Как Эдгар По Жюля Верна спас
Знак информационной продукции: 16 +
На изображении: кадр из фильма «Ворон» [7]
Американский актёр Джон Кьюсак в роли писателя Эдгара По
источник иллюстрации сайт kinomania.ru)
1.
В 2012 году американской кинокомпанией «Relativity Media» был снят художественный фильм «Ворон» [7], повествующий о последних днях жизни писателя Эдгара Аллана По. Режиссёром фильма был австралиец Джеймс Мактиг, хорошо известный в узких голливудских кругах, и приложивший руку к некоторым достаточно известным фильмам. Наверное, стоит сказать читателю, что он был помощником режиссёра в эпизоде втором «Звёздных войн» («Атака клонов») и во всех трёх «Матрицах». А режиссёрским дебютом Джеймса Мактига стала довольно известная в «нулевых» годах кинокартина «V – значит Вендетта» [8].
Эдгара По в картине играет Джон Кьюсак, (а рассматривались так же Юэн МакГрегор и Джереми Ли Реннер), совершенно не похожий на писателя ни «духом», ни лицом.
Действие картины происходит осенью 1849 года в Балтиморе, где совершаются загадочные убийства, один в один совпадающие с рассказами Эдгара По «Убийства на улице Морг» и «Колодец и маятник». На маскараде, который даёт местный богач Гамильтон украдена возлюбленная По Элизабет, и таинственный похититель, убивая людей, оставляет следователю подсказки, где же искать новую жертву.
В конце концов, Эдгару По удаётся найти маньяка – им оказывается наборщик местной газеты, и его ярый поклонник, который своими жуткими деяниями вынуждает писателя выпустить ещё два новых рассказа. Во время их встречи похититель намекает Эдгару, где искать Элизабет, а взамен требует выпить яд. Обречённый на медленную смерть, По, наконец, находит возлюбленную, едва живую, закопанной в ящике в подвале редакции, а сам через некоторое время умирает…
2.
В целом фильм производит довольно слабое впечатление дешёвого триллера, и писать эссе о нём я бы не стал, если бы не одно обстоятельство.
В разговоре с Эдгаром По маньяк говорит: «Есть один писатель, в Париже, похожий на вас. Жюль Верн».
И в финальной сцене фильма маньяк приезжает в Париж, садится в карету, явно с намерением отправиться к Жюлю Верну, но арестовывается балтиморским полицейским, который вместе с Эдгаром По разыскивал Элизабет.
В общем, зрителю подбрасывают непраздную мысль, дескать, как знать, не ожидала ли французского романиста та же печальная участь?
3.
Если начать с очевидного, то это будет явная нестыковка в датах. Эдгар Аллан По скончался ранним утром 7 октября 1849 года в возрасте сорока лет [2, с. 433]. В это время Жюль Верн, которому исполнился двадцать один год, ещё не определился в жизни. Он защитил диссертацию на звание лицензианта права [3, с. 686], всем сердцем был влюблён в театр, и писал свои первые драмы: «Пороховой заговор», «Трагедия времён Регентства», «Морскую прогулку» [1, с. 45]. Даже самые ярые поклонники его творчества до сих пор не видели эти произведения опубликованными. И уж тем более в то время никто не мог его назвать «писателем, похожим на Эдгара По». Даже сумасшедший маньяк.
Но Жюль Верн в то время уже знал Эдгара По и восхищался им. Смерть «сумеречного гения», не прошла для начинающего французского драматурга незаметной. В 1850-1851 гг. он пишет и публикует рассказ «Путешествие на воздушном шаре» (в поздних изданиях - «Драма в воздухе»), отмечаемый биографами как подражание неординарному американскому писателю [1, с. 50] и его историю про Ганса Пфааля [5].
Но это будет позже.
И знатокам жюльверновского творчества идея сценаристов «Ворона» явно не подходит…
4.
Творчество Эдгара По повлияло на Жюля Верна. Хотя бы тем же воздушным шаром, принёсшим славу французскому писателю в романах «Пять недель на воздушном шаре» и «Таинственный остров». Можно найти следы этого влияния в других произведениях (есть даже статья Ж.Верна «Эдгар По и его произведения [1, с. 112]). Но настоящим апофеозом их заочного сотрудничества стало продолжение повести По «Приключений Артура Гордона Пима из Нантакета», написанное Жюлем Верном в виде романа «Ледяной сфинкс» в 1895 году [1, c. 347; 4]. То есть через 46 лет после смерти американского писателя.
Даже в стиле между ними – ничего общего. Жюль Верн писал для детей и молодёжи, для любителей приключенческой литературы, простым, понятным, живым языком, органично вплетая в него научные знания и технические подробности. У Эдгара По – напротив – тяжёлый, монографичный слог, рисующий перед читателем мрачные, жуткие образы.
И хотя оба они фантасты, фантастика у них – абсолютно разная.
5.
Но киноделы живут по своим правилам. Историческая точность не нужна. Нужны яркие фразы, узнаваемые флэшбэки, и, конечно же, фан-сервис.
«Эдгар По умер при загадочных обстоятельствах? Так это его маньяк убил! Почему об этом никому неизвестно? А потому что маньяк уехал в Европу! Зачем? За новой жертвой! Кто новая жертва? Да Жюль Верн, конечно, который продолжение повести Эдгара По написал!»
Вообще задача у сценаристов была не из лёгких. Найти подходящую «жертву» для такого «книжного маньяка» непросто. К тому же имя её должно быть известно зрителю.
Можно, конечно, было Брэма Стокера взять, или Амброза Бирса, но это всё не то.
Впрочем, не будем смеяться, ведь сама идея, спасения Эдгаром По Жюля Верна не столь абсурдна. Возможно, отчасти так и было.
Ведь к началу 1860-х годов стало ясно, что комедии и водевили не приносят Жюлю Верну ни радости, ни вдохновения, ни творческого результата. Не вспомнил ли в какой-то момент разочарованный драматург неудачника Ганса Пфааля, убегающего на Луну на воздушном шаре от кредиторов? И не захотелось ли ему самому отправиться в такое путешествие, от всех своих проблем, куда-нибудь в неисследованные географические дали, наподобие озера Чад? Рука его сама потянулась к перу, и вывела начальные строки первого романа знаменитого цикла «Необыкновенные путешествия»: «Заседание Лондонского королевского географического общества … было весьма многолюдным» [6, с. 45].
И, по-моему, это творческое спасение куда чудесней любого вымысла.
Литература:
1. Прашкевич Г.М. Жюль Верн. – М.: Молодая гвардия, 2013. – 357 с.
2. Танасейчук А.Б. Эдгар По: Сумрачный гений. – М.: Молодая гвардия, 2015. – 436 с.
3. Краткая летопись жизни и творчества Жюля Верна. // Верн Ж. Собрание сочинений в 12-ти томах. Том. 12. Матиас Шандор. Повести и рассказы. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. С.
4. Верн Ж. Ледяной сфинкс. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – 382 с.
5. По Э. Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля. // Изгнанники Земли. Сборник. – Ташкент: Главная редакция издательско-полиграфического концерна «Шарк», 1993. – С. 7 – 48.
6. Верн Ж. Пять недель на воздушном шаре. // Верн Ж. Собрание сочинений в 12-ти томах. Том. 1. Пять недель на воздушном шаре. С Земли на Луну. Вокруг Луны. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1955. – 686 с.
7. Ворон. Режиссёр Дж. Мактиг. Кинокомпания «Relativity Media». 2012.
8. Ворон (фильм, 2012). Википедия. // https://ru.wikipedia.org
2017; 24-25 марта 2021 г.
Свидетельство о публикации №221032500187