Память!

               Память.......она имеет свое начало, но не имеет  конца .Сколько лет прошло  с  того дня ,как отгремели последние залпы  Второй  Мировой  войны…
  О Великой  Отечественной  войне  написано  много  в учебниках истории, изданы тысячи книг, сняты сотни фильмов. Она затронула всех, кто жил в то страшное время. 
       Тем   немение ,для каждой семьи, это была своя война. Личное горе, личная смерть, личная надежда, личная вера.И родные все еще бережно хранят пожелтевшие фотографии,  письма с фронта ,перечитывая их детям и внукам.
  Слушал и я истории своего прадеда Дмитрия,который  маленьким  пятилетним мальчишкой  увидел эту войну, о его отце Василии Дмитриевиче и матери Евдокии Максимовне,о жизни детей во время оккупации, и все чаще ловил себя на мысли, что эти воспоминания нужно  записать, и оставить для будущих поколений .Я взялся только  сейчас, жалко что прадед не дожил….      

               22 июня 1941 года застало моего прапрадеда, Галкина Василия Дмитриевича, на пастбище с отарами овец .День был пасмурным,по небу медленно плыли
серые тучи ,временами моросил дождь. Было какое- то ,как бы предгрозовое ,и в то же время ,неопределенное состояние с предчувствием  беды.Дед Вася знал ,что лучшие  труженики   полей и ферм ,бывшего  Мечетинского  района, ныне  Зерноградского  ,выехали на слёт  передовиков  сельского хозяйства (слет проходил в живописном месте ,на берегу пруда ,в старом дубовом лесу ,возле  Гуляй- Борисовки.Но он остался на точке.  В  овчарне  много родилось  ягнят и он нужен был здесь.
      Где-то в десятом часу дня ,тишина вдруг нарушилась криками и плачем женщин на хуторе ,хотя расстояние было не близким.Им сообщили ,что фашистская Германия ,без  обьявления  войны,напала на нашу страну.
      "Страна росла ,трудилась неустанно.
       Сил набиралась мирная страна,
       И вдруг тревожный голос Левитана:
       Внимание товарищи ,война!
       Война...Война....."
     Через некоторое время к нему прибежал старший сын ,двенадцатилетний  Данил и сообщил  страшную  новость… Дед оставил на  сына отары и побежал на хутор. Народ собирался у правления. Мужчины выстроились в очередь для записи на  фронт.Дед тоже встал в очередь,но председатель окрикнул его.Дед Вася подошел и стал слушать,что ему говорит председатель. Деда  Васю,как члена партии, партийная  ячейка оставила на точке с отарами племенных  овец.По радио передавали выступление Вячеслава  Михайловича Молотова -заканчивающее ободряюще- "Наше дело правое -враг будет разбит"
       Началась другая жизнь ,по правилам военного времени:"Все для  фронта ,все для победы".Все ждали каждый день успехов нашей армии, отпора ,победных сообщений. Но прогнозы были неутешительные. Сердце тревожилось не за себя ,а за  детей, Их у моего деда было на начало войны одиннадцать человек,а самому старшему всего 12 лет.
             После ухода мужчин на фронт ,все трудности тыловой жизни  легли на плечи женщин, стариков и детей .Дед с женщинами  стригли овец ,Женщины днем рыли капанеры для самолетов, а вечерами
 пряли пряжу при керосиновых лампах и каганцах,вязали носки и телогрейки и отправляли на фронт.Дети становились кормильцами в семье  собирали  щавель, луговой лук  (слизун  его называли).Из конского  шавеля  пекли пироги ,варили щи ,да и так поесть эти кисленькие листья было  приятно, пекли"   колобушки ",черные и горькие из семян щавеля ,в степи его было достаточно.Помогали матерям рыть капанеры.
   Еще в январе 1942 года Гитлер заявил своему окружению: «Я намереваюсь пока в центре фронта не проводить наступательных операций. Моей целью будет наступление на Юге. Я решил, как только улучшится погода, предпринять удар в направлении Кавказа. Это направление важнейшее».
Для немецкого командования Юг России значил очень много."Ворота на Кавказ". Это зерно и другие сельскохозяйственные продукты для вермахта и самой Германии, это грозненская нефть,уголь,руда. Это морские порты Черного моря, дорога в Закавказье и выход к Волге.
План захвата Кавказа в летнюю кампанию 1942 года под кодовым названием «Эдельвейс», утвержденный Гитлером 22 июля 1942 года, предполагал уничтожение советских войск в районе Ростова, захват Северного Кавказа, затем в обход Главного Кавказского хребта танковой армией - в Закавказье, а специально подготовленными соединениями - через перевалы в тыл советских войск, затем начать вторжение на Ближний и Средний Восток. В результате осуществления этого плана и был оккупирован Ставропольский край и Ростовская область.
Ростовская  область и донская столица четырежды становилась ареной  ожесточенных боев.
      Дважды  за время войны попадали под немецкую пяту. Первая  оккупация  длилась всего 8 дней.(с 21 по 29 ноября 1941 года)Вторая  оккупация  была  гораздо   длиннее  и кровавее. и в общей сложности длилась 205 дней(23 июля 1942 года по 14 февраля 1943 года) За это время было  расстреляно
40 тысяч человек ,жителей Ростова (из них 30 тысяч евреев),более 50 тысяч ростовчан угнали на  рабский труд в Германию.   
 Снова  немец полез ,еще  жесче. Во всех хуторах немцы забирали всю живность,выгребали все из погребов,забирали даже одежду.На хуторе Сумском,где жила сестра близнец прабабушки Евдокии, по доносу расстреляли коммунистов.Сестра бабы Дуни, Агрофена ,боясь,что и их постигнет та же участь,отправила свою больную дочку на соседний хутор,в семью дедушки Василия.Валя заболела полиомиелитом,не могла ходить.Для лечения нужна была соль,делать ванночки. Митя,родной брат Вали Толик и еще соседский мальчишка пошли воровать соль у немцев в доме.Уже с солью их заметили,стали стрелять. Толик и соседский мальчишка сбежали,а Митьку поймал полицай за волосы.Он укусил полицая , вырвался и снова побежал,полицай выстрелил и попал в ногу. Митька завертелся,как волчок на одном месте.Может быть  и добил бы его полицай,но на мотоцикле подьехал немецкий  офицер,прикрикнул на полицая.Подошел к Митьке,глянул на простреленную ногу,на лицо пятилетнего мальчишки,вытащил шоколадку и протянул ему.Кровь текла из ноги,но Митька как буд- то забыл о боли.Он думал о том,что если немец такой добрый,то не полезет к нему под рубаху и не заберет соль,такую нужную для Вали,да еще такое лакомство принесет детям.И ему повезло...Немец показал Митьке на дорогу-шнель....шнель. Митя хромая поплелся домой,прижимая под рубахой соль и шоколадку. Дома,старшие забинтовали ему ногу.А он с таким наслаждением смотрел.как малыши радуются принесенному им гостинцу.    Полицаи, хотели встретить фашиста хлебом и мясом. Но в ночь дед Вася угнал огромные отары ,далеко за Волгу,
 под бомбежками в неизвестном направлении,сам.Помощниками ему  служили четыре среднеазиатских  овчарки .Они были для деда его глазами, ногами и руками.Трасса прогона,как и другие была перегружена,рассказывал прадед.По ней следовали гурты многих хозяйств из других районов. Было немало проблем ветеренарно зоотехнического порядка и по сохранению поголовья,в том числе от бомбежек путем рассредоточения и маскировки.В первые дни овцы и несколькокоров вырывались из стада,пытались вернуться домой.В воздухе стол рев коров,у них распирало вымя от скопившегося молока,блеяние  овец.Дедушке одному было очень тяжело сдаивать коров,и горько от того,что молоко доил прямо  на землю.Конечно туда дальше животные привыкли,и покойно брели,окруженные с четырех сторон собаками.Вскоре встала другая проблема,у животных начали появляться повреждения копыт,хромота и другие болячки.Усложнялись задачи выбора места для выпоса и поения скота,скрытие от возможных бомбежек,Никто не требовал и не запрещал,где конкретно сделать стоянку и накормить отары и коров.Но стало страшно,а вдруг потрава,скажем посевов или сложенных в скирды скошенных хлебов. Уже вскоре начались заморозки,дожди,порой со снегом.Животные худели.Прадед говорил-сердце кровью обливалось.Но знал надо выстоять,что скот-это такое же богатство страны,как станки,и даже больше,так как если не будет еды,то и станки будут некому обслуживать.Засуха и неурожай 1943 года еще более негативным образом отразились на животных,Очень тяжело пришлось моему прапрадеду Василию сохранить поголовье.
       Как же озверели полицаи !Ворвались в сарай, где жили теперь бабушка  Дуня и дети, уже предатель заявил ,что они были коммунистами с дедом.
       Ее забрали и увели в мечетинскую  комендатуру. Били, пытали,но она даже не знала куда пропал ее муж.Трое суток  держали в подвале.А на утро бабушку Евдокию  повели на расстрел.Стояла,а  по платью текло молоко .Она  недавно родила малыша .Офицер впился глазами в бабушку -« Матка..дете  кляйн  есть?» Она кивнула. Офицер подбежал и начал на немецком  что –то  ей  говорить…….Говорил быстро и много ,от волнения и страха она ничего не понимала .Когда  он ей стал показывать на поле и говорить « шнель, шнель.На хауз...  »,бабушка Евдокия  поняла -он ее отпускает. Полицай  заорал-«Что уставилась ? Беги. У господина офицера жена в Германии тоже родила»  Бабушка повернулась на ватных ногах ,медленно пошла через поле. Шла и ждала ,когда же выстрелят. Вот уже балка ,а там и дом. Оглянулась, никого.......А к вечеру наши войска погнали немца с донской земли.Прадед вернулся только в сорок четвертом году.Он не только не потерял племенные отары,а пригнал их с большим приплодом.Мой прапрадед,Галкин Василий Дмитриевич,был награжден Орденом Красной Звезды,за сохранение племенного стада .               
  Самое главное – в память обо всех участниках войны, кто вернулся и не вернулся, мы должны любой ценой сохранить мир на Земле. А эти строки всегда будут взывать к человечеству: «Помните! Через века, через года – помните!!!!

Помните, пацаны,
Жестокость любой войны,
Надо об этом знать,
Чтобы не забыть!
Помните обо всём,
Счастье пусть входит в дом!
Родина всё для нас,
Мирный нам дорог час!(припев из моей песни)

Источник:
Воспоминания о войне моих родных.


Рецензии