Два ума

 

Каждый человек - телесная копия своего ума.
 Какой у него ум, такова и судьба:
в нем и свобода его и тюрьма.
Пословица афонских старцев

         Намёки поэтов   
 
Ум, мышление и мысли - самая загадочная и непостижимая часть сущности человека. Из всех живущих на Земле только его Творец наградил этой способностью и сделал уникальным самосовершенствующимся  инструментом познания, способным исследовать самого себя, свою планету, космические дали и  проникать в духовные миры. Уникальность человеческого существа заключается в том, что полученные знания об окружающем мире накапливаются в культурных слоях нашей планеты, а духовный опыт в посмертии переносится в мастерскую Творца, в астральный и ментальные миры, где используется для совершенствования его творческого инструментария.
Духовная наука и накопленный ею духовный опыт дают систематизированное и точное представление о месте человека в мироздании, но, что интересно,  общее представление об этом мы можем получить и от  служителей искусства, из произведений великих художников, писателей и поэтов. Наследие их огромно - собирать эти знания по крупицам огромный труд, - но для того, чтобы вы почувствовали, какие сокровища там скрываются, хочу привести два последних (март 2021 года) стихотворения Сергея Таратуты, творчеством которого я уже несколько лет занимаюсь, исследуя его на предмет содержащихся в его стихах мистических прозрений:

Жизнь и смерть через черточку.
Но и радость видна-
Как в открытую форточку,
В душу рвется весна!
Холод двадцатиградусный,
Но на небо смотря,
Наполняешься радостью
Оттого, что не зря
Ты паришь в бесконечности.
Ты - герой и статист,
И мгновение вечности,
И желтеющий лист...

С позиции парящего в бесконечности человеку многое может открыться при желании и способности следовать за откровениями поэтов.  И хотя  здесь не место распространяться об этом (о его поэзии написал уже целую книгу), но всё-таки отмечу, что уникальность поэзии Таратуты заключается в её чуткой заземленности и одновременно устремлённости в иные миры: он как бы постоянно и деликатно на поминает нам о единстве всего сущего, земного и вселенского. Такие всеобъемлющие стихи по признанию Уильяма Блейка становятся Божественными откровениями. Это, пожалуй,  главная черта его необычного таланта.  И таких стихов с мотивами мистической лирики у него очень много: есть над чем задуматься...
Стихи особо одарённых поэтов - это голоса Вселенной….Но поэты не дают  нам научных знаний, они лишь языком образов намекают на существование  Великих тайн. Такой  способностью обладают только истинные поэты: В одном мгновеньи видеть вечность,/ Огромный мир - в зерне песка,/ В единой горсти - бесконечность,/ И небо - в чашечке цветка (У. Блейк. «Прорицания невинного». пер. С. Маршака). Так работает интуиция - в малости чувственного опыта она позволяет видеть бесконечное, вселенское - это дар божий, который дается гениям. Поэтический  язык обладает огромной выразительной силой и чуткий, думающий читатель может услышать эти голоса в какофонии жизни, задумавшись о жизни-смерти, о парении в бесконечности, мгновении вечности своей жизни и о том, что каждого из нас могут в любой момент призвать Наверх для отчета  о наших земных делах:

Легкий крестик на шее
Не спасёт как-то раз:
Значит там ты нужнее,
Значит пробил твой час.
Значит снайпер небесный
Взял тебя на прицел:
Значит ангел-хранитель
Защищать не посмел!

Привёл эти затронувшие меня два стихотворения С. Таратуты для того, чтобы создать соответствующее настроение у читателей  эссе о нашем мышлении, о нашем уме, определяющем нашу судьбу, об уме, который может сделать нас свободными, а может   стать нашей тюрьмой, посадить за решетку стереотипов и чужих мнений...

Принимая законы реинкарнации и кармы, можно понять, как человек выполняет свою миссию на отведённой ему Планете. Из воплощения в воплощение мы, как челноки, циркулируем между небом и  землёй, выполняя на Земле свою кармическую задачу и по ходу жизни аккумулируя в душе знания о происходившем с ним  в данном воплощении, а потом весь свой духовный опыт, переступив через порог смерти, относит в духовные миры.  Познакомиться с этими метаморфозами можно прочитав «Теософию» Рудольфа Штайнера или в моей очерке «Феномен и миссия Павла Шаматрина». Думаю всего этого кругооборота человеческой души и перевоплощений не было бы никакого смысла устраивать, если  бы Творец не наделил своё создание умом и способностью мыслить, не сделал его homo sapiens. Исследованию этой необычной для животного мира способности и посвящено настоящее эссе.

Чтобы представить, что такое мысли, мышление и его уровни, нужно оглядеться вокруг себя. Вот ваша семья, ваши дети, ваш дом, наполненный различными вещам, в том числе, холодильник с продуктами… перечисление всего, что вы увидите,  может занять несколько страниц. Ситуаций, в которых вы будете осматриваться вокруг себя может быть бесчисленное множество - это одна из них. Семья - возможно вы когда-то устали от сексуальных приключений или от одиночества, начали обдумывать своё положение и решили следовать установленным правилам или задумались о продолжении рода, в результате такого рода размышлений появилась жена (муж) и потом всё, что называют семьей. Мысли о безопасности, о крыше над головой и удобствах жизни потребовали приобретении квартиры или строительства дома и постепенного приобретения всех необходимых вещей. Потребность в каждой из них нужно было осознать и подумать о возможности  и месте её приобретения.
Возможно среди этих вещей будет домашняя библиотека с любимыми книгами, возможно, … хотя сейчас её может заменить  подключенный к Интернету компьютер или аудиокниги. Правда, библиотека хорошо и наглядно представляет духовные интересы её хозяина. Но для того, чтобы все эти мысли о семье и жилье реализовать, человек должен был подумать о профессии и способе зарабатывания необходимых для этого средств.. Бесконечный поток мыслей и всё это только для того, чтобы по принятым канонам и своим возможностям обустроить свою жизнь.
Для того чтобы зарабатывать в какой-либо профессии человек должен очень много думать о своей работе. Эти мысли могут быть различной сложности: у дворника и ученого они будут очень различаться одному может быть достаточно простенького интеллекта и предметного мышления, другому - может потребоваться разум со способностью логического или философского мышления. При творческой профессии или занятием искусством в свободное  от работы время в моменты вдохновения при погружении в бессознательное с помощью интуиции художники могут использовать высшие формы мышления - мышление образами. Эти необычные высшие формы мышления - тоже инструменты познания, только уникальные: есть лупа для разглядывания мелких предметов, а астрономы смотрят в телескоп и видят галактики и облака звездной пыли... В поэтическом творчестве такое проявляется особенно ярко.

Перечисленное выше - это небольшая часть того, о чем человек думает в ходе своей жизни. Многие из этих мыслей реализуются в ходе семейного строительства, профессиональной и творческой деятельности, другие - застревают в его жизни в виде благих намерений, которыми человек мостит себе дорогу в преисподнюю. Они, как сухие мёртвые ветки на дереве, висят и безобразят его жизнь, мешая молодым побегам. Не только благие намерения, но и заблуждения, ошибочные мысли, не соответствующие внутренним и внешним законам мира, тоже сбивают человека с правильного пути и приводят его к проблемам. Силы  мыслей одновременно и созидают и разрушаю жизнь человека, и афонские старцы нам об этом вещают: они могут стать его свободой или тюрьмой... В яйце человеческой ауры, неразрывно связанной с каждым из нас, они образуют так называемое ментальное тело. Это тело, как и все другие тела человека могут наблюдать ясновидящие.
Своими мыслями человек постоянно, сам не сознавая того, связан с духовным миром, где находятся их первообразы,  мыслеформы. Но не только своими мыслями мы связаны с горними мирами.  Любая вещь, попадающая нам в руки, является материализацией мыслей её создателей, в том числе вещей естественного происхождения, которые нам дарит природа. И вместе с этими вещами к нам  приходят их творцы, включая самого главного  из них, Бога. Вот в таком потрясающе сложном мире обретается человек.  И этот эскиз показывает, как сильно связаны мы все  и живущие, и наши предки.
Подумайте об  этом, хотя бы когда вы сервируете стол к завтраку и ставите на него всё необходимое…. Каждый из предметов, который вы берёте в руки,  и дары земли, из которых приготовлена ваша еда, тоже имеет свой первообраз в ментальном мире, иначе он бы не появился на вашем столе.   За этим озаряющим завтраком вместе с вами, будут незримо присутствовать ничего не требуя  многие тысячи людей из настоящего и прошлого, причастных к их появлению на вашем столе, и если вы склонны к такого рода откровениям, вам   откроется потрясающая картина мироустройства, которая может изменить вашу жизнь….

        Старые  и новые аристократы

Для определения полярных уровней духовной культуры часто используются словосочетания «массовая культура» и «элитарная культура». Очевидно, что за этими эпитетами скрываются две основные группы пользователей всевозможных жанров искусства. Это так, но какое их принципиальное и главное отличие? Почему представители одной группы идут на развлекательные часто низкопробные шоу и читают беллетристику, а другие -  на концерты классической музыки и поэтические вечера?

В статье «Пятая стихия» начал рассказывать о том, как мышление влияет и  формирует три составные части души человека: душу ощущающую, душу рассудочную и душу сознающую. В этом влиянии раскрывается механизм и направление эволюции человека, эволюции каждого из нас.  Силою мышления мы можем осознав существование моральных и нравственных законов  подняться до  высот души самосознающей,  может заблудиться и метаться  в темноте безверия или многочисленных философских течений и ложных истин, а можем бездумно, как животные  следовать за своими инстинктами и влечениями. О срединном состоянии души хорошо и образно сказано в уже упоминавшемся стихотворении У. Блейка «Прорицания невинного»:

Путь летучей мыши серой —
Путь души, лишенной веры.
...
Философия хромая
Ухмыляется, не зная,
Как ей с мерой муравьиной
Сочетать полет орлиный.

Это поразительно глубокое,  ясновидческое, стихотворение живописует нам о связях мыслей и дел человеческих с душевным и  духовным мирами, описанных в теософских работах Штайнера.. Говорит, как мы своими мыслями поступками и деяниями влияем на Божий мир, и как это отражается на нашей земной жизни. В русской духовной и художественной литературе много образов и героев показывающих, как мысли и дела формируют облик  человека. Вспомните русских святых, старцев и праведников, вспомните  летучих мышей-бесов, героев романов  Достоевского, припомните живущих низменными интересами и страстями героев поэмы Н.В. Гоголя «Мертвых души». Николай Васильевич тоже был мистиком и хотел нам показать, как выглядят мертвые души  живых людей, их обличье и их образ жизни… Читая эту повесть мы смеёмся над Плюшкиным, Ноздрёвым, Собакевичем, Коробочкой. Маниловым. Над кем смеёмся? Над собой смеёмся.. Их мысли и стремления сделали их такими «смешными».

Для связи и развития мысли «Пятой стихии» повторю здесь некоторые важные определения и констатации. Как уже стало ясно из предыдущих рассуждений, совершенство человека, его развитие определяются качествами его души и направлением его мыслительных сил.  Душа - одна из трёх составляющих сущности человека (тело, душа и дух), её называют воротами, через которые человек выходит в окружающий мир и знакомится с ним с помощью своих пяти чувств.
Кому-то такое образование как душа, хотя мы часто её вспоминаем по различным поводам, может показаться эфемерным или просто фигурой речи, но на самом деле она занимает центральное место во внутренней и активно проявляет себя во внешней жизни людей. А главное, без учета её строения,  особенностей, влечений и стремлений не может быть правильно и гармонично устроена общественная жизнь людей и организованы их отношения в государстве. И это хорошо понимали ещё  в дохристианские времена древнегреческие философы.. У Платона сословная структура идеального государства строится на его подобии строению человеческой души. Платон исходил при этом из присутствия в душе трёх начал: мыслящего (душа рассудочная по Штайнеру), вожделеющего (душа ощущающая по Штайнеру) и яростного. Душевные составляющие потом были уточнены и разъяснены теософами, но принцип их отражения в государственном устройстве верен до сих пор.
У души три ипостаси: ощущающая, рассудочная и сознающая..  Две последние появляются у него не сразу, а по мере его взросления и развития. Мало кто - только очень продвинутые - нарабатывает себе душу сознающую, некоторые с неординарными мыслительными способностями дорастают до души рассудочной - рассуждают конечно все, только у большинства эти мысли направлены на решение бытовых и рабочих проблем, а к абстрактному (логическому, философскому) мышлению, отвлеченному от осмысления чувственных представлений, способно только одарённые таким талантом. Первый род мышления называется интеллектом, второй – разумом. Интеллект и разум представляют две важнейшие способности человека, которые вместе с характером определяют его физический облик, облик и устройство жилища, его судьбу, окружение и положение в обществе. Часто пишут Разум с большой буквы, чтобы подчеркнуть, какой это великий дар человеку от Бога.
Переход от  одного состояния души к другому  более высокому (ощущающая, рассудочная, самосознающая) представляет цель духовного развития индивида и сущность эволюции человечества.  Но достигнуть этой высокой цели можно только изменяя свой образ мыслей, что является очень непростой задачей. Появление мыслей от разума, направленных на постижение Истины и истинного Добра, может преобразить человека духовно, сделать его высоконравственным и глубоко проникнуться  идеями христианской любви, и не только в теории, но в практике каждодневной жизни.

О душе сознательной, отражающей формирование духовного «Я» человека здесь говорить не будем - она мало кому присуща.  В этом эссе рассмотрим, как наше мышление  в зависимости от мыслительных способностей формирует душу рассудочную.  Р. Штайнер (как ясновидящий он видел людей «насквозь») развитие этой ипостаси человеческой души мог наблюдать её своим духовным зрением.. Он мог видеть все составные части ауры-матрёшки нашей души: самая маленькая куколка этой матрёшки - это  наше физическое тело, потом следует эфирное тело, следующая куколка — душа ощущающая, а за ней душа рассудочная, рассмотрению строения которой  и посвящено это эссе.
На специальной фотографии, приведённой в заставке,  хорошо различимы эти слои ауры. В антропософском представлении это почти физический, очень ясный образ нашей души. Он говорит (читайте «Теософию»), что у человека с предметным мышлением, обслуживающим только решение бытовых и профессиональных проблем, это  рассудочная душа в его ауре не выступает за пределы (контуры) души ощущающей: куколка его разума формироваться ещё не начала. Так выглядит душа рассудочная у человека думающего только по необходимости, по ограниченному  кругу бытовых и профессиональных вопросов.  Это есть основная характеристика предметного мышления. Хочу здесь отметить, что антропософия в отличие от психологии даёт очень ясное представление о душевно-духовной сущности и   жизни человека.

Душа  рассудочная в ауре начинает выступать  (расширяться) за границы её ощущающей части, когда её носитель в процессе своей жизни пытается заглянуть внутрь себя, пытается понять, что с ним происходит, начинает осознавать свои желания и стремления, хочет понять, какие душевные потребности за этим скрываются, или начинает обдумывать вопросы, выходящие за круг его обычных интересов, когда он сознательно начинает заниматься самопознанием и саморазвитием, и это есть важнейший момент в биографии каждого человека.
Это момент пробуждения его сознания, происходит как бы его второе рождение. И если он это делает постоянно, его душа рассудочная в  ауре начинает расти, всё более и более выступая за пределы души ощущающей. Так при соответствующих задатках начинает проявлять себя и развиваться разум индивида, появляется стремление к духовным ценностям, и только после этого он становится истинным homo sapiens и оправдывает ожидания Творца.

Интеллект  и разум ясно различаются исследователями  мыслительных способностей человека. Интеллект называют слугой, подчеркивая этим его приспособительный характер, а разум пишут с большой буквы, утверждая, что это дар и подчеркивая его связь с интуицией и указывая на его способность выводить его обладателя за пределы материальных представлений о мире. Интеллект определяет мыслительные способности человека, а разум — творческие, которые позволяют подключить сознание к высшим, духовным мирам.
А. Энщтейн так говорил об этом: “Интуитивный разум - это священный дар, а рациональный ум  - верный слуга. Мы создали общество, которое воздает почести слуге и забыло о даре.” «Дар» потому, что не каждому дается… Учёный не умалял интеллекта, но Разум ставил выше, как более редкую вещь, присущую не каждому. Интуиция и её наличие у индивида  наиболее ярко определяет и  проявляет творящую сущность Разума. Щтайнер называл ощущение откровением физического мира, а интуицию - откровением духовного. Обдумывать ощущения, предоставляемых нам физическим миром,  позволяет интеллект, а Разум приобщаться к метафизике и познавать духовные миры.

В душе рассудочной много загадок, которые мы здесь обсуждать не будем. Важно то, что две природные разновидности мышления (интеллект и разум),  две ключевые получаемые от природы способности  человека  во все эпохи и времена незримо делили всех людей на два основных сословия: сословие людей, обладающих разумом, мыслителей-философов, государственных деятелей, ученых, художников, и сословие работников-производителей.  Платон считал, что способности людей должны лежать в основе построения идеального государств и именно они должны  определять его сословную структуру. Следование этому принципу он называл справедливостью. Самостоятельный переход из одного сословия в другое он считал преступлением.
Людей, обладающих разумом, Платон называл аристократами (аристократия - «власть лучших»). Главной добродетелью таких людей Платон считал мудрость.  Именно таких людей днём с огнем искал Диоген. Когда его спрашивали, кого он ищет, мудрец отвечал: «Ищу человека». Очень мало людей такого сорта на земле - мудрых и нравственных -  очень мало, даже среди аристократов, хотя их положение всегда обязывало к этому...
Второе сословие  - это работники - производители (по классификации Платона). В Древней Греции сюда относились крестьяне, ремесленники, торговцы и другие производители материальных благ.
В Древней Греции и в Древнем  Риме (аристократы там назывались патрициями) пытались отражать сословную структуру в устройстве государства, но со временем это становилось делать всё сложнее, потому что низшее сословие считало такое деление дискриминацией, и это служило постоянным источником внутренних раздоров. В Средние века к высшему сословию относилась родовая знать, потом с ослабеванием её позиций её роль стала ослабевать.. Остатки этого явления можно наблюдать следя за жизнью британского королевского двора. Сейчас конечно людей по этому признаку никто  в  государстве не тестирует и  не маркирует, но тем не менее два таких расплывчатых множества лиц  причастных к таким  сословиям существуют.

Для сословия  аристократов были и сейчас действуют общепринятые названия, На Западе - истеблишмент, в бывшем СССР -  номенклатурные работники, партократия (в расширенном виде - прослойка интеллигенции), в современной России его при желании тоже можно разглядеть, но сейчас такие люди стараются не афишировать свой неформальный статус. В широком определении - это культурное течение в какой-либо стране, поддерживающее государство, и являющихся опорой существующего общественного строя. В современной России обеспокоенность коррупцией и появлением во власти случайных людей привела к попыткам поиска выдающихся, талантливых думающих молодых людей  и создания системы «социальных лифтов» для их продвижения.
В каждой стране есть конечно и интеллектуальная так называемая системная оппозиция, критикующая существующий общественный порядок и властную элиту, есть  и  стихийные  бунтари, которые пытаются эти устои расшатывать и выйти из под влияния истеблишмента. Всё это - признаки живого общественного организма. С молодыми бунтарями... проблема эта вечная, описана в романе И. Тургенева «Отцы и дети» С появлением Интернета и невозможной ранее свободы самовыражения таких несовершенноумных (выражение Анатолия  Вассермана) бунтарей становится всё больше.
 
Второе весьма многочисленное сословие, определённое  как сословие работников, способных только  к предметному мышлению. Такое мышление в специальной литературе называют интеллектом. В Древней Греции это были крестьяне, ремесленники, купцы, в царской России - мещане и крестьяне, в СССР - рабочие и крестьяне.  Сейчас это сословие стало неоднородной, но всё заполняющей массой, большая часть которой консервативно живёт и трудится, выполняя свой общественный долг, а молодые люди этого слоя, используют новые возможности самовыражения для того, чтобы завоевать для себя место под  виртуальным солнцем Интернета и социальных сетей и урвать для себя частичку от огромных циркулирующих там материальных благ.

Ранее уже отмечалось, что приведённое выше сословное деление  людей в идеальном государстве делал, например, провозвестник объективного идеализма древнегреческий философ  Платон. К названным двум сословиям он добавлял ещё один необходимый в каждом государстве слой   стражников-воинов, которые силой оружия гармонизировали   их отношения и защищали государство от внешних и внутренних врагов, но и конечно участвовали в завоевательных войнах. Для каждого  сословия  он определял свои характеризующие его добродетели. Для сословия правителей-аристократов - это была мудрость (по нашей терминологии - разум).
Свои соображения по этому поводу Платон изложил в диалогах «О государстве».  Он выделил там пять типов государств, самыми совершенными из которых он считал аристократию и монархию -   лучшая, по его мнению, из возможных в реальном мире форма правления, справедливая власть меньшинства самых лучших по своим способностям граждан. Аристократия предполагает равенство среди самых развитых членов общества, которые занимаются его управлением. Демократию он ставил на предпоследнее место, считая, что хуже этой формы государственного правления только тирания.   Это власть большинства. Демократия это равноправие всех имущих мужчин, при котором не имеют значения их личные качества.

Конечно, людей, обладающих разумом или хотя бы его отдельными признаками,  несоизмеримо меньше чем первого - это тонкая плёнка в любом сообществе. Таков закон, так было всегда, но люди стараются не говорить об этом, боясь обострения отношений между меньшинством и большинством. Используя классовую структуру СССР (рабочие, крестьяне и прослойка интеллигенции) и имеющиеся статистические данные, можно узнать, что в 1976 году «прослойка» составляла 14,2 процента и включала в себя всех работников умственного труда: ученых, поэтов, музыкантов, писателей, работников педагогического и медицинского труда. Впоследствии, сюда же включили руководителей разного ранга и партийных деятелей. В 1936 году количество работников умственного труда в СССР было в 4 раза меньше., наверное в то время туда не входила руководители и партийные функционеры.
  Указанные выше проценты не дают конечно представления о доле людей, обладающих разумом. Приблизиться к такой оценке можно посмотрев на сословную структуру царской России в конце XIX века. В то время Россия была на 80 процентов крестьянской страной в которой на долю дворян приходилось 1,5 процента, аристократическая верхушка царской монархии составляла десятые или сотые доли процента. Умеющие, способные мыслить люди (учёные, писатели, врачи и др.) были и среди городских обывателей в сословии мещан (А.П. Чехов был среди них), но  это количество ничего не изменит в нашей оценке. Один человек на тысячу или 10 тысяч людей…..
  Позиции родовой знати, где в старые времена пестовались люди с высокими нравственными и интеллектуальными качествами, сейчас сильно ослабли во всем мире. Таких инкубаторов аристократии становится всё меньше   и роль королевских домов Европы становится чисто декоративной. Правда Российский императорский дом до сих пор существует в зарубежье.. и даже присваивает дворянство известным россиянам, в попытке сохранить «старую» Россию. Очевидно время родовых аристократов прошло.  Однако природа и стоящие за ней силы не могут допустить опасного уменьшения разумной прослойки человечества: люди с такими качествами всё равно появляются на свет Божий, и так или иначе пробиваются через асфальт  современной жизни, и рано или поздно заявляют о себе в обществе различных стран.
 
Проблема выявления таких людей очень серьёзная. В РФ люди, озабоченные исторической преемственностью, стали в современном обществе  по разным признакам выискивать людей, которых можно было бы отнести к разряду «новых аристократов». Известный политолог М.Ю Виноградов  составил и опубликовал список таких людей, в него вошли 86 человек. Там много детей известных политических деятелей, в том числе и  сегодняшний министр сельского хозяйства Д.Н. Патрушев, сын Секретаря Совета безопасности РФ Н. П П. Патрушева. Именно ему, отцу Дмитрия Патрушево и было присвоено дворянство  главой Российского императорского дома, великая княгиней М.В. Романовой, проживающей сейчас в Испании….
Комментировать это явление никак не могу, пока рано. Понятно, что это новые богатые русские, но в какой степени они аристократы, покажет время.   Однако  мысли политологов в этом направлении представляются очень интересными, тем более, что и со стороны Президента РФ В.В. Путина сейчас предпринимаются шаги по  созданию механизмов поиска и селекции молодых талантов для укрепления кадрового состава на всех уровнях власти… Для  отбора управленцев по 26 различным направлениям создана специальная платформа «Россия - страна возможностей» с институтом наставников, куда входят министры правительства РФ и руководители крупнейших российских  корпораций..  выпускники этой платформы - это будущие лидеры нашей страны, её новая аристократия.  Видел недавно, как он любовно и ободряюще   смотрел на своих «птенцов»….
Вспомнил при этом многочисленных «птенцов гнезда Петрова», с которыми русский царь-реформатор перестраивал боярскую Россию. Сейчас эта работа по поиску талантов и формированию новой российской элиты получила новый импульс: создано пространство развития для молодёжи, не имеющей опыта управленческой работы, студентов высших учебных заведений. Эта программа под названием «Твой ход» нацелена на помощь ищущим  молодым людям в  определении траектории своего развития.. Идеи Платона по созданию основ для построения идеального государства работают в современной России.
Идея создания национальной платформы для поиска талантов получила своё дальнейшее развитие после создания в 2020 году в рамках сочинского городского образования независимой (с самостоятельным бюджетом) федерадьной территории «Сириус». Особый статус эта «кузница талантов» получила недавно, но работать начала в 2015 году, и с тех пор её выпускниками стали более 40 тысяч ребят с выдающимися способностями  Кто ищет, может много позитивного увидеть в современной России. Похоже, снова стал как никогда актуален завет-обращение М.В. Ломоносова, высказанный им более 250 лет назад в «Оде на восшествие на престол Елизаветы» (1741 год):

О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.

Напомню, что дочь Петра, императрица Елизавета Петровна была основателем российской Академии наук и утвердила её устав ...

Считаю, что поиск людей с выдающимися нравственными и умственными способностями должен производиться повсеместно с привлечением всевозможных средств. Для всех отраслей и областей народного хозяйства, в том числе - и в первую очередь - для восстановления традиций русской духовной культуры, восстановления её духовной составляющей… Здесь нужны специальные люди, мудрецы-мыслители, способные указать нашей стране правильный путь в будущее с учетом сделанных ошибок и особенностей загадочной русской души.
 
Таких особенных людей, обладающих  высокими интеллектуальными и нравственными достоинствами  можно было бы неофициально называть аристократами духа, такой термин уже используется в Западной Европе: там тоже этой проблемой озабочены.   Хороший пример такого рода людей и их деятельности  на благо человечества можно увидеть в романе нобелевского лауреата Г. Гессе «Игра в бисер»… Такого рода поиск-игра сродни фундаментальным исследованиям в науке:  сегодня они кажутся бессмысленно далёкими от жизни и абстрактными, а завтра - переворачиваю мир неожиданными  практическими результатами….
 
Чтобы связать рассуждения о новых аристократах с мыслями, высказанными в начале этого раздела эссе, добавлю, что всякий талант, проявленный в любой области человеческой деятельности - это отражение деятельности  души рассудочной  и проявление не только интеллекта, но и разума индивида. И поэтому, когда объявляют о поиске талантов, всегда имеется в виду, что ищут разумных людей… Хочется пожелать успеха тем людям, которые в нашей стране этим занимаются.
Мне перечисленные выше тенденции близки и в профессиональном плане -  это продолжение и моих идей, которые я развивал в советский период своей деятельности.  Придётся очень долго ходить и искать - и места надо знать, - если  захотите увидеть разумного человека. Но по своему опыту могу сказать - ищите и обрящете!  Такое заявление мне позволяет сделать и мой советский опыт работы заведующим лабораторий совершенствования методов подбора и расстановки руководящих кадров и моя кандидатская диссертация по этой тематике. Должен сознаться, что в то время мы протестировали несколько тысяч  руководителей различного уровня в системе одного из отраслевых министерств на предмет формирования резерва руководящих кадров. В советское время кадровыми вопросами очень глубоко и серьёзно занимались: в системе каждого министерства существовали школы подготовки и повышения квалификации руководителей-резервистов.


        Демократия страусов

Положение разумных людей в настоящее время, как вы поняли, достаточно сложное, но они в конце концов при удачном расположении звёзд  попадают на вершину государственной пирамиды. Их мало - в них постоянно и везде чувствуется дефицит. Труднее основной массе людей, обладающих простым интеллектом и образующих её основание, поскольку их все хотят использовать и придумывают для этого различные системы управления. Самые изощрённые из них - это демократические системы.
Изменить физическую и духовную природу людей, например, на предмет увеличения количества людей, обладающих разумом, пока, несмотря на многочисленные попытки их перевоспитания, ещё никому не удавалось. Да и объективной необходимости в этом нет - работников будет мало. Прослойка думающих людей всегда существовала во все времена и при любом типе государственного управления, и всегда была очень тонкой. В прошлых веках во многих европейских государствах существовали аристократические роды и кланы, которые много делали для сохранения культурного наследия своих народов.
И в царской России были такие, но революция 1917 года их уничтожила и поставила на их место выдвиженцев-партократов. Дворцы, поместья, парки, произведения искусства - это всё дело их рук  и состояний. Королевские дворы и сегодня существуют в Западной Европе. Британцы, пожалуй, лучше всех в Европе проработали и реализовали сословную структуру своего общества: там люди очень хорошо чувствуют свою социальную нишу и не пытаются соперничать с вышестоящими, поэтому Британия оказалась одним из самых стабильных государств Западной Европы, и поэтому туда так тянет  наших  новоиспеченых олигархов. Последствия Октябрьского переворота для России на самом деле оценить не так  просто: аристократы не смогли сохранить царскую монархию и вкупе со всем дворянским сословием привели её к гибели, а большевики экстремальными методами просветили тёмный русский народ и провели его через самое страшное и кровавое испытание - испытание Второй мировой войной.
Однако должен сознаться, что  меня восхищают некоторые представители   аристократического сословия. Вспомните картину художника Валентина Серова «Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой», прекрасной, чистейшей и умнейшей русской женщины-аристократки, Это о ней Серов говорил, что если бы все богатые люди были такими, то в мире бы установилась справедливость. Разумная Зинаида Николаевна так поучала своих сыновей: «Чем больше дано вам, тем более вы должны другим. Будьте скромны. Если в чем выше других, упаси вас Бог показать им это». В моем представлении - это аристократизм и мудрость высшей пробы…. Еще от одного аристократического лица взгляд с трудом могу отвести, от лица Владимира Палея, великого князя, члена царской семьи, прекрасного поэта, воина. В. Палей - жертва Алапаевской трагедии 1918 года. В момент гибели в шахте ему был 21 год. Бог даст, обязательно когда-нибудь,  напишу о нем… О женщинах-аристократках, их воспитании  не говорю - в них для меня вся магия женственности.

В современных квазидемократических системах аристократическое сословие и его представители вынуждены маскироваться и мимикрировать, образуя различного рода неформальные элиты, ложи, ордена, закрытые клубы и тайные правительства, но все они проповедуют демократию. Принципов демократии много, они общеизвестны и прописываются в конституции каждой страны, однако фактически они остаются бумажными декларациями.  А для манипулирования голосующим большинством-работников применяются многочисленные хорошо отработанные системы агитации избирателей, в силу своих личных качеств неспособных к выработке собственного мнения. Есть очень неприятные, разрушительные для общественного сознания истины, о которых власть  имущие всегда старались умалчивать, но тем не менее в некоторые игры,  чтобы не нарушить общественного равновесия, нам всем приходиться играть и идти  в этих играх до конца, но лучше конечно каждой стороне это делать сознательно, понимая на какую жертву и ради чего мы идём.
Это сейчас и называется властью большинства, которая по своей сути есть демократия страусов. Главным инструментом такого манипулирования являются средства массовой информации, к которым сейчас добавился ещё Интернет со всеми его сетевыми причиндалами.  И «большинству» неспособному разобраться в море выливаемой на него информации  сейчас только и остается как страусу прятать голову в виртуальный песок Интернета и многочисленных социальных сетей.
 
От генетической предрасположенности, от своего характера и умственных возможностей и кармы  очень много зависит в нашей судьбе. Изменить это ни воспитанием ни образованием невозможно, можно только скорректировать. Всем нам приходиться принимать и признавать своё место в социальном организме. Но всё не так плохо и безнадёжно, хотя государство и общество всегда во все времена всеми доступными  способами  пыталось, пытается и будет пытаться приспособить человека к своим надобностям. Каждый осознавший себя, свои возможности свое положение в современном государстве и стремящийся в Свету должен попытаться проскользнуть между Сциллой государства и Харибдой низменной части своей души.  Одиссей показал, что такое возможно. 
В этом «песке», в котором некоторые прячутся, всё не так плохо, как мы склонны иногда себе представлять. Бесталанные, но очень активные самовыраженцы создают очень сильный шумовой фон, они как пена мешают увидеть чистую воду, но  можно и нужно пытаться использовать безграничные информационные возможности киберпространства Интернета, его всеобъемлющую память и элементы искусственного интеллекта для обретения свободы, свободы самовыражения и творчества… Симбиоз естественного и искусственного, так же как и  протезы (в данном случае интеллектуальные), никто не отменял. Всё зависит от направления, качества и гибкости нашего мышления и уровня развития сознания. .
Правда, нужно приготовиться к тому, что со временем эти качества естественного ума и его изворотливость будет использовать всё труднее, потому что, как показывает опыт и темпы цифровизации населения в КНР, петля Интернета на сознании людей будет затягиваться всё туже и туже… Что меня удивило, при этом обладающие групповой душой китайцы страшно гордятся своими достижениями, слагают и поют гимны Интернету, этой дьявольской силе, овладевающей человечеством. В таких условиях человеку становиться всё труднее остаться самим собой. Не приведи, Господь, нам пережить такую цифровизацию и такой тотальный контроль над личностью, какой уже сегодня в Китае организовали продолжатели коммунистических идей!.. Похоже они ближе всех приблизились к созданию коммунистической Утопии.

        Послесловие с нотками позитива

В этой работе, следуя изречению афонских старцев, хотел показать, как наши мысли и их качество формируют душу человека, прорабатывают её структуру, и как это отражается на его ауре,  поведении, облике, судьбе,  как они (мысли) объединяясь  определяют общественное сознание и устройство общественной жизни людей, и как правители демагогически всё это объясняют простым людям. Государство вещь неизбежная и необходимая, проистекающая из сущности отношений людей, но его щупальцы могут слишком глубоко забираться в душу и кошелёк  человека….
Опасность стать слепым придатком государственной машины или пассажиром «Корабля дураков», каким  его изобразил нидерландский художник эпохи Возрождения Иероним Босх,  для каждого человека велика и определяется ограниченными возможностями его мышления.   Такая опасность существует как для умных, так и разумных  людей.
Но у первых в силу их зашоренности и склонности к стереотипам мышления и поведения шансов попасть на этот корабль больше.  Искусство и художники (поэты, писатели, живописцы, скульптуры и др.) появились для спасения людей от этой напасти.  И. Босх со своим пронзительным взглядом на жизнь был и до сих является одним из таких спасателей.
Вглядитесь в его картину или послушайте, что рассказывает о её смыслах известный советский искусствовед Паола Волкова: перед вами предстанет довольно отталкивающее зрелище. Корабль, несмотря на усилия окружающих его пловцов, давно никуда не плывёт, он пророс деревом, на этой посудине, направляющейся в Страну дураков, представлены сто видов человеческой глупости, за каждой из которых скрывается присущий ей образ мыслей.
Там изображены  умные люди, думающие только о материальном, именно такие мысли приводят, как правило, к беспросветному убогому существованию. Лица этих путешественников отталкивающе омерзительны, на них отпечатались все человеческие пороки. Там изображены какие-то средневековые европейцы, но среди них вполне могли бы оказаться и наши русские «мертвые души» в изображении Н.В. Гоголя. Глупость и бездуховность не имеют национальности. Это конечно сатира, так же как и поэма Гоголя, но сатира очень злая, некоторых особо чувствительных она шокирует, другие спокойно проходят мимо... Но для того, чтобы это понять и задуматься о своей жизни, ума, которым живут эти глупцы, недостаточно, для этого нужен разум или хотя бы его зачатки….

Шедевры искусства способны довести человека до шока или до катарсиса, после которого человек начинает перерождаться и начинает что-то менять в своей жизни: кто-то идёт в музей или в картинную галерею, кто-то начинает писать стихи или прозу, кто-то снимать видео на волнующие его темы...  На мой взгляд, всё это очень важные признаки возрождения. Там есть конечно и проявления низменной части души человека  - не без этого. Писал об этом в «Пятой стихии». Там на этой интернет-ярмарке можно увидеть всю гамму её состояний - кто чем богат...
Сейчас в эпоху Интернета и всех связанных с ним страхов,  опасностей и открывающихся возможностей признаков такого возрождения очень много. Во всевозможных формах пробудилась огромная творческая сила (в России я это вижу отчетливо и в себе это чувствую), связанная с потребностью самовыражения и творчества людей. Она всегда была в человеке с пещерных времён, но Интернет дал возможность проявить свою индивидуальность каждому легко и свободно. Проявлений этого не счесть, здесь только о том, что мне наиболее близко, о самовыражении на ниве литературного творчества.
Чтобы быть конкретным, приведу несколько цифр. Литературные порталы и видеоплощадки Интернета сегодня заполнены миллиардами работ самодеятельных авторов.  Современные куры смеются над самиздатом советского времени и его подвижниками и героями…. Джин народного творчества вырвался из бутылки книгопечатания из под гнёта издательств и типографий, и традиционного профессионального кинематографа.. Сегодня только на портале Стихи.ру размещено более 50 миллионов стихов. Количество публикующихся таи авторов скоро приблизится к миллиону человек. Сюда же можно добавить 300 тысяч авторов почти 10 миллионов текстов с портала Проза.ру. На видеохостинг YouTubbe к 2018 году было размещено более трёх миллиардов роликов, ежеминутно туда загружается 300-400 часов видеоматериалов! О зарубежных авторах судить не берусь, не владею этой информацией, но всплеском духовности в России я воодушевлён. Далеко ходить не буду: в моем окружении многие таким образом самовыражаются и периодически предлагают почитать самиздатовские книги прозы и стихов.

Вдохновляет это ещё и потому, что творцы любого рода - все без исключения - надеются на оценку и признание своего творчества.  Этот психологический момент является тайной пружиной всех социальных сетей.  И если такое случается, если читатель или зритель проникся этой работой, в этом случае он становится соавтором, сотворцом, соработником художника. Это - великое действо! И это вселяет надежду на широкое распространение творческой энергии этих авторов.
Художники отвлекают наши мысли от материального, поджигают огонь в наших душах, около которого могут погреться очень многие…  Кроме того, каждый из этих участников творческой самодеятельности, не надеясь на большой успех, хочет оставить какой-то след в нашем общем культурном пространстве, с надеждой на милость Времени - самого строго судьи всех творцов….  В этом и смысл всей этой творческой катавасии, о которой прекрасно сказал известный, признанный Сергей Таратута в  своём недавнем стихотворении, написанном как будто специально для послесловия этой статьи:

Какой ты оставляешь след?
На пять минут иль сотни лет?
И время всё определит,
Кто графоман, а кто пиит.
Нет, не карабкайся, не лезь,
Ломая локти, зубы, душу.
Осядет муть, осядет взвесь…
Такой всегда он — путь наружу!


Рецензии