Теплоход Виктори. Обесточивание

Начало - http://proza.ru/2021/03/04/1858

Так долго ожидаемая встреча механиков, сдающих дела и принимающих их, состоялась у парадного трапа и была коротка, не более минуты.  Отпускники торопились в аэропорт. Я тоже, конечно, на палубу вышел попрощаться с Алексеем, пожелать ему  легкого перелёта и радостных встреч на берегу. Пора было готовить машину, больше нас на Филиппинах ничего не держало. Минут через двадцать в ЦПУ показались и наши новички, которым я сразу провёл коротенькую экскурсию по машинному отделению и инструктаж по технике безопасности. Без этого они к работе приступить не могли, тем более, вахту стоять, автоматизированное судно имеет много особенностей. Но времени у нас было мало. Через полчаса, около двадцати двух, на борту появился лоцман, палубную команду вызвали на отшвартовку, а механики заняли свои места в ЦПУ и машинном отделении.

Геннадий Могила, в отличие от Давыдова, на комплексно автоматизированных судах раньше не работал, но механиком был уже опытным и в машинном отделении нашем освоился быстро. Был он Лёшиным ровесником, лет тридцати трёх-тридцати пяти, среднего роста, крепкий, очень коротко подстриженный, спокойный и уверенный в себе. Сразу же он и на суточную вахту заступил, хотя на отходе присутствовали все, так у нас было заведено, штат очень маленький, а случиться может, что угодно.

Но отошли мы без приключений, через полтора часа вышли на рабочие наши обороты главного двигателя, передали управление на мостик, запустили топливный сепаратор, испаритель, осмотрели вместе ещё раз всё оборудование, и я ушел в рубку доложить капитану наличие топлива на борту. Гена остался на хозяйстве и уйти сразу никак не мог, долго ходил по машине, знакомился с ней. И всё на судне до двенадцати часов дня было спокойно, пока на вахту не заступил третий.
 
Было около часа дня и все мы после обеда собрались в посту управления. Ничего не предвещало беды, когда на экране монитора компьютера управления главным двигателем появилась надпись: «Включены вспомогательные электровоздуходувки наддувочного воздуха». «Ничего не понятно», - подумал я, - «с какой радости они вдруг включились»? - И не успел я что-то сообразить, как главный двигатель неожиданно сбросил обороты и самопроизвольно остановился. На экране появились какие-то «ошибки» под номерами, но всё это было на английском с «китайским акцентом», а номера «ошибок» нужно было искать в толстенном руководстве системы управления «Авточиф-5».  А где это руководство и кто его изучать будет? Как я уже успел выяснить, новый электромеханик Пётр Коробко английского не знал совершенно, разве что на бытовом уровне.

Оставалось только быстро думать, как мы бы думали на обычном судне, не автоматизированном.
- Третий! Ты отстой перед вахтой спускал из мазутных цистерн? Воды много было?
- Спускал, воды совсем почти не было. Как обычно. И если бы вода в расходной была, мы бы обесточились уже, движки ведь на том же мазуте… - договорить он не успел. Пришла очередь «движков», как мы называем вспомогательные двигатели, работающие на судовую электростанцию. В машине стало темно, вспомогательные двигатели полминуты потарахтели  и остановились. Наступила полная тишина.

Мы схватились за фонари, которые каждый механик с собой носит. Геннадий побежал к расходным и топливным цистернам проверить отстой лично, а я спустился на платформу дизель-генераторов, взял гаечный ключ и приоткрыл пробку для спуска воздуха на топливном фильтре. Вода! Вернее, сильно обводнённый мазут.

 - Иванович! - крикнул подбегающий Геннадий, - расходная полная воды!  Я спускной пружинный клапан полностью открыл и ветошью завязал в открытом положении. Может, «тройку» попробуем запустить? Она ведь не работала, сразу запустится.

- Запустится и остановится. Нет, Гена, давай сначала движки на дизтопливо переведём, и весь трубопровод им промоем. Только куда спускать? Всю машину мазутом зальём!

-  Потом всё помоем, давайте думать, как запуститься, это сейчас главное!

Гена был прав. Обесточивания на всех судах случаются, и по самым разным причинам. Вода в топливе – классический случай, так что процедура была знакомой, да и трубопровод от цистерны дизтоплива до вспомогательных двигателей – метров двадцать всего. Уже через четверть часа мы были готовы к пуску первого «вспомогача». Продули цилиндры, закрыли индикаторные клапана, запустили…

- Что за чёрт? – двигатель тут же остановился, так как регулятор перекрыл подачу топлива. - Почему?
- Некогда разбираться. Всё равно все три машины нужны. Давай помоем фильтры на «двойке», потом прокачаем топливные насосы и проверим. С «двойкой», однако, получилось всё то же, что и с единицей. Очевидно, при обводнении топлива, двигателю его не хватало, и регулятор, пытаясь поддерживать заданное число оборотов, увеличивал его подачу и загнал её на максимум. А сейчас, на чистом топливе обороты после пуска большие и срабатывает предельный выключатель.

- Чёрт побери! Но «тройка»-то не работала, давайте её запустим, - мы продолжали бегать вокруг дизелей в темноте, фонари были не у всех. Наконец, запустили третий генератор, появился свет, включили насосы  охлаждения.

– Слава тебе, Господи! - уже легче немного, можно хотя бы компрессор пускового воздуха включить, пополнить баллоны.

- Гена, а что у нас с отстоем, посмотри, вода ещё идёт! – Гена сбегал к расходной цистерне мазута и тут же вернулся.

- Не то слово, Иванович, чистая вода. Откуда же она взялась? Третий божится, что два часа назад её совсем не было

- Разберёмся, Гена! Пока что не понимаю. Для начала нужно все «вспомогачи» в строй ввести, а там и до главного доберёмся.

- Я что-нибудь придумаю, - сказал второй, и в самом деле вскоре придумал, установив топливной рейке преграду на пути к нулевой отсечке. Рейка упёрлась в поставленный им «солдатик» - болт на девятнадцать миллиметров с накрученной на нём гайкой. «Единица» заработала и мы взяли её в параллель к работающей на сеть «тройке». Гена перешёл на «двойку» и точно также запустил и её. «Двойке» решили дать поработать минут десять, чтобы вся топливная аппаратура промылась дизелькой, а потом остановить и держать в резерве.

- Гена, ты куришь? – спросил я.
- Нет, и не курил никогда. А что?
- А то, что мы могли бы перекурить пять минут и подумать, что дальше делать. Надо главный запускать, а у нас все форсунки, все топливные насосы водой заполнены. Ты представляешь, сколько это времени пройдёт, пока мы всю воду с них спустим?
- Да это-то ерунда. Нам ещё с цистерны воду сливать, а потом со всего трубопровода. Больше суток провозимся. – Гена замолчал и задумался.

- Что, есть идеи?

- А что, если мы отсоединим от форсунок все топливные трубки и двигатель будем воздухом крутить? Воздух у нас есть, масляный насос работает…
Теперь уже задумался я. Воздух у нас был, конечно. Компрессора накачают, сколько нужно. Машину только мазутом зальём…

 - Ладно, бери третьего и сварщика, начинайте отсоединять с первого цилиндра. А я капитану объясню ситуацию, а то он услышит, что главный работает, обрадуется раньше времени. Полчаса хватит вам?

- Должно хватить. Постараемся.

- Потом проверни двигатель валоповороткой  с подачей цилиндрового масла и валоповоротку отсоединяй. Я к Мастеру.

Через полчаса, получив «добро» от капитана на необычный эксперимент, я вернулся в машину и застал всю подготовку законченной. Я позвонил на мостик.

- Продублируйте машинный телеграф, пожалуйста, - я поставил ручку телеграфа на «Малый вперёд». Вахтенный штурман отрепетовал.

- Ну что, Гена, с Богом! Пусковой воздух на главный открыл?

- Открыл. Вы только не пугайтесь, когда мазут из труб на плиты потечёт. Мы всё отмоем, главное – запуститься.

- Ладно. «Он сказал, - "Поехали"»! – процитировал я Гагарина и поставил ручку управления на «Пуск». Главный откликнулся медленным вращением, воздух я держал открытым и из всех топливных трубок на верхние плиты машинного отделения стала брызгать грязная вода, подаваемая насосами высокого давления. По очереди, в соответствии с порядком работы цилиндров. Давление в баллоне снизилось до восемнадцати атмосфер, когда из трубки высокого давления шестого цилиндра воду сменил мазут. Я остановил двигатель.

- Гена, компрессора не успевают воздух качать, давление в баллоне падает. Как на двигателе, на шестом уже чистый мазут идёт?

- С водой пока, но мы уже трубу к форсунке ставим. Скоро на пятом мазут пойдёт. Давайте еще минут пять хотя бы покрутим!

- Ладно. Как мазут пойдёт, свистни, я остановлю. – Я начал проворачивать дизель на воздухе снова.

- Иваныч, можно останавливать. Будем трубу цеплять!

А на двух цилиндрах двигатель стал активно помогать пусковому воздуху, и, наконец, запустился! Это надо было видеть и слышать. Неравномерно, со стонами, вздохами и всхлипываниями, но шестицилиндровый двигатель начал работать на двух цилиндрах!

Вскоре мы остановили главный снова, чтобы собрать топливопроводы третьего и четвёртого цилиндра. Ещё немного, и последняя остановка для окончательной сборки. Всего же в тот день мы простояли восемь часов, и нам очень повезло, что погода была штилевой.

* Продолжение следует – http://proza.ru/2021/04/06/1839
** О причинах нашего обесточивания в следующей главе.


Рецензии
Добрый день, Михаил! С Праздником - с Первомаем!!! Рассказ понравился! Буду читать и дальше... Я тоже тут на Прозе.ру выложил несколько своих произведений. Будет желание и время почитайте! С уважением, Николай.

Николай Кирюшов   01.05.2021 15:20     Заявить о нарушении
Зжравствуйте, Николай! Читаю сейчас мало из=за севшего зрения, пишу совсем редко, но и совсем не бросаю. Спасибо ха похдравление, азаимно! Всего доброго, с Первомаем!

Михаил Бортников   01.05.2021 16:37   Заявить о нарушении
Очень рад, что ОТКЛИКНУЛИСЬ, Михаил! Не только зрение, а всего себя БЕРЕГИТЕ! И нужны Вы не только на Прозе. ру, а В ЖИЗНИ нашей флотской - МОРСКОЙ!!! Спасибо Вам! И снова с праздником, Михаил - с 1 Мая - с Днем мира и труда!!! Здоровья, здоровья и ещё раз ЗДОРОВЬЯ вам! С уважением, Николай.

Николай Кирюшов   01.05.2021 17:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.