Первая Чеченская война

Если в парадигме войны в Афганистане мнение о том, что наши войска полностью выполнили задачи и ушли - не оспаривается, и уж явно не стоит вопрос о поражении, то с Чечней - ситуация складывается несколько более удручающая. Эпитафией всей кампании стали Хасавюртовские соглашения, а апогеем полученный боевиками опыт террористической войны. Почему же не смогли выиграть? Как получилось так, что страна, обладающая двухмиллионной армией, пошла на мирный договор с собственным субъектом? Попробуем ответить на данный вопрос.

1. Само по себе состояние армии. В условиях постоянных экономических и политических потрясений, дела в армии обстояли не ахти как. Понятно, что содержание армии - это далеко не пуд изюма, однако в 90-е года армия содержалась никак - от слова совсем. Эпитафией всему этому станет гибель АПЛ "Курск". Боевая подготовка была в районе нуля, работа с личным составом не проводилась, учения стали очень редким явлением. Несмотря на это, армия умудрялась выполнять задачи, сейчас мало кто помнит, но помимо Чечни - российская армия выполняла задачи почти по всей территории постсоветского пространства. Карабах, Таджикистан, Киргизия, Осетия, Абхазия. Несмотря на это - армии все равно очень не хватало опыта, да и банальных денег. Как сказал  один из офицеров - "Низы воровали чтобы не умереть, а верхи потому, что не могли насытиться". Не было налета у летчиков, слаженности у пехоты, появившаяся было идея создания оперативных тактических групп была с восторгом забыта. Наводчик, который не умеет стрелять,  водитель который не умеет водить - это реалии того времени. Суровые, и жестокие реалии.

2. Отсутствие понимания во внутренней политике. Если говорить более прямо - администрация президента слабо понимала, к чему-же вести страну. Проблема сепаратизма тогда стояла не только в Чечне, на полном серьезе предлагалось создать Уральскую республику, не говоря уже о национальных регионах. Допустить выхода Чечни администрация никак не могла, хоть и любила Россию, как червь любит свое яблоко. Однако, за выходом одного региона - поднимается волна на остальные, страна бы рухнула. Этого допустить чиновники не могли. Однако, что делать с Дудаевым, тоже не знали. Если уж говорить совсем коротко - отпускать не хотелось, а договариваться тем более. Сейчас популярно мнение, что мол, стоило бы дать Дудаеву поддержку и возможность решать проблемы под крылом России, сейчас, он мог-бы стать таким же верным вассалом, только без двух войн. История не терпит сослагательных наклонений, однако, получили то, что получили. Политика администрации толкнула Дудаева в руки радикалов, и он сам стал заложником своего трона. В общем, Борис Ельцин и его команда, иного способа решения, кроме как войны на конец 1994 года, просто не видели.

3. Спешка при проведении операции. Сейчас только одному Богу, ну скорее всего Сатане, известно, что толкнуло руководство страны вот так резко провести войсковую операцию. Любому человеку понятно, что подготовка к данной операции дело далеко ни одной недели. Российской армии предлагали подготовиться к вводу войск в Чечню, едва-ли не за месяц. Давая войскам достаточно неоднозначные инструкции, меняя планы на ходу, и вообще не понимая, что там происходит - руководство страны сделало армию рабой политики. Что делать в Чечне армейское руководство понимало не особо. Помните слова министра обороны Павла Грачева, пообещавшего захватить Грозный силами одной дивизии воздушно-десантных войск и буквально за пару дней. 

В самом начале ввода войск, на пути нашей армии оказалась РЗСО «Град» боевиков. Рядом с её позицией проходил магистральный трубопровод, тогда еще нашим войскам не давали добра стрелять. В общем, пока решался вопрос, что с машиной делать, и что будет с трубопроводом, «Град» отработал по нашим войскам и уехал. Нашли его спустя только несколько дней. Армия вообще слабо представляла, что делать с таким врагом, с мирным населением работать не умела, традиций, обычаев, культуры не знала. Часто солдат похищали прямо с блок-постов, как было в случае с Евгением Родионовым. К Грозному, армия просто шла рейдом, сёла не контролировались, комендатуры не ставились, равнинная часть республики была отдана сама себе.

4. Политика государства. Честно говоря, Ельцин особо не интересовался, а чего там в Чечне то происходит. То бишь, сейчас понятно, боевиков активно поддерживали на Западе. Может и не материально, однако политически и морально точно. Всякий раз, когда наша армия начинала одерживать верх, объявлялось очередное перемирие. За это время, НВФ успевали пополнить силы, восстановиться и воевать с новыми силами. Например, нападение на Грозный в марте 1996 года случилось именно в период такого перемирия. Хотя город и не был взят, боевики нанесли российской армии значительные потери. В тот момент, когда стали проходить террористические акты - боевикам стало много проще. Руководство России попросту не понимало, что нужно делать в таких ситуациях. Все это  не давало рейтингов власти.

5. Даже после начала войны армии вообще не уделяли внимания. Живой тому пример многострадальный 245 мотострелковый полк из Мулино. Тот самый, колонну которого разгромили у Ярыш-Марды. Сейчас, популярно мнение, мол ребят продали, хотя, если например, послушать мнение генерала Рохлина - погибали подразделения от безалаберности собственных командиров. То есть, посадить в колонну заместителя по вооружению - который вообще является РАВистом, и не компетентен в ведение общевойскового боя - было нормой. Например, у 245 полка так и было, самый старший офицер, компетентный в ведении боя, был лейтенантом. Не было двух машин связи, офицеры ехали на одной машине и почти сразу погибли, не было предварительной разведки, дозора, распределения зон ответственности. К сожалению, эти проблемы преследовали почти все части российской армии, за исключением, наверное, морпехов, десантников да и спецназа ГРУ. Хотя...и там было далеко не все гладко.

6. Банальная непопулярность войны в обществе. Ввести-то войска ввели, а зачем это надо, никто не объяснил. В парадигме второй кампании все было ясно, боевики сами напали на Дагестан, территорию России - взорвали дома, погубили кучу народа. Люди сплотились. А вот, зачем шла Первая чеченская война, объяснить народу не потрудился никто. Честно говоря, большая часть населения и по сей день не понимает, зачем. Я скажу вам больше. Многие кто там воевал, не понимают, что они там делали. В столь отчаянной обстановке - война стала делом неблагодарным. Да и власти быстро осознали, что синекуры не будет.

Вообще, развал СССР открыл ворота в какую-то вселенскую дурку, отовсюду полезли предсказатели, гадалки, астрологи, а в политику стали пролезать банальные сумасшедшие.

Все это, вкупе с общим состоянием дел в России, подтолкнуло руководство страны к подписанию Хасавюртовских соглашений. Понятно, что ни одной проблемы они вообще не решили. Ну, по моему скромному мнению, конфликт просто решили законсервировать - мол, после нас хоть потоп, пускай там новый президент решает, что с ними делать. Так оно, кстати, и вышло, решать реально пришлось новому президенту. Во всяком случае, первая кампания запомнилась всем достаточно грязным конфликтом, жестоким и депрессивным. Иногда, читая воспоминания участников тех событий, или общаясь с ними - я начинаю думать, что все велось вообще по инерции. Куда пнули, туда и пошли, не преследуя в принципе вообще никакой конкретной цели. Как бы то ни было, эта война стала сильным испытанием для России образца 90-х годов.

Бередить старые раны всегда тяжело. Одной из них для нашего народа являются и эти, преступные по своей сути и человеконенавистнические по своим последствиям, переговоры. Тем не менее такие раны всегда полезны для государства, правда, лишь в одном случае: если из них будут сделаны правильные выводы. Сегодня мы расскажем о том, как политические импотенты и обманщики попрали память сотен наших солдат, отдавших свои жизни ради сохранения целостности Российской Федерации. Наши люди гибли ради уничтожения виртуального террористического государства, набитого бандитами, похитителями людей, насильниками и иностранными наемниками. Для нас ситуация с этими соглашениями каждый день должна служить уроком как делать не надо.

Упущенная победа
Все помнят, как ночью 31 декабря 1994 года в Грозный входили наши войска. Какие шли тяжелые бои, к сожалению, не без потерь. Тем не менее федеральным силам удалось изменить тактику, подстроиться под новые, ранее неизвестные неопытным воинским частям боевые условия и громить противника. Что привело к войне, – это отдельный вопрос, требующий пристального рассмотрения. Неудовлетворительное руководство ЧИАССР, внутренние конфликты, конфликты с федеральным центром, разгул бандитизма и сепаратизма и даже гражданская война среди самих сепаратистов – всё это отразилось на нечеченском населении республики (в основном на русском) и дало толчок к вводу в самопровозглашенную Ичкерию федеральных сил.

Нашим войскам противостояли опытные, прошедшие уже не один локальный конфликт на территории бывшего СССР так называемые «полевые командиры» и их банды. Не зря самый известный батальон террориста Басаева назывался Абхазским – по участию в соответствующем конфликте. Так или иначе, Грозный был взят штурмом, над равнинными районами Чечни был установлен контроль. Частично контролировались и горные районы. В целом ситуация приближалась к победе в конфликте. Ужасный теракт в Буденновске, президентские выборы в России, а также нерешительность действий российского командования в Грозном, Аргуне и Гудермесе привели высокое московское руководство к мысли о повторных переговорах с сепаратистами и бандитами (первые уже состоялись в мае – июле 1996 года, они предваряли выборы). Так, хоть и с оппозицией со стороны некоторых высших чиновников, Москва пришла к необходимости соглашения.

Хасавюртовский формат
Мы не зря упомянули выборы 1996 года, когда россияне, «голосуя сердцем», избрали на второй срок Б. Ельцина. Поныне живущий Г. Зюганов, занявший второе место, как спорят сейчас политологи, мог и победить. А вот третья фигура – малоизвестный до выборов генерал А. Лебедь как раз достоин нашего внимания. Один раз изменивший военной присяге, данной Советскому Союзу в 1991 году, Лебедь согласился выступить на стороне Ельцина, взамен получив высокую должность секретаря Совбеза РФ. Конечно, Лебедя через несколько месяцев выгонят с этой работы, но в тот момент нужен был, как принято говорить, «козёл отпущения», на статус которого другие генералы не соглашались. Такой вот двоякий генерал Лебедь, очень противоречивая личность, которой история ещё даст свою оценку.

С Лебедем в дагестанский Хасавюрт прибыл ещё один интересный персонаж, до сих пор вызывающий массу споров и вопросов, – Б. Березовский. «Ты, генерал, можешь считать всё что угодно, — сверкнул глазами столичный визитер Березовский. — Твоя задача молчать, слушать и выполнять то, что мы с Лебедем говорим. Понял?», – так вспоминал первую встречу с высокими московскими гостями Герой России генерал Трошев.

«Глупость или измена?»
Документ, позже признанный Советом Федерации Федерального Собрания РФ декларативным, по сути, устанавливал окончание боевых действий в ЧРИ. На это не повлияло ни устранение лидера бандитов Дудаева, ни успехи наших войск. Хасавюртовский сговор стал плевком в сторону всех, кто ценой своей крови пытался выполнить долг и защитить страну от распада и бандитизма. Начался массовый исход из армии опытных офицеров и контрактников, не согласных с таким решением.

В республике должен был установиться мир, статус территории и признание «независимости» откладывались до 2001 года. Жаль только, обнаглевшие от безнаказанности бандиты так не считали. Уже в ходе подписания этого позорного договора были похищены трое журналистов. Продолжались похищения, убийства, взятки и даже рабство и после его заключения. Нелегальный бизнес – от оружия и фальшивых денег до нелегальной нефти – расцвел в самопровозглашенной республике. Рассадник бандитизма цвёл даже лучше, чем раньше.

Долгих 4 года почти вся страна переживала последствия этого преступного договора с бандитами, не признанного ни Конституционным судом РФ, ни даже парламентом России. Страшные теракты в Москве, Буденновске, Волгодонске и другие акты насилия и преступления – тоже были его последствиями. 12 мая 1997 года в Москве Масхадов и президент России Борис Ельцин подписали «Договор о мире и принципах взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой Ичкерия» Восстановление республики и возвращение её в российское правовое поле – всё это последовало лишь после смены власти, смены политического курса в России. Но последствия этого договора вся Россия и Чечня переживают до сих пор, и мы надеемся, что правовая и историческая (а также моральная) оценка этому сговору ещё будет дана.


Рецензии