Певица А. Вяльцева - уроженка Орловской губернии

Анастасия Дмитриевна Вяльцева
Дата рождения 1 (13) марта 1871
Место рождения
Алтухово, Российская империя
Дата смерти 4 (17) февраля 1913 (41 год)
Место смерти
Санкт-Петербург, Российская империя
Похоронена
Никольское кладбище Александро-Невской лавры
Страна  Российская империя
Профессии
певица
Годы активности с 1893
Певческий голос меццо-сопрано
Анастасия Дмитриевна Вяльцева (по мужу — Бискупская; 1 [13] марта 1871, слобода Алтухово, Севский уезд, Орловская губерния — 4[17] февраля 1913, Санкт-Петербург) — русская эстрадная певица (меццо-сопрано), исполнительница русских и «цыганских» романсов, артистка оперетты.

Родилась в бедной крестьянской семье в Орловской губернии.
Сценическую деятельность начала в Киеве в качестве статистки в балетной труппе 
 С.С.Ленчевского (1887). В 1893 году выступала в опереточной труппе московского театра «Аквариум», затем в труппе С.А.Пальма (вначале в Москве, потом — в Петербурге). На сцене Петербургского Малого театра её заметили театральные обозреватели. А затем и присяжный поверенный Н.И.Холева, который ввёл её в столичный литературно-артистический кружок. В Петербурге Вяльцева брала уроки у известного педагога по вокалу С.М.Сонки, председателя Петербургского вокального общества. Большую роль в артистической судьбе певицы сыграл Я.В.Щукин. В 1897 году Вяльцева получает приглашение в опереточную труппу московского театра «Эрмитаж» Я.В.Щукина. Здесь её выступления неизменно сопровождались блестящим успехом. В том же 1897 году, в театре «Эрмитаж» состоялся первый сольный концерт Анастасии Вяльцевой, сразу же вызвавший невиданный ажиотаж в эстрадных кругах и определивший всю её дальнейшую карьеру исполнительницы в жанре цыганского романса. Сама певица вспоминала об этом так:

В течение трёх лет я не выходила на сценические подмостки и всё это время работала над развитием своего голоса с целью пройти серьёзную школу для дальнейшей артистической деятельности. Затем меня увидал Щукин, известный московский антрепренёр, и пригласил сразу на первые роли в «Эрмитаж» в Москву, а затем я сделалась «Вяльцевой».

После громкого успеха певице наперебой предлагают самые выгодные контракты. Первая же её гастрольная поездка по городам России вылилась в настоящий триумф новоявленной звезды.
«Знаменитая "вяльцевская улыбка" покоряла всех и вся, — писал очевидец. — Её заставляли бисировать по десять, двадцать раз».
Несмотря на множество гастролей в провинции и активную концертную деятельность в столицах, продолжала выступать в опереточных спектаклях (Саффи в «Цыганском бароне» И.Штрауса, Перикола в «Периколе» и Елена в «Прекрасной Елене»           Ж.Оффенбаха, Клеретта в «Дочери мадам Анго» Ш.Лекока). Эпизодически участвовала в оперных представлениях, в том числе и в Мариинском театре. Среди наиболее известных партий: Кармен («Кармен» Ж.Бизе), Амнерис («Аида» Дж. Верди), Далила («Самсон и Далила» К.Сен-Санса). Современниками отмечалась красота голоса Вяльцевой, задушевность её пения, оригинальность фразировки.
Во время Русско-японской войны в 1904—1905 годах часть денег от своих выступлений Анастасия Вяльцева отдавала в пользу раненых. А когда ранили её любимого мужчину — офицера Василия Викторовича Бискупского (1878—1945) — актриса временно оставила сцену и отправилась на Дальний восток, где устроилась сестрой милосердия в полевой госпиталь. Примерно в 1905 году она тайно вышла за него замуж.
Популярность Вяльцевой в начале XX века была огромна, её называли «Чайкой русской эстрады» и «русской Золушкой», превратившейся из простой горничной в одну из самых богатых и известных женщин России. Концерты «несравненной» исполнительницы романсов всегда вызывали шумный успех, а граммофонные пластинки с её записями выходили огромными тиражами. Концерты в Курзале Сестрорецкого курорта (до 1700 мест) проходили при полном аншлаге. Причём, основой её популярности стали не оперные партии в специальных, поставленных «под неё» спектаклях петербургского «Буффа», где она не имела особенного успеха, а исключительно эстрадные концерты.
По существу, она создала собственный «вяльцевский» репертуар, состоявший, прежде всего, из романсов и песен своего постоянного аккомпаниатора Алексея Таскина с добавлением высоко ценимых ею опусов Михаила Штейнберга (самыми популярными из которых стали «Гай-да тройка!», «Я вас ждала», «Лети, лети мечта любви»).
Множество романсов ей посвятил много лет влюблённый в неё композитор Николай Зубов, в частности, «Люблю тебя», «Жажду свиданья» и знаменитый «Не уходи, побудь со мною».
«В России есть три знаменитости: я, Горький и Вяльцева…», — однажды сказал всемирно известный цирковой борец Иван Поддубный.

Вяльцева владела несколькими домами на набережной реки Карповки, которые завещала городу. Вяльцева А. Д. скончалась 4 (17) февраля 1913 года на сорок втором году жизни. Могила Вяльцевой находится на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Оценка творчества
Сияющая улыбка, насыщенный и экспрессивный тембр голоса, скрывавший в себе, по свидетельству современника, «странный наркотический аромат», всё это уводило куда-то вдаль от будней, прославляло радости жизни, забвение горестей и мучительных проблем. И вместе с тем, как писал Александр Кугель, «какие-то признаки анемичности носились над вяльцевскими песнями, и любовь, про которую пела Вяльцева, была уже слегка осыпана пудрой…».

…Ничтожно, бедно, жалко в музыкальном смысле какое-нибудь «Тебя не вырвут у меня!», про которое с такой звенящей лаской пела Вяльцева. Но этим примитивом упивались, а изысканная аранжировка той же эгоистической эротики оставляла публику равнодушной. Один фельетонист описал как-то весьма красочно впечатления вяльцевских концертов. Выходило как будто, что всё дело в том, что это нравилось банкиру, биржевику, испорченному и пресыщенному, расслабленному и одурманивающемуся, а он, который описывал, сам в стороне. Но неправда, по некоторым, ярким и живым словам видно, что и ему нравилось, что и у него какие-то мурашки по спине ползли и что он, в сущности, очень искусно сваливает на банкиров и биржевиков. Его собственная пролетарская кожа тоже испытывала приятное раздражение. Только сознаться не хочется — в немощи и чувствительности. Успех Вяльцевой — факт, который невозможно объяснить только некультурностью и музыкальной невоспитанностью. Всегда во все времена наибольший успех имели певцы и певицы наиболее элементарного жанра — и не потому, что публика дура (не имеют же такого успеха элементарные музыканты, писатели и художники), а потому, что пение, как язык сердца, неразрывно связано с примитивом. Или пение не есть язык сердца, но тогда мы говорим о разных вещах… — Александр Кугель. Театральные портреты.
Говоря профессиональным языком, прекрасная фразировка и дикция, точная интонация, выразительный жест, сила художественного внушения, а главное, яркая индивидуальность певицы обеспечивали успех самым простым и непритязательным в творческом отношении песням. Анастасия Вяльцева, крестьянка по происхождению, гордилась, что стала эталоном женственности и изящества, кумиром аристократических салонов и желанной гостьей самых рафинированных артистических и поэтических кругов. — И всего этого она добилась сама, одною силой своего таланта и обаяния.

Исполнительская манера и стиль Вяльцевой нашли неожиданное и своеобразное продолжение в эстрадном творчестве другого представителя модернизма, Александра Вертинского, который вышел на большую сцену в 1915 году, уже после смерти своей предшественницы. Тем удивительнее в декадентском контексте начала XX века выглядит категоричное мнение Александра Блока. Будучи пожизненным любителем и знатоком романса и, говоря шире, российской эстрады вообще, с первого же знакомства с творческой эстетикой и сценическим образом певицы, он почувствовал полное неприятие и высказал его в прямой форме:

Образ в искусстве
Биографии певицы посвящён художественный фильм «Несравненная» (1993, Россия-Украина), главную роль исполнила актриса Ольга Черноок.
Вяльцева послужила прототипом героини романа писателя Геннадия Алексеева «Зелёные берега». На обложке книги (издание 1996 года) воспроизведена фотография певицы.

Образ Вяльцевой просматривается в российском художественном фильме Китайскій_сервизъ 1999 г., где действие происходит в 1913 году на роскошном корабле на Волге. По сюжету в событиях принимает участие и поёт романсы знаменитая певица Зинаида Аполлинарьевна Волошина (как позже оказывается — мошенница Пинскер-Ландау, использующая пластинки известной певицы).

Адреса в Санкт-Петербурге
1898—1901 — Николаевская улица (улица Марата с 1918), 12;[11]
1901—1902 — Колокольная улица, 13;
1902—1904 — Николаевская улица (улица Марата с 1918), 6;
1904—1913 — набережная реки Мойки, 84;
Сестрорецк, Курорт, дача ул. Лесная 1.
Память
На доме по адресу набережная реки Мойки, 84 в 1995 году была установлена мемориальная доска (архитектор Т.Н.Милорадович)[12].
Трубчевская детская школа искусств имени А.Д.Вяльцевой носит имя певицы с 2002 года.
Родственники
Брат — Ананий Дмитриевич Вяльцев (1872—1959) был управляющим тремя доходными домами А.Д.Вяльцевой на Карповке, которые она купила в 1908 году. Согласно завещанию после смерти певицы был назначен её душеприказчиком. В 1915 году получил звание потомственного почётного гражданина как действительный член Общества попечения о бесприютных детях. Пережил блокаду Ленинграда, был награждён медалью «За оборону Ленинграда».
Племянник — Дмитрий Ананьевич Вяльцев (1914—1941) был боксёром, победитель чемпионата по боксу в 1932 года, тренер команды «Динамо». Был арестован 13 сентября 1941 г. по обвинению по ст. 58-1а УК РСФСР, в самом начале блокады Ленинграда. Погиб в 1941 г. при этапировании из Ленинградской области вглубь СССР. 2 июля 1960 года дело было прекращено за отсутствием состава преступления, реабилитирован посмертно.

(Материал из Википедии).

Анастасия Дмитриевна Вяльцква[1871 - 5(18).02.1913], эстрадная певица (сопрано), исполнительница цыганских романсов и артистка оперетты. Родилась в слободе Алтухово Севского уезда Орловской губернии, ныне Брянской области. Пению училась в Петербурге, брала уроки у С.М.Сонки. Сценическую деятельность начала как статистка в Киевской балетной труппе С.С.Ленчевского. В июле 1902 года концерт Вяльцевой состоялся в Орле, в ноябре 1911 года  в Карачеве. Исполнение Вяльцевой отличалась покоряющей искренностью, глубиной чувства, оригинальностью фразировки. Изредка выступала и в операх: Кармен, Далила.
Умерла в Петербурге.

(Сизов П. Музыкальная  Орловщина. — С.185-191; Музыкальная Энциклопедия. — Москва, 1973. — Т. 1. — С.860).
(Бельский Александр. Орловский энциклопедический словарь, 2009. - С.110-111).


Рецензии