Древний русский город- гора и род...

      Древний русский город - гора и род. Сибирские корни возникновения государственности Руси.

Михаил Леонидович Томилин г.Клин

 иллюстрация Степан Гилев "Города крепости древней Руси"


          Что такое город? Из словаря В.И. Даля: «Городить, что гораживать, забирать забором, обносить тыном, рубить или класть стену; огораживать, ограждать, вообще строить, громоздить ….Город,  городьба, ограда около жилья. Крепость, крепостца, укрепленное стенами место внутри селения, кремль. Селение, обнесенное городьбой, городок.»

          В своей работе. «Древние русские крепости» советский историк архитектуры, археолог доктор исторических наук Павел Александрович Раппопорт подчеркивает, что: «Слово город в древнерусском языке означало укрепленное поселение в отличие от веси или села - неукрепленной деревни. Поэтому городом называли всякое укрепленное место, как город в социально-экономическом значении этого слова, так и собственно крепость или феодальный замок, укрепленную боярскую или княжескую усадьбу. Все, что было окружено крепостной стеной, считалось городом. Более того, вплоть до XVII в. этим словом часто называли сами оборонительные стены.»

          В книге доктора исторических наук И. Я. Фроянова «Загадки крещения Руси», говорится: «Восточнославянские поселения VIII - IX веков, как установлено археологами, объединялись в группы - от 3-х до 15-ти поселков. Расстояние между ними доходило до 5-ти километров. Размеры этих групп были близки к размерам племен и охватывали территорию 30x60 и 40x70 километров». Эта группа поселений являлась племенем. Из поселений племени выделялось главное общинное поселение или общинный духовный и экономический центр. Этот центр как правило находился на торговом пути или их пересечении и обычно на реке Как считает историческая наука эти общинные племенные центры со временем естественным образом превращались в города.

           Отметим огромную роль в раскрытии правды о русской истории сыграл Василий Маркович Флоринский.
           Коротко расскажем о В. М. Флоринском. Он окончил Петербургскую медико- хирургическую академию, получил звание профессора. Но медицина не стала главным делом его жизни. Его захватила сравнительная археология. В Томске с его активным участием 22 июля 1888 году торжественно открылся императорский университет. Василий Флоринский организовал при университете археологический музей, много сделавший для изучения курганных сибирских древностей.
           Русский учёный нашёл ответ на вопрос, каким народам и какой расе принадлежат тысячи древних курганов, разбросанных на просторах Сибири. Его ответ - древнейшее население Сибири принадлежало к арийской расе, племенам, ставшим позднее известными истории как славяне.
            Труд Василия Флоринского «Первобытные славяне по памятникам их доисторической жизни», изданный в Томске в 1894 году, практически никому не известен, но его роль и сегодня не потеряла своей значимости. Его основанные на фактах размышления и выводы о прародине арийской народности, о переселении арийцев из Центральной Азии, путях этих переселений поражают своей проницательностью. Его открытия выводят на чистую воду все выдумки о русской истории.

             Василий Флоринский открыл и доказал восточные, сибирские корни возникновения государственности России.
            В труде Василия Флоринского «Первобытные славяне по памятникам их доисторической жизни», изданного в Томске в 1894 году, он отмечает, что в летописи Нестора пишется не град, а именно город, где буква «о» коренная: «Тогда город в древнем этимологическом значении сопоставим со словом гора, от санскритского «ghiri», в русском языке горою называется возвышенность, в том числе высокий речной берег». Далее Флоринский сравнивает немецкое «berg», славянское берег и немецкое «burg» (сравните с русским словом бугор, автор), которое взято так же от горы – выдающейся возвышенности или высокого речного берега (слово берег так же созвучно с оберегом – берег спасение от воды, автор). Поэтому, как пишет Флоринский: «С горою может быть связано первое представление о естественной крепости» и тогда слова «городить» и «огораживать» появились позднее от слова «город». Когда возвышенные и защищённые природой пункты, стали обноситься искусственными сооружениями, земляным валом, стеною и палисадом».
          Слово «стена», по Флоринскому, производится от санскритского корня «st» - суживаться, то есть «стена, стенка в этом смысле выражала бы понятие о преграде… Есть ещё один санcкритский корень «stana», «stand», откуда и славянский стан – стоянка, полевое укрепление». Поэтому можем предположить, что название древнейшего русского города Суздаль происходит от двух слов – суживаться и даль, или «сужиная» даль, то есть пространство огороженное стеной?
          По Флоринскому «…острогом называли и само поселение, защищённое такою стеною, небольшую крепость, городок укреплённый стан.» Важно отметить, что слово «острог» происходит не от слова «острый», заострённых кольев палисада, а от глагола «стерегу, остерегаю», от которого происходят «осторожность», «осторожный…».
          Объяснил он и слово «вал», которое относил к числу древнеславянских и даже до славянских слов: «В русских летописях встречаются многократные упоминания о земляных ограждениях при строительстве городов – спом, приспом (приспа), переспом, осыпь от глагола сыпать, осыпать, а впоследствии вал, земляная стена, земляной город». В санскритском языке: «слово «val», «valote» означало «прикрывать обложить окружать».
          Василий Флоринский сделал вывод: «Специальные русские названия городских укреплений… доказывают, что наши предки при создании городов не руководствовались европейскими образцами, а пользовались своими стародавними преданиями».

          Объясняется появление в слове «город» буквы «д»: «Тогда буква «д» в слове город должна принадлежать другому слову. Как сложное слово «город» таким образом производили от слов «гора» и «род», племя, то есть центр или место управления при первоначальном родовом складе общины».
 
          Василий Флоринский тонко подмечает: «Поэтому в летописях различают «городы рубити», а «остроги ставити». При постройке каменных стен говорилось «заложить город». Близкое к слову «город» слово «городище», по мнению Василия Флоринского, обозначает место бывшего оставленного города или места, на котором существовал укреплённый пункт.
               
     Итак, в Древней Руси, или в Средневековой Руси, городом обозначалось любое укрепленное, огражденное поселение, от значительного ремесленно-торгового центра, до небольшой крепости охраняемой частью дружины или княжеских воинов, или просто укрепленное для обороны поселение.


Рецензии