Есть ли проблемы у Монтессори-детей в дальнейшем
Ответ: В Монтессори среде нет ничего лишнего и есть всё необходимое для развития, занятий по возрасту. Это выбор из ограниченного набора позитивных полезных занятий. Ни один ребёнок не болтается без дела. Заставлять никого не будут, это ненасильственный метод, но подготовленные осознающие взрослые так строят занятия, чтобы заинтересовать и направить к деятельности каждого ребёнка. Ребёнку, который ничего не выбирает, будут мягко предлагать что-то показать. К каждому ищут индивидуальный подход. Внимание уделяется совершенно всем детям, равномерно - и шустрым, и тихоням.
Уже у детей старше трёх лет есть чёткие границы и правила деятельности, пусть и немногочисленные, простые и понятные.
Дети могут взять только то пособие, которое им уже показывали.
Взять можно сразу только одно пособие.
С пособием дети делают только то, что им показали, а никак не что заблагорассудится.
Они всегда ставят пособие на то же место, позанимавшись, приведя его в исходное состояние и убрав за собой.
Дети учатся бережно относиться к вещам.
Дети учатся уважать чужую собственность и соблюдать личные границы других, учатся вежливо отстаивать свои границы.
Они не мешают другим заниматься.
Дети могут заниматься чем-то вдвоём или группой только при обоюдном желании.
Они учатся спокойно воспринимать отказ, владеть своими эмоциями.
Они учатся ждать своей очереди, так как все пособия в одном экземпляре.
Они учатся соблюдать относительную тишину, когда идут занятия.
Они учатся аккуратно обходить предметы, не задевая их, не гремя и не мешая другим заниматься.
Они учатся вежливо уважительно взаимодействовать.
Они выполняют с удовольствием деятельность, служа всем, например, в какой-то день ребёнок может накрывать на стол, или готовить еду, или мыть посуду.
Старшие любят помогать младшим. И так далее.
Как это достигается мирно и спокойно с такими маленькими детьми это уже другой вопрос, вопрос методики. Но это так, это работает!
Родители Монтессори детей участвуют в семинарах и обучающих программах с тем, чтобы лучше знать каким образом развивается и обучается их ребёнок, и чтобы дома действовать в одном ключе с педагогами. Дома детям предоставляют возможность самообслуживания, ухода за вещами, приготовления пищи, мытья посуды, ухаживания за питомцами и за растениями, стирки, глажки, уборки, участия в покупках, различных практических дел — всего того настоящего, практического, что так любят делать дети.
У нас есть так же правило, что то, что ребёнок научился делать сам, мы уже делегируем полностью ему и больше без острой необходимости не помогаем и не делаем за него. Поэтому как раз у Монтессори детей с обязанностями всё в порядке!
Есть такой исторический случай. На детей в первый садик Марии Монтессори "Каза де бамбини", как на чудо, постоянно приезжали посмотреть самые разные люди, в том числе богатые и известные, послы разных стран. Один раз благородная дама, понаблюдав за занятиями детей сказала мальчику: "О, это вы те дети, которые занимаются тем, что любят." На что мальчик ей ответил: "Мадам, мы дети, которые любят то, чем занимаются." Улавливаете разницу?
Эти дети любят всё, чем занимаются — это может быть мытьё посуды или стирка, математика или русский. Они выстраиваются в очереди за обязанностями! Они ищут кому можно помочь! Они предвосхищают все просьбы любимых педагогов!
Всё в Монтессори подходе основано на уважении и любви. Без этого нет Монтессори педагогики, даже если это написано на вывеске.
Монтессори — не игровой метод. Пособия не являются игрушками, так как каждое является физиологически и психологически точным и служит развитию необходимых навыков и умений. Более того, просто играть ими недопустимо! Если детей запускать в Монтессори среду без педагога просто поиграть, все пособия полностью потеряют своё полезное значение. Эффект первого раза — как сначала попробовал, так потом ребёнок вещи и использует, потом уже никакого кпд не будет. С этой поистине бедой приходилось сталкиваться не один раз. Речь о том, что Монтессори среда не должна и не может использоваться в других целях, скажем, при проведении праздников и как игровая. А многие владельцы детских центров, сами не имея профессиональной подготовки, это пытаются практиковать в целях увеличения прибыли.
Эмоциональному и волевому развитию уделяется в Монтессори подходе особое внимание с самого раннего возраста. Это две отдельные большие темы. В рамках краткого ответа могу только сказать, что без волевого развития невозможна дисциплина, рождающаяся из свободы, которая является краеугольным камнем Монтессори подхода. Я чаще сталкивалась с непониманием того, как это уже с шести месяцев дети в Монтессори подходе за счёт выбора практикуют волевое усилие, а не наоборот. А так же сталкивалась с неверием в то, что уже после трёх лет Монтессори дети способны сдерживать свои эмоциональные реакции в определённой степени и считаться с другими людьми. Но для педагогов-практиков это очевидно.
Тема продолжения занятий Монтессори детьми после определённого возраста в обычной школе, так сказать выхода в мир, тоже не нова. Насколько я знаю от директоров и педагогов Монтессори школ, (сама я занималась только с дошкольниками), дети хорошо адаптируются, блещут знаниями и способностями, быстро находят друзей. Они прекрасно понимают что такое границы и правила, так как без этого в Монтессори подходе никуда. Только всё это воспитывается через уважение, любовь и понимание с большим терпением, а не через насилие и грубый авторитаризм. Да, возможно они задают больше вопросов, вежливо и спокойно, так как не будут механически выполнять всё подряд, что им велят, и это кому-то из педагогов обычной школы может не понравиться. Но это отнюдь не безвольные и эмоционально нестабильные дети, скорее наоборот.
При этом надо понимать, что если ребёнок сам по себе в семье избалованный, походил в Монтессори школу две четверти, например, не вписался по каким-то причинам и перешёл в обычную школу, и там тоже имеет проблемы, Монтессори педагогика к этому отношения не имеет.
Опять же, если речь идёт о каких-то по названию Монтессори заведениях, но по сути таковыми не являющимися, трудно судить о том, какие дети оттуда затем выходят. Да что говорить, все прекрасно понимают, что даже обычные общеобразовательные школы все совершенно разные! Всё же зависит от людей, от руководителей и от педагогов.
Я не сталкивалась со случаями, когда Монтессори дети в дальнейшем имели проблемы с педагогами и другим людьми из-за Монтессори подхода в воспитании и обучении.
Ещё важный момент. В Монтессори подходе отношения с детьми строятся через уважение и любовь к ребёнку, и постепенно возникающее к новому взрослому человеку доверие. Ведёт в отношениях всегда взрослый и ответственность за отношения на старшем, на взрослом. Слушается ребёнок только того взрослого, кого знает и кому доверяет. Если речь об отношениях в школе с учителем, прежде всего вопрос к учителю.
Более того, очень важна тема безопасности. Поэтому да, мы ни в коем случае не учим детей слушаться всех подряд. Как раз, чтобы ребёнок развивал разум, ему важно научиться не действовать бездумно по команде потому, что, например, учитель так сказал и всё. Ему важно понять зачем и почему он должен что-то делать, а это, увы, не всеми учителями принято объяснять... И это уже совсем не про волю.
Надежда Нога 09.03.2021
Фото автора
Свидетельство о публикации №221032400518