Изабелла

Мои невыдуманные истории

(Фото автора)


Она была из того поколения, «кто привык за победу бороться!». И верила:  «Кто весел — тот смеется, кто хочет — тот добьется, кто ищет- тот всегда найдет!».  Как в популярном в те годы фильме «Дети капитана Гранта». 


Зеленоглазая  красавица с таким помпезным именем  была девушкой-вихрем. Студентка Свердловского педагогического института,  перворазрядница по плаванию и по гребле на байдарках, скалолазка, волейболистка, лыжница, певунья. На последнем курсе института вышла замуж за товарища Серёжку,  по направлению института пошла работать в школу, родила сыночка.  Жизнь - сплошная любовь! И вдруг беда! 


У мужа обнаружили симптомы тяжелой  болезни.  Вскоре участились шизофренические психозы, начались изменения личности. Горе, ворвавшееся в жизнь молодой семьи, поставило чёрный крест на их счастливом прошлом.  Но это испытание оказалось не последним. Изабелла потеряла своего сыночка.  Окаменела, перестала говорить, не ела, не плакала, бросалась под машину, умирала...


Друзья купили Изабелле билет на Родину в Узбекистан и посадили ее в поезд. Четверо суток без осознания реальности: день- ночь, холод- жара. Никакие разговоры попутчиков, их предложения попить-поесть не могли возвратить девушку в настоящую жизнь.


Большая родительская семья перестроила свою жизнь ради спасения дочери.  Все, кто как мог, старались помочь Изабелле преодолеть жуткую депрессию.  Она устроилась работать в школу, загрузила себя полностью разными делами - оставалась там до поздна, брала дополнительные нагрузки. Занималась внеклассной работой. Вскоре открыла литературный кружок, подготовила чтецов на городской конкурс и получила первый шквал благодарностей от руководства школы, гороно и от родителей. Дети потянулись к Изабелле - поездки за город, спортивные мероприятия, создание школьного театра. Молодая учительница хорошо владела узбекским и таджикским языками, что укрепило ее авторитет среди местного населения. Так началась ее новая бурная жизнь.


Когда в истории страны случилась война, Изабелла вместе со старшими сёстрами и братьями помогала декханам убирать урожай на полях и в садах для госпиталей и семей, эвакуированных в глубокий тыл, в Узбекистан. 


В конце войны решила кардинально изменить свою жизнь и умчалась в Москву. Первое время жила у родной тетки. Вскоре устроилась в костюмерный цех Мосфильма, каким-то третьим помощником второго помрежа по реквизиту.


Изабелла была удивительно хороша собой! Стройная, но не худая. С тонкими чертами лица, с легкой копной слегка вьющихся волос.  Крепкие красивые ноги, выдающие  спортивное прошлое. А походка! Спина как струна, соблазнительная грудь, осиная талия. Всегда броские наряды - платье, скроенное из списанной в клубе шторины. Или молочного цвета жакет из  маминой скатерти с вышитыми ею букетиками незабудок и выбитой каймой по периметру. А белая элегантная шляпка с широкими полями из фетровой шапки, которую Изабелла выцыганила у пасечника в родном городе и переделала в эксклюзив!


Шикарная молодая девушка уверенно дефилировала по улице Горького и делала вид, что в упор не замечает  взгляды особ противоположного пола.  При всей смелости поведения она была очень скромной и никогда не позволяла никаких таких фривольностей в общении с мужчинами.


На Мосфильме ее приняли хорошо. Разрешали пользоваться одеждой из костюмерной для массовки. И даже частенько приглашали участвовать в съемках. Причём, не просто изображать толпу. А, например, цветочницей пройтись между столиками в ресторане. Или под дождем бежать босиком с ярким  зонтиком. Артистка! 

В семье так и прилипло к ней это «звание».  «Ну ты и артистка, Изабелка!»- всегда бросал ей вслед брат. Или: «О, о! Смотри, артистка наша на базар за мясом пошла!», - летело ей вслед от доброжелательных соседок по двору.  И даже когда она вернулась домой в свой любимый солнечный добрый город - также неожиданно, как и уехала когда-то в Москву -  «Артисткой» она оставалась до конца своей жизни!


Идти с ней по улице было сплошное удовольствие.  С Изабеллой здоровался каждый второй прохожий. А на знаменитом восточном базаре она вообще могла обходиться без денег. Щедрые продавцы считали за счастье упаковать её корзинку свежайшими овощами и фруктами. Мугалим! Учитель! Уважаемый Человек!


Не имея своей семьи, Изабелла всегда крутилась вокруг многочисленной родни - возилась с племянниками: внучатами, сёстрами-братьями. Покупала детворе одежду, игрушки, разные вкусняшки.  Ездила с ними в походы.  Таскала детей по музеям и историческим местам. Собирала для племянников уникальные гербарии, которые потом признавались лучшими в школе .


Были моменты, когда родня обманывала ее на деньги. Она умудрилась даже потерять своё жильё, которое в результате хитрых манипуляций оказалось собственностью ближнего родственника.  И это не обозлило Изабеллу. На имеющиеся сбережения она купила крошечную  однокомнатную  кооперативную квартирку. Нехитро обустроила ее, «присвоив» из родительского дома лишь хрустальную шкатулочку с треснутой крышкой (подарок маме от родственницы-миллионерши) и  старинную чайницу с нарисованными масляными красками синими ирисами. Чайница была очень древняя и, наверное, ценная, так как  была зарегистрирована  в одном из важных антикварных каталогов. Никаких дорогих сервизов или шкафов, плотно забитых книгами.  Только всё  самое необходимое. И куча горшков с цветами, на которые она почти не обращала внимания. А цветочки выживали и цвели-цвели круглый год очень обильно.  Любили хозяйку. Что касается книг - милости просим в городскую библиотеку!   А дома  - только пыль собирать!


В шестьдесят лет Изабелла вышла замуж.  За прекрасного человека с внешностью Дон Кихота и с армянским именем Амбарцум. Переехала к нему в маленький городок. Была обожаема своим мужем, быстро освоилась в новой обстановке.


У Амбарцума был свой дом с садом, винным подвальчиком, курятником и виноградником на горном склоне. Он был мастером на все руки - часовщиком, обувщиком, строителем, виноделом, земледельцем. И знатным фотографом с огромной стационарной лабораторией и фотоаппаратом на треноге.


Вся улица приглашала Амбарцума на свадьбы и просто так к себе во двор . Это было настоящее волшебство.  Он долго изучал местность, определял  точку, куда следует поставить мощную треногу. Затем настраивал фотоаппарат, набрасывал на него темную мягкую ткань, тщательно корректировал складки на драпировке. Потом рассаживал всё семейство, находя лучший вариант фона. Деликатно подправлял  повороты головы у каждого объекта, разглаживал всем воротнички, оборочки и выравнивал очки. Добившись желаемого, возвращался к треноге, нырял под чёрную накидку, колдовал в полной темноте минуты три и довольный процессом  резко выскакивал на свет. И вот тут звучало традиционное: «Улыбайтесь, сейчас вылетит птичка!». Факир делал загадочные движения руками - снимал-одевал крышку объектива, вновь взмахивал руками. Секундный треск и... народ счастливый и довольный обнимал любимого фотографа, приглашал за праздничный стол и начинался добрый семейный той.


С  Изабеллой у них был идеальный союз. Любовь стирала даже самые маленькие шероховатости, которые иногда возникали.  Во дворе всегда был накрыт длинный стол. Кувшин домашнего вина- утром один сорт божественного напитка, в обед - другой, вечером - совсем другой.  На кухне всегда пыхтели пироги, фирменное ореховое печенье: которое Изабелла пекла всю жизнь. Варилось варенье из тутовника или белой черешни. Амбарцум играл на дудуке, мандолине или аккордеоне. Горлинки чистили свои гнёзда, готовясь высиживать новое потомство. Спадала среднеазиатская жара. 

«Амбарцум-джан, давай завтра плов сделаем в большом казане, соседей пригласим!» - говорила нараспев Изабелла.  И назавтра был плов, рассыпчатый, с красными зёрнами граната.  И приходили соседи со своими тандырными лепешками. Лился неторопливый разговор о самом обычном и самом важном. На огромной планете Земля  мирно  существовал маленький оазис большого человеческого счастья, которое трепетно создавали и берегли два пожилых красивых человека.


Через несколько лет прилетели из России  сыновья Амбарцума. Предъявили Изабелле обвинение - охмурила отца, обманула, посягнула на родовую недвижимость.  Собрали ее вещички и отправили восвояси. Заочно развели  в ЗАГСе прекрасных влюблённых, переписали дом на себя и оставили убитого горем отца  доживать свой век в холодном пустом доме.


С трудом оправились Амбарцум и Изабелла от такого неожиданного удара.  Попробовали жить в маленькой городской квартирке Изабеллы. Но  через год  сердце  Амбарцума остановилось. Он оставил своей любимой женщине письмо в школьной тетрадочке: в котором разными словами признавался  ей в безмерной любви. Двенадцать страничек для любимой женщины.


Уже другим человеком Изабелла  медленными шагами пошла дальше по маршрутам своей судьбы.  На фоне такой потери ей стали казаться совсем незначимыми мелкие ссоры с братом, непонимание родни. Она полностью растворилась в своих  племянниках и внуке  старшей сестры.  В городе организовали клуб ветеранов народного образования и Изабелла стала активным его участником.  С удовольствием вела там кружок народного творчества - учила молодежь разным техникам вышивки - крестиком, гладью, ришелье, барокко, болгарским крестиком. Пела своим высоким голосом песни далекой юности.


В какое-то мгновение Изабелла стала резко меняться. Многое перестала понимать.  Замкнулась в своей квартире.  Или выходила на улицу,  уезжала на автобусе в неизвестном направлении, с трудом распознавая какие-либо ориентиры. Родственники привлекали врачей, помещали ее в стационары или дома отдыха для пенсионеров.  Она как-то умудрялась  уходить из всех этих мест. Часто приезжала в старинное городское кафе у центрального парка, заказывала там пломбир и пирожное «Наполеон». И что-то внимательно читала.


Однажды Изабелла ушла из кафе,  не сделав заказ. Сидела-сидела,  перекладывала что-то в своей сумочке, потом встала и неспешно ушла. Гуляя по аллеям парка,  она остановилась у клумбы с её любимыми пионами. Погладила нежные лепестки,  подышала сладким ароматом.  Поднялась на первую ступеньку семицветной радуги. Потом сделала следующий шаг, потом ещё и ещё. Когда радуга закончилась, Изабелла прыгнула на облачко, большое, пушистое, мягкое и доброе...


Официант в кафе подошёл к столику, где совсем недавно сидела странная посетительница: «Ничего не заказала. Куда-то торопилась. Забыла школьную тетрадку, исписанную перьевой ручкой мелким почерком. Надо оставить на кассе. Придёт следующий раз - отдадим.».


Не придёт...


Рецензии
Оля, какая прекрасная (и да, очень грустная) история. Какая трудная и красивая судьба одаренного человека, красивой любящей женщины, пережившей так много и оставшейся верной себе. И какой трагический финал.
Тебе удалось в этом коротком рассказе создать необыкновенно привлекательный образ Изабеллы и вызвать такое искреннее сочувствие к своей героине - это очень сильно. Поздравляю тебя с этим новым произведением.

Любовь Пименова   01.04.2021 03:04     Заявить о нарушении
Отвечу известной фразой: «Счастье - это когда тебя понимают!». Как же это хорошо, когда акценты, выставленные автором, совпадают с эмоциями читателя. Значит, всё не напрасно! Спасибо, Люба! Удачи!

Ольга Криводанова   04.04.2021 15:43   Заявить о нарушении
Написано волшебным ветром! Огромное спасибо!

Павел Шумкин   24.03.2022 16:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.