Ллойдовские капитаны и Колокол Ллойда

Что такое "капитаны Ллойда?"

В кофейне лондонского порта "Ллойдс кофи хауз" на Тауэр стрит за столом, где обычно полно капитанов судов, можно было часто видеть ее владельца Эдварда Ллойда. Он выдавал себя за бывалого капитана, хотя никогда в море не выходил. Но Ллойд внимательно прислушивался к разговорам посетителей и тщательно запоминал, записывал все, что касается характеристики того или иного судна. Он хорошо знал их водоизмещение, грузоподъёмность, количество и характер парусов, численность команды, а, главное, опытность капитана.
В итоге это привело к тому, что осторожные дельцы, прежде чем заключить контракт с тем или иным капитаном, заходили к Ллойду и за определенное умеренное вознаграждение получали детальные интересующие их сведения, как о капитане, так и о его судне. Вскоре Ллойд стал обслуживать маклеров и страховые конторы. Имя Ллойда стало известно и в других портах, и вскоре без его услуг не смог обойтись ни один английский предприниматель. У Ллойда со временем стало возможным получить информацию и о судах других стран. Для этого хозяин кофейни завел специальную книгу, куда в деталях заносил все до мельчайших подробностях о судах и капитанах.

Вскоре в 1688 году открыл собственную контору, которая вскоре стала крупнейшим в мире страховым обществом "Ллойд".
Полис Ллойда применяется при страховании морских судов как в Англии, так и в других странах.
  С середины ХIX века при страховом обществе возник "Регистр Ллойда", в задачу которого входит установление мореходности судов, разработка правил их постройки и эксплуатации.

А что же такое "капитаны Ллойда"? Диплома на такое звание никогда не существовало и не существует. Но в былые времена наиболее опытных капитанов, которые по возрасту, состоянию здоровья ил в силу других причин перестали выходить в море, страховое общество Ллойда привлекало в качестве экспертов, капитанов-наставников или своих агентов. Именно этих капитанов и именовали "капитанами Ллойда".
В Англии давно принято морское звание "зкстра-мастер", которое приравнивается к званию капитана высшей квалификации. Диплом на это звание выдается Британским министерством транспорта каждому достаточно опытному капитану с безупречным послужным списком при условии что он сдаст соответствующий усложненный экзамен.

Здесь стоит упомянуть об одном печальном ритуале, который соблюдается в этой компании.
Вот уже больше ста лет как в Большом зале страховой компании Ллойда начал бить колокол, поднятый в 1848 году с затонувшего в XVIII веке фрегата "Лютина". И в 1896 году было положено начало печальной традиции. Если в море гибнет судно, то, согласно принятому правилу, название погибшего корабля заносится сначала в книгу регистрации, затем оно в течение недели появляется в газете "Ллойд", а затем следуют три печальных удара колокола. Звук этого колокола наводил мистический страх даже на бывалых служащих компании.

С 1858 года колокол весом 106 фунтов (48 кг) и диаметром 17,5 дюймов постоянно находится в штаб-квартире корпорации Ллойда. Первоначально колокол использовался для извещения о событиях, произошедших с застрахованными судами. Один удар колокола свидетельствовал о потере судна. Два удара колокола говорили о том, что судно благополучно вернулось.
Впоследствии от этой традиции постепенно отказались. Последний раз о потере судна колокол «Лутины» звонил в 1979 году, а по поводу благополучного возвращения судна — в 1989 году. С тех пор колокол звонит только по особым случаям. Два удара дают по случаю визита почётных гостей. Один раз он звонил в связи с кончиной члена королевской семьи — принцессы Уэльской Дианы (1997), а также по случаю крупных катастрофических событий: террористических актов: 11 сентября 2001 года, землетрясения в Индийском океане в 2004 году, террористической атаки в Лондоне 7 июля 2005 года.

Колокол Ллойда.

Между реклам, магазинов и бронзовых статуй,
Грузных омнибусов и суеты многолюдной,
В лондонском Сити, от времени зеленоватый,
Колокол Ллойда звонит по погибшему судну.
Зрелище это для жителей обыкновенно.
В дымное небо антенны уводят, как ванты.
Мерно звенит колокольная песня Биг-Бена,
Вторят ему погребальные эти куранты.
Стало быть, где-то обшивку изранили рифы,
Вспыхнул пожар, или волны пробили кингстоны.
Жирные чайки кружатся, снижаясь, как грифы.
Рокот воды заглушает проклятья и стоны.
Кто был виною — хозяин ли, старая пройда,
Штурман беспечный, что спит под водой непробудно?
В лондонском Сити, у двери всесильного Ллойда
Колокол медный звонит по погибшему судну.
Где ты, моё ленинградское давнее детство?
Тоненький Киплинг, затерянный между томами?
Тусклая Темза мерцает со мной по соседству,
Тауэр тонет в томительно тёмном тумане.
Как же я прожил, ни в Бога, ни в черта не веря,
Вместо молитвы запомнивший с детства "Каховку"?
Кто возместит мне утраты мои и потери?
Кто мне оплатит печальную эту страховку?
Сходство с судами любому заметить нетрудно
В утлом гробу или в детской тугой колыбели.
Колокол Ллойда звонит по погибшему судну, —
Не по тебе ли, любезнейший, не по тебе ли?
В час, когда спим, и когда просыпаемся смутно,
В час, когда время сжигаем своё безрассудно,
В лондонском Сити, практически ежеминутно,
Колокол Ллойда звонит по погибшему судну.

Городницкий А.М.
1988


Рецензии