Про отсутствие игрушек, ролевых игр в Монтессори

Вопрос: Читала, что минусами монтессори педагогики являются отсутствие игрушек, сюжетно-ролевой игры, сказок, развития воображения и физического развития. Так ли это?

Ответ: В Монтессори среде действительно нет игрушек, а на занятиях педагоги не побуждают детей к сюжетно-ролевым играм хотя бы потому, что для этого достаточно игрушек дома, а в развивающей среде много гораздо более привлекательных и полезных для ребёнка занятий. Важно о каком именно возрасте идёт речь. И, если маленький ребёнок сам что-то затеет, прежде всего необходимо понять смысл происходящего. В любом случае, останавливать ребёнка резко и грубо, применять насилие — недопустимо.

Скажем, очень многие дети старше двух, но младше трёх лет спонтанно начинают находить обобщающие понятия и собирать предметы из разных пособий вместе. Например, девочка чуть постарше двух лет, через пару месяцев занятий в развивающей среде, приносит в охапке и показывает педагогу деревянную неокрашенную утку на колёсах, цветную утку-каталку на палочке, ёмкость с изображением жёлтого утёнка на крышке и радостно говорит: "Утя!"
Все предметы разной формы и цвета, но ребёнок определил обобщающее — это всё разные, но утки. Она может сложить эти предметы в тележку и довольная своим открытием возить их какое-то время. Внешне это скорее игра, чем прямое использование пособий по назначению. Но важно видеть истинную суть происходящего! Скажем, она так празднует свою маленькую победу. Ей нужно время прочувствовать это. Зачем же ей мешать?

Другой пример — мальчик-двухлетка любит шарики. Он каждое занятие собирает из всех пособий шарики в одну коробку или банку и называет их своим детским словом "бамба". В среде 3-6 уже есть правило, что мы не смешиваем пособия, у малышей же это допустимо, когда связано с чем-то в развитии, с тем же обобщением.
Мы не можем позволить забрать детали надолго, так как другие дети не смогут заниматься этими пособиями. Но спокойно ищем способ договориться с ребёнком, даём отсрочку на пять минут с тем, чтобы подготовить малыша к тому, что придётся разложить шарики по их постоянным местам. Говорим о других детках, что им тоже хочется заниматься. Ведь в Монтессори подходе есть важный постулат — твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека. К пониманию этого дети приходят очень постепенно и ненасильственно, через личный подобный опыт.
А девочки, неоднократно с этим сталкивалась на практике, любят собирать мелкие детали в одну банку и "варят" суп или кашу. И точно так же договариваемся, что только пять минут, так как всем же хочется заниматься.

Если в среде есть набор мебели "предмет-картинка" и набор деревянных куколок "семейка" для пополнения словарного запаса и изучения семейных связей — кто кому кем приходится и как это называется, я очень удивлюсь, если не найдётся хоть один ребёнок, пожелавший эти пособия объединить и рассадить всю семью за одним столом. Для ребёнка это продолжение темы семьи и семейных взаимоотношений. Он будет в большой тревоге, если один стул останется пустым, пойдёт найдёт "на ферме", скажем, кошечку и посадит её на стульчик, достигнув определённой завершённости картины и внутреннего спокойствия. Затем будет неспешно рассматривать то, что у него получилось и довольно улыбаться. Вид у ребёнка может быть даже несколько отрешённый, так как он концентрируется на созерцании. И мы не вторгаемся в процесс, так как появляющаяся в процессе занятий концентрация внимания одно из самых важных и ценных достижений метода и не важно на каком именно пособии это "включается"!

Вообще, заметила, что если не суетиться излишне, самим не надумывать, "не давить" морально, давать время на безобидные, даже пусть поначалу игровые действия, маленький ребёнок сам гораздо быстрее перейдёт к какой-то обучающей конструктивной деятельности, так как это гораздо интереснее. Практически всем детям хочется делать с пособиями именно то, что им показали. Им важно наблюдать как что устроено, как применимо, что при этом получается, так как каждое пособие имеет так называемую точку интереса, и именно для детей конкретного возраста.

Детям интересно всё настоящее, жизненное. Они в восторге, что всё им по руке, по весу, удобно всё подходит по размеру, и есть взрослое и детское. И самое важное, почему это не игрушки, а настоящие предметы — они не имитируют, не символизируют деятельность, так как функции сохранены. Этими предметами, иногда чуть упрощённо, но полноценно можно пользоваться. Ребёнку показывают, что и как удобнее делать пособиями, и он: тренирует свои бытовые навыки, развивает умения, точность и координацию, аккуратность движений, развивает как мелкую, так и крупную моторику, внимание, запоминает последовательность действий, развивая память, получает представление о функциях и названиях предметов, используемых в реальной жизни, пополняет словарный запас, учится доводить дело до конца, убирать за собой и удовлетворяет свою потребность в порядке...
Делать всё по-настоящему с самим собой или помогать другому чуть более младшему ребёнку, (группы разновозрастные в пределах одного возрастного периода), ведь гораздо интереснее и полезнее, чем с игрушкой! Так легче усвоить необходимые навыки. Чуть более младшие дети быстро учатся говорить и быть вежливыми у чуть более старших. Так что в Монтессори среде им просто не до кукол!

Большинство современных игрушек избыточны по своей додуманности, уводят от простой и достойной человеческой жизни своими техническими изысками, и мало дают для нормального естественного развития, не поддерживают естественные желания познания себя и жизни. Об игрушках, способствующих формированию из детей удобных для производителей потребителей или развивающих склонность к насилию я уж и не говорю. А одними и теми же развивающими пособиями дети с удовольствием занимаются много раз, до тех пор, пока сами не почувствуют, что уже научились тому, что даёт это пособие, что-то необходимое развилось. И это не определяет педагог, это идёт у них изнутри, от их Внутреннего Учителя, как говорила Мария Монтессори. Ребёнок повторяет одно и то же упражнение много-много раз, сколько нужно лично ему, до появления собственного внутреннего чувства достаточности. Это как любимая книжка на ночь, которую ребёнок просит читать всё время одну и ту же, и родителям приходится это делать. Но в этом есть ценность и глубокий смысл.

В Монтессори подходе используется много натуральных и экологичных, деревянных, неокрашенных и без наклеек, без картинок предметов. Это гораздо лучше способствует развитию воображения, особенно по сравнению с ядовито яркими пластмассовыми игрушками.

В среде обязательно есть творческая зона с разными способами самовыражения — рисованием, лепкой, занятиями с клеем, с природными материалами, с ножницами и цветной бумагой.

Есть музыкальная зона с простыми в использовании, но настоящими, строящими точно звуковую гамму, орф-инструментами, на которых дети могут музицировать. Точно так же, как родную речь или иностранный язык, они могут усвоить и использовать язык нотной грамоты, записывать известные и придуманные ими самими мелодии. Дети подпевают, поют, танцуют, слушая педагога или музыкальные записи. Могут проводиться близкие по духу полноценные орф-занятия с подготовленным музыкальным педагогом. Если кратко, в этих интерактивных занятиях сочетаются музыка, движения, игры и театр. Причём дети играют на простых музыкальных инструментах с самого раннего возраста. Это тамбурины, бубны, колокольчики, треугольники, караталы, литавры, маракасы, разные бубенцы, кастаньеты, джинглы, тон-блоки, гуиро, клавесы, ксилофоны, металлофоны, флейты, свистульки, окарины и т.д.

Есть уголок чтения с книгами и удобными креслами. До трёх лет или чуть постарше, действительно, сказки с выдуманными героями, особенно со страшными фантастическими, в интересах сохранения здоровой психики детей не приветствуются. Для детей постарше — почему же нет? Сказки — кладезь народной мудрости и знаний. (Это отдельная большая важная тема.)

Есть двигательная зона в помещении, где ребёнок может подвигаться, переключившись с занятий на внимательность и точность, заняться макродвижениями всего тела (шведская стенка, турничок, поднятие груза на верёвке, разные лазалки, ходилка — бум и т.д.). И должна быть хорошо оборудованная (отдельно для детей до 3-х и 3-6 лет) детская площадка, где вволю можно побегать, полазать и поиграть в подвижные игры на прогулке.

Так что часть вопроса мне даже не понятна. Возможно вы сталкивались с ограниченными возможностями или недоработками конкретного центра.

Надежда Нога 10.03.2021
Фото автора


Рецензии