91 год. Гл. 29. Религия выходит из тени

Глава 29. Религия выходит из тени.

Церковь отделена от государства. В стране, особенно среди граждан, родившихся в советское время, господствуют атеистические убеждения. Хотя я, к примеру, крещён моими родителями, и по вере, должен быть лютеранином, – есть такая ветвь веры в христианстве. Ну, крещён, и крещён, а в Бога не верю. Вообще над вопросами веры не задумываюсь, – «опиум для народа» он и есть – опиум.
Имею представление о религии, как о средстве, отрицающем прогресс, тянущем в прошлое, в догмы, которые совсем не вписываются в современную жизнь. Среди старшего поколения – по-разному. Отец – нет, а вот мама и тётка, в Бога верят.
Тётка даже ходит в лютеранский молельный дом. Для меня это дико, хотя, понять её можно. Тётка одинока, а там, в молельном доме,  собираются старики и немногочисленные её сверстники, в моем понятии, на «комсомольские собрания». У тётки – даже библия есть на немецком языке, – старая затрёпанная. Я как-то в юности брал её из любопытства в руки. Странные ощущения остались, как будто прикоснулся к чему-то необъятному, вечному – вызвавшему невольное уважение, и необъяснимый трепет, и …страх.

И вот, только что посетивший родителей, обнаружил на окне в комнате матери совершенно неожиданно, тоже – библию. Эту – на русском языке. И откуда она её достала – ведь мне всегда казалось, что религиозная литература в стране не издаётся. «Опиум», – он и есть «опиум». Полистал её ради любопытства – очень уж заумно написана. Нудный текст русскими словами, но на старорежимном языке, многочисленными повторами вызывающий скуку. Нутром понимаю, что в книге – мощный пласт истории развития человечества, и прочитать её для расширения собственного кругозора – не помешало бы. Но видно – не дорос. И опять, невольное уважительное чувство – в руках, вроде бы, просто книга, но чувствует душа – это совсем не так… 
В жизни, нашему поколению места  религии нет, так, мимоходом, волей случая, напомнит она, что существует вообще-то, то ли легально, то ли полулегально, и тут же улетучивается из головы, забитой повседневностью, память о ней.

А по ранней весне пришёл ко мне на приём по личным вопросам молодой поп. По возрасту, кажется, даже помоложе меня. В чёрной рясе, полами свисающей до пят, в чёрном головном уборе, и сам весь смуглый со смолисто-чёрной же бородой и усами. Назвался – отцом Василием, настоятелем местной церкви.
Вот ведь как! – полетело ко всем чертям моё представление, что чурается церковь технического прогресса. Отцу Василию вдруг тоже понадобился в церкви телефон. Я впервые лицом к лицу, вот так, близко, столкнулся с церковным работником, слугой Бога. Честно говоря, опешил от неожиданности – как себя вести? Вроде человек как человек, и вроде – как бы, не от мира сего.
А разговор пошёл в обычном для просителя за телефон стиле. В этом случае, – подчёркнуто спокойный, уважительный. Всё бы хорошо, да вот беда – в том месте, где церковь располагается, ну совсем нет свободных телефонных линий, о чем и вынужден был я сообщить отцу Василию.

Нет, видно совсем не по нутру отстранённость от цивилизационных благ священникам. Отец Василий голоса не повысил, но как-то ввернул, между прочим, что неоказание помощи церкви – это нехорошо, и чётко вдруг обозначил свою приближённость к всемогущему Богу. Дал понять, что там наверху, мой ЧЕСТНЫЙ отрицательный ответ – не есть богоугодное дело.
И сразу же, в моих глазах, исчез ореол его святости. Обнажился из-под церковных одежд человек, – обыкновенный человек, и таких, как он, проявившийся сейчас, как с фотоплёнки фотография, прошло через этот кабинет сотни и сотни. Людей, которые гораздо более нуждались в телефоне, чем этот, лоснящийся довольством, молодой поп. И я отказывал им, страдал от своей беспомощности, и отказывал. Боже, неужели, это всё – грех? Наверное, так и есть, по отношению к нуждающимся, – но это, не мой личный грех.

Дохнуло от отца Василия, обыкновенным шантажом, надеялся видно, что по достоинству я оценю его приближённость к Богу, и через это – его могущество. Не вышло. Ушёл поп ни с чем. Казалось бы – рядовой случай, и всё чинно, культурно было, а всё равно – долго оставался от встречи с ним на душе неприятный осадок…
Прошло около месяца, и вдруг, необходимостью установить телефон отцу Василию озаботился Семенов Алексей Николаевич. Поиск технической возможности, для установки телефонов Участникам войны, и теперь ещё воинам-интернационалистам, вернувшимся из Афганистана, по-прежнему, самый действенный поиск, исходил от него, –  самого – ветерана войны, понимающего их нужды, душой сросшегося с их проблемами. И вот – его забота, о телефоне в церковь. Неужели он верит в Бога? Хотя, с возрастом – многие приходят к Богу…

У Семенова трагически погиб сын, старшая дочь в цветущем возрасте скончалась от тяжёлой болезни. Одна младшая у него только и осталась. Наверное, ставит он в церкви свечки за своих кровиночек, безвременно ушедших…
– Алексей Николаевич, ну в том районе нет же ничего! Точно нет. Сколько раз обследовали!
– Виктор Васильевич, вы только разрешите, –  я найду!
И… нашёл! Интересно, мой грех, на который прозрачно намекнул отец Василий – хоть частично, – снял этим?..
А в этот раз с новостью пришла Сторожилова.

По делам радиофикации, часто заместитель председателя горисполкома, курирующая вопросы внутренней политике даёт ей, как начальнику городского радиоузла – задания напрямую. Я не ревную. Наталья Ивановна, несмотря на свой гоношистый характер, очень ответственный человек, умеющий держать себя в рамках, при общении с местными властями, по вопросам своей профессиональной направленности.  И я доверяю ей это взаимодействие. Одной ношей легче…
Вот тебе и отделено государство от церкви! Совсем без шуток, горисполком поручил нам радиофицировать реконструируемую мусульманскую мечеть. Она, мечеть недалеко от Городской телефонной сети находится. Иногда, с минарета, доносит ветер голос муллы, поющего в пространство молитву Аллаху.

Но вот, и сюда потянулся прогресс. Теперь молитва будет транслироваться, и усиливаться в окружающее пространство через стоваттный усилитель, который для мечети нам же поручено изыскать.
– Да как же они, дремучие священники без посторонней помощи будут с микрофонами управляться? – недоумеваю я.
А Сторожилова аж прыснула смехом от моей наивности…
– Ну, вы и даёте, Виктор Васильевич! Вы что, и вправду думаете, что мулла, для сотворения молитвы каждый раз будет взбираться на минарет и надрывать горло? Запишут, свои песни на магнитофон, подсоединят к усилителю, и будут запись включать по расписанию. И вся недолга…
– Ну, вам виднее, я в церквах и мечетях не бывал, – работу выполняйте очень аккуратно, и проведите с работниками инструктаж, чтобы вели себя на территории мечети подобающе…

Трансляционный усилитель мощностью в сто Ватт выбрали, хоть и старенький, но – вполне надёжный. И торговаться с мечетью не стали по поводу его оплаты, и предстоящих работ. Язык не повернулся…
И вот, многократно усиленная, уже звучит заунывная молитва над гораздо большей территорией города, чем раньше. Часть города, денно и нощно попавшая  под молитвенное благословение Аллаха значительно расширилась, и надо думать, более надёжно защищена теперь от невзгод и напастей…

ПРИКАЗ.
Коллективом цеха радиофикации проделан большой объем работ по радиофикации реконструируемой мусульманской мечети.
ПРИКАЗЫВАЮ:
Премировать работников цеха радиофикации внёсших особый вклад в выполнение данного задания.
Сторожилову Н.И – нач. цеха         -100руб
Шершнева В.П. – электромонтёра      –100 руб.
Корнеевец Ю.К. – электромонтёра     –100 руб.
Красноженова С. – электромонтёра    –100 руб.
Корниенко Л.Ф. – электромонтёра     –100 руб.
Деньги выдать из фонда потребления.

***
Странно поворачиваются дела. Коммунистическая идеология настойчиво отторгается демократами и подвергается осмеянию. А есть ли у самих демократов идеология, помимо теории всеобщей дозволенности – непонятно. Но, свято место пусто не бывает. И вот, с одобрения в верхах, как в дореволюционные времена – расправляет плечи традиционная, проверенная временем «непрогрессивная» религия. И что – она уже не опиум?
И ещё, очень сомневаюсь, что среди выполнивших радиофикацию мечети работников, есть истово верующие в Бога люди…


Рецензии