Книги про авиацию

               
     Пятиклассником, в школьной библиотеке я наткнулся на небольшую книжицу с интересным названием «Вам взлёт». Автор Анатолий Маркуша. Стал её листать, книжка про Авиацию, много красочных интересных рисунков, где маленькие человечки тянут самолёт за канаты в разные стороны, - так показано действие аэродинамических сил. Всё сразу понятно. Читал эту книжку запоем. Хотя я с малых лет твёрдо знал, что буду лётчиком, эта книжка окончательно и бесповоротно утвердила меня в моей будущей профессии.
 
     Много разных книжек я читал в школьные годы про Авиацию, но эта книжка оставалась в моей памяти самой главной книгой про Авиацию. Из всех этих книг выделялись ещё книги лётчика-испытателя Марка Галлая. Он интересно описывал свои испытательные полёты, что говорится, - от первого лица. В одной из своих книг он пишет, что близкие друзья называли его Маркушей, это уменьшительное от имени Марк. Я и подумал тогда, что авторы Галлай и Маркуша это один и тот же человек. И, к стыду своему, только в зрелые годы узнал, что это два совершенно разных человека. И Анатолий Маркуша это лётчик-испытатель Арнольд Маркович Лурье. Уже в курсантские годы попалась мне ещё одна книжка Маркуши 1976 года издания «33 ступеньки в небо». Она мне показалась как бы дополнением к «Вам взлёт», но я тогда уже сам начал летать и посчитал эту книжку «детской».

     В то же время, в библиотеке одного училищного учебного авиационного полка я обнаружил удивительную книжку «Ваши крылья», это была потрёпанная старая книжка 1937 года издания, перевод с английского, автор американский авиаконструктор Ассен Джорданов. Там простым языком, доступно и интересно описывался самолёт, полёты и всё, связанное с «летанием», она мне показалась своеобразной авиационной энциклопедией. А ещё там было много рисунков, в том числе и с человечками, тянущими самолёт в разные стороны и изображающие аэродинамические силы. Я тогда подумал, что, наверное, Маркуша тоже читал эту книжку и эти человечки навеяли его на подобные рисунки в его книжке «Вам взлёт».

     В советские времена было много книг про Авиацию. Были интересными, познавательными или, как сейчас говорится, - информативными, книги лётчиков тридцатых годов, героев первых великих перелётов и покорителей севера – Чкалова, Громова, Байдукова, Каманина и других. Героев Великой Отечественной войны – Кожедуба, Покрышкина, многих других. Интересные книги конструкторов самолётов – Яковлева, Туполева. Много было книг про советских замечательных лётчиков-испытателей, и сами они были авторами. Это Гарнаев, Ильюшин, Амет-Хан Султан, Галлай. Из зарубежных авторов-лётчиков в советские времена можно было почитать, разве что, Антуана Экэюпери (Антуан Мари Роже де Сент Экзюпери, и это ещё не полное его имя!). Было, конечно, и много книг-мемуаров лётчиков, участников Великой отечественной войны. За редким исключением, книги эти были какими-то сухими, неинтересными. Главным событием там часто описывалось вступление в партию и даже роль партийных органов. Понятно, что большую медвежью услугу этим книгам оказывала родная советская цензура.

     В девяностые годы появилось много книг-переводов зарубежных авторов об иностранных выдающихся лётчиках, и их собственные мемуары, о которых мы до этого, толком ничего и не знали. Лично я открыл для себя много имён выдающихся зарубежных лётчиков, в основном, конечно, это были участники войны. Немец – Хартманн, англичанин – Бадер, японец – одноглазый Сабуро Сакаи. Из этих книг можно было узнать много интересного, что говориться, - с другой стороны и со стороны наших союзников. Как летал и воевал с немцами одноногий англичанин Дуглас Бадер. Как сбивал немцев и как сбивали его. Какие порядки были в японской авиации, оказывается, у них не вёлся личный счёт сбитых самолётов, всё зачислялось на счёт эскадрильи. Вызывает интерес, как летал и много сбивал наших самолётов совсем юный Эрих Хартманн, хоть и был нашим противником. Очень интересно было прочитать, как один немецкий лётчик-истребитель, эскадрилья которого базировалась в Италии, сокрушался, когда прочитал в газете, что не вернулся из разведывательного полёта над Средиземным морем Антуан Экзюпери:
     - Неужели в Лайтинге, который я сбил вчера был Экзюпери!?
     Теперь бы и наши лётчики-фронтовики тоже могли написать настоящие мемуары, а не то, что вынуждены были писать. Но мало осталось уже их, оставивших здоровье на той войне.

     Появляются некоторые реальные и интересные воспоминания лётчиков-фронтовиков, которые собирают неравнодушные исследователи нашей Авиации вроде Артёма Драбкина. Узнаём много такого о советской Авиации, чего знать просто не могли.

     Не только об авиации на войне написано много хороших книг. Попалась мне как-то книга выдающегося полярного лётчика Михаила Каминского «В небе Чукотки». Интереснейшее повествование о полётах в условиях Чукотки в тридцатые годы. Можно только поражаться, как летали в морозном воздухе в открытой кабине и на самолётах, только вдумайтесь! – с двигателями водяного! охлаждения. Безлюдные места, огромные расстояния, помощи ждать неоткуда. Из навигационного оборудования один компас. Героизма там было не меньше, чем на войне! Лично мне эта книга была особенно интересна ещё и потому, что в начале восьмидесятых годов я сам служил и летал на Чукотке в Анадыре и мог сравнить.

     Думается, что все лётчики нашего поколения пришли в Авиацию в большей степени через Книги про Авиацию!

25.03.2021 - Севастополь


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.