Тамара глава из повести

         А письма все приходили. По третьему письму Анатолий снова поехал в районное село, и едва не женился. Письмо было следующего содержания:

         «Здравствуйте! Пишет Вам женщина, которая хочет с Вами познакомиться. Прочитала Ваше объявление, по индексу поняла, что Вы живете в Екатериновке, вот и решила написать, хотя никогда через газету никому не писала. Мне 63 года, вдова, без вредных привычек. Люблю дом, уют, хочу встретить мужчину надежного во всех ситуациях жизни, без вредных привычек. Подробности при встрече. Тамара».

         Стыдно было от того, что он. как торговец, ходит по квартирам и предлагает себя, но он всегда был верен своему слову, и, уж если зарубил, то дорубал до конца. Он не любил бросать начатое на половине. Утешало то, что не один он так вот поступает: вон сколько объявлений в газетах о знакомстве. Теперь так повелось. Ему предлагали познакомиться с той или другой женщиной, но он считал, что если женщина не хочет, зачем навязываться. Катька, например, хотела, она и согласие давала через подругу.

          Он подошел к дому с красивыми наличниками на окнах. Расписные ставни, крашеные стены, ворота со звонком над калиткой, беленый шлакобетонный гараж — все говорило о том, что здесь присутствует хозяйская рука. В ограду он вошел без звонка, калитка была не заперта. Во дворе чисто, с крыши дома, бани, летней кухни, стоящей на особице, сброшен снег и вывезен в огород. В огороде еще не растаявшая ледяная горка. Весна подточила ее с солнечной стороны, но скат еще держался. «Раз есть горка, значит есть и дети, - подумал Анатолий. - Живет, видимо, не одна», и не ошибся.

          На крыльце еще кнопка. Анатолий позвонил. Вышла белолицая с двойным подбородком женщина. Она была полной. Излишний жирок на животе и боках делал ее квадратной. Когда-то лицо было красивым, но сейчас мало чего осталось от былого. Щербатый рот, жидкие полуседые волосы старили ее. По внешнему виду она выглядела на все семьдесят пять. На ней была стеганая фуфайка, вязаная шаль. Она, видимо, управлялась по хозяйству, в руках несла чашку с мятой картошкой, свареной в мундирах и предназначавшейся, видимо, для кур, возившихся на проталинах в огороде. Женщина с интересом некоторое время рассматривала гостя. В глазах ее появилась ироническая искорка, этакая лукавинка. Она поняла кто перед ней и с улыбкой произнесла:

------- Здравствуйте, Вы ко мне?
------- Да. Здравствуйте. Я дедушка — в душе поэт, - смеясь представился Анатолий.
------- Тамара, - представилась женщина, - Проходите в дом.
            Тамара оставила чашку с картошкой на крыльце. Распахнула двери, приглашая жестом, но Анатолий, как галантный кавалер, пропустил даму вперед.
 
            Обстановка в доме была деревенская: русская  печь, лавка вдоль стены, ведра и кастрюли под ней, комод старинный, стол обеденный, газовая плита — все для Анатолия было привычным.
            Тамара предложила чай, но Анатолий отказался.
------  Поговорим, посмотрим друг на друга, а чай будем пить когда примем решение.

            Анатолий удивился сам себе, подумал: «Вхожу во вкус!», и чертыхнулся про себя. Ему хотелось побыстрее закончить эту официальную процедуру. О себе он рассказал довольно коротко, опустив все свои предыдущие приключения, а разрыв с Катькой объяснил нестыковкой характеров. Тамара выслушала не перебивая, о себе рассказала еще короче:

------- Я простая рабочая, всю жизнь проработала в совхозе то дояркой то телятницей. Муж погиб десять лет назад. Охотником был. Браконьеры убили его из-за ружья. Их нашли, осудили, да человека-то не вернешь. С тех пор вот и живу одна.

------  И за эти годы не пытались выйти замуж во второй раз?
------  Находились мужчины, но до серьезных отношений не доходило. Не серьезные какие-то попадались. Вот и живем в этом доме с дочерью, зятем и внуками.

            Тамара провела Анатолия по комнатам.
------  В спальне дочь с зятем спят. Мы с внуками вот здесь, в зале. Тесновато, конечно, но есть жилая времянка, правда зимой мы в ней печку не топим.

            «Да, тесновато, -  мысленно согласился Анатолий, - Наверное из-за тесноты мать и отселяют. Вон кровати-то почти рядом».
 
            Тамара, несмотря на полноту, Анатолию понравилась. Хоть и выглядела она староватой, но это так казалось на первый взгляд. При разговоре с Анатолием она оживилась, лицо стало одухотворенным, щеки порозовели. И лет ей оказалось вовсе не семьдесят пять, а всего лишь шестьдесят. Импонировали ее простота и откровенность. В ее пользу говорила и крестьянская обстановка в доме, чистота и уют, ухоженность усадьбы. Анатолий решил, что сможет остаться даже здесь, в тесноте, если они поладят с Тамарой.

----- Тамара, а Вы с детьми советовались?
-----  Они-то и присоветовали мне написать Вам.
-----  Вы мне понравились, - чистосердечно признался Анатолий, - Если Вы не против нашего союза, мы будем жить в Екатериновке или здесь во времянке, хозяйство вести вместе с молодыми. Корову заведем. Но прежде надо с молодыми посоветоваться. Я приду вечером, когда молодые будут дома.

            Тамара согласилась.
Вечером они пили чай, Анатолий познакомился с зятем Тамары, который  оказался лейтенантом милиции. и дочерью, которая работала в одном из магазинов райцентра. Двое внуков, семи и четырех лет вертелись тут же на кухне. Беседа продолжалась больше часа. У Анатолия нашлись общие интересы с зятем. Лейтенант милиции оказался выходцем из Екатериновки. Анатолий хорошо знал его родителей. Все шло к сближению и соединению, но Анатолий все-таки дал Тамаре время подумать:

------  Подумайте, - сказал он на прощание. - Я приеду через неделю, и, если вы не раздумаете, мы с Тамарой поедем ко мне,  поживем пока у меня, а там видно будет.

             Но дальнейшее сближение не состоялось. Анатолий приехал, как и обещал, через неделю. Ворота их усадьбы были на запоре. На звонок никто не ответил. Через дырку в калитке он увидел на дверях замок и поплелся восвояси. На перекрестке улиц ему встретилось все семейство Тамары. Он остановился на противоположной стороне улицы.  По тому, какими безразличными были лица зятя  и дочери, Анатолий понял, что,   надежды его не оправдались. Дочь и зять с детьми остались на противоположной стороне, а Тамара  отделившись от семьи, подошла к нему.

--------  Простите нас, мы раздумали, - смущаясь сообщила Тамара и простодушно объяснила, - У нас умерла мать Игоря, У нее благоустроенная квартира. Она ему ее подписала.

              Анатолий хотел спросить: »А при чем здесь мы?», но раздумал. Ему стало ясно, что молодые искали матери не спутника жизни, а место жительства. Теперь, когда вопрос с квартирой для молодых решился, вопрос о спутнике для мамы отпал. Анатолий только спросил:

------  Может быть вам что-то в Екатериновке наговорили про меня?
------  Что Вы! - так же простодушно ответила Тамара. - Нам про Вас рассказывали только хорошее.

-----  Так в чем же дело?
           Тамара несколько замялась:
------ Я теперь буду жить просторно, внуки со мной...

            Вопрос о спутнике для мамы отпал, она теперь будет жить с внуками... Оно и понятно: куда еще этот спутник повернет, а тут мама останется в собственном доме одна, будет и огород обрабатывать и внуков обихаживать... Без спутника спокойнее...

------  Ну и просидишь в «девках» до конца дней своих, - полушутя полусерьезно сказал Анатолий, и уже на полном серьезе добавил: - Своя-то жизнь у тебя должна быть?

-----   Что поделаешь? Это и есть моя жизнь. Я не одна. Извините.
            Анатолий видел,что он Тамаре понравился, но против воли детей она пойти не осмелилась.


Рецензии