На Кавказе при советской власти 1920 1921

В конце зимы — начале весны 1920 года Булгаков заболел тифом. Смену власти во Владикавказе он пережил в тифозном бреду. Заболел еще при белых, очнулся уже при красных. Жена ухаживала за ним: «Я безумно уставала. Как не знаю что. Все же надо было делать — воду все время меняла, голову заматывала, врачи оставили, надо было давать...» О приходе красных она вспоминала: «Он уже выздоровел, но еще очень слабый был. Начал вставать понемногу. А во Владикавказе уже красные были. Так вот мы у них и оказались. Он меня потом столько раз пилил за то, что я не увезла его с белыми: "Ну как ты не могла меня увезти!" И вот уже решили выйти погулять. Он так с трудом... на руку мою опирается и на палочку. Идем, и я слышу: "Вон белый идет. В газете ихней писал". Я говорю: "Идем скорей отсюда". И вот пришли, и какой-то страх на нас напал, что должны прийти и нас арестовать. Кое-кого уже арестовали. Но как-то нас это миновало, не вызывали даже никуда. Врачом он больше, сказал, не будет. Будет писать».
К счастью для Булгакова, службу у белых новые власти ему не припоминали. Удалось даже устроиться на работу зав. по литературной секции в Терском Наробразе. Помог в этом писатель Юрий Слезкин, который в конце марта 1920 года был назначен в этой органицации зав. подотделом искусств. Литературная карьера Булгакова началась с того, что он выступал с небольшими речами перед спектаклями, а также участвовал в разнообразных литературных диспутах. О своей деятельности он сообщал двоюродному брату Константину 1 февраля 1921 года: «Помню, около года назад я писал тебе, что я начал печататься в газетах. Фельетоны мои шли во многих кавказских газетах. Это лето я все время выступал с эстрад с рассказами и лекциями. Потом на сцене пошли мои пьесы <...> Бог мой, чего я еще не делал: читал и читаю лекции по истории литературы (в Университ. народа и драмат. студии), читал вступительные слова и проч., проч.».
Через пару лет Булгаков описал свой советский литературный дебют в «Записках на манжетах». Этот рассказ был опубликован в 1922 году в литературном приложении к газете «Накануне» и по сути именно с него и начались писательская слава Булгакова. Вскоре Булгакова из ЛИТО уволили, при этом назначив его на должность заведующего театральной секцией. Таким образом, Михаил Афанасьевич сменил ЛИТО на ТЕО (литературное объединение на театральное).


Рецензии