалось, называлось удельный пассажирооборот и это сразу же вписывалось в план. Ну а раз Госплан, вопреки школьному задачнику по арифметике, разрешает умножать пассажиров на километры, то почему бы нам не перемножить грузы и километры. Что мы и делали, и получали тонно-километры. Это не важно, что в жизни таких единиц измерения не встречается, зато в планах они смотрятся как высшая математика, как некое высшее знание недоступное простому смертному. Это в жизни и в школьном учебнике по математике нельзя умножать количество котят на количество километров. А у нас запросто. У нас бы получилась совершенно обалденная единица учета - котята-километры. Ну а чем она хуже пассажиро-километров. Просто замечательная такая единица учета
Мы складывали не складываемое и умножали не умножаемое, а чтобы совместить их пользовались новыми единицами измерения.  Это как две жидкости, воду и масло, нельзя смешать, а вот если добавить эмульгатор, то, пожалуйста. Так и у нас, нельзя сложить один час налета на самолете Ту-154 и один час на самолете Ан-2 («кукурузнике»).  Это вещи несовместные их нельзя складывать. Потому, что это, как говорят в Одессе «две большие разницы». Но мы их тоже складывали и умножали. А чтобы это сложилось, мы называли это приведенным налетом часов. И в планах приведенный налет часов очень хорошо смотрелся, и объем давал хороший. Потому что один плюс один у нас равнялось семи. Семи часам налета. Ту-154 мы считали за шесть часов, а Ан-2 у нас равнялся одному часу. Вот такая вот плановая арифметика.
Но вот годовой план сверстан. Точнее еще не план, а только проект плана. Потому, что планом он станет только тогда, когда его утвердят наверху и спустят нам для исполнения. Теперь, когда из контрольных цифр мы сложили планы на очередной год, начинается обратное движение планов по вертикали, но теперь уже с низу вверх. Управления суммируют полученные от предприятий тонно-километры, пассажирооборот и приведенные часы и подают это выше в министерство. Там в свою очередь складывают цифры управлений и отправляют все в Госплан. Госплан проверяет цифры управлений и, если все в порядке снова спускает уже утвержденный план вниз по вертикали. Все снова повторяется. Лифт пошел вниз.  Министерства управлениям, управления предприятиям. Это если все нормально и на всех остановках вертикали вверх нет замечаний. А если вдруг у вышестоящей конторы на любом этапе возникает сомнение в правильности разработанного предприятием плана, то он возвращается на доработку. Правда, это происходило не часто, как правило, если запланированные цифры оказывались, ниже фактически достигнутых в отчетном году. Или рост по сравнению с отчетным годом был ниже, чем требовалось. Или в преддверии, каких-либо юбилейных торжеств по поводу очередной годовщины Великой октябрьской социалистической революции или юбилея какого-либо классика марксизма-ленинизма необходимо было взять повышенные планы и обязательства. Тогда план возвращался на доработку. Потому, что плановая социалистическая экономика развивалась планово и поступательно в соответствии с теми цифрами, которые рассчитывал Госплан и утверждал Совет министров СССР.
Это у них, на загнивающем Западе никакой стабильности в экономике. У них, то взлеты, то падения, то инфляция, то девальвация, то перепроизводство. А все потому, что нету у них, у буржуинов такого мощного интеллектуального центра как Госплан. Поэтому и болтается их экономика из крайности в крайность, как навоз в проруби. А наша развивается планово и поступательно. Благодаря мудрому Госплану и направляющей и определяющей линии партии.
Но это так, отвлечение от основной темы, такая ретроспектива в недалекое прошлое. «Два мира - две системы» - любимый слоган тогдашних политических обозревателей.
Но вернемся снова к нашим планам. Получив утвержденный годовой план, работа по планированию не заканчивалась, а только начиналась. Теперь нужно на основе одного большого плана составить кучу планов помельче. Полугодовые, квартальные, месячные, декадные. Затем этот же план, но вид с боку, составлялись планы по видам работ. А работы мы производили самые разнообразные. Перемещение в пространстве и времени пассажирооборота и тонно-километража. Выполнение полетов по обслуживанию отраслей народного хозяйства с помощью авиации специального назначения. Выполнение авиационно-химических работ в сельском хозяйстве и еще много чего помимо этого основного перечня. И это все планировалось, расписывалось - когда, сколько чего и где. А поскольку экономика была плановая, то и планы были основными вехами ее развития на год, квартал, пятилетку и до какого-то там года наперед.  Планы имели строгую динамику только вверх и никак не вниз. Если в прошедшем году мы выдали план на 120 процентов, то в текущем он будет запланирован с ростом 20 процентов, от достигнутого в прошлом. И так из года в год. Доходило до того, что даже социалистическая экономика не поспевала за плановыми показателями. Нам планировалось обработать пятьсот тысяч гектаров сельхозугодий в сезон авиационно-химических работ. А пахотных земель, пригодных для земледелия было всего около ста тысяч гектаров. Но это нас не смущало и, мы все равно выполняли план по гектарам. Потому, что план – закон. А кто же с законом будет спорить. Себе дороже.
Правда, отдельные ответственные руководители, так увлекались выполнением планов, что выполняли их досрочно и с повышенными социалистическими обязательствами и, громко об этом рапортовали наверх и, получали за это ордена и медали, почести и всякие хорошие дела. Подобное увлечение выполнением и перевыполнением уже на исходе развитого социализма дорого обошлось узбекским руководителям партии и правительства. Они перестарались с выполнением планов настолько, что план по сбору хлопка выполняли и перевыполняли на 200-300-500 процентов. При этом планы были, а хлопка не было, что и привело, в конце концов, к крушению этой пирамиды планового вранья. Пирамида не только рухнула, но и погребла под собой высшую власть республики. Но, мы в авиации, не хлопок производили, а тонно-километры.  А как их взвесишь, измеришь, руками пощупаешь? Никак. Поэтому мы по-прежнему продолжали производить тонно и пассажиро-километры и приведенные часы налета. И производили до тех пор, пока плановая экономика страны вслед за среднеазиатскими республиками не булькнулась и не накрылась медным тазом. А следом за экономикой и государство - «колос на госплановских ногах»…
Нет, сейчас, конечно грех жаловаться на планы. Их конечно много, но не сравнить с былинными госплановскими временами.
2010


Рецензии