Агатотерапия или лечение добрыми делами

   Я бы ввёл термин "Агатотерапия" (от древнегреческого "агатос" - доброта, благость и "терапия" — уход, забота, лечение), чтобы не нарушать традиций психологии в отношении терминологий на древнегреческом языке.
    У меня в жизни было несколько случаев, когда я заступался за незнакомых мне людей в довольно экстремальных ситуациях. По сути - спасал этих людей от очень неприятных последствий. Это потом всегда вызывало во мне приятное и вполне обоснованное чувство гордости своими поступками и собой. И что гораздо важнее - чувство полезности и нужности меня в этом мире, как бы пафосно это не звучало.
    Помимо этих поступков были в моей жизни, конечно же, и другие случаи - когда я вёл себя недостойно или малодушно. Естественно, что в этих ситуациях я потом чувствовал недовольство собой и душевный дискомфорт. И вот произошёл один раз казалось бы ничем не примечательный случай, который навёл меня на некоторые размышления.
   Как-то раз  была у меня дискуссия с довольно солидным и пожилым незнакомым мужчиной. И мой оппонент вдруг, что называется, разошёлся и принялся довольно агрессивно выражаться переходя на оскорбления. При этом он обвинял моё поколение в общем, и меня в частности, в подлости и малодушии. Я сначала вежливо пытался возражать своему собеседнику, но потом вдруг понял, что его слова практически никак не задевают меня. Оскорбления меня не трогали потому, что в моей памяти вдруг всплыли случаи, когда я рисковал своим здоровьем и даже жизнью для спасения абсолютно незнакомых мне людей. То есть я ощущал в себе абсолютную уверенность, что я не такой уж и плохой человек. Ну и уж явно не малодушный трус, каким пытался выставить меня мой весьма агрессивно настроенный оппонент...
   В дальнейшей жизни я заметил, что это осознание уверенности в себе, как в нормальном мужчине, ощущается мной и при всех спорах или конфликтах. Причём как с незнакомыми, так и со знакомыми людьми. Есть знаменитое изречение Будды о том, что пока вы не приняли оскорбления - они принадлежат тому кто их говорит. Только я бы ещё дополнил, что для того чтобы на самом деле быть человеком стоящим выше оскорблений - очень желательно иметь какие-нибудь основания для этого.
   И этим основанием могут служить ваши воспоминания о том, как вы делали добро другим людям. Вашу самооценку на очень высокий уровень поднимет осознание тех ситуаций, когда вы не остались равнодушными к чужой беде и хоть что-то сделали чтобы помочь другому человеку. Например, в экстремальной ситуации позвали на помощь или позвонили в полицию. Или увидев открытый люк на дороге не проехали равнодушно мимо, а как-нибудь его огородили и позвонили в администрацию.
   
 Иными словами: ПОСТУПАЙТЕ КАК ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК - И ВЫ БУДЕТЕ ХОРОШИМ ЧЕЛОВЕКОМ.
   Никто не сможет вас убедить в том, что вы законченный негодяй и подлец если вы знаете, что хотя бы иногда бескорыстно помогали людям. Просто помочь даже незнакомому человеку в мелочном деле или вернуть найденный кошелёк - хороший задел для повышения уверенности в себе, и в осознании своей значимости в этом мире.
   Ведь не секрет, что многие психологические проблемы возникают у людей именно из-за внутреннего психологического конфликта. Даже не углубляясь в ньюансы устройства нашей психики можно смело утверждать - искренне делая добрые дела мы улучшаем свой психологический комфорт. В сказках многих народов мира эта истина настолько часто повторяется, что стала уже банальной. Народные легенды и притчи опытным путём нащупали этот психотерапевтический эффект "делания добра". Так что наряду с понятием "Сказкотерапия" в практической психологии можно вполне ввести отдельное понятие "Агатотерапия", как я предложил в начале статьи.
   Основная идея агатотерапии такова: если человек самостоятельно или под руководством наставника начнёт хотя бы иногда совершать полезные для окружающего мира и людей дела, то у этого человека возрастёт уверенность в своей нужности этому миру, в своей полезности, и в своём достоинстве. Полагаю, что этот метод может хорошо помочь при лечении некоторых фобий и неврозов даже в психиатрии.
   Быть для всех хорошим, конечно же, не получится. В нашем мире неизбежны конфликты разных интересов. Но ведь очень часто можно оказать кому-то услугу, пусть и небольшую, не нарушая своих или чьих-то других прав. Агатотерапия может быть хорошей альтернативой религиозно-ориентированной психотерапии. Например, если пациент атеист. Впрочем агатотерапия легко может дополнять практически все другие виды психотерапии. Ведь она направлена на гармоничное и дружелюбное отношение к окружающей среде.
   Рискну предположить, что психологическая установка агатотерапии на доброе отношение к окружающему миру гораздо лучше религиозной. Ведь в религии предполагается наказание именно за несоблюдение запретов высшего по иерархии сверхсущества. И при этом моральные нормы человеколюбия отходят на второй план.
   В этом принципиальное отличие психологических установок указанных видов психотерапии. Вспомните, например, ситуацию из Ветхого Завета, где Аврааму для доказательства его преданности богу предполагалось убить своего собственного сына Исаака (Быт. 22:1-19). С нормальной человеческой точки зрения готовность Авраама зарезать своего сына только лишь ради подтверждения своей покорности (по сути ради подтверждения своего места в иерархии) отвратительна и аморальна.
   В случае же приятия концепции агатотерапии "Делай добро для людей и будешь чувствовать себя хорошо" - человек полностью избавлен от манипуляций разными религиозными принципами и отдельными религиозными течениями. Тут уместно, наверное, будет вспомнить и высказывание Авраама Линкольна:"Когда я поступаю хорошо - я чувствую себя хорошо. Когда я поступаю плохо - я чувствую себя плохо. Вот моя религия!" (с)
   Будьте хорошими просто так - и ваша уверенность в себе однозначно будет повышаться, и жить вам будет однозначно гораздо круче и комфортнее!


Рецензии