Джулиус Фрёбель и апачи. 1852г

      


      Джулиус Фрёбель и апачи. 1852г.         (Дополнение к этой статье:

                http://proza.ru/2020/11/12/1458)


            


Весной 1852 года, Карл Фердинанд Джулиус Фрёбель, путешественник и ученый (родом из Германии), следует со своим караваном из  Мехико на север, проходит через Чиуауа и пересекает юго-запад Соединенных Штатов в караване, подобно «первым пионерам». (В своей работе:  «Семь лет путешествий по Центральной Америке, Северной Мексике и Дальнему Западу Соединенных Штатов», Фрёбель писал:  «Во второй половине дня мы увидели на другом берегу реки большой лагерь индейцев, перед которым, но только на этом берегу, мы остановились. Вскоре большое количество мужчин и женщин пересекли реку, чтобы прийти к нам в гости. Среди них было несколько вождей, которые удостоили нас своим присутствием, и все они имели бумаги, вроде рекомендательных писем, сообщавшие об их благонадежности  и хорошем поведении, некоторые из документов были выданы гражданскими государственными служащими, или офицерами американской армии, отвечающими за наблюдение за этой территорией. Эти сертификаты  предназначены для того, чтобы путешественники доверяли поведению их носителей, хотя в действительности являются лишь комичным аналогом паспортов Старого Света, а также - единственными подобными рода сертификатами, которые придумали в Штатах. Их фразеология сама по себе смешна, и если вы не верите, то вот вам следующий пример: «Носителем настоящего сертификата является Manga Roja (Мангас Колорадас,  Красные Рукава), знаменитый вождь апачей, который в настоящее время находится в мире с белыми. Путешественники могут быть добрыми к нему и уважать его, но в то же время рекомендуется сильно не расслабляться». Далее следовали отзывы от туристов : «Манга Роха посетил наш лагерь  вместе со своими сопровождающими, и они вели себя крайне почтительно». Ниже добавил  еще один путешественник:  «Не доверяйте сильно этому типу, он коварный индеец». И когда  мирный апач,  со всей той  серьезностью, какую он  только способен изобразить, вручает вам в  руки эту бумагу, вы должны  особо контролировать - впрочем как и он сам -  все  движения ваших мимических мышц лица, потому что неосторожность в этом плане может иметь самые непредсказуемые последствия.

 

... В нашем лагере в La Joyita   я впервые увидел лицом к лицу страшных апачей. Пока мы обедали, приблизились двое на лошадях; они спешились, пожали нам руки,  и разумеется, начали деловито делиться между собой нашей едой. Они были одеты в замшевые одежды и имели хорошие винтовки, которые они отложили в сторону. Нам сказали, что они принадлежат к племени мескалеро, но один из них уточнил, что он является именно вождем, однако его  грубые манеры выдавали его. Индейские вожди, как правило, церемонны и осанисты. Физиономии же этих двух мужчин, к которым вскоре присоединилась и женщина, были очень похожи на физиономии китайцев, особенно из-за ихних плоских носов.   Впрочем, среди них также было видно и множество других типов,  и я увидел потом  рассмотрел очень красивых  и величественных воинов. Из-за того, что у апачей имеется  множество детей от украденных мексиканских женщин, и еще от того, что обычно апачи усыновляют  пленников-детей, становится все более труднее определить их национальную принадлежность по  особенностям лица, или цвету их кожи…

... Я хотел воспользоваться возможностью, чтобы собрать несколько слов с языка апачей, но мне было очень трудно достичь своей цели. Мои вопросы сначала их сильно расстроили, и они игнорировали меня. Затем я воспользовался уловкой, которая принесла мне удачу. Я сказал им, что умею говорить на этом языке, и произнес несколько слов команчей, которые  знал. Ненависть, которую апачи испытывали к команчам, достигала такой степени, что чтобы доказать мне превосходство их языка, им пришлось научить меня  нескольким словам…
... От этих людей я узнал, что не все племена апачей говорят на одном языке. Например, апачи из Mina del Cobre (Медного Рудника) и жители Гилы далеки от того, чтобы быть похожими на них, и они этого не понимают. Наши гости ушли в сумерках.  В ту ночь я спал в окрестностях нашего лагеря, расположенного в саванне недалеко от города; повар лег рядом со мной. Внезапно нас разбудили галоп лошадей и лай нашей собаки. В пяти шагах  мы увидели двух конных индейцев. Через секунду я направил дробовик в одного из них, а повар, взяв один из моих револьверов прицелился в другого, в то время как собака висела на удилах одного из коней. - Не стреляйте, друзья! - воскликнул один из индейцев - Разве вы не узнаете своих друзей, апачей, которые снова пьют с вами чашку кофе?».   Мы им сказали, что не принимаем посетителей ночью, и чтобы они уезжали; но если они сильно хотят, то могут вернуться утром, чтобы позавтракать с нами. Они ушли  ворча, а через несколько шагов один из них повернулся и сказал: «Эй, друг! Мы, апачи, хорошие, мы твои друзья, но люди там - бандиты!» -  что можно было понять как «те из La Joyita»... «Утром мы тебя напрасно ждем».  Позже мы увидели, как они слонялись с восемью или десятью другими на соседнем холме. Нет сомнений в том, что их ночной визит был направлен на то, чтобы повысить нашу бдительность, и только потому что остальные наши люди наблюдали за мулами, никаких происшествий не произошло ...

 

... Хесус Домингес сопровождал меня в нескольких поездках, и имел славу смелого и очень храброго человека, я вспомню о нем когда расскажу о моей поездке в Сьерра-Мадре. Когда я встретил его, я узнал что он был ранен несколько раз, и к тому времени он восстанавливался от раны около позвоночника. Однажды, отправляясь в поход чтобы вернуть несколько особо ценных лошадей своего начальника, которые были украдены апачами, он вместе с другими последовал за разбойниками в их лагерь в горах, и уже в сумерках они   до них добрались. Домингес, который в детстве был пленником апачей,  снял свою одежду и изобразил облик воина команчей. Кратчайшим путем он подкрался  к апачам, и когда его товарищи подошли верхом, он внезапно выскочил за скалу, выкрикивая боевой клич их извечных врагов, застрелил двух апачей и так напугал остальных, что в суматохе не только вернул украденных лошадей, но забрал  и брошенных в бегстве других ...


...Вождь команчей Bajo el Sol  (Под Солнцем) возвысился над уровнем других в своем племени, и если бы он был жив, то возможно стал бы  его реформатором.   Он считал священным выполнение своего обещания правительству Чиуауа, которое заключалось в том чтобы сражаться с апачами везде, где бы он ни находил их. В экспедиции, которую он в компании нескольких молодых воинов из своего племени предпринял чтобы выяснить где находится враг, они наткнулись на стоянку  апачей los espejos. Поскольку они еще не были замечены, спутники молодого человека посоветовали, что  лучше будет им отступить, но он отказался от этого предложения: «Я дал слово уничтожать апачей - сказал он - и Bajo el Sol  сдержит свое слово». И затем он издал боевой клич своего племени, шесть его товарищей последовали за ним, и как звери, они ворвались во  вражескую толпу, уничтожая все на своем пути и посеяв смерть и ужас повсюду, пока он и все его люди не пали в битве.  Подобные истории известны в Мексике, потому что их рассказывают пленники, которым удается сбежать, и те же мексиканцы, сознавая что индейская кровь течет по их венам, с гордостью говорят об  этих подвигах, это мне известно. Брат погибшего Bajo el Sol, ставший вождем после него, чувствовал себя обязанным продолжать войну против апачей. Во время моего пребывания в Чиуауа он напал на одну из ихних стоянок, и вернулся с 37 вражескими скальпами. Затем, во время моего путешествия из Чиуауа в Техас, я прошел через Presidio del Norte (на Рио-Гранде, за Эль-Пасо), откуда незадолго до этого апачи- los espejo украли  нескольких девушек. Жители обратились за помощью к команчам, и вместе с ними отправились в поход в Сьерра-Рико, где жили los espejo, и поскольку мы разбили лагерь возле Пресидио, мы проснулись ночью услышав смех и песни проходящей кавалерии. Это были жители  и команчи из состава  экспедиции. Позже я узнал, что им удалось выгнать племя апачей из Sierra Rica  на техасскую территорию. В другой поездке, которую я совершил из Техаса в Калифорнию, у подножия восточных гор Limpia  я встретил остальную часть этого племени, которое, вступив в союз с другими (из апачей-мескалеро), долгое время держало в ужасе  отдельные районы штата Чиуауа. Они  же, совершили нападение и на наш караван.…

... Во время моего пребывания в Чиуауа мескалеро, будучи в вечной беде от нападений команчей, посылали к ним делегатов для заключения мира. В подобных случаях эмиссары путешествуют с «мирным пропуском», однако мне сказали, что делегаты-мескалеро были убиты на обратном пути по приказу правительства, но я не смею утверждать это. Необходимо учитывать, что предательства подобного типа  были совершены во времена деятельности того же Глэнтона (узаконенная охота за скальпами)…

... Мы покинули Villa de Chihuahua (город Чиуауа, столица штата)  3 февраля днем, и отправились по дороге в Санта-Исабель - небольшой город, расположенный примерно в 48,2 км к югу от столицы. Даже здесь путешественник должен быть осторожен, потому что многие бедные безоружные лесорубы были убиты индейцами из засады, когда они мирно следовали за своими нагруженными мулами. В тот день мы осилили не более 19,3 км, и  остановились недалеко от домов Rancho del Fresno. Вскоре был разожжен костер, на котором Домингес стал готовить еду, а вокруг него сидели другие путешественники. Вечер мы провели в веселой беседе, главной темой которой были опасности, подстерегающие в дороге. Человек, который от дяди Кончоса приезжал в город с небольшой партией скота,  принес новости о несчастьях, произошедших на юге штата. Несколько человек из Чиуауа, направлявшиеся в Дуранго, попали в засаду группы команчей и  некоторые из них погибли, а также пропало около 3000 долларов в виде товаров. Старик из Villa de la Concepci;n, куда мы ехали, сказал  что апачи недавно совершили множество злодеяний в этом месте, и показал нам шрамы от пулевых ранений и стрел, полученных при различных столкновениях с ними...

 

На следующее утро мы должны были пройти мимо Ca;a del Fresno, одного из самых известных опасных мест в штате Чиуауа. Это ущелье,  длиной около 6,4 км. и оно находится среди приземистых дубовых лесов, и постепенно поднимается выше на плато. На этом отрезке апачи настолько воспользовались преимуществами местности, что без преувеличения, на его  отрезке в  6,4 км. нет ни одного участка и в сотню шагов,  где не пролилась бы  кровь хоть какого-нибудь несчастного путника. Губернатор Чиуауа, который провел там один день, нашел дорогу настолько набитой крестами, что она выглядела как кладбище, поэтому он приказал вытащить их все и сжечь, потому что видя  их – по его словам -   проезжавшие люди  сильно пугались, но с той поры было уже так много новых крестов, что все давно уже смирились с мыслью о смерти.  Нам повезло, что мы поднялись наверх без приключений.  Там паслись многочисленные стада крупного рогатого скота, и мы могли видеть красивые дома Hacienda Los Charcos.  Это красивое и дорогое поместье принадлежит Дону Эстанислао Поррасу. В те дни он строил прочное здание в верхнем конце ущелья, в котором путешественники могли быть в безопасности от индейцев. Строительство было практически завершено. Но через четыре недели, когда мы вернулись в Чиуауа, ночью апачи захватили его, а на рассвете напали на проходивший мимо караван, убив 12 или 15 человек. В саванне выше мы увидели еще одно доказательство предпринимательского духа Дона Эстанислао. Это был сделанный им канал, спускаяющийся с гор на северо-восток, пока не достигал  дороги, и протяженностью не менее 12,8 или 16 км, с целью орошения земли, которую он считал своей. Но апачи используют канал как  дорогу, по которой они незаметно крадутся  на край основной дороги, чтобы грабить путников, когда их немного...

... Луга в окрестностях города украшены полевыми цветами, это место похоже на рай. Высокие холмы самых причудливых очертаний окружают долину. Некоторые из них, расположенные на севере, были убежищем для апачей. Когда у этих дикарей были там свои ночные танцы, в городе был слышен бой их барабанов; отсюда и название: Sierra del Tambor…

... Несколько лет назад вождь апачей, по-христиански воспитанный в доме священника из штата Сонора, стал террором для этих мест. Он воспользовался тем, что умеет читать и писать, так же как в его ситуации это сделал бы любой другой цивилизованный разбойник. Он перехватывал почту с рудников, чтобы узнать из нее когда и куда отправят грузы с серебром и другими товарами, и успешно планировал захваты обозов. Но в конце концов он попал со своей бандой в засаду, которую устроили ему мексиканские войска, и все они были уничтожены. Этот индеец жил с мексиканской девушкой, которую он украл из дома своих родителей. При столкновении с засадой она сражалась с войсками наравне с мужчинами, и некоторые солдаты, которые ее узнали, кричали ей  что если она сдастся, они пощадят ее жизнь. Девушка отклонила предложение и упала замертво вместе с остальными, предварительно подстрелив  нескольких из  солдат стрелами. В более позднем путешествии по континенту я узнал о аналогичном случае, который рассказал мне сосед  из La Mesilla (округ Донья Ана, Нью-Мексико) о его племяннице, которая была похищена апачами и которая тогда жила с ними в свое удовольствие. Дядя нашел ее однажды в Santa B;rbara с вождем племени апачей mina de cobre – в то время бывших в мире с американцами - и  апач сказал ей, что он не возражает против того, чтобы девушка, если она сама того сильно хочет, вернулась к родителям, но она возмущенно отвергла это предложение, и когда дядя попытался убедить ее, она отказалась говорить с ним. – «А ведь ты была христианкой! - закричал он в бессильной ярости, а потом презрительно добавил - апачская дура!».

 

... Ущелье Puerto de las Casas Coloradas имеет почти одинаково плохую репутацию во всех своих местах. В нескольких мы находим останки фургонов, разграбленных и уничтоженных апачами…

... Мы ползли  дальше без  остановок, и заночевали в M;tachic. За два дня до этого апачи ограбили здесь 150 скотоводов, и почти все мужское население деревни, наряду с населением Tejol;gachic, Santo Tom;s, Temos;chic и Yep;mera преследовали их. Между Матачик и Темосачик мы остановились на ранчо, принадлежащем другу Дона Гильермо. Мы нашли дона Бласа в плачевном состоянии. За неделю до этого апач ранил его копьем, но мне показалось, что он поправится…
... Деревня Yep;mera, расположенная в нескольких километрах к северу, является последней в этом регионе штата Чиуауа. Безлюдный регион, с разрушенными апачами домами, со  стадами, простирающимися к Corralitos, Casas Grandes и Janos, самым крайним населенным пунктом, куда отсюда ведет очень пустынная дорога…

 

 

... В первую ночь мы разбили лагерь возле Rancho de El Sauce, принадлежащего Hacienda de Encinillas. Утром того дня апачи убили там человека. Шесть тысяч овец пасли прямо там, защищенные двумя артиллерийскими орудиями, которые защищали их  с каждой стороны стада, и смотрели  сверху вниз на  луга.  Однако через несколько недель после того как я вернулся из Эль-Пасо, я увидел что все вокруг домов покрыто мертвыми и умирающими овцами. Из овец не осталось ни одной, а пушки лежали заброшенные. Женщины вышли встречать нас, обливаясь слезами и скорбя. Банда апачей напала на стадо, убив пастухов и заставив артиллеристов сбежать, загнала  большую часть овец на гору, и чисто ради смеха они убили их там около сотни - удовольствие, которого эти дикари никогда не лишают себя в таких случаях, а остальных забрали с собой.  Через несколько дней эти же апачи были пойманы, в свою очередь, жителями деревни Сан-Андрес, которые вернули овец обратно, и еще отвезли в Чиуауа с триумфом 16 или 18 свежих скальпов. В мае я совершил поездку из Чиуауа в Пресидио-дель-Норте. На второй день мы прибыли в Hacienda de Bachimba, где нашли ее жителей пребывающими в ужасе. Апачи только что убили, на дороге очень близко отсюда, группу мужчин, женщин и детей – всего 14 – которые возвращались из термальных источников Julimas.  Были найдены четыре трупа женщин, пронзенные копьями, без одежды и со спутанными волосами, а головы детей  были разбиты о камни; мужчин  же убили стрелами, вероятно еще до того, как они осознали грозящую опасность.  Это была месть краснокожих за поражение, понесенное от людей из Сан-Андрес, и как продолжение их кровавого нападения Rancho del Sauce… 

... Северяне, как называют в Мексике обитателей Presidio del Norte (Сьюдад-Хуарес, Чиуауа) - союзники, шпионы, поставщики пороха, а также получатели и покупатели всего, что крадут техасские команчи.  Возможно, необходимость вынуждает их делать это, потому что будучи изолированными и подверженными опасности, они вряд ли могли бы уцелеть между команчами и апачами. Их союз с команчами вполне устраивает их мексиканских соотечественников, потому что благодаря ему они более успешно истребляют апачей. Я уже кое-что говорил ранее об атаках на них, объединенных сил северян и команчей.

 

Теперь я возвращаюсь к нашему входу в la Sierra Limpia  (горы Дэвис, округ Джефф Дэвис, штат Техас), после снежной метели. Первый водоем который мы должны были найти, небольшой источник среди скал с северной стороны, которому мексиканцы взаимозаменяемо дают названия Agua Escondida и Los Barriles   находился на высоте  2 км, и животные  не пили воду в течение двух дней. Внезапно нам пришлось остановиться из-за группы  из 80 или 100 апачей, все  они были хорошо вооружены. Они были прямо перед нами и вонзили копье в дорогу, как знак того, что мы должны остановиться. До этого момента нам оставалось только бороться со стихией природы, но теперь казалось, что нам придется прорваться силой оружия. Встреча, естественно, встревожила нас. Как  в голове каравана заметили, что апачи спускаются вниз по склону,  первые повозки начали формировать защитный круг, а крик «Индейцы, индейцы!» передавался  в конец каравана. Я шел последним и пешком ради тренировки, оставив оружие в фургоне. Животные и повозки, перемещаясь, образовали загон, оставив меня одного, в то время как индейцы начали расходиться веером  влево и вправо, окружая нас вокруг. Мне удалось добраться до того места, где формировался загон.
Все, однако, приняло более мирный характер, чем мы поначалу ожидали. Мы совершили наш маневр быстро и в идеальном порядке, и даже когда некоторые мексиканцы испачкали свои лица мукой, вероятно для того чтобы апачи приняли их за белых, мы добавили около тридцати хороших стрелков, закрепившихся за фургонами, так что краснокожие, если бы они напали на нас, были бы расстреляны. Может быть, они увидели это раньше и просто попытались запугать нас, чтобы мы им что-нибудь подарили.
У группы апачей было два предводителя (братья Marcos и Soldadito), оба были хорошо известны. Они принадлежали к семейству мескалеро и жили раньше на берегах Рио-Гранде, недалеко от Presidio del Norte, где долгое время держали всех в ужасе, пока не были изгнаны оттуда и вытеснены в укромные уголки Техаса северянами и их союзниками команчами. Позже я узнал, что остатки группы знаменитого Espejo  присоединились к ним, теперь сражающимся с нами, и что это были те самые люди, которые девять месяцев назад были побеждены северными силами в союзе с команчами.

 

Как только я освободился, я отправился в группу, где два вождя разговаривали с моими товарищами. Там я увидел копье, которое они воткнули, чтобы остановить нас, и светлые волосы на нем трепетали на ветру, а наконечник представлял из себя старое лезвие меча с  надписью: «Для короля Карлоса III».   Один мексиканец был переводчиком и я слышал, что Marcos   обращался к Дону Гильермо, называя его  «капитаном».  «Вы богаты - сказал ему апач - ваши фургоны гремят как гром в долине. Мы наблюдали за ними. Вы сидите вокруг своих костров и курите довольно много табака. Мы же, напротив, бедны и мирны. Мы ваши друзья». Щедрый подарок  в виде табака скрепил условия мира и дружбы. Soldadito   изо всех сил старался заставить меня понять, что мы ничего не должны бояться. На свою открытую ладонь  он положил голову с закрытыми глазами и повторил: «конечно!», желая сказать мне, что мы можем спать спокойно. «Неужели вы не верите - говорил он мне через переводчика - что мы могли разграбить и убить уже многих из вас? Много дней мы не отрывали от вас глаз. Но у нас нет злых помыслов, теперь вы можете путешествовать без страха, мы больше вас не увидим. Сначала вся группа, число которой увеличилось с прибытием многих женщин и детей - и все они были так же хорошо вооружены, как и их мужчины - хотела сопровождать нас до водоема, но отказавшись от их предложения, вожди выполнили нашу волю. Один из них что-то сказал людям, и они тут же разошлись во все стороны, один за другим или парами. И мы их больше не видели. Как до нашей встречи, так  и после нее, они убивали и грабили других, но у нас не взяли ни одного мула…

... С этой высоты долина La Mesilla с ее зеленой впадиной и рекой, появляющейся и исчезающей между ветвями тополей, а с другой стороны – горами Sierra de los ;rganos, предлагает панораму внушительного величия [...] будучи там, к нам присоединился  Мистер У., американец из Вирджинии. [ ... ] Мистер У., живший в Santa B;rbara, подружился там с племенем апачей, называемым mina de cobre (медный рудник – чихенне  или мимбреньо), которые к тому времени были в мире с американцами, и его часто видели с ними. Он принес нам неприятную весть о том, что в последнее время отношения между ними и белыми испортились. Сын вождя по имени Понсе подхватил оспу, а командир ближайшего форта – это было обычной практикой - не пустил к нему армейского врача, и он умер. Старый вождь покинул это место со своим племенем, сказав что в будущем путешественники не найдут его таким же дружелюбным, каким он был  раньше, и это было так, потому что через несколько дней мы убедились, что он не шутил. Среди нашей группы было несколько американцев со своими мексиканскими женами - те, кто имел привычку опережать нас по пути, одни на повозке, другие на лошадях. Находясь в нескольких милях от источника Кука мы увидели как всадник, оказавшийся мексиканским слугой кого-то из тех людей, сказал что его хозяева были застигнуты у водопоя  группой апачей, и  все убиты.  Вместе с господами У. и К. мы изо всех сил  побежали к упомянутому месту,  но прежде чем мы прибыли, мы увидели предполагаемых жертв; любопытный несчастный случай спас им жизнь. Один из путешественников имел лицо, ужасно изуродованное оспинами. Когда индейцы окружили повозку и заглянули внутрь в поисках добычи, они увидели его и это произвело на них такой  ужас, что они в панике сбежали.  Их вождем был ренегат Дельгадито с ужасной репутацией, и если бы не это страшное лицо, то путешественникам пришлось бы очень плохо.

 

В этом плане мне рассказали несколько анекдотов, характерных для старого вождя Понсе. Он взял в плен человека из La Mesilla, и уже краснокожие приготовились было сжечь его заживо, но чтобы  еще больше насладиться приятной сценой, они решили напиться. Затем, уже поздно ночью, одна из жен вождя подошла к заключенному, привязанному к столбу, и ножом перерезала связывавшие его узы, и тем самым выпустив его на свободу. Понсе предпочитал бренди всему остальному спиртному. Когда его сын умер от оспы, он продал своего лучшего мула, чтобы купить себе графин. Он был так огорчен, что только бренди  смог бы ему помочь. 

На другой стороне Ojo de Vaca, где дорога проходит через первые предгорья хребта, который мы оставляем на севере, и самый высокий пик которого американцы называют Ben Moore, говорят  есть источник, бьющий из отверстия в скале, и который имеет имя Ojo de In;s, что происходит от романтической истории о мексиканской девушке по имени Инес, которая была похищена апачами, и затем спасена американским офицером (по Дж. Кремони)...

... Пересекая долину мы увидели двух индейцев, медленно идущих по холму примерно в 1,6 км. Примерно в 800 метрах от нас подняли флаг, и мы сделали то же самое. Они подошли ближе. Один из наших подался вперед, чтобы поприветствовать их, и они начали болтать. Вскоре их было  уже 20 или 30, они были апачами, с лицами, отличными от других из их того же племени, которые я видел раньше, в то же время обладая заметными характеристиками и высокой однородностью коренного национального типа.  Плоские черты смешанного брака, присущие апачам и липанам Техаса, в них не просматривались. Контуры лиц у них были скорее греческий: брови, нос, глаза и рот были хорошо прорисованы, а индеец был заметен только по  высоким скулам и зловещем выражении лиц. Они носили кожаные шапки и красную ткань в форме шлема, украшенную перьями, и желтую ткань с отделкой. Оперение, спускавшееся с голов на спину, состояло из перьев диких индюков, а рядом с ними висели шкуры с перьями разных птичек. Кожаный ремешок на подбородке поддерживал оперение, спускающееся сзади, и его ансамбль придавал мужчинам и мальчикам поистине воинственный вид. Судя по рисункам, которые я видел, эта одежда такая же, как у навахо из Нью-Мексико.

 

Эти апачи привезли несколько украденных мексиканских мальчиков, и они предложили нам продать одного. Мы охотно купили бы их свободу, но не смогли договориться о бартере, так как  они захотели порох и свинец, которые потом вполне могли бы использовать против нас. Чтобы отказаться и не обидеть, я сказал вождю, что у нас боеприпасов осталось мало. Но мистер Кауфманн прервал меня, сердито воскликнув:  «Да, у нас есть порох и свинец, чтобы хоть и экономно, но выпустить его в апачей!».  Видя и слыша это  вождь сказал, что задержит пленников в ожидании более выгодных предложений, и едва он вернулся  к своим людям, весь отряд поспешил прочь. Позже мы узнали, что этого человека звали Miguel (Пиндах-Кисс) и что он славился как один из самых свирепых апачей.

Среди них был старик, который довольно хорошо говорил по-испански и обладал величественным видом. Разговаривая с ним я дал ему понять, что мы не очень-то сильно доверяем его проявлениям дружбы. Затем он, подняв руки и  глаза к солнцу, сказал  :  «Разве вы не верите что Бог - это солнце, видит все, что мы делаем, и что он наказывает нас, когда мы делаем плохое».  Его жест был действительно впечатляющим, но я бы никогда не доверил свою жизнь словоблудию этого Его Святейшества. Этот отряд индейцев был известен в деревнях Соноры под именем vizca;nos, что является именем коренных жителей Чиуауа, потому что это место раньше называлось Nueva Vizcaya. [ ... ] Эти земли были такими упорядоченными и чистыми, что казалось, будто они постоянно обрабатывались уже более сотни лет.  Но нагромождение обломков сгоревших повозок  напомнило нам, что мы все еще находимся на дикой земле, по которой безнаказанно бродят апачи. [ ... ] В этой долине не хватает только безопасности, чтобы   прогрессивные люди смогли прийти сюда. Страх перед апачами не дает  местным жителям в полной мере наслаждаться дарами природы…

 

... Когда мы проходили мимо гасиенды Hacienda La Calabaza, первого обитаемого места за Санта-Крус, слуга пригласил меня посетить дом.  Двое немцев вышли во внутренний двор и заняли его с многочисленными мексиканскими слугами, индейцами пима и «прирученными» апачами. [ ... ] Мои два соотечественника сказали мне, что вскоре после того как они поселились в гасиенде, на них напала группа апачей. Индейцы, которые на своей стоянке проектировали эту хищническую экспедицию были настолько безрассудны, что доверились мексиканскому пленнику, раскрыв ему план, и тот, как только группа  вышла в рейд,  сразу побежал в Тусон. Командующий мексиканским гарнизоном в этом месте, узнав  все подробности, приказал своим людям собраться  и отправиться на помощь находящейся под угрозой гасиенды.  И как раз когда апачи спускались с одного холма по соседству, мексиканские войска появились с другого. В столкновении обеих сил - как я узнал позже - Мистер Х.  убил трех индейцев, и налетчики были настолько разбиты, что больше не появлялись там…

... Некий мистер М. из Техаса, которого я недавно видел в Эль-Пасо, также находился в San Xavier del Bac   с партией крупного рогатого скота. Этот человек совершил необыкновенное приключение во время  своего путешествия в Калифорнию. Похоже, его партнер решил избавиться от него по дороге, чтобы захватить скот. Чтобы выполнить свой план, он возглавил бунт среди своих же погонщиков.  Они наотрез отказались подчиняться Мистеру М., что поставило его в отчаянное положение, когда в это время появились  апачи, и убили двух лидеров бунта. Эта случайность заставила других поверить, что в судьбу вмешалось не иначе как само Божественное Провидение, благодаря чему все снова подчинились послушанию. Однако это событие привело к тому, что Г-н М. потерял часть своего скота, а другая часть умерла от жажды по дороге, а остальная часть была украдена индейцами, так что он прибыл в Калифорнию ни с чем… 

... Недалеко от San Xavier, на возвышенности в долине, рядом с рекой и окруженный мескитами, лежит деревня Tubac, жители которой в основном местные обитатели, среди которых много  «прирученных» апачей. [ ... ] Чтобы завершить картину этого племени индейцев (пима)  я должен сказать, что их дружелюбные и миролюбивые качества сочетают в себе решительный дух, и таким образом, что они даже у диких апачей вызывают уважение.


                *****************************


Фрёбель рассказал о совете, который дал ему полковник Эмилио Лангберг, датского происхождения, но получивший образование в Германии, и исполнявший обязанности инспектора Военных Колоний Чиуауа: «... Не сходите с дороги, даже на 20 шагов.  А когда мы разбили лагерь на окраине форта Франклин (округ Эль-Пасо, штат Техас),  то было сочтено необходимым вывести мулов ночью во двор заброшенного форта и присмотреть за ними, поскольку эти страшные краснокожие были вокруг  - в основном это апачи, которые населяют горные районы Новой Мексики, Чиуауа и Западного Техаса…».

Также Лангберг сообщил ему о договоре, подписанном между властями штата Чиуауа и команчами против апачей; а также о данных по лагерям  апачей.

Что касается Военной Колонии Guadalupe, Фребель говорит, что их догнал отряд мексиканской кавалерии. Ему сообщили, что Лангберг послал войска в эту колонию, чтобы подавить восстание  из-за голода, который они пережили, выгнав командира и  захватив немного скота и потребовав выплаты им зарплаты. «[…] Ночью перед нашим прибытием апачи вывели 30 голов крупного рогатого скота из окрестностей. Приличный местный житель сказал мне что солдаты голодают, у них нет ни лошадей ни одежды, и не понятно, как они собираются, будучи сами в таком плачевном состоянии, защитить нас от индейцев?  Те же солдаты боятся их так же, как гуадалупанцы, а эти боятся как  солдат, так и индейцев».
Фрёбель продолжил: « ... 17 ноября утром мы прибыли в Карризаль - сегодня он лежит в руинах, но когда-то был важным местом, когда там был военный пост, созданный для защиты населения от нападений апачей. У этих врагов цивилизации есть лагерь на одном из соседних холмов. Из деревенских домов они указывали мне на его местоположение, и эти бандиты могут всегда со своих скалистых укрытий наблюдать за скотом, который в любой момент может перейти к ним в руки. Жители Карризаля, как и всех других населенных пунктов Северной Мексики, живут как пастухи воюющие с апачами, и поэтому все люди вооружены. Такой образ жизни сделал carrizale;os неукротимыми и жестокими, так что путешественникам лучше соблюдать осторожность в тех местах...».
... Фрёбель упомянул Станислао Порраса, чиуауанского скотовода из гасиенды Акуа Нуэва:     «Одно из немногих крупных ранчо в  Мексике, где стада выращиваются в стиле и величине старой Северной Мексики». Он упомянул, что «Защищает свой скот от набегов краснокожих, поддерживая в тонусе большую группу вооруженных людей, даже когда двое его сыновей и несколько слуг были убиты апачами...».


 


Рецензии