Звонок в прошлое

(Записки Джона, внука доктора Ватсона)

1
Об этом деле я долго не мог писать: оно было связано с необычным изобретением и закончилось только тогда, когда наш клиент, а точнее, наши два клиента получили патент, которой немедленно купило Министерство обороны и засекретило. Поэтому, их подлинные имена и место действия в рассказе изменены.
Это была весна 1964 года. Мы позавтракали и стали просматривать принесенные почтальоном свежие газеты.
- Смотри-ка, Джон, - воскликнула Ирен, - какое странное объявление, и есть номер телефона. Как тебе это нравится?
- Ирен, это вранье. Розыгрыш.
- А если не вранье? Ты представляешь, какую помощь в нашей работе может оказать звонок в прошлое? Я сейчас же с ними свяжусь и буду первым клиентом!
- Кому ты решила позвонить в прошлое и зачем?
- Я поздравлю дедушку со столетием.
- Передай Мистеру Шерлоку Холмсу от меня поздравление. Я шучу, конечно, это розыгрыш, рассчитанный на таких легковерных людей, как ты.
Последнюю фразу Ирен уже слышала, когда набирала номер. После короткого разговора она быстро собралась и обиженная ушла, а я снова принялся за газеты.
Вернулась Ирен к обеду, я уже хотел над ней пошутить, но, взглянув на ее задумчивое лицо, решил пока воздержаться.
- Джон, это оказался не розыгрыш. Я сказала, что хочу поздравить дедушку со столетием, назвала год, день и час, но построила разговор так, что бы было ясно, что я говорю именно с ним, и это тот год, день и час, что я назвала. Мне объяснили, что лимит разговора – 200 слов. Вот запись моего разговора.
6 декабря 1953 года
- Алло, алло, дедушка, это я!
- Кто я?
- Ты забыл, что у тебя есть внучка?
- Это… Ирен?
- Конечно, Ирен. У тебя сегодня День рождения, и я хочу тебя поздравить со столетием!
- Ирен, ты ошиблась, мой День рождения будет через месяц, не стоило меня будить среди ночи.
- Разве так поздно? У меня стали часы.
- Конечно, поздно, уже час ночи. За поздравление спасибо. Чем ты сейчас занята?
- Я работаю медсестрой в госпитале.
- В госпитале? Верь после этого в наследственность! Внучка сыщика ушла в медицину. А внук доктора занялся сыском! Интересно, кем будут ваши дети?
- Дедушка, они сами выберут свой путь. Как ты живешь?
- Я давно ушел от дел и стал пчеловодом. Живу в Суссексе вместе с домработницей миссис Манро и её сыном Роджером. Пытаюсь вернуть свою увядающую память с помощью специального желе из японского перца. Если ты мне сообщишь свой постоянный адрес, я тебе вышлю банку натурального подсолнечного меда. Хотя он не так широко известен, но превосходит все остальные сорта по содержанию витамина А.
- Большое спасибо! Дедушка, пока постоянного адреса у меня нет, будь здоров и передай привет миссис Манро. Извини, что я тебя разбудила. Спокойной ночи! Если что-то понадобится, звони.
Отбой.
- Джон, я специально выбрала 6 декабря 1953 года, за месяц до его столетнего юбилея, надеясь, он меня поправит и назвала час ночи, чтобы его разбудить. И все подтвердилось.
- Ирен, - сказал я, - это потрясающе, действительно, чудо! Ты много заплатила?
- Я была их первой клиенткой, поэтому разговор был бесплатный. Двое милых изобретателей усадили меня за компьютер, и я сама набрала телефон, год, день и час. Они хотят апробировать свое изобретение и получить патент. Да, я на всякий случай оставила нашу визитную карточку. Может им пригодится.
Как оказалось, наше визитка им пригодилась уже на следующий день.

2
Они пришли оба, высокий и худой Роберт, и маленький толстенький Джо. Но отличались они не только внешностью, Роберт был сдержан и молчалив, а Джо мог говорить не останавливаясь, так что Роберт нередко дергал его за рукав.
Джо рассказал, что они дружили с детства, оба были изобретателями. Скорее изобретателем был Роберт, а Джо, владевший солидным наследством, субсидировал идеи друга, которые требовали немалых вложений. Последним их изобретением был компьютер для звонков в прошлое. Это стало возможным после открытия семейства кварков, один из которых, названный «Очарованный кварк», как выяснил Роберт, содержал информацию о прошлом.
На деньги Джо он изготовил компьютер, разработал специальную программу, которую назвал «Звонок в прошлое» и был сделан пробный звонок. Джо позвонил своей няне, которой сейчас уже нет в живых. Когда ему исполнилось 11 лет, она рассказала ему замечательную сказку, которую закончить не успела. Он позвонил няне как бы на следующий день и попросил досказать сказку, что она с удовольствием сделала. Изобретение сработало. Они решили на этом заработать и дали объявление в газеты.
- После Ирен звонки в прошлое успели сделать еще два клиента, - закончил Джо.
- А почему только два? – спросил я.
- Вот в связи с этим мы и пришли к вам. Сегодня утром в нашем офисе мы обнаружили, что сигнализация отключена, окно открыто и компьютер исчез.
- Вы обратились в полицию? – спросила Ирен, - вор уже сам звонил в прошлое?
- Нет, не обращались. Изобретение еще не запатентовано, и все должно быть в секрете. Мы надеемся на вашу конфиденциальность. А позвонить он сам не смог, не знает пароля, – заверил Роберт.
- До этого уже были попытки проникнуть в ваш офис? – спросила Ирен.
- Нет. У нас ничего ценного не хранится. Правда, есть сейф, но там только старые проекты.
- Значит, украли компьютер те, кто знали о его существовании. Если объявление было в газетах, его читали тысячи людей. Я думаю, вора никогда не найти, - сказал я
- Подожди, Джон, - попросила Ирен, - ты знаешь поговорку: «Никогда не говори никогда!» В газете ничего не сказано о компьютере. Вы говорите, кроме меня двое приходили и звонили в прошлое? Значит, они не только видели ваш компьютер, но и пользовались им. Вот с них мы и начнем. Расскажите, кто звонил, когда и кому, что они говорили - это может что-то прояснить.
- Миссис Холмс, вы уже знаете об условиях звонка в прошлое. Первое – не звонить самому себе, второе - абонент не должен знать, что ему звонят из будущего, и третье – не сообщать никакой информации, воспользовавшись которой, абонент может изменить свое будущее.
- Надеюсь, эти два разговора были вами записаны? - спросил я.
- Эти разговоры были строго конфиденциальны, - объяснил Джо.
- Да, мы пообещали клиентам, что разговоры будут конфиденциальны, - вмешался Роберт, - но я на всякий экстраординарный случай подключил свой магнитофон. Оба разговора у меня здесь. Я бы не стал вам их давать, но кража нашего изобретения – это и есть экстраординарный случай. Мы можем их сейчас прослушать.
Он достал свой магнитофон и включил звук, а я осторожно нажал под столом секретную кнопку, включающую запись на наш магнитофон разговоров с клиентами. Анализ речи клиента при расследовании оказывает большую помощь.
Дальше Роберт после кратких предисловий к каждому звонку включал записи, а мы с Ирен обратились в слух.
3
Первой была женщина по имени Саманта, которая позвонила в прошлое в Лондон 13 октября 1940 года в 6 часов вечера.
 Она объяснила изобретателям, что ее муж во время Второй Мировой Войны работал военным переводчиком. Когда 7 сентября 1940 года военно-воздушные силы Германии бомбардировали Лондон, кто-то сообщил мужу, что в их дом попала бомба, и все погибли. К счастью, она была на работе, а их две дочки уже жили в приемной семье в провинции, куда их отправили как многих детей из Лондона. Саманта хотела сообщить мужу, что они живы. Вот запись ее разговора.
13 октября 1940 года, 6 часов вечера.
- Алло? Это штаб 16-го корпуса? Попросите переводчика майора Майкла Лесли. Кто звонит? Его жена Саманта. Очень срочно, он должен узнать хорошую новость. Большое спасибо. Майкл? Это Саманта.
- Саманта, ты жива? И девочки живы? Какое счастье, мне позвонили, что в наш дом было прямое попадание! Это неправда?
- Это правда, нашего дома уже нет, но я была на работе, а обе наши девочки живут в провинции в приемной семье. На днях уходит транспорт в Канаду, мне предложили отправить их туда к нашим родственникам, но я отказалась.
- Далеко наши дочки живут?
- Нет, в Виндзоре. Они в безопасности. Ты понял?
- Я понял, просто от души отлегло! Спасибо за звонок. Ты виделась с ними?
- Нет, сейчас поезда не ходят, но я туда звонила, они здоровы и развлекают соседей своими пантомимами. Там много садов, отличный воздух, они укрепят свое здоровье. Конечно, уезжать из Лондона они не хотели, но я их убедила. У нас две умненькие дочки. Как ты?
- Много работы, такое время. А ты?
- Я ем и сплю прямо на работе, кончится война, мы получим страховку и построим новый дом. Главное, чтобы ты вернулся живой и здоровый! За нас не беспокойся, сейчас все так живут. Береги себя…
Отбой.
Следующий звонок касался наследства. Мужчина по имени Джимми позвонил в прошлое в Лондон брату 8 августа 1963 года, в 10 вечера. Брат получил на двоих завещание их тети. Он спрятал переданные ему деньги и, не успев поделиться с братом, уехал отдыхать к морю. Во время купания на него напала акула, и он погиб. Джимми хотел успеть до гибели брата узнать о наследстве.
8 августа 1963 года, 10 вечера.
- Алло, алло, Сэм? Это Джимми. О, как я рад, что тебя застал дома. Я знаю, ты торопишься на поезд, так что сразу перейду к делу. Моя подруга обчистила меня до последней копейки. Пока ты не уехал к морю, я хочу узнать как с наследством нашей тети Сары? Она ведь подарила дом, и деньги нам двоим? Я хотел бы сразу получить свою долю.
- Джимми, не волнуйся, все в порядке! Наши деньги в сохранности, они находятся под строгим контролем тетиного адвоката, который положил их в «Империал» банк. Я попросил его до моего возвращения тебе ничего не давать, так как ты все растратишь, я знаю о твоем увлечении женским полом! В доме тети Сары, где стоит самый большой шкаф со старыми книгами, там висит картина «Лунная ночь в Венеции». Ты спрашивал об этой картине, и я позвал оценщика. Он сказал, что это подлинник и на аукционе дадут большие деньги.
Тетя об этом ничего не знает, она сейчас отдыхает в Брайтоне, на берегу Английского пролива. Оценку дома я сделал во время ее отсутствия, сумма приличная, ты сможешь, братишка, наконец, жениться! Потерпи до моего приезда. Разделим все по-братски, ты обижен не будешь!
- Алло, Сэм, а как фамилия тетиного адвоката? Где он живет?
Отбой.
Вот аванс, - закончил разговор Джо, - мы надеемся на результат. Вернете нам компьютер, мы получим патент и заплатим любую цену, которую вы назовете!

4
Когда оба встревоженных изобретателя ушли, Ирен попросила еще раз включить запись, она знала про секретную кнопку под столом. Пока мы слушали, и я, и она делали в своих блокнотах заметки.
- Ну, с чего начнем? - спросил я, - мне показался подозрительным разговор со штабом 16-го корпуса.
- Почему? Женщина звонила мужу, чтобы его успокоить. Ведь в их дом попала бомба. На чем основаны твои подозрения?
- Ирен, тогда было военное время. Возможно, сообщница звонит немецкому агенту, чтобы сообщить очередную цель для бомбардировки.
- Джон, это твоя фантазия. Она ведь даже заплакала, когда сказала «Береги себя».
- Фантазия? Мне известно, что в наши части проникали немецкие агенты. В разговоре упоминаются две дочки и город Виндзор, где расположен старый королевский замок, там с начала войны жили принцессы Елизавета и Маргарет, замок мог быть целью для немецкой бомбардировки. А упоминание об отправке дочек в Канаду? Как раз обеих принцесс хотели отправить в Канаду, но передумали. А намек: «Ты понял?» Ирен, с твоего позволения, я займусь этим звонком. У меня есть знакомый в Министерстве обороны, я выясню, кто такой этот Майкл Лесли, где он сейчас, и есть ли у него две дочки. А вот как раз второй звонок, про наследство мне представляется малоинтересным, конечно, Джимми хотел успеть узнать о наследстве до гибели брата.
- Хорошо, поделим эти звонки, - предложила Ирен, - первым займешься ты, вторым -  я.

5
Я решил отложить все намеченные дела и составил план действий.
Во-первых, в городской библиотеке надо найти в газетах важные события 13 октября 1940 года. Во-вторых, заехать в Министерство обороны и получить справку о военном переводчике Майкле Лесли. В-третьих, навестить Саманту и, пользуясь своим билетом журналиста, взять у нее интервью, якобы в связи с 20-й годовщиной операции «Оверлорд». Я думаю, она выдаст себя!
Порывшись в старых библиотечных подшивках, я выписал наиболее важные события, случившиеся 13 октября 1940 года. Это оказалось нетрудно. В этот день выступила по радио ВВС в программе «Детский час» принцесса Елизавета, ей было всего 14 лет. Она обращалась к детям, эвакуированным из Лондона: «Моя сестра Маргарет и я очень сочувствуем вам, поскольку мы знаем по опыту, что значит быть вдали от тех, кого мы любим больше всего», сказала Елизавета, «Вам, живущим в новом окружении, мы выражаем искреннее сочувствие и в то же время хотим поблагодарить добрых людей, которые приняли вас в свои дома».
Это выступление, конечно, слушала женщина, назвавшая себя Самантой. Уже тепло!
Что еще? В этот день Риббентроп посылает Сталину письмо, обвиняя Англию во всех грехах и обещая ее скорое поражение. «Скоро Англия под тяжестью наших ударов признает свой окончательный разгром, теперь это только вопрос времени» - пишет Риббентроп.
Дальше. В этот день наши самолеты бомбили Берлин. Германская шпионка дает цель для ответного удара. Горячо!
  В Министерстве обороны еще не успел выйти на пенсию мой старый знакомый полковник Гарри Мэдсон, работающий в отделе личного состава. Мы вспомнили высадку в Нормандии, и я попросил его дать сведения о военном переводчике майоре Майкле Лесли. Гарри  пошел в архив, принес личное дело, и я с его разрешения сделал выписку:
«Майор Майкл Лесли, сын члена парламента виконта Якоба Лесли родился в 1903 году, окончил Лондонский Университетский Колледж со степенью бакалавра правоведения и готовился к дипломатической работе в Германии, для чего дополнительно изучил немецкий язык в школе Берлица в Лондоне. В 1931 году женился на Саманте Оверфилд, есть две дочки. В 1939 году стал членом ассоциации военных переводчиков и добровольно начал служить в вооруженных силах. Вел допросы немецких летчиков, сбитых над Лондоном. Погиб во время немецкой бомбардировки Лондона 15 октября 1940 года.»
М-да.  Вряд ли такой человек был немецким агентом.
А Саманта мне рассказала, почему решила позвонить в прошлое мужу именно 13 октября 1940 года. Прослушав выступление принцессы Елизаветы, она решила, что надо передать мужу привет от их двух дочек, которые были благополучно эвакуированы в Виндзор. Но начался очередной налет немецкой авиации, она поспешила в бомбоубежище, а когда налет кончился, ей пришлось принимать участие в разборе завалин и спасении людей. Тогда мужу ей удалось позвонить только 20 октября, и ей сообщили, что, 15 октября он погиб. Поэтому она не удержалась и заплакала в конце звонка в прошлое, она уже знала, что через два дня он погибнет.
Когда я вернулся, Ирен уже была дома, и я рассказал о результатах своего расследования.
- Ты оказалась права, - сказал я, - Саманта тут не причем. Наверное, нам надо было сразу посетить офис изобретателей, поискать отпечатки пальцев грабителя и другие улики, которые наведут нас на след. Завтра с утра поедем туда вместе?
- Джон, никуда ехать не надо, наш приятель из полиции сержант Бен Лестрейд уже нашел грабителя и вернул драгоценный компьютер владельцам. Я пригласила его к ужину, и мы узнаем подробности.
Бен явился с бутылкой виски и сообщил, что за удачное задержание опасного преступника ему присвоено очередное звание.
- Миссис Ирен, примите мою глубокую благодарность за оказанную помощь, - сказал Бен. - Я запомнил дом, где висела картина «Лунная ночь в Венеции», там организовал засаду, и мы взяли Брюса Рейнольдса. Он признался, что для связей с сообщниками украл компьютер и согласился его вернуть, чтобы мы это оформили, как помощь следствию. Ваш звонок помог закрыть, казалось бы, безнадежное дело, и я напишу докладную записку руководству о выплате вам денежной премии. 
- Бен, я очень рада, что смогла вам помочь, но никакой докладной записки писать не надо, - сказала Ирен, - я вас поздравляю с повышением!

6
- Ирен, неужели сработал второй звонок? – спросил я, когда гость ушел.
- Я тоже посидела в библиотеке, просматривая Лондонские газеты от 8 августа 1963 года, и обнаружила, что в этот день в Англии было совершено крупное ограбление почтового поезда! Ты слышал об этом?
- Конечно, слышал. Это сделала банда из 15 человек. Теперь я вспомнил, Брюс Рейнольдс был их главарем. Ранним утром они поменяли сигнал светофора и остановили на перегоне почтовый поезд. В фирменных комбинезонах, какие носят работниками железной дороги, грабители поднялись на паровоз, связали машиниста и его помощника, отцепили два почтовых вагона с деньгами и погрузили 120 мешков с 60 миллионами долларов в заранее подогнанный грузовик. О, это было очень громкое дело! Раскрыть преступление, и задержать грабителей было делом чести Скотланд-Ярда. Большинство грабителей задержали, но часть денег так и не нашли. Удалось скрыться главарю Брюсу Рейнольдсу и казначею Чарли Уилсону. Но как тебе удалось на них выйти?
- Я прослушала еще раз внимательно ответ Сэма по поводу наследства тети и обратила внимание, что он в отдельных местах делает паузы. Вот послушай.
Она включила запись.
- Он больной человек, едет лечиться, - сказал я, - просто переводит дыхание.
- А я записала сообщение Сэма так, чтобы каждая фраза кончалась паузой.
1. Джимми, не волнуйся, все в порядке! Наши деньги в сохранности, они находятся под…
2. строгим контролем тетиного адвоката, который положил их в «Империал» банк. Я попросил его до моего возвращения тебе ничего не давать, так как ты все растратишь, я знаю о твоем увлечении женским…
3. полом! В доме тети Сары, где стоит самый большой шкаф со старыми книгами, там висит картина «Лунная ночь в Венеции»…
4. Ты спрашивал про эту картину, и я позвал оценщика. Он сказал, что это подлинник и на аукционе дадут большие деньги… 
5. Тетя об этом ничего не знает…
6. она сейчас отдыхает в Брайтоне, на берегу Английского пролива. Оценку дома я сделал в ее отсутствии, сумма приличная, ты сможешь, братишка, наконец, жениться…
7. Потерпи до моего приезда. Разделим все по-братски, ты обижен не будешь!
Я решила, что, возможно, это шифр, но уголовники вряд ли способны придумать что-то сложное и смотри, что получается, если читать только нечетные строчки 1, 3, 5 и 7:
«Джимми, не волнуйся, все в порядке! Наши деньги в сохранности, они находятся под полом в доме тети Сары, где стоит самый большой шкаф со старыми книгами, там висит картина «Лунная ночь в Венеции». Тетя об этом ничего не знает. Потерпи до моего приезда. Разделим все по-братски, ты обижен не будешь!»
- Я позвонила Бену Лестрейду, он тоже уверен, что это кто-то из шайки хочет получить свою долю, ведь часть денег так и не нашли. Возможно, Брюс звонил Чарли. Бен знал адрес тети, о которой идет речь, она живет в Бристоле – они тогда делали у нее обыск, но ничего не нашли. Тетя Сара – вполне порядочная женщина. А картину «Лунная ночь в Венеции» он запомнил. Бен позвонил в Бристоль, и у тетиного дома была организована засада. И мешки с деньгами под полом нашли.
Так закончилось это дело. После патентования этого изобретения и покупки его Министерством обороны, мы были щедро вознаграждены. Сейчас Роберт и Джо работают над проектом «Звонок в будущее».


Рецензии
Привет, Ефим!

Зашел случайно и не жалею. Рассказ понравился. Звонки в прошлое, это чудесная идея. Мы ведь много не договариваем и иногда нас не понимают, а жаль.
а люди уходят, умирают, исчезают.
Здесь и фантазия и реальность. Сама жизнь.

У меня есть подобные идеи, смешно, стесняюсь говорить громко о них.

Желаю Вам и всей семье благополучия и успехов во всем.

Саша.

Наивный   20.04.2021 22:45     Заявить о нарушении
Саша, спасибо за добрые слова!
А как Вам нравится звонок в будущее?

Ефим Шейнис   22.04.2021 05:12   Заявить о нарушении