Чужие дачи

Дачи или домика в деревне я никогда не имел.
У офицера, а я служил в Советской Армии 35 лет, дачи не могло быть по определению потому, что служить на одном месте продолжительное время, например, пять или шесть лет, доводилось редко.

Вечное движение — постоянные переезды из гарнизона в гарнизон. Достаточно сказать, что за время службы я с семьёй переезжал восемь(!) раз. Жили и в сарае, и в маленькой бане и даже рядом со свинарником. О какой даче тогда могла идти речь?!

В лучшем случае семья получала маленький клочок земли рядом с бараком, в котором жили, как это было в городе Шимановск Амурской области и Тамбове, или под окнами дома в Алма-Ате, где моя тёща сажала цветы и декоративный кустарник. 

Поэтому я могу рассказать только о чужих дачах в Алма-Ате, на которых довелось побывать и о «фазенде» моей сестры в Московской области.
                * * *
У наших сватов в Алма-Ате недалеко от дома, у подножия хребта Заилийского Алатау, была небольшая, но уютная дача с плодовыми деревьями на участке. Колодца или скважины на участке не было. Водоснабжение всех дач было естественное. Холодная, кристально чистая вода тающих ледников бежала по трубам с гор. Бери сколько хочешь и для полива участка и для бытовых нужд.

В урожайный год сваты не знали куда девать фрукты и ягоды – варили варенье, сушили, консервировали и даже сдавали за копейки в приемный пункт, развернутый у ворот дачного посёлка.

Младший внук любил с нами ездить на дачу собирать урожай. Обязательно одевал маленький рюкзачок. На вопрос: «Что у вас, ребята, в рюкзаках?» серьёзно отвечал: «Еды немношко…».

Созрели вишни на даче сватов, и мы поехали собирать урожай. Вспомнил, как мы её собирали. Я стоял на последней ступеньке высокой шатающейся стремянки с пластмассовым ведром в руке. Вдруг почувствовал, что ко мне по ступенькам стремянки поднимается маленький внук.

Стремянка подозрительно раскачивается, а внук уже почти у моих ног. Мне кажется, что ещё секунда, стремянка упадет, и мы с ним полетим на землю. Держаться за тонкие ветки вишни бесполезно, а достать толстые ветви или ствол дерева я не могу.

Я ругаю внука, прошу его опуститься на землю, пытаюсь позвать кого-нибудь на помощь:
— Помогите быстрее! Мы сейчас упадем! Ребёнок разобьётся! Быстрее!
К нам никто не спешит, а внук повторяет за мной:
— Погебите! Погебите! Упадаю! Убиваюсь!
Слава Богу, всё обошлось — он сам осторожно спустился со стремянки на землю…

Через некоторое время сосед по даче предложил сватам купить его участок. Купили, сломали старый и построили новый большой двухэтажный дом с верандой, камином. Но вскоре в связи с переездом в Москву прекрасная большая дача у поселка Аксай была продана.

                * * *
…Вспомнил, как летом во время очередного отпуска мы с женой прилетели в Алма-Ату. Нас пригласил на свою дачу «Кузьмич» (имя и фамилию забыл). Он служил в Военно-медицинском отделе округа, а после увольнения работал в окружной военно-врачебной комиссии, которой я руководил до перевода меня в Москву.

Дача Кузьмича была необычной. Располагалась она на склоне горы с довольно большим уклоном. Ухоженный участок представлял собой ступенчатые террасы, которые спускались к дороге. Стоял крохотный, но очень   уютный домик и круглая беседка в зарослях дикого винограда. На участке росли яблони, сливы, вишни, смородина, малина, крыжовник, клубника.

Кузьмич с женой угощали нас чудесным ароматным чаем, заваренным на каких-то  травах с добавлением листьев черной смородины. Было ужасно жарко, но мы, сидя в тени беседки, беседуя «за жизнь» и вспоминая прошлое, не спеша выпили две бутылки холодного прекрасного домашнего вина и несколько больших чайников чая с вареньем из различных ягод и фруктов…
* * *
…На следующий год во время отпуска мы с женой снова оказались в Алма-Ате. Мой бывший сослуживец по окружной ВВК Вячеслав Михайлович Калмыков пригласил нас к себе на дачу. Она была буквально в 200 метрах от его дома — надо было только перейти кольцевую дорогу.

Чем она мне запомнилась? Охраняла дачу большая злая собака. Небольшой участок, которым, как мы потом поняли, занималась практически только жена Вячеслава Михайловича. Маленький, но уютный обычный дачный домик, несколько грядок с зеленью и море разнообразных цветов. Что особенно нас поразило — огромный вольер у дома с красивыми, всех цветов и оттенков, разноцветными маленькими курочками и петушками.

Из интернета: Декоративные куры – это результат многовековой работы селекционеров. Предназначены для эстетического наслаждения и разведения в домашних условиях. Большинство видов берут своё начало из Древнего Китая. В России свыше двух сотен лет назад птицеводы также стали заниматься выведением декоративных видов … Существует обширный список пород этих красивых птиц. Каждая обладает своим перечнем особенностей, достоинств и недостатков.
   
 …Вячеслав Михайлович был очень увлеченным человеком и занимался разведением декоративных курочек и петушков на своей даче. Каких только пород у него не было! Описать их невозможно — эту красоту надо видеть!

Он настолько был увлечён своими курочками, что, как рассказывала его супруга, несколько раз летал из Алма-Аты на Украину и в Белоруссию за какими-то диковинными породами петушков или курочек. Выписывал журнал «Птицеводство», вёл обширную переписку с любителями декоративных курочек и со своими питомцами принимал участие в выставках, причем не только в Алма-Ате.

Мы пробыли на даче Вячеслава Михайловича почти весь день. У вольера, а это было сложное «архитектурное» сооружение с лесенками, домиками, полочками, поилками, кормушками простояли не меньше двух часов и прослушали удивительный и подробнейший рассказ почти о каждом петушке и каждой курочке. В отдельном отсеке вольера гуляли простые куры с красивым горластым петухом.

Никогда не думал, что мы услышим столько ранее неизвестного нам о простой домашней курице. Ни одного из названий пород птиц я, к сожалению, не запомнил, кроме русской «хохлатки», потому, что если сам хозяин курочек запросто называл их всех, то его супруга с трудом вспоминала «заковыристые» названия некоторых пород.

А каким обедом они нас угощали! Хозяева предложили нам попробовать свежие яйца декоративных кур, омлет, суп куриный с потрошками, котлеты куриные, крылышки, бедра, приготовленные по каким-то особым рецептам. Мы с женой думали, что эти курочки содержатся только как украшение дачи, но Вячеслав Михайлович рассказал нам, что все породы у него «яйценосные и мясные». Но думаю, что на обед нам, кроме свежих яиц, подавали блюда не из декоративных курочек.
* * *
… И в заключение несколько слов о даче моей сестры. Муж сестры, как ветеран подразделений особого риска, получил шесть соток за большой кольцевой дорогой вокруг Москвы, называемой в народе «бетонкой».

Жили они в Пушкино. Сестра всегда мечтала иметь маленький клочок своей земли, поскольку с детства любила копаться на нашем огороде.

Мы с женой называли их дачу «фазендой», модным тогда словом из бразильского сериала, хотя дача, как таковая была только «в проекте» и на участке рос бурьян по пояс. Но мы с женой довольно часто ездили к ним и с удовольствием вместе с ними копались в земле.

Обустройство участка длилось не один год. Муж сестры, как говорят, был «мастером на все руки». Умел делать практически всё.

Им помогали сын с невесткой. Машины у них тогда ещё не было, ехали из Пушкино на рейсовом автобусе до «бетонки» и потом шли пешком через колхозные поля с огромными рюкзаками за плечами. Ночевать возвращались домой в Пушкино, а рано утром первым автобусом возвращались на «фазенду» и трудились до позднего вечера.

Через некоторое время купили у строителей списанную бытовку и стали оставаться на даче на ночь. Построили надёжный забор, туалет, парники. Посадили плодовые деревья, смородину, малину, много цветов.

Долго решался вопрос с электричеством. Трансформатор оказался собственностью одного «дельца», приватизировавшего его, и продававшего электроэнергию остальным дачникам. 

Пробурили скважину. До этого воду в бидонах привозили на тачке из расположенного вблизи маленького села.

Газ в баллонах везли из Черноголовки. Когда сын приобрел машину — стало гораздо легче. Через несколько лет, накопив денег, купили небольшой готовый стандартный домик с мансардой, а затем умельцы привезли из Владимира и поставили на участке прекрасную баню.

После напряженного трудового дня сестра с мужем и мой племянник с женой, после ужина усаживались на небольшой веранде домика, «гоняли чаи» и допоздна с невероятным азартом играли в преферанс. Играли не просто так, а на деньги и, что меня больше всего поражало, закончив игру, сразу расплачивались друг с другом и падали спать...
 
…Шли годы. Сестра и её муж, к сожалению, очень рано ушли в мир иной. Дачей занимается их сын, мой племянник, военный пенсионер с женой. Сейчас буквально рядом с их участком строится скоростная платная автомагистраль Москва — Санкт-Петербург. Тихое и спокойное место, несмотря на установленные на трассе экраны, отражающие шум, как недавно рассказал племянник, превратилось в кромешный ад …
                * * *
Фото из архива автора. «Фазенда» моей сестры в разные годы.
               


Рецензии
Больше всего мне понравилась дача с декоративными курами. Увлеченные люди у меня всегда вызывали большое уважение. Да и красивые курочки, как красивые цветы, просто радуют глаз. А дачи возле Алма-Аты я думаю были большие урожаи яблок и различных ягод. В наших холодных краях, чтобы получить большой урожай, нужно очень сильно потрудиться.
Ваша сестра и ее семья, как и многие дачники, начинала с нуля и постепенно обустраивались. Поэтому и так дороги эти шесть соток, без особых удобств, но с воспоминаниями о молодости и вложенных силах.

Всего доброго.!

Ольга Жуковская   27.04.2021 21:22     Заявить о нарушении
Ольга! Вы правы. Декоративные курочки - это нечто необыкновенное. Я до сих пор, а прошло уже много лет, вижу эту неописуемую красоту.
Спасибо за визит и отзыв!
С уважением -

Анатолий Комаристов   27.04.2021 21:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.