Автор детектива

ПЬЕСА

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Виктор Эдуардович Селин — писатель.

Макс — попутчик.

СЦЕНА ПЕРВАЯ

Поздно вечером по дороге едет автомобиль. За рулем сидит писатель и слушает джаз. Позади него на сиденье лежат букеты цветов. Мужчина периодически поглядывает то — на лежащую рядом с собой книгу, то — на цветы.

ПИСАТЕЛЬ (мечтательно).

А как они меня вызывали на сцену! (Причмокивает от удовольствия языком.)

Меня никто не называл так торжественно за всю мою жизнь! (Правой рукой копирует приглашающий жест ведущего церемонии.)

Мы приглашаем на сцену Виктора Эдуардовича Селина (говорит медленно, вслух, смакует каждое слово) — нашего гениального писателя, мастера детектива!

Оборачивается назад, берёт один из букетов, медленно вдыхает его аромат и небрежно бросает обратно.

Неплохо, неплохо. Вот кто бы только мог подумать, что эта история так понравится читающей братии? Никто и не предположил четыре года назад, что моя рукопись, забракованная десятью крупнейшими издательствами и, в конечном итоге, напечатанная на свой страх и риск никем не известной фирмой, станет знаковой — как для меня, так и для этой конторки тоже.

Берет свою книгу, рассматривает её, словно первый раз видит.

А продолжение? Когда будет продолжение? (Пауза.)

Откуда мне знать, когда оно будет, чёрт бы вас всех побрал! Я же не робот, штамповать романы! Тем более, на этот ушли годы!

(Бросает книгу на сиденье, словно ядовитую змею.)

Я целых четыре года разрабатывал эту историю. Даже пришлось поездить по тем местам, которые фигурируют в книге. Четыре года одно и то же — рейсы автобусов, расписания поездов. Люди, люди, люди… (Глубоко вздыхает.)

Эти недотепы сказали, что сами преступления тоже их поразили до глубины души.

(Кривляется, пародирует читателей.)

Убийца всегда был на шаг впереди детективов и их помощников. Ведь, в конце концов, его так и не смогли поймать.

(Крутит ручку приёмника в поиске новой радиостанции.)

Кишка тонка — поймать им…

Свет фар вырывает из темноты одинокую фигуру под зонтом. Виктор Эдуардович резко тормозит. Раздаётся громкий визг.

Чёрт, чуть не сбил человека! (Выдыхает с облегчением.)

Незнакомец нерешительно подходит к автомобилю.

ПИСАТЕЛЬ

Куда путь держите?

ПОПУТЧИК

Да вот… Заплутал немного. А иду к Старому дубу.

ПИСАТЕЛЬ (удивленно).

Такой-то погодой? Да вы с ума сошли! Давайте, я вас подброшу, тем более, что мне по пути.

ПОПУТЧИК (складывает зонт и садится рядом).

Отлично! Меня зовут Макс (протягивает мокрую руку).

ПИСАТЕЛЬ

А меня — Виктор (брезгливо пожимает руку Максу, достаёт из кармана платок и тщательно её вытирает).

ПИСАТЕЛЬ

Обычно я никогда не останавливаюсь, чтобы подобрать кого-нибудь на дороге. Страшно, если честно: вдруг им окажется маньяк?

ПОПУТЧИК

А я практически никогда не прошу о помощи по этой самой же причине. Но сегодня не откажусь. Тем более, такой дождь начался. Да… (Делает паузу.)

И не может же такого быть, чтобы два маньяка одновременно оказались рядом в одном месте.

Мужчины смотрят друг на друга и начинают смеяться.

ПИСАТЕЛЬ

А вы зачем к Старому дубу направляетесь?

(Как бы невзначай.)

У вас там кто-то живёт?

ПОПУТЧИК

Нет, просто уже давно хотел побывать на том легендарном месте. Про него только и говорят в последнее время.

ПИСАТЕЛЬ

А что говорят? Я как-то выпал из повседневности, не до новостей было, знаете ли. Столько дел накопилось, вот сегодня, можно сказать, что освободился от всех обязательств (крутит настройки приёмника).

ПОПУТЧИК

Во-первых, я еду туда, чтобы или подтвердить, или опровергнуть свою теорию, а во-вторых — в Старом дубе лучшее в мире пиво варят.

ПИСАТЕЛЬ (утвердительно кивает).

Насчет пива соглашусь — лично знаком с хозяином кабачка, он меня часто угощал за счет заведения. Ему льстило, что я выбрал именно его пивоварню. Хотя у других тоже пиво не хуже, но в том кабачке есть своя изюминка, что ли. Атмосфера, запахи и, что главное, большие порции копченых колбасок к пиву!

(Улыбается и посматривает украдкой на попутчика.)

А что за теория вас беспокоит?

ПОПУТЧИК

Теория? Ну, знаете… Я недавно прочитал одну книжицу, и меня задело, что концовка у нее необычная…

ПИСАТЕЛЬ (перебивает).

Какую, если не секрет?

ПОПУТЧИК

Детективный роман одного писателя — «Три тени».

ПИСАТЕЛЬ

Ах, эту?

Виктор Эдуардович прикусывает нижнюю губу и о чем-то задумывается.

Так, так, так… (Глубоко вздыхает.) Вы меня заинтриговали. И что же там, в той книге, такого необычного?

ПОПУТЧИК

А вы ее тоже читали?

ПИСАТЕЛЬ (усмехаясь).

Можно сказать, что — да. У меня есть представление о ней.

ПОПУТЧИК

А что смешного я сказал?

ПИСАТЕЛЬ

Нет, ничего. Прошу прощения. Но мне еще никогда не доводилось слышать о том, чтобы книгу так пристально изучали… Теории строили… Вы не находите?

ПОПУТЧИК (эмоционально размахивает руками).

Да, это звучит странно. Согласен. Но мне кажется, я бы смог найти убийцу, будь детективом. Почему-то никто не видит самой сути произошедшего: эти преступления — всего лишь повод отвлечь читателя от основной идеи романа.

ПИСАТЕЛЬ

Какой же, будьте любезны? Первый раз слышу нечто подобное.

ПОПУТЧИК

Эта книга — автобиография самого автора! И, возможно, он не просто написал роман, а и сам непосредственный участник этих событий.

ПИСАТЕЛЬ

Почему вы так решили?

ПОПУТЧИК

Дело в том, что я был во всех местах, описанных в произведении. Хоть названия немного изменены по ходу повествования, но самое главное осталось: описание местности, домов, дорог, памятников. Все в точности соответствует действительности, стоит лишь немного приложить усилий и смекалки, чтобы это понять.

Кстати, вот что я выяснил — вторая жертва, которую убили в романе, никто иная, как бывшая жена самого писателя.

ПИСАТЕЛЬ

Ну, вы это загнули! Ее видели на премьере фильма с новым мужем-актером. Она жива и здорова.

ПОПУТЧИК

И я тоже поначалу подумал так. Да и, все, наверное, тоже. Но эта женщина — не его жена. Я уверен. Это ее сестра-близнец. Видимо, ей просто заплатили, чтобы она какое-то время побыла на публике, пока не спадет шумиха.

ПИСАТЕЛЬ

А доказательства?

ПОПУТЧИК

У меня есть их детский снимок, где они вдвоем. И у той, что была настоящей женой писателя, нет родинки на щеке. А у её сестры она есть.

ПИСАТЕЛЬ

А почему вы сказали, что она вторая жертва?

ПОПУТЧИК (достает и показывает детскую фотографию с изображением двух девочек-близнецов, как доказательство своей теории).

Потому что она знала о первой. За это и поплатилась!

ПИСАТЕЛЬ

Ну, а кто тогда, по-вашему мнению, был первой жертвой? В книге это любовник жены.

ПОПУТЧИК

Любовник? Да нет… Думаю, автор специально вписал любовную линию, чтобы все подумали о ревности и, соответственно, мести.

(Прячет фото в карман и поправляет воротник куртки.)

Однако не зря же в книге написано, что они с убийцей сводные братья. Я узнал, что у автора, действительно, был сводный брат, но судьба его неизвестна. Четыре года назад он вышел из дома и пропал. Но я думаю… (Совсем близко он пододвигается к писателю и говорит почти на ухо.) Я думаю, что он вообще никуда из дома не выходил. Его там убили, а тело спрятали.

ПИСАТЕЛЬ

А зачем было его убивать, если не ревность?

ПОПУТЧИК (радуется своим выводам).

А затем! Я узнал в адвокатской конторе, что по завещанию их отец все оставил сводному брату, так как недолюбливал своего второго сына за дерзость и непокорность. И вот в ходе ссоры брат (а именно — сам писатель) случайно убил несчастного. А так как бывшая жена это видела, то и ее заодно…

ПИСАТЕЛЬ

Но ведь это всего лишь домыслы — никаких доказательств тому нет. Просто ваше бурное воображение нарисовало красочную картинку в голове. Не более того…

ПОПУТЧИК (торжественно говорит и потирает руки).

А вот и нет! Не зря я еду в деревушку под названием Старый дуб. Там все доказательства. Это название напрямую связано со старым дубом, который растет на перекрестке возле деревни. И в книге было указано на большое старинное дерево, под которым убийца прятал трупы. Полагаю, что они и сейчас там находятся, и, если я прав, будет грандиозный скандал.

ПИСАТЕЛЬ

А третья жертва? В книге написано, что это детектив, который слишком близко подкрался к раскрытию двух убийств.

ПОПУТЧИК

Насчет детектива не знаю — скорей всего, это случайная жертва, которая просто находилась не в то время и не в том месте. Думаю, это был невольный свидетель того, как убийца закапывал трупы. Кстати, мы уже скоро подъедем к этому дубу, и я докажу вам, что прав. Или принесу свои извинения!

Свет фар освещает в углу сцены дерево. Попутчик срывается со своего места и бежит к дереву.

ПОПУТЧИК (кричит, захлебываясь от волнения и эмоций).

Ну вот, что я вам говорил?! Сейчас настанет момент истины!

ПИСАТЕЛЬ (медленно встает со своего места и подходит к попутчику).

Мне и самому интересно, что мы там найдём. Неужели этот роман и, вправду, основан на событиях, что вы описали? Я бы никогда не додумался проводить параллели между книгой и жизнью самого автора. Вы первый, кто решил так сделать. Я просто удивлён.

ПОПУТЧИК

Я удивлен не меньше вашего, это, действительно, волнительно для меня. Тем более, в книге убийцу так и не нашли. Если все будет так, как я предполагаю, то нам откроется еще пара тайн.

Попутчик достаёт из кармана фонарь и начинает им светить себе под ноги.

Так и есть! Так и есть!

(Возбуждённо.)

Как я и говорил! Смотрите! Вы это видите?

(Показывает рукой писателю на траву возле корней дуба.)

Тут уровень земли ниже, чем на том месте, где мы стоим. А вот и еще два углубления. Всё сошлось! Вот бы лопату!

ПИСАТЕЛЬ

У меня есть в багажнике складная.

Писатель хлопает по плечу попутчика и идет к машине.

ПОПУТЧИК (радостно).

Точно?

ПИСАТЕЛЬ (открывает багажник и незаметно берёт в руку молоток).

Точнее быть не может, я ее с собой всегда вожу. Так, на всякий случай! Идите сюда, помогите её достать, что ли. Мой чемодан за что-то зацепился. Если вас не затруднит, посветите мне фонарём!

Попутчик с фонариком подходит к багажнику и заглядывает в него. Писатель бьет его по голове молотком. Попутчик падает без сознания.

ПИСАТЕЛЬ (довольный собой).

Это же надо подобному случиться! Первый раз вижу такого умного читателя! Молодец, додумался. А я уже потерял надежду, что так никто и не разгадает самый главный секрет моего романа.

Писатель заматывает рот, руки и ноги попутчика скотчем. Тот начинает подавать признаки жизни и мычать.

ПИСАТЕЛЬ

А, очнулся, дорогой. Прости меня, но ты, к сожалению, не оставил мне выбора. Я только вошел во вкус, стал писателем. Пойми меня правильно. Я же не просто так написал этот роман — переживания от содеянного мне не давали спокойно жить. А после того, как я начал изливать свои переживания на бумаге, мне, действительно, стало легче.

(Держит голову попутчика руками.)

Реально легче — словно это произошло не со мной, а с моим героем. Вот и сейчас я на шаг впереди. Только представь, что бы ты натворил, если я тебя не встретил. А так все останется, как и прежде. Но насчет детектива ты был не прав. Один отставник, в прошлом — следователь, действительно, близко подкрался к разгадке. И мне пришлось и его…

(Тащит тело попутчика под дерево. Затем берет лопату.)

Так что, все строго по тексту. И — да… Брат был настоящим скрягой. Я еле-еле сводил концы с концами, а ему, одному, зачем столько? Жена? Нашла, за кого заступаться! Сама виновата!

(Делает паузу в рассуждениях.) Возможно, при других обстоятельствах мы бы смогли подружиться.

Писатель начинает копать яму.

СЦЕНА ВТОРАЯ. КАБИНЕТ ПИСАТЕЛЯ

За письменным столом сидит писатель. Перед ним — печатная машинка, рядом — пепельница и графин с водой. Писатель наливает себе в стакан воды и достает из печатной машинки лист бумаги. Читает его, недовольно отбрасывает в сторону. Потом заправляет новый лист и начинает печатать.

ПИСАТЕЛЬ

«Три тени». Книга вторая.

(Делает паузу.)

Глава первая. Шел дождь. Шел плотный, холодный дождь. Но в машине никакого дискомфорта от него, конечно, не ощущалось. Фары высветили темную фигуру у дороги, которая просто стояла под зонтом. Эрик остановил машину и, открыв окно, спросил: «Куда путь держите?».

Писатель меняет голос и раскуривает сигару. Собирается с мыслями, словно вспоминает что-то важное.

Да я вот заплутал немного. А иду к легендарному дереву, — ответил незнакомец.

Такой-то погодой? Да вы с ума сошли! Давайте, я вас подброшу. Тем более, что мне по пути.

«Отлично, — складывая зонт, сказал мужчина. — Меня зовут Майкл».

(Писатель опять задумывается и делает паузу.)

А меня — Эрик! — ответил водитель. Машина тронулась, и Эрик, улыбаясь, сказал: «Обычно я никогда не останавливаюсь, чтобы подобрать кого-нибудь на дороге. Страшно, если честно: вдруг им окажется маньяк?

(Опять изменяет свой голос.)

А я практически никогда не прошу о помощи по этой же самой причине. Но сегодня не откажусь. Тем более, такой дождь начался. Да… И не может же такого быть, чтобы сразу два маньяка одновременно оказались рядом в одном и том же месте.

(Делает паузу.)

И мужчины, поглядев друг на друга, громко рассмеялись.

Достает лист из печатной машинки, встает из-за стола и уходит со сцены…

Занавес.


Рецензии