О социальных разногласиях и конфликтах в обществе

     По материалам СМИ.

     Сегодня такая наука, как социология, уже знает, как глубоко архаичным является оценка людей по формальным социальным характеристикам, особенно таким, как национальность, раса, религия, территория и прочее. Исследования показали, что личные социотипы во всех нациях одни и одна основа для понимания друг друга, для доверия, согласия и сотрудничества между людьми в глобальном масштабе, но соотношения разных социотипов зависит от законов общества. В традиционной этнологии государство считается чем-то внешним, однако государство и этнос соответствуют друг другу в некотором отношении и в определенный период времени, то есть  каждый народ имеет ту власть и те законы, которые заслужил в процессе своего развития!

     При выявлении системы, которая необходима любой науке, проявилась необходимость системного подхода к пониманию государства как определённой надструктуры, которая должна регулировать жизнедеятельность этноса и которая появляется в результате соединения внутренних и внешних потребностей населения для плодотворного взаимодействия всех систем общества. Итак, все институты, включая государство со своими службами обеспечения правопорядка и законности, являются подсистемами этноса и его органами, созданными для достижения цели по выживанию и развитию общества в процессе общественной эволюции и адаптации в окружающем мире.

     Как известно, мировым религиям свойственна слабость в деловой логике и ХРИСТИАНСКАЯ церковь не исключение.  И хотя она в своё время запрещала ссуду денег под проценты, а в  XII в. законы, карающие за ростовщичество, стали особенно суровыми, МУСУЛЬМАНСКА религия также запрещала подобного рода финансовые операции, однако они получили распространение и сейчас ею почти не осуждаются.

     В Украине, как, впрочем, и в Башкирии, существует информационно-типологическая основа для формирования этики аскетического протестантизма. Макс Вебер на основе социологического анализа доказал, что данная этика прививает людям трудолюбие, бережливость и честность в добывании средств для жизни. Слабость морального фундамента бизнеса объясняется тем, что православие больше воспитывает в гуманитарно-страдальческом, чем в социально-практическом духе, то есть почти не влияет полжительно на частно-предпринимательскую деятельность.

     Но перспективы перехода к более социально прогрессивным взаимоотношениям в обществе уже давно наметились. Даже при интегральном типе ментальности народа в такой стране, как Турция, в силу многоуровневой структуры государства, имея сильную армию и господствующую исламскую религию, сегодня является в то же время достаточно стабильным светским государством.

     В арабских странах, где ислам, в отличие от Турции, является определяющим во всех сферах жизни общества, уровень жизни значительно ниже.  И хотя вопреки расхожему мнению Запад и Восток по внутреннему строению своих государств не так уж далеки друг от друга.  И при социологическом обосновании типологический материал, из которого сотканы индивиды и группы, один и тот же. В свое время К.Г. Юнг обосновал экстравертность Запада и интровертность Востока. В социальном отношении Запад – динамично развивающееся общество открытого типа. Восток – статичное общество закрытого типа. Просто Восток развивается гораздо медленнее в силу доминирования традиционализма, консерватизма и авторитаризма.

     В случае изолированного развития интровертный Восток приходит к закостенелости и отсталости, а экстравертный Запад порождает кризис культуры и экологии в силу ничем не уравновешиваемой экспансивности. Выход из тупика изоляционизма состоит в кооперации и в позитивном взаимодействии обоих полюсов.

     Такие страны как Россия и  США пытаются активно влиять на другие государства и целые регионы. В свое время Ф. Энгельс говорил о цивилизующем влиянии России на страны Востока. В этом же ряду стоят колониальные империи прошлого – Великобритания, Франция, Османская империя, Австро-Венгрия и т. д. Германия и Япония в ХХ в. тоже попытались с помощью силы оружия и агрессии перекроить геополитическую карту и изменить мир в угоду своим ценностям и интересам.

     Сегодня роль мирового цивилизатора, агрессора и «жандарма» выполняют США. Поэтому проблема взаимодействия качественных, типологических факторов и уровней развития приобретает практическую значимость. Интегральная соционика весьма перспективна для использования в сфере международных отношений и геополитических прогнозов.

      Американский политолог С. Хантингтон в своей статье (1993 г.) обосновал тезис, что XXI век станет веком столкновения цивилизаций, религий и убеждений. В 1996 г. Хантингтон выпустил в свет книгу «Столкновение цивилизаций и перестройка мирового порядка». Он выделял 8 цивилизаций – индуистскую, исламскую, японскую, православную, китайскую, западную, африканскую, латиноамериканскую. В социоанализе известен закон о доминировании конфликтов между тождественными системами над конфликтами противоположных систем.

     В социально-политической жизни и практике международных отношений можно найти целый ряд доказательств данного закона. Так, конфликт между Российской Федерацией и Чечней объяснялся их принадлежностью к одному интегральному социотипу, как сильный хозяин в своём доме.   Каждый из данных социумов стремится к господству в своём доме и к экспансии, что часто и порождает конфликт.

     Другой факт: сербско-мусульмано-хорватский конфликт. В его основе лежит не только и не столько религиозный фактор, сколько геополитический территориальный фактор. Не случайно хорваты-католики вступали в союз с мусульманами против православных сербов, а мусульмане с сербами – против хорватов. Стройность концепции Хантингтона нарушает и тот факт, что в югославском конфликте союзником хорватов стала Германия, боснийских мусульман – США, а сербов – Великобритания и Франция. США также встали на защиту косовских албанцев-мусульман в их конфликте с сербами.

     Во время войны в Персидском заливе в 1990 г. мы стали свидетелями христианско-исламского блока западных стран с Кувейтом, Саудовской Аравией и другими исламскими государствами против исламского Ирака. Из истории известно множество фактов, когда представители одних религий вступали в союз с представителями «чуждых» конфессий для достижения прагматических целей.

      Тождественные законы возникновения конфликтов подтверждаются массой примеров межрелигиозных войн  внутри цивилизаций в пределах одного этноса и страны, между соседними, близкими по языку и культуре народами. В последние века увеличивается доля межгражданских столновений и войн. По данным исследователя войн К. Райта в период в 1800-1941 гг. одна гражданская война приходилась на 3 межгосударственные. За период с 1945 по 1985 гг., по данным германских учёных, в мире произошло 160 вооруженных конфликтов, из которых 151 – в странах третьего мира.

     Сам С. Хантингтон приводит факты, которые опровергают основное положение его концепции - конфликты внутри цивилизаций происходят примерно в 1,5 раза чаще, чем конфликты между разными цивилизациями. По данным известного российского политолога К.С. Гаджиева, число классических межгосударственных войн уменьшается, в то время как число внутригосударственных конфликтов и войн возрастает. Не столкновения религий, а конфликты разных социальных интересов внутри цивилизаций выходят на первый план. (Гаджиев К.С. Введение в геополитику. М.,1998. с.387-396).

     «Практическое применение интегральных методов исследования в области развития общества, информационно-энергетическое моделирования в сфере духовной культуры для получения относительно точной информации об этнических ценностях; анализ и прогнозирование межэтнических взаимодействий; прогнозирование отношений социальных систем с разными культурами; профилактика и конструктивное разрешение межнациональных конфликтов с помощью учета глубинных типологических ценностей в процессе определения основных характеристик развития социальных институтов следует выделить формирование нового мировоззрения, в основе которого лежит толерантность как терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям, как возможность находить компромисс для мирной жизни людей с другим мировоззрением.»  {Антошкин В.Н. Типологический анализ и повышение эффективности социального управления. Современные исследования социальных проблем. Электронный научный журнал]. 2012. №6 (14)}.


Рецензии