Вышивальщица. Глава 49. Яша Додин и другие

У Аллы Шевырёвой отлегло от сердца, когда она услышала в телефонной трубке Колькин голос:
— Мам, привет. Ты как?
— Да что со мной сделается, живу, хлеб жую, телевизор смотрю…
— Мам, я пока в Осташкове поживу, — огорошил её Колька. — Такое дело… С Арининой бабушкой беда случилась, в больницу положили, Аринка переживает очень, одна загнётся тут. Я с делами разгребусь и приеду. Мам! Ты звони, если что. — И повесил трубку прежде, чем мать успела ответить.

О том, в каком состоянии он нашёл Арину и как «разгребался с делами», Колька рассказывать не стал.

Алла Михайловна не находила себе места: понесло его в Осташков этот! Умчался — чужие дела улаживать, за бабкой чужой ухаживать. А что мать одна-одинёшенька, его не колышет. Василиска жалобно мяукала, ходила из угла в угол, вспрыгивала на подоконник и подолгу смотрела в окно. Животина и та тоскует… Михална брала кошку на руки, заглядывала в глаза: «Вдвоём мы с тобой остались. Иди, сливочек тебе налью, Колька холодильник доверху набил, ни щёлки не оставил. Приедет, куда денется. Каждый день звонит, и про тебя спрашивает, говорит, как там Василиска…

К приезду сына новостей накопилось столько, что хватило на целый вечер.
— Соседку-то нашу, Аринку, с работы уволили! Пётр-то Ильич лично приходил, интересовался. А я говорю: ничего не знаю, не моё дело. Говорю, уехала она, и Колька мой за ней следом умотал. И пропали оба.
— Уволили? А где она работать будет?
— Так а я о чём? Зашла я к ней, по-соседски. Спрашиваю, как жить-то будешь? Может, мне с Валерьяновной потолковать, чтоб, значит, мужа уговорила обратно тебя взять? Петька-то отходчивый. А она работу новую нашла, в библиотеку устроилась, методистом. Во как жизнь-то повернулась! Методист! Чаем меня напоила, с городскими конфетами, и с собой дала горстку, в карман насыпала. Девка-то не жадная… — рассказывала Михална, с любовью глядя на сына. — Я Петькиной жене рассказала, её аж перекосило всю.

На самом деле Ирину Валерьяновну новость обрадовала: «Должность хорошая, это тебе не подъезды мыть, грязь волохать... А Петьке моему наука: на новых-то уборщиц жильцы жалуются, привыкли, понимаешь, к чистоте, избаловались.
— Да пущай жалуются! Петя твой отбрешется. Первый раз, что ли?
— Да они не ему, они главе администрации письма пишут, просят принять меры. Он — Петьку на ковёр! Что, говорит, Петя, надоела тебе твоя должность? Кто ж подумать мог, что из-за девчонки такая беда случится…»
— Да не убивайся ты так, Валерьяновна. Никто твоего мужа не тронет, как началил, так и будет началить, штаны просиживать. А по мне, так надо уборщиц премии лишить, а за жалобы штраф из зарплаты вычесть. Живо работать научатся, халды, — утешала её Алла, обалдевшая от такого поворота событий.

— Ох, сынок, я и забыла совсем… Тебя ж тоже уволили, передать велели, чтобы не являлся больше.
— Слона-то я и не приметил! — рассмеялся Колька. — Да бог с ним, с магазином этим! Я его сожгу к чёртовой матери. В Чёрном Доре разнорабочие нужны в любой сезон. Не пропаду. — Колька обнял мать за плечи, убрал со щеки волосы, поцеловал. — Ничего, мам. Проживём.
— А ты другой стал. На отца сильно похож.
— Ты долго его помнить будешь? — разозлился Колька. — Он нас с тобой бросил, жизнь тебе разбил, алиментов не платил!
— Он много денег дал. Я на них считай три года жила, одевала тебя в самое лучшее, игрушки тебе покупала, книжек полный дом… Поварихой-то я мало что зарабатывала, да за комнату платила. Баба Стеша недорого брала, а всё ж деньги. А Марек меня сильно любил.

— Что за Марек такой?
— Отец твой, Марек Сигизмундович. Я ж тебе говорила, поляк он. Мать у него красивая — боже ж мой! Как с картинки срисованная! Матильда Вацлавна. Бабушка твоя, значит. Мы с Мареком расписаться хотели, а мать его упёрлась, выбирай, говорит, или я, или она. Не мог он с матерью так…
— С тобой, значит, мог?
— Со мной мог. Тут письмо от него пришло, родители мне переслали.
— Так они живы?! Ты же говорила, что их нет!
— Живы, с чего им помирать-то? Они о тебе не вспомнили ни разу, не нужен им внук.
— А мне ты одна нужна, а больше никто. Мам… А Арина где, не знаешь? Я звонил, она дверь не открыла.

— А говоришь, никто не нужен… Ирка твоя приезжала, — сменила тему мать. — Где, говорит, мой Колька? Я ей говорю: «Это вместо здравствуйте, Алла Михайловна, как ваше здоровье»? А она мне: «Да мне пофиг!»
— Так и сказала?
— А то! А я ей: в Москву он уехал, к бабе своей. А ты небось думала, ты у него одна?
— Ну а она что? — заинтересовался Колька. Вот же мать даёт! Ей бы мелодрамы писать!
— А что она? С лица сошла, губки поджала, в машину села, по улице попылила.
— Спровадила, значит, невесту мою? — ухмыльнулся Колька.
— А то!
— Теперь сама давай собирайся. Собирайся, собирайся, я не шучу.
— Куда это?
— В Москву. В глазную клинику. Лидер Росздравнадзора! Международный уровень качества! Гарантии! Комфортный стационар! — радовался Колька. — Аринина докторша с профессором договорилась, с самым лучшим! Знакомый её. Операцию бесплатно сделает, и будешь видеть в темноте, как наша Василиска. Поедем, пока он не передумал. Я Аринке записку в двери оставил, чтоб Василиску кормила, пока нас не будет. А ключ ей в почтовый ящик бросим.

— Ты погоди, не гоношись. Куда я поеду? В Москве комнату снять — деньги страшенные… За день меня не вылечат, где ж я там жить-то буду? — увещевала сына Михална.
— Жить будешь в центре Москвы, в Мамоновском переулке, дом семь. Почти на Тверской, — хохотнул Колька. — Ты уши-то открой пошире, мать. В больницу тебя кладут, при самой лучшей глазной клинике. Клиника государственная, платить не надо. Собирайся давай, пока твоё место кому другому не отдали.
Письмо Марека Браварского так и осталось нераспечатанным…
                ***
Арине очень нравилась её новая работа. Нравился стол со светлой столешницей, настольная лампа с розовым колпаком, книжный ни на что не похожий запах… В обеденный перерыв Арина приносила из кафе напротив горячие пельмени со сметаной, они с заведующей дружно их съедали, запивали горячим кофе и принимались за работу, и Арине хотелось, чтобы так было всегда.

Дома её никто не ждал: Василиска, которую она взяла к себе, настырно мяукала, не давала спать, отказывалась от еды, и  Арина отнесла её обратно. Оказавшись у себя дома, кошка распушила хвост, выгнула спину, грациозно потянула заднюю лапу, проделала то же с другой, после чего наступила очередь передних лап. Арина взяла на заметку кошачью гимнастику: надо попробовать повторить это дома.

Василиску она кормила утром и вечером, а на обед оставляла молоко. Из записки, оставленной Николаем, она знала, что Аллу Михайловну согласился прооперировать врач из московской глазной клиники. Врача нашла бабушкина подруга Рита, та самая, которая спасла Арину (с этим Арина согласиться не могла: её спас Николай Шевырёв, которого она звала Колькой, а когда поправилась, стала называть Николаем, и он смешно на неё обижался).

Если за дело взялась тётя Рита, значит, всё будет хорошо. И с бабушкой будет всё хорошо, ведь у неё есть Рита. На душе было спокойно, плотно сомкнутые шторы защищали от заоконной темноты её маленький мирок, наполняли комнату тёплым светом, плескались золотыми озёрами… А со стены на Арину смотрела озёрными бездонными глазами Казанская Богоматерь.

В монастырском приюте она не верила в бога, к Святому Писанию относилась скептически (кто-то ж его писал, не сам же Бог? писали люди, а значит, могли напортачить, а исправлять некому — ведь что написано пером, не вырубишь топором), молилась потому что заставляли, без молитвы не поешь. А есть хотелось.

В школе молиться никто не заставлял, уроков Закона Божьего не было и в помине, но именно «в миру» её ждали неразрешимые вопросы, ответы на которые она пыталась найти в Святом Писании. И — не находила. Бог остался в монастыре, а «в миру» его не было, поняла Арина. Ещё она поняла, что с «миром» Бог справиться не может, и решать свои проблемы ей придётся самой.
А сейчас смотрела в глаза Богоматери с отчаянным вопросом: «Что теперь будет? Что с нами будет — со мной, с бабушкой, с Колькиной матерью, с белым котом, который пропал… Может быть, ты знаешь, где он сейчас, почему не приходит?»

Глаза молчали. Оклад иконы Арина находчиво покрасила бронзовой краской, в нём отражались огоньки люстры, а в глазах святой не отражалось ничего. «Если ты есть, то присмотри за ними. За бабушкой в Осташкове, за Колькиной матерью в Москве. И за Колькой присмотри» — попросила Арина. И поймала себя на мысли, что ждёт возвращения Михалны, которую вообще-то не жаловала. А теперь переживала за неё: вылечат ей глаза или нет, врачи ведь не боги…

В дверь настойчиво позвонили — раз, другой, третий. Арина посмотрела в глазок: на площадке стоял человек в полицейской форме, за ним маячила бритая квадратная башка на квадратных плечах… Владелец магазина! Что им от неё нужно?
— Арина Игоревна, откройте, пожалуйста. Я начальник полиции Мигун Семён Михайлович, вот моё удостоверение. — Арина приникла к глазку, разглядывая удостоверение. — Соседей ваших нет, весь день отсутствуют. Может, знаете, где они?

Гости сидели на кухне, от чая отказались, начальник полиции что-то писал, протокол опроса свидетеля, как он объяснил.
— Да какой я свидетель, я в библиотеке весь день… Ничего не видела, от вас услышала, что магазин сгорел. Что я могу рассказать?
— А вот тут вы, голубушка, ошибаетесь. Свидетель, и очень ценный. Когда вы в последний раз видели ваших соседей? Какие у вас предположения по поводу их исчезновения?
— Никаких. Они в Москву уехали, пятого числа, Анне Михайловне операцию делать на глазах. Я их кошку кормлю. А приедут не знаю когда.
— Кошку кормите? А ключи у вас есть? Вас не затруднит открыть квартиру? Мы войдём вместе с вами и выйдем вместе с вами.
— Вы войдёте, а этот, — Арина указала на башку, — пусть на лестнице ждёт.

Башка понуро кивнула. Начальник полиции убедился, что в квартире никого нет, и сел писать протокол.
— Семён Михайлович, вы меня сейчас опрашиваете или допрашиваете? — вдруг спросила Арина.
— Нет, ну ты смотри! Какие свидетели нынче пошли, в юриспруденции разбираются!
— Я не разбираюсь, я спрашиваю.
— Тогда слушай. Сведения и документы, полученные в результате допроса, являются судебным доказательством, а сведения, полученные в результате опроса, используются для других целей, доказательной базы не имеют.
— Тогда я хочу допрос.

Начальнику полиции ещё никто не указывал, опрашивать ему свидетеля или допрашивать. Но девчонка права, дело пахнет судом, а для суда нужны доказательства.
Протокол допроса Арина подписала с видимым удовольствием. Начальник полиции тоже был доволен: в деле появились новые свидетели: врач из Осташкова (ФИО, телефон, место работы), Аринина бабушка, которая наверняка в курсе (ФИО, телефон, место жительства), врач из клиники глазных болезней в Москве (ФИО и телефон знает Рита Борисовна). Девчушка оказалась просто неоценимой. Вот тебе и — «ничего не знаю»! Вот тебе и — «не разбираюсь»! Все бы так не разбирались…
                ***
Магазин, который два раза пытался ограбить Колька и в котором батрачил, отдавая половину заработанных денег хозяину, — магазин сгорел дотла, вместе со всем товаром, из-за неисправной электрической проводки.
— Какая к дьяволу проводка? Засажу гада! — хрипел хозяин магазина (кричать он уже не мог).

«Засадить» не получилось: у «гада» было стопроцентное алиби: неделю назад он уехал с матерью в Москву (что подтвердил профессор московской глазной больницы в Мамоновском переулке), и всё это время жил в Осташкове (что подтвердила Аринина бабушка, у которой Колька квартировал, ожидая, когда можно будет увезти мать домой).
О том, что он четыре года просидел в одной камере с Яшей Додиным, Колька не рассказывал даже матери. Электромонтёр по специальности, Яша обучил всю камеру своей профессии, а также способам защиты от поражения электрическим током и способам оказания первой помощи (профессия электрика относилась к категории особо опасных).

«Я не сильно умею сказать, но хочу» — начинал свой очередной урок Яша. Обучение проводилось на одесском крылатом жаргоне и заинтересовало даже блатных (прим.: высшая каста в тюремной иерархии, как правило, профессиональные преступники). Заслышав смех и Яшино флегматичное «почему нет, если да», «чёрные», положенцы и авторитеты подтягивались к Яшиной шконке.
«Не кидайте брови на лоб, — встречал их Яша. — Или вы думали, шо вы опоздали? Таки я вам скажу, шо да».
 Впрочем, когда его просили повторить «пройденный материал» он всегда повторял. «Если у меня есть шо таки вам сказать, так почему нет?»

Из Яшиной камеры выходили на свободу электрики-профессионалы.
«Организовать» неисправность проводки было для Браварского минутным делом. В магазин он проник через чердачное оконце — крошечное, а потому не защищённое сигнализацией. Лестница, ведущая с чердака собственно в магазин, заканчивалась массивной стальной дверью. Но Кольке не надо было в магазин, он сделал свою работу на чердаке, Яша Додин был бы доволен своим учеником.
Со змеиной ловкостью, которой позавидовали бы форточники, Колька вылез через оконце обратно и через полчаса уже спал сном праведника.
                ***
Распечатанный конверт на комоде Арина заметила ещё во время визита в квартиру Шевырёвых начальника полиции.  Не будет ничего плохого, если она посмотрит, что в нём. Конверт — изрядно помятый — был отправлен из Москвы, отправителем значилась А.А. Шевырёва. Сестры у Михалны нет, она рассказывала. Значит, письмо от её матери. Странная какая-то мать: ни словечка дочери не написала. Внутри ещё один конверт… из самой Варшавы! Арина вертела его в руках. Судя по штемпелю, письмо было отправлено два месяца назад, отправитель Матильда Браварска.

Наверное, Николай его просто не видел. В Гринино он приедет очень не скоро, а вдруг в письме что-то важное? Конверт был заклеен довольно небрежно. Арина осторожно потянула за уголок… И через минуту уже вперилась глазами в письмо. Неведомая Матильда сообщала Кольке, что отца у него больше нет и что Марек Браварский оставил ему дом в Бяле-Блота, которым он может распоряжаться по своему усмотрению. Если её внук желает познакомиться со своей бабушкой, она ждёт его в Варшаве и просит поторопиться, так как не знает, сколько проживёт после смерти сына.
Арина с трудом сообразила, что Матильда это и есть Колькина бабушка а Мареком звали его отца. Значит, он Браварский? Но все в доме звали его Шевырёвым… Ещё она поняла, что Матильда там одна и ей очень плохо, а Колька ей так и не ответил.
Письмо она написала сама, купила на почте международный конверт и отправила в Варшаву — с Колькиным обратным адресом.

ПРОДОЛЖЕНИЕ http://proza.ru/2021/03/27/1477


Рецензии
Да, ситуация вроде б разруливается.
Работа найдена, Вера дома, Алле предстоит операция, нашлись и родственники Николая. Кто знает, может и наследство какое-то привалит.
Изменила отношение к Николаю. Вначале воспринимала его как неприятного типа, а он-то оказался совсем неплохим человеком.
И про Василиску читаю с удовольствием.
Спасибо, Ирина.

Валентина Колбина   04.10.2021 09:48     Заявить о нарушении
Валечка, перечитываю повесть вместе с вами и снова переживаю за героев. Когда пишу очередную повесть, происходит что-то странное: придуманные люди (и животные) становятся для меня настоящими. Николай -неприятный тип? Но разве в этом есть его вина? Он любит мать, он никому не делает зла, а "экспроприация экспроприатора"-владельца магазина - ну, наболело у Николая, так сложилось. Классовая ненависть, если можно так сказать:)) Кстати, цены и названия "экспроприированных" продуктов подлинные. А происходящие в повести события - чистой воды сочинительство. Хобби у меня такое.

Ирина Верехтина   04.10.2021 12:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.