Вальс, вальс, вальс...

ВАЛЬС,   ВАЛЬС,  ВАЛЬС…
(Кое-что о вальсах)


Танцевать…Это тот же полёт,
Танцевать…Как послушно запело
Вслед за музыкой лёгкое тело.
Танцевать до утра наполёт.
     Танцевать, как в начале веков.
     Танцевать.  Наслажденье до муки,
     Распахнув невесомые руки,
     Танцевать под шатром облаков.
     Танцевать, танцевать, танцевать…


    Вальс зародился давно.
    Как танец, вальс был зафиксирован в 1815 году во время Венского Конгресса.
Вообще танцы начались очень давно:  ещё в глубокой древности дикари, чтобы согреться или в религиозных обрядах делали прыжки и покачивания в разные стороны:
-  сначала каждый сам по себе,
-  затем групповые,
-  потом один вышел и все за ним устремились…          
и с этих простых движений начинались танцы.
    Мы с вами знаем множество танцев:
-  минуэт – медленные движения, в основном, поклоны;  с чего начинаются все балы;
-  полонез - этот танец считался чисто мужским, и только потом к нему подключились женщины;
-  чардаш – «чарда» значит трактир, это венгерский танец.

     В России было время, когда танцы считались бесовским занятием, а вальс  считался «вульгарным», низким и непристойным танцем, и император Павел вообще отменил танцы.  Но, как показало время, ненадолго. Не стало Павла, и танцы заняли своё подобающее место.
        Песни в виде вальсов сочинялись тоже давно. Ещё в 18 веке любители-музыканты писали песни и не задумывались, что это были вальсы. Народ распевал эти песни, не подозревая, что поёт вальсы. Так рождались песни-вальсы. Вальс обогатил народную песню
       Задушевная русская народная песня «Степь, да степь кругом», исполненная низким, широким, как Волга, голосом, пленяет до глубины души до сих пор. Мы слышали её и в басовом исполнении и в теноровом. Её пели все популярные артисты.  Она тоже написана в виде вальса, а ведь это народная ямщицкая песня.   
                /Слушаем песню «Степь, да степь кругом»/
   
     В ритме вальса написаны многие лирические песни.  И это не удивительно: что может сравниться с вальсом по задушевности, сердечности, изяществу.
     В начале Х!Х века звучали вальсы – «Меж высоких хлебов затерялося…», «Однозвучно гремит колокольчик…» и др. Потом появился Варламов.
      Варламов Александр Егорович (1801-1848)  -  автор многих романсов и вальсов. Его «Красный сарафан»  поётся до сих пор, и этот сарафан никогда не износится.  Варламову достаточно было написать одно это произведение, чтобы навечно остаться в истории русской музыкальной культуры, а ведь он даже не знал нот. Но тем не менее, им восторгались великие люди ХIХ столетия:  Пушкин, Лист, Виардо и др.
    Хотя эта песня и непритязательна, она создаёт ритм лёгкого, небыстрого вальса.
                /Звучит песня «Красный сарафан»/               

    Иногда нам с вами и надо-то совсем немного: послушать хороший вальс. Вальс – это особый мир, и сколько бы мы его не слушали, вальс нам никогда не надоедает. Слов не хватит, чтобы описать всё многообразие вальсов.
    Ещё во времена Пушкина вальс был любимцем русских балов. Из-за вальса Онегина с Ольгой  Ленский вызвал друга на дуэль. Помните:
Скучающий Онегин
подходит к Ольге,
         быстро с ней
крутится около гостей,
потом на стул её сажает,
заводит речь о том, о сём,
спустя минуты две.
 Потом он снова
 вальс с ней продолжает.
       Вальсов написано множество, и разными композиторами. Но вальсы писали и не только композиторы, например, Грибоедов.  Александр Сергеевич был и политический деятель, и поэт, и посол, но написал вальсы, и неплохие, которые и сейчас исполняются в концертах.
                /Слушаем вальс Грибоедова/
               
           Но всё-таки королём вальсов был Штраус (1825-1899). 
           Иоганн – сын Штрауса старшего.
Он сочинил множество вальсов, и они гуляли по всей Европе.  В музыке вальсов Штрауса живёт пластика танца.  Штраус, как никто, сумел передать бурлящую радость бытия, ощущение молодости и силы. Его музыка это сверкающий гимн любви.
          В Россию он приехал в 1856 году уже известным создателем вальсов. И в России открылась эпоха бурного увлечения этим танцем. Вальс вмещал в себя многие чувства  и простых людей, и людей других сословий.  Вальсы Штрауса распевала и танцевала вся Россия. Вальс постепенно вытеснял другие распространённые в то время танцы, он превращался в лирический танец бодрого, весёлого кружения.
Что могу я поделать?
                Что зависит от нас?
Ты идёшь, ты подходишь сюда.
Невозможный, немыслимый вальс…
-  Может быть, Вы танцуете?
-  Да!

          Очарование штраусовых вальсов пленило всех. Трудно сказать, какой вальс, сочинённый Штраусом, лучший! Все хороши!
-  и  «Голубой Дунай»,
-  и  «Сказки Венского леса»,
-  и «Венская кровь»
-  и др., и др., и др.
       Ему пришлось уехать из России, т.к. семейная жизнь с возлюбленной дамой не состоялась – родители Ольги были против их брака. А нам Иоганн оставил чудесное «приданное» - мы восторгаемся его творениями!
                /Слушаем вальс Штрауса/

       После Штрауса вальсы лились рекой.  Ритм вальса – излюбленный ритм Чайковского:
-  вальс из оперы «Евгений Онегин», из балета «Щелкунчик» и т.д.
-  романс «Средь шумного бала»,
-  вальс из цикла «Времена года»,
-  и наконец, - «Сентиментальный вальс». Именно он, Пётр Ильич Чайковский написал  «Сентиментальный вальс»:

Наверно, я б не вспомнила о вас,
Но у Чайковского в то утро воскресенья
В усадьбе под «Сентиментальный вальс»
Застенчиво кружился снег весенний.
     Внимая вальсу, в стороне от всех,
     Я думала, бредя пустой аллеей,
     Он с вами схож – весенний этот снег,
     Что тронуть ветви нежности не смеет.
И снова стынь откуда-то взялась,
И грусть, что время вёсен пролетело,
Ах, этот вальс, сентиментальный вальс,
Задумчивый весь от снежинок белый.
                /Звучит «Сентиментальный вальс» /
 
     Следующий – «Я помню вальса звук прелестный…» У этого знаменитого и мелодичного вальса сложная судьба. Его авторство приписывается сразу двум  сочинителям.               
     Один из них – Листов Николай Афанасьевич.  Его заставила написать этот вальс счастливая, любовная история.  Листов был родом из богатой дворянской семьи, получил хорошее образование.  В 1904 г. он неожиданно встречается с молодой актрисой Александрой Медведевой  и страстно влюбляется. Она отвечает ему взаимностью и влюбленные решают пожениться. Но против этого выступили родители Листова: как…?  Их сын – дворянин, красавец и рядом какая-то провинциальная актриса. Позор для их рода. Но Николай рвёт с родителями и становится мужем Александры.  Встреча с ней, будто бы и вдохновила Листова на создание этого вальса, он сам сочинил музыку и слова.
     Николай Листов написал всего один этот вальс, но этого хватило, чтобы его имя навсегда осталось в памяти народа.
     Однако в других источниках говорится, что истинным автором этого вальса является Юрий Морфесси. В начале ХХ века это был популярный эстрадный певец.  Тогда же он будто бы и сочинил этот романс, и сам исполнял его  под названием «Старинный вальс». А потом… Эмиграция, долгие годы жизни в Югославии…Имя его даже нельзя было произносить. Последние годы жизни он был в Париже – в безвестности, в нищете, в одиночестве. Сколько их было таких, для которых родина стала мачехой. Но до конца своих дней Юрий Морфесси оставался русским гражданином, не поменяв русский паспорт на заграничный. Вот он будто бы  и написал этот дивный вальс.
                /Слушаем  «Я помню вальса звук прелестный…»/
      
       Вспомним вальс «Амурские волны». Этот вальс к жизни вызвала незадачливая любовь. Молодой композитор Макс Авельевич Кюсс, который служил в воинской части капельмейстером, полюбил молодую жену уже стареющего начальника. Это не понравилось мужу: разгоревшийся скандал был громким, и муж сослал молодого капельмейстера далеко-далеко, на Дальний Восток. Там тогда шла война с Японией.
    И вот там, в этой ссылке на Амуре молодой влюблённый написал вальс и посвятил его любимой женщине. Этот вальс наполнен яркими чертами, он исполнен в танцевальном ритме медленного вальса. Этот вальс, также как и «Вальс на сопках Маньчжурии» прошёл (если можно так сказать) и  Первую мировую войну (1914-1918г.г.), и Великую Отечественную войну (1941-1945 г.г.). Эти вальсы есть в репертуаре каждого духового оркестра.
   Вскоре появился и граммофон, и крутили эти вальсы и слушали, слушали, слушали их.

                /Слушаем и мы вальс «Амурские волны»/
 
       Мирное  течение жизни было разорвано громом войны.  Разорвалась жизнь. Жизнь поделилась на «до» и «после».  Великая Отечественная война.
Там была одна ценность – жизнь, и осознанно или неосознанно каждому хотелось выжить.
Что пожелать тебе сегодня перед боем?
Ведь мы в огонь и дым идём не для наград.
        Но, несмотря на это, они рисковали своей жизнью.
        Кажется, что на войне были только боль, кровь, сражения, отвага, смерть. Но ведь были ещё и песни. У военного времени свои песни: не слишком сложные, но всегда подкупающие своей честностью. Их поют и в мирное время. Эти песни родились во время передышек. Вот во время такой передышки  появился и «Случайный вальс».
      Как-то зимним вечером боец с простым русским именем Василий оказался в маленькой деревушке в прифронтовой полосе. Он услышал музыку, и как заворожённый, пошёл на звук патефона: «Я услышал мелодию вальса и сюда заспешил на часок».
Оказалось, местная молодёжь устроила танцы в минуту затишья.
Говорят, сегодня в школе
Будут танцы до утра.
Хриплый голос радиолы,
Снег, летящий за порог,
Запах пудры невесёлый,
Топот валяных сапог.

      Вася увидел хорошую незнакомку и пригласил её.  Она смутилась, но с бравым лётчиком танцевать пошла. Танцевали они не долго: он не успел спросить её имя, - прозвучал резкий сигнал к бою.               
      После боя Василий рассказал, что не может забыть ту милую девушку и очень надеется найти её после войны.  «А вдруг, -  сказал Фрадкин (он служил в этом же полку), эта девушка услышит песню и откликнется?». И тут же на трофейном аккордеоне он наиграл мелодию вальса.
     Спустя какое-то время,  песня, действительно, прозвучала по радио, и Зина (так звали ту девушку) прислала туда письмо, да только передать его было уже некому – Василий погиб…
Василий погиб, но вальс остался.               
      Поначалу этот вальс (стихи поэта Долматовского) назывался «Офицерским».  Вальс этот прижился и полюбился фронтовикам. Его исполняли на всех станциях и полустанках. Бойцы пели эту песню и считали её народной, а это – самое лучшее признание для песни. 
      Однажды её услышал Сталин. Его поразили слова «и лежит у меня на погонах незнакомая ваша рука». Эти слова переделали: вместо «погон» появилась «ладонь».
Сталину не понравилось и название, так «Офицерский вальс» превратился в «Случайный вальс». Но хуже он от этого не стал. Его продолжали исполнять на всех фронтовых концертах; пели, практически, все популярные артисты, но первым был Леонид Утёсов.
Вальс остался и живёт по сей день. 
                /Слушаем «Случайный вальс»/


     Самое начало Великой Отечественной войны:
22 июня ровно в 4 часа
Киев бомбили, нам объявили,
Что началася война.

   Но ещё до Киева, на 1 час раньше Киева немцы начали бомбить Севастополь, и тогда уже были жертвы в этой необъявленной ещё войне – в 3 часа 48 минут погиб 21 мирный житель Севастополя.
   Немцы понимали значение Крыма. Понимали это и наши бойцы. В 1783 году Екатерина Вторая присоединила Крым к России, и с тех пор наши люди отлично понимали, как важен он для России, и потому защищали его.
    Кто-нибудь, когда-нибудь видел кровавый прибой?!
    А Севастополь его видел!  И об этом знал наш поэт-песенник Лебедев-Кумач,  и потому он смог написать в 1944г. стихотворение по освобождению этого города-героя.
Восстань из пепла, Севастополь,
Герой, прославленный навек!
Твой каждый уцелевший тополь
Взлелеял русский человек.
    Те камни, где ступал Нахимов,
    Нам стали дороги вдвойне,
    Когда мы, нашей кровью вымыв,
    Вернули их родной стране.
Израненный, но величавый
Вошёл ты в летопись веков –
Бессмертный город нашей славы,
Святыня русских моряков.
    И наши дети внукам нашим
    Расскажут в бухте голубой,
    Как гордо ты стоял на страже,
    Прикрывши Родину собой!
        Севастополь – город славы,  город поклонения.
        Один мудрец считал, что Севастополь – третья столица России.
               
    /Слушаем «Севастопольский вальс»/

    В годы войны родилось много песен, много вальсов. Коронный номер Клавдии Ивановны Шульженко – «Синий платочек».  Людям нашего поколения не надо объяснять, кто такая Клавдия Шульженко. Этот «платочек» она пела и раньше, она прославила его; или он прославил её, как хотите, но он явился своеобразным символом её творчества.
Синенький скромный платочек
Падал  опущенных плеч.
Ты говорила, что не забудешь
Нежных и ласковых встреч…
     Слова эти написал Ежи Петербургский (кстати, он же написал и танго «Утомлённое солнце»). Прошло совсем немного времени, и в тексте этой песни-вальса появились новые строчки, сочинённые журналистом Михаилом Максимовым:
Строчит пулемётчик
За синий платочек,
Что был на плечах дорогих…
     В годы войны все понимали, что искусство – это тоже оружие; оружие, способное поднять боевой дух.  Ещё Суворов говорил, что солдат без песни, всё равно, что без оружия.
    «Синий платочек» был первой песней, записанной Шульженко на пластинку.
    Несравненная Клавдия Ивановна Шульженко много пела.  Пела она и, в том числе, «Вальс о вальсе».  Музыка композитора Колмановского, а стихи сочинил Евгений Евтушенко. Он много ездил по стране, и перед этим сочинил «Вальс на палубе»:
Спят грузовики, спят краны,
на палубе танцуют вальс
бахилы, кеды. Все они едут
на Камчатку, в крайний край.

    А потом Евгений Евтушенко написал  «Вальс о вальсе». К этому времени стали как-то подзабывать о вальсе, - в моду вошли другие танцы. И Евтушенко, и вслед за ним Клавдия Шульженко напомнили нам, что вальс – это король танцев, и не следует о нём забывать.
Пусть проходят года,
Всё равно никогда
Не состарится вальс.

/Слушаем «Вальс о вальсе» в исполнении Клавдии Шульженко/

     Клавдия Ивановна Шульженко создала на советской эстраде свой песенный театр.
Возьмём песню «Три вальса».
     Светлыми образами наполнен взволнованный рассказ о самом сокровенном, что может происходить в жизни двух влюблённых. В этой песне отразились разные возрасты одной и той же женщины, а по существу – вся её жизнь. Сначала – девочка, юная, полная ожидания любви и счастья. Потом – женщина в расцвете лет, познавшая, что в жизни не всё так радужно и безоблачно, как это кажется в юности.  Затем пожилая, мудрая жена, благодарная прошедшему за всё – за хорошее и плохое, за радости и печали.
      А мелодия вальса – одна. Её написал композитор Цфасман.
                /Звучит песня  «Три вальса» в исполнении Клавдии Шульженко/
    Вальс прокладывал себе широкую дорогу и в наше время. Вальсы
-   композиторов Фрадкина и Дунаевского,
-  «В городском саду»  Блантера,
-  «Миллион алых роз» Паулса.
-   и конечно же, «Вальс Бостон» Александра Розенбаума.

    Светом наполнен вальс Бирюкова «Тишина за Рогожской заставой»:
Старинный вальс играли
в беседке над рекой…
Ах, как мы танцевали
тогда с тобой!
     Вальсов было множество:
вальс – грустное размышление,
вальс – любовное излияние,
вальс – драматический монолог, и др.
     Советская вокальная музыка богата и разнообразна. В этом нас убеждает и вальс, который пел Валерий Ободзинский.               
                /Звучит вальс Д.Тухманова «Эти глаза напротив…»/

    Вальс на этом не остановился - его продолжали сочинять и барды:  «Ты у меня одна, словно в ночи луна…» провозглашал Юрий Визбор.
    Русскими композиторами была написана обойма песен-вальсов, всего не перечесть!
Эти песни закрепили мировую славу русских вальсов и способствовали их повсеместному распространению. Вальс, написанный композитором Доги Евгением Дмитриевичем, из кинофильма «Мой ласковый нежный зверь» по решению ЮНЕСКО был признан одним из четырёх музыкальных шедевров ХХ века.
    В песне-вальсе может воплотиться вся жизнь: и  школьный бал, и  первая  влюблённость, и воспоминание о фронтовой встречи, и своеобразный итог жизни, и многое-многое другое.   
     Существует музыка для ног, для сердца, для головы. Вальс – это музыка для всего организма: когда нам  уже невмочь двигать ногами, или страдает голова – мы не можем кружиться, мы слушаем вальс сердцем. Ведь сердце – это орган не только для перекачки крови, именно на сердце ложатся душевные вальсовые мелодии.
      Слышите, раздаются мелодии вальса:
Вальс начинается:
Дайте ж, сударыня, руку,
И раз, два, три;  раз, два, три; раз, два, три…
               
                /Звучит вальс в исполнении Л.Серебряникова/



                К   О   Н   Е   Ц
 


Рецензии
Люблю вальсы!
Спасибо за эти знакомые, любимые вальсы. "Три вальса" К.Шульженко - ну вот только вчера слушали и вспоминали с Сашей. "Я помню вальса звук прелестный" - всегда у меня ассоциируется с бабушкиной сестрой, тётей Валей. Однажды она пригласила нас с мамой к себе домой и играла часа два или три подряд на пианино. В том числе и этот вальс.
А Шопен? Вальсы седьмой и десятый - для меня это такие же мелодии, напоминающие о раннем детстве и об игре моей мамы, как для Лермонтова мелодия его матери, которая вспоминалась ему всю жизнь: "И звуков небес заменить не могли... скучные песни земли".

Наталья Ромодина   26.03.2021 17:42     Заявить о нарушении