Лето в Фирюзе II

        Продолжение. Начало в http://proza.ru/2021/03/24/1069

        Итак, объявлено первое построение, которое, как вы понимаете, без сигнала горниста собраться никак не могло. Мы бежим всем отрядом и занимаем размеченную на площадке свою клетку.
        Начальник лагеря, маленький невзрачный человек, причем, в неприличествующих для его должности старых роговых очках, одетый явно не «с иголочки», выходит на середину площади, строго оглядывает построенные отряды и неожиданно трубным голосом начинает свою «тронную» речь:

        - Здравствуйте, товарищи пионеры!

        Мы пребываем в шоке от басовитого гласа начальника лагеря, но, тем не менее, что-то кричим в ответ. Наверное, выражаем радость от первой встречи с нашим руководством.

        - Поздравляю вас с открытием лагерной смены! – само собой разумеется, что продолжение речи было именно таким.

        А дальше начальник лагеря смог привлечь наше внимание неординарными приказами. Более того, он заинтриговал нас в такой степени, что я пришел в восторг и в голове заметались неожиданные мысли:

        «Как здорово, что я поехал в лагерь! Здесь так интересно…»

        В чем же интрига, которая таилась в речи нашего неказистого начальника?

        - Отрядам приступить к подготовке проведения военно-спортивной игры «Зарница»! С завтрашнего дня в столярной мастерской пионеры занимаются изготовлением оружия, покраской его и последующей подгонкой для каждого участника. Параллельно также делают знаки различия для юнармейцев, которые будут пришиваться во время игры.

        Начальник говорил что-то еще, но большинство из нас было настолько взбудоражено открывающимися перспективами, что на последующие задания мы не обращали никакого внимания, а только шушукались: как и где все это будет проходить?

        После построения мы еще возбужденно переговаривались и легли спать с мыслью:

        «Завтра начнется настоящая лагерная жизнь! У нас будет Зарница!..»

        Наивное ожидание делает нашу жизнь более счастливой, но только на время ожидания. Хорошо, если ты ожидаешь неделю-другую, да даже три дня, прожитые в предвкушении, и то здорово. В нашем случае судьба нас баловала недолго: нам была отпущена одна ночь.

        Наутро никто из вожатых о Зарнице разговоров не вел. Как будто накануне нам послышалось. Тему «Зарницы» просто обрезало напрочь. И к этой идее больше никто и никогда не возвращался…

        Самого начальника лагеря за время смены мы видели, пожалуй, еще раза два. В конце смены точно, а вот чтобы наши встречи происходили часто в середине периода – это скрыто в памяти.

        Управляла лагерем старшая пионервожатая, ну, и вожатые отрядов. А наш энергичный начальник лагеря, заставивший однажды радостно биться детские сердца, скорее всего, запил горькую... Да, он имел пагубную страсть... Поэтому и выглядел весьма непрезентабельно.
        А голос? Вот голос у него был поставлен природой на пять баллов! Но не дал он ему развернуться на полную мощь, задавил его порок…

        А как было бы здорово, если бы он нам своим командирским голосом прокричал:

        - Четвертый отряд, в атаку! Занять высоту четыреста восемнадцать!..

        Несыгранная Зарница стала первым разочарованием в лагере. Остальные разочарования, как проза жизни, носили привычный бытовой характер. Местные авторитеты понемногу притесняли разрозненных пионеров. Доставалось и мне, но не шибко: грабить у меня было ничего, посягательств на их авторитет у меня также не наблюдалось. Так зачем им на меня время тратить?

        Вот от вожатого Мурада гонений исходило куда как больше. Крик и тычки по разным поводам от него получали многие, причем, больше городские мальчики и не с темным цветом кожи.
        Не знаю, было ли его поведение основано только на личной неприязни? Или, может быть, оттого, что мы были слишком белые на общем темнокожем фоне? Или все-таки на его скверном характере?

        Мне будет нелегко составить психологический портрет этого типа, ибо не обучен. Но обнаружить у него положительные стороны характера за время нашей смены мне не удалось.

        Однажды он меня шпынял целый день, и я не придумал ничего лучшего, как пожаловаться родителям, когда они первый раз приехали в лагерь. Это произошло в родительский день. Вообще-то, они приезжали дважды, в самом начале смены и где-то ближе к концу моего пребывания в лагере.

        Родители меня услышали и приняли, как они считали, меры. То есть, куда-то доложили. Вполне вероятно, что тому самому пьянице-начальнику. Потом они распрощались и уехали, а жалобе, как говорят бюрократы, был дан ход в лучших традициях советской жизни: поручили разобраться тем же самым вожатым, на которых я жаловался.
       Одно было хорошо: никто из вожатых не понял, от какого конкретно ребенка исходит кляуза. Это меня и спасло.

       На ужине в столовой я обратил внимание, как старшая вожатая Татьяна подошла к Мураду и начала рассказывать, что на него есть жалоба. Самое смешное заключалось в том, что все это происходило возле нашего стола! Я все слышал и сидел ни жив ни мертв, но вида не показывал.

       - Какой-то мальчик, у которого отец военный… - негромко вещала Татьяна.
       - Кого я мучил? Кто это пожаловался?! – разъярился Мурад.

       Потом он немного успокоился и начал поочередно подходить к столам и с коварной ласковостью расспрашивать, мол, у кого отец военный. Этакая восточная хитрость…
       Но я уже смекнул – уж фигушки тебе, чтобы я сам себя сдал… Конечно, я прямо не соврал, отказавшись от отца-офицера, а просто-напросто промолчал. И это был мудрый поступок: еще не мужа, но уже и не мальчика.

       Когда родители приехали в следующий раз, я, как тертый калач, на все их вопросы – как к тебе относятся, не обижают ли, хорошо ли кормят – отвечал браво:

       - Всем доволен, Ваш бродь! Замечаний не имею!

       Как мне показалось, но родителям этот ответ пришелся по душе. Вот остальное в моей жизни и, прежде всего, мой внешний вид им не понравились, но до этого мы еще дойдем.

       Итак, после крушения надежд на участие в приключениях и завышенных ожиданий от лагерной жизни большинство ребят, в том числе и я, начали искать пути, как провести время с интересом. Мы были самостоятельны в своих попытках и, выражусь даже несколько категорично, это пошло нам на пользу.

       Мы больше не ждали манны небесной, а развлекались сами. Главным принципом нашей жизни стал лозунг – подальше от начальства! Чем меньше ты попадаешься на глаза, тем счастливее живешь. Ты становишься практически независимой личностью.

       Если говорить о лагерном быте, то я привык быстро. Самым неожиданным для меня оказались очень прохладные ночи. Иногда температура падала до десяти градусов! Представьте себе: чтобы в Туркмении и в июле десять градусов! Именно этим славилась Фирюза еще с девятнадцатого века, когда селение начали обживать русские военные.
       В первую же ночь я в потемках искал свое свернутое одеяло и, обнаружив и накинув его на свою простынь, счастливо продолжил свой сон. А какой свежий и чистый воздух встречал нас утром! Настоящий горный воздух... Днем мы тоже не мучились от жары, поскольку, как я уже рассказывал, весь лагерь был укрыт зеленым шатром различных деревьев.

       Хотя возможности солнца мы тоже использовали: вода для общего душа подогревалась только за счет солнечных лучей. Но солнце нагревало воду до очень комфортной температуры. Вода прогревалась даже не так, как мы сейчас выражаемся – «до летней», – а намного теплее.

       Месяц совместной жизни да на одной территории сближает даже не знакомых ранее пацанов. Если с «дембелями» мне было изначально не по пути, то кроме них присутствовало немало вполне интересных ребят, имеющими общие с тобой интересы. Конечно, это были только ашхабадцы. Причем, интересы каждого из них между собой никогда не совпадали. Поэтому я с ними дружил, но по отдельности.

       Предположим, кто-то любил книжки и мы с ним ими обменивались, а потом обсуждали прочитанное. С другим мы что-то запускали в речке Фирюзинке, которая пронизывала территорию нашего лагеря насквозь. Третьего я заслушивался, когда он травил байки о своих похождениях, которых у него по малолетству и быть не могло... Но уж больно он красочно описывал!

       Как ни странно, но с последним, его звали Витька, я общался чаще, чем с другими. Он рассказывал, а я слушал. Причем, Витька не требовал взаимности. В том смысле, не ожидал, чтобы и я ему что-нибудь рассказал. Более того, он был самодостаточен и за мной никогда не бегал: я его сам находил, а он тут же начинал очередную свою историю:

       Как где-то вечером встретили какую-то девчонку…
       Как в школе он с кем-то обнимался (и не только) в раздевалке…
       И прочие сказки от мальчика двенадцати лет... 

       Именно Витька меня надоумил перелезть через забор в соседний лагерь «Урожай».

       - Саня, пошли к соседям!
       - Зачем?
       - А у них есть бассейн!

       Продолжение в http://proza.ru/2021/03/26/632


Рецензии
Знакомая лагерная обстановка.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   25.03.2021 18:56     Заявить о нарушении
Рад, что Вам напомнил))). Надеюсь, у Вас впечатления от своего лагеря были повеселее). С уважением.

Александр Алексеенко 2   25.03.2021 20:29   Заявить о нарушении
С ВАшего, Александр Сергеевич, соизволения, продолжу свои "мемори". В пионерском лагере "Урожай" духовой оркестр задержался на несколько летних сезонов (лет). Причина была проста. Лагерь был на отшибе, столичное начальство его не очень жаловало соим посещением. Порядок поддерживался без особых строгостей. Да и контингент был послушным и дисциплинированным - дети из аулов-колхозов всего Туркменистана. Воспитанные в патриархальном духе уважения к старшим - золото, а не дти! Родители из какого-нибудь заурядного колхоза в песках Каракумах привозили ребёнка в Фирюзу, и сами, впервые увидевшие всю красоту горного пейзажа, попавшие под тень вековых чинар, под фен лёгкого прохладного ветерка, попробовав холодную вкусную воду Фирюзинки, знали, они оставляют своего ребёнка в земном раю! Наставляли его строго: слушаться старших! Так и было. А с детьми надо было заниматься. Прежде всего - обучать личной гигиене. Почти никто из аулов не мог пользоваться зубной щёткой, впервые ежедневно принимать тёплый душ, мыть ноги перед отбоем, пользоваться туалетной бумагой... И почти никто не владел русским языком. Пришлось обучаться самому. К концу сезон я говорил на туркменском почти свободно: Оглан! Мырат-джан! Ал бедре, дарьяда бар гетлы, арасса сув гетыр бярик! Мальчик! Мурадик! Возьми ведро, сбегай на речку, принеси чистой воды! А Мурадик по окончанию смены уезжал в свой аул с некоторым первичным знанием русского языка. Но главным козырем пионерлагеря "Урожай" была его кухня! Ни в одном лагере всей Фирюзы не готовили такой плов, как в "Урожае". Свежей баранины для детей МинСельХоз не жалел!

Владимир Павлович Паркин   28.03.2021 20:56   Заявить о нарушении
И снова все стало на свои места, благодаря Вам! Теперь понятно, почему так выглядела вода в бассейне "Урожая". Но что характерно - в Урожае действительно была очень дружественная обстановка. В другом лагере нас точно не допустили бы в бассейн или просто покуражились, прежде чем махнуть на чужаков рукой. А так - тишь да гладь... Спасибо за мемори.

Александр Алексеенко 2   28.03.2021 21:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.