Николай Степанович Гумилев в Слепневе

На фотографии: Усадьба Слепнёво, группа на лестнице, ведущей на террасу, 1915 год. Графические материалы из архива Е.Е. Степанова. © Сайт «Николай Гумилёв» | Электронное собрание сочинений, 2018 г

Николай Степанович Гумилев родился 3 (15) апреля 1886 года в Кронштадте, где его отец служил корабельным врачом. До свадьбы с Анной Андреевной Горенко (позднее Ахматовой) Николай Степанович  много путешествовал. В 1906 году был в Париже и слушал лекции в Сорбонне, в 1907 году путешествовал по Египту, в 1908 году снова был в Париже, в 1909-1910 годах второе путешествие в Африку: через Одессу и Болгарию (Варну) в Каир и далее в Абиссинию.

Они путешествовали потом вместе с женой Анной Андреевной. В мае 1910 года сразу после свадьбы побывали в Париже, в 1913 году посетили  города Италии: Рим, Венецию, Флоренцию и другие.

Несколько раз он бывал в родовом имении матери Слепневе. Первый раз Николай Степанович приехал в июле 1909 года, думал застать в доме мать, да старую тетушку Варю. Но был приятно удивлен и поражен, когда кроме старенькой тетушки Вари навстречу ему вышли две очаровательные молоденькие барышни Маша и Оля. Маша с первого взгляда произвела на поэта неизгладимое впечатление.

 Гумилев приехал тогда всего на несколько дней поработать в библиотеке матери, но под разными предлогами оттягивал свой отъезд. Нянечка Кузьминых-Караваевых говорила: «Машенька совсем ослепила Николая Степановича».
Здесь тогда он написал стихотворение «Старина», которое вошло в  его очередную книгу «Жемчуга», вышедшую в апреле 1910 года.   
Стихотворение «Старина» написано под впечатлением первого посещения Н.С. Гумилевым Слепнева:

«Вот парк с пустынными опушками,
Где сонных трав печальна зыбь,
Где поздно вечером с лягушками
Перекликаться любит выпь
Вот дом старинный и некрашеный
В нем словно плавает туман,
В нем залы гулкие украшены
Изображением пейзан
Тревожный сон. Но сон о небе ли?
Нет! На высоком чердаке
Как ряд скелетов – груды мебели
В пыли почиют и в тоске.
Мне суждено одну тоску нести
Где дед раскладывал пасьянс
И где влюблялись тетки в юности
И танцевали контрданс.
И сердце мучится бездомное,
Что им владеет лишь одна
Такая скучная и томная
Незолотая старина».

Второй раз Николай Степанович приехал в Слепнево уже после женитьбы один, без жены, так как в мае 1911 года  Анна Андреевна Гумилева (Ахматова)  также одна, без мужа,  поехала в Париж.

Николай Степанович  снова встретил Машу, заботился о ней. Когда она днем отдыхала, сидел с книгой в руках у ее спальни. Однажды Маша откровенно сказала ему, что не может никого полюбить, так как давно больна и чувствует, что ей недолго осталось жить. В течение  июня 1911 года Николай Гумилев написал несколько стихотворений в альбом Марии Кузьминой-Караваевой: «Сон» - 3 июня, «Сомнение» и «Девушке» - 10 июня, «Ангел - хранитель» - 17 июня, «Две розы» - 27 июня 1911 года. Все эти стихотворения вошли в сборник стихов поэта «Чужое небо», вышедший в 1912 году.

Позднее Анна Андреевна Ахматова писала, что Николай Степанович не выносил Слепнево: «Зевал, скучал, уезжал в невыясненном направлении. Писал «такая скучная не золотая старина» и наполнял альбом Кузьминых-Караваевых посредственными стихами». Приведу несколько строк из этих стихотворений, чтобы понять состояние души Николая Гумилева, влюбленного  в двоюродную племянницу Марию Кузьмину-Караваеву:

«Так ли с сердца время снимет
голубой простор
как она, когда поднимет
на тебя свой взор…».
(стих. «Ангел – хранитель»).

«И вам чужд тот безумный охотник,
Что, взойдя на нагую скалу,
В пьяном счастье, в тоске безотчетной
Прямо в сердце пускает стрелу».
(стих. «Девушке»).

«И крадучись я подойду к окну,
На дымный луг взгляну и на луну.
Вот там, у клумб, вы мне сказали «да»,
О, это «да» со мною навсегда.
И вдруг сознанье бросит мне в ответ,
Что вас, покорной, не было и нет.
Что ваше «да», ваш трепет, у сосны
Ваш поцелуй – лишь бред весны и сны».
(стих. «Сомнение»).

Хотя эти стихи были написаны Гумилевым во время второго приезда его в Слепнево, скорее всего там он отразил отношения с М. Кузьминой-Караваевой, которые сложились у него весной 1908 года, во время его первого приезда сюда. Однако, по-видимому, этот роман продолжался и в 1911 году, сказывались отношения с женой. Анна Андреевна Гумилева (Ахматова) приехала летом 1911 года в Слепнево прямо из Парижа.
 
В  книге «Чужое небо», изданной в 1912 году есть стихотворение совсем другой тональности о жене  А.А. Гумилевой (Ахматовой):

«Покликаешь – морщится,
Обнимешь – топорщится,
А выйдет луна – затомится.
И смотрит, и стонет,
Как будто хоронит
Кого-то, - и хочет топиться».
(стих. «Из логова змиева»).

Осенью 1911 года, прощаясь с Машей, Николай Гумилев прошептал ей: «Машенька, я никогда не думал, что можно так любить и грустить». Они тогда расстались навсегда, Маша умерла 29 декабря 1911 года. Марии Александровне Кузьминой-Караваевой Н.С. Гумилев посвятил стихотворение «Родос», в котором есть строчки:

«Наше бремя – тяжелое бремя:
Труд зловещий дала нам судьба,
Чтоб прославить на краткое время,
Нет, не нас – только наши гроба».

В другом стихотворении «Заблудший трамвай» Николай Степанович писал:
«Машенька, ты здесь жила и пела,
Мне, жениху, ковер ткала,
Где же теперь твой голос и тело,
Может ли быть, что ты умерла?»

В 1912 году А.А. Ахматова была в Слепневе недолго, в июне она уехала в Санкт-Петербург, так как была беременна и ждала рождения ребенка. Николай Степанович из Слепнева писал жене: «Каждый день я хожу по Акинихинской дороге, испытывая то, что ты называешь Божьей тоской».

Это дорога от Слепнева через речку Каменка к карельской деревне Акиниха, что находилась в трех километрах южнее Слепнева. Через эту деревню Гумилев проезжал каждый раз, когда ездил в Подобино к Неведомским.

Познакомившись с усадьбами Кузьминых-Караваевых, Неведомских, своей матери, в 1913 году в Слепневе Николай Степанович написал стихотворение «Старые усадьбы», где охарактеризовал быт своего имения:

«Дома косые, двухэтажные,
И тут же речка, скотный двор,
Где у корыта гуси важные,
Ведут немолчный разговор.
В садах настурции и розаны,
В прудах зацветших караси –
Усадьбы старые разбросаны
По всей таинственной Руси… ».

Работалось Николаю Гумилеву в Слепневе хорошо, там он написал  около сорока стихотворений  и несколько статей. Он дружил с Дмитрием Кузьминым-Караваевым, Владимиром и Николаем Неведомскими, женой Владимира Верой Алексеевной Неведомской-Корольковой. В декабре 1913 года вышел очередной сборник стихов поэта под названием «Колчан», в котором, кроме «Старых усадеб» были включены стихотворения: «Возвращение», «Вечер», «Сказка», написанные в Слепневе.

В январе 1914 года Гумилев влюбился в Татиану Адамович, просил у жены развода, но его мать не разрешила разводиться. Николай Степанович ушел из дома, поселился у Владимира Шумейко, не подозревая, что когда-то тот будет мужем Ахматовой.

К началу лета 1914 года вся семья Гумилева собралась в Слепневе, но через месяц, оставив там сына и жену, он вернулся в Петербург к Татиане Адамович.

Осенью 1914 года Н.С. Гумилев добровольно ушел на войну рядовым солдатом. В тот же год он был награжден первым Георгиевским крестом IV степени и получил звание ефрейтора. 15 января 1915 года награжден вторым Георгиевским крестом и произведен в унтер-офицеры. В это же время 5 марта 1915 года студент Петербургского университета Николай Гумилев был уволен из числа студентов, как не внесший плату за осень 1914 года. 15 декабря 1915 года вышел сборник стихов Гумилева «Колчан», посвященный Т.В. Адамович.
28 марта 1916 года он стал прапорщиком и был переведен из уланского полка в пятый гусарский полк. Осенью того года он прибыл в Петербург для сдачи экзаменов на офицерский чин.

С фронта и из Петербурга он постоянно писал письма жене в Слепнево. Первого октября 1916 года написал «Дорогая моя Аничка, больше двух недель от тебя нет писем – забыла меня. Я скромно держу экзамены, со времени последнего письма выдержал еще три, осталось еще только четыре из пятнадцати, но среди них артиллерия – увы! Сейчас готовлю именно ее. Какие-то шансы выдержать у меня все-таки есть».

Но,  не сдав все-таки экзамена по фортификации, 25 октября 1916 года А.С. Гумилев снова отправился на фронт. Февральскую революцию 1917 года он встретил в Петербурге, она осталась для него как-то незамеченной. После этого он поехал в Париж – через Финляндию, Норвегию и Англию, чтобы попасть на Салонинский фронт. Но необходимость в этом уже отпала из-за революции, и Гумилев весной 1918 года выехал на родину. Он ехал навстречу потоку беженцев из России.

Вернувшись домой, по просьбе жены А.А. Ахматовой, Николай Степановичв августе 1918 года оформил развод. Жена  призналась ему, что любит Владимира Шилейко и собирается выйти за него замуж. Обиженный и оскорбленный Гумилев скоропалительно женился на Анне Николаевне Энгельгардт, которая была достаточно далека от литературных дел, забот и интересов мужа. У них родилась дочь Елена, Гумилев отправил жену с дочерью к своей матери в Бежецк, где былолучше с питанием, чем в столице. А сам попросил Сергея Константиновича Маковского пожить у него на квартире, из которой  только что выехали Владимир Шилейко и его жена Анна Андреевна Шилейко (Ахматова).

В 1918-1921 годах Гумилев много и активно работал. Он был членом редколлегии издательства «Всемирная литература», о чем его попросил Максим Горький. Являлся председателем Петроградского отделения Союза поэтов, одним из создателей Дома поэтов и Дома искусств. Поэт Николай Чуковский позднее вспоминал:  «Все многочисленные поэты Петрограда того времени, и молодые, и старые, находились в полной от него зависимости. Без санкции Николая Степановича трудно было не только напечатать свои стихи, но даже просто выступить с чтением стихов на каком-нибудь литературном вечере».

Несмотря на колоссальную работоспособность и загруженность, жил Гумилев в то время трудно, практически впроголодь, продавая вещи. В 1918 году он несколько раз ездил в город Бежецк, где его старая мать спасала от голодной смерти его детей сына Льва и дочь Елену.

Жена Анна Энгельгардт  потребовала, чтобы он взял Лену из Бежецка в Петроград. Он привез дочь, но жена не сумела ухаживать за ней и отдала дочь в детдом.

В своем дневнике за 21 октября 1920 года поэт Александр Блок писал: «Был на вечере в клубе поэтов на Литейной. Там верховодил Гумилев довольно интересно и искусно. Все под Гумилевым».  В статье «Без божества, без вдохновенья» в апреле 1921 года А. Блок очень резко отозвался о творчестве Н.С.Гумилева: «В стихах Гумилева было что-то холодное и иностранное, что мешало его слушать… Н.Гумилев и другие «акмеисты» в своей поэзии замалчивают самое главное, единственно ценное: душу».

Судьба отвела Николаю Степановичу Гумилеву всего 35 лет жизни. 3 августа 1921 года он был арестован по подозрению в заговоре, а 24 августа расстрелян, полностью реабилитирован в 1987 году.

Он был талантливым поэтом, успевшим за свою короткую жизнь написать и опубликовать немало поэтических книг: «Романтические цветы»,1908 год, «Жемчуга», 1910 год, «Чужое небо», 1912 год, «Колчан», 1915 год, «Костер», 1918 год, «Огненный столп».  Также много стихотворений, которые не были опубликованы при его жизни.

Вина Гумилева перед советской властью была лишь в том, что он оказался умным, работоспособным, талантливым человеком, став жертвой своего ума и таланта.
 А.А.Ахматова значительно позднее говорила А.И.Солженицыну, что дело Гумилева вел сотрудник ВЧК Яков Агранов.

*****
В 1986 году  я прочитал в журнале «Огонек»  некоторые  факты биографии Николая Степановича Гумилева. В то время, когда А.А.Ахматова в 1912 году родила и воспитывала маленького сына Левушку, Гумилев завел роман с актрисой театра им. Мейерхольда Ольгой Высотской. Осенью 1912 года он встретился с нею  в  кафе «Бродячая собака» что было в городе Петербурге, там отмечали юбилей Константина Бальмонта. Гумилев подсел за столик, где сидела Высотская с подругами. После этого начались встречи и близость.

В 1913 году родился их общий сын Орест, которого Гумилев не видел ни разу в жизни. Он искал их после окончания Гражданской войны, ему сказали, что Ольга Высотская с сыном погибли. На самом деле Высотская после рождения сына уехала из Петербурга в город Куриловка Курской губернии. После Гражданской войны они переехали оттуда в город Вязники Владимирской области. Там она вела драмкружок в городском Доме учителя и работала в музыкальной школе.

После гибели Н.С.Гумилева А.А.Ахматова искала возможность встречи с Ольгой Высотской. Она в 1934 году узнала, что ее сын Орест учится в Ленинградской лесотехнической академии. При встрече А.А.Ахматова сказала О. Высотской: «Оля, детей надо познакомить. Других братьев и сестер у них уже, видимо, не будет, и они должны дружить и держаться друг друга».

Орест Николаевич и Лев Николаевич действительно подружились. Когда в марте 1938 года за Львом Николаевичем пришли, Орест Николаевич так и остался сидеть рядом с ним до четырех часов утра, пока шел обыск. Утром Орест Николаевич пошел к Ахматовой и все ей рассказал. В тот же год арестовали и Ореста Николаевича.

Анна Андреевна и Ольга Николаевна вместе стояли в длинных очередях, чтобы передать передачи своим сыновьям. В 1939 году Ореста Николаевича освободили, он воевал в годы Великой Отечественной войны, дошел до Берлина. После войны много ездил по стране, потом осел в городе Тирасполе. Лев Николаевич каждое лето приезжал к нему на отдых.

Орест Николаевич Высотский занимался биографией Н.С.Гумилева, ездил по местам, с ним связанным, встречался с людьми, записывал их воспоминания о Гумилеве. Газета «Российская неделя» от 26 августа 2005 года перепечатала эти факты из жизни Н.С.Гумилева, дополнив, что Орест Николаевич умер в 1992 году. После его смерти вышла книга «Николай Гумилев глазами сына». Его дочь Ия проживала в городе Новая Каховка Херсонской области Украины.

Источник: А.Н. Головкин «В краю двух культур», Ржев, Ржевская типография, 2005 год. Ссылки на первоисточники в книге имеются.


Рецензии