Беглые заметки 3

Это действительно заметки беглые, написанные в разное время, в разных местах. Это то, что приходило в голову быстро, порою необдуманно, топорно, наивно, но искренне, прочитав оставлял для себя. Теперь по просьбе друзей пробую выставлять на более общее обозрение. Это то, с чем можно не соглашаться, это моё, поэтому не ругайте сильно, на выпады и резкие несогласия отвечать не буду, я НЕ ВСТУПАЮ В СПОР... Дай Бог Всем здоровья и радости, а радость - есть особая мудрость...
-------------------------------------------
Не держи язык впереди ума своего, это не помело у дворника, которое всегда впереди. Держи язык позади ума, чтобы он (ум) мог контролировать его (язык), что тот «метёт»…

* * *

Мы не знаем, каким образом потом, в обозримом или необозримом отрезке времени срабатывает выброшенная нами отрицательная эмоция. И вот, представте себе, живут рядом люди, которые ЗНАЮТ каким образом это происходит, подают нам точно расписанную механику срабатывания. Кто эти люди?
ЛЮДИ, ПРОШЕДШИЕ БОЛЬШУЮ ДУХОВНУЮ ЭВОЛЮЦИЮ, нежели мы.
Что нам остаётся делать? Принимать или не принимать. Проще ВСЁ послать к лешему (как говорил В. Высоцкий). Многие так и поступают...
Однако детей мы водим в д.сады, в школы, где их обучают более старшие, более опытные люди. Так и в сфере духовных наук человек должен опираться на опыт и знания ЗНАЮЩИХ, которые веками умоляют нас проявлять ЗАБОТУ о будущих поколениях и о своих последующих воплощениях, уже зарождающихся в нашей ЭТОЙ жизни. И Забота эта таится в наших мыслях, чувствах и поступках.
На словах, действительно красиво и в жизни не всегда так, как пишется. Здесь пора вспомнить, КТО ТАКОЙ ЧЕЛОВЕК!
Вы же знаете, что в русском языке, что ни слово, то образ, состоящий из нескольких понятий. ЧЕЛА - ученик, ВЕК - вечный.
Мы обречены на вечное обУЧЕНИЕ.
Эмоция-выброс энергии, как реакция нашего ума, а вот РАДОСТЬ исходит из сердца и спокойным потоком эманирует в окружающее. Наверное, каждый когда-либо был в обществе такого, источающего Радость человека. Помнит своё состояние и настроение. Мне в этом отношении повезло. Долгое время находился в обществе женщины, которая прожила труднейшую жизнь, родила семерых детей, двоих похоронила, практически никогда не позволяла «выходить из себя» и прожила девяносто лет.
Вокруг неё всегда вилась многочисленная семья...

* * *

Мне говорят: «Ты идеалист…»
Что - ж, идеалист, тоже не плохо... А идеалист, от какого корня? От идеала, или от идеи?
Иногда упрекают, что я призываю жить, как в книгах, но я нигде не призывал жить так, как написано в них.
Книги дают толчок к размышлениям, вот эту цель я, сознаюсь, преследовал. Если я не достиг этого, то причина либо у того, КТО ПОДАЁТ, то есть во мне, либо у ТОГО, КТО ПРИНИМАЕТ...

* * *

Фильм «Остров» я посмотрел десятки раз. Фильм - покаяние, фильм, заставляющий снимать внешнюю суть  вещей и понятий и вникать в сокровенность ИХ.
Старчество в монашестве - понятие уникальное. Не всегда ОНИ (старцы) соблюдали язык устава монастыря. Иногда резко контрастировали. Отсюда и отношения между старцами и настоятелями были «натянутыми».
И, как нельзя лучше на роль старца пригласили П.Мамонова.
Мамонов подал такого старца, который юродствовал, ёрничал, показывал несостоятельность некоторых «пунктиков» монастырского устава.
Но не в этом суть, он представил нам монаха, который покаянием и молитвами, творимыми неустанно, приблизился к УРОВНЮ, близкому к известным СВЯТЫМ, стал прозорливым.
Подать нам так роль свою, мог только человек, много размышляющий о себе, понимающий, нет ОСОЗНАЮЩИЙ свою человеческую НЕМОЩЬ (греховность).
Фильм хорош и игрой актёров, музыкальным оформлением, операторским искусством и простотой пейзажа.

* * *

В христианстве считается путь юродивого, как носителя слова Божьего, самым трудным подвигом. Порою им необходимо было поступать «от обратного», как в математике «от противного»
"Святой камнем разбил на Варваринских воротах образ Божьей Матери, который считался чудотворным. На него набросилась толпа паломников. Юродивый сказал: «А вы поскребите красочный слой!». Сделав так, как он велел, люди увидели, что под ликом Богоматери скрывается изображение дьявола..." (Это о Василии Блаженном)
Сколько же раз мне пришлось смотреть фильм "Остров"? Много!.. Я до сих пор пою вместе с героем (отцом Анатолием) песню «Господи помилуй, Господи прости! Помоги мне Боже на моём пути...» Фильм можно смотреть и по слоям, присматриваясь к работе оператора звука, оператора общего плана, оператора эпизода. Это фильм - песня воде и времени... Сколько кадров уделили авторы воде, почему? Ведь не просто это... А звукам? А молитвам? А вечному в неверии и всё же невероятному процессу выздоровления от беснования (экзорцизму). Это кино о Вере и неверии, о преображении почти мгновенном... Как из подобострастного монаха, кичащегося своим образованием и нашёптывающего настоятелю о проделках отца Анатолия, вдруг после Ухода последнего с земного плана, «взваливает ЕГО КРЕСТ». Ведь это символ ТОГО, что в будущем он займёт место старца. Уже к нему будет стекаться страждающий народ…

* * *

Прослушал лекцию удивительного человека Михаила Петровича Щетинина, академика педагога, создателя «школы радости». В такой школе классы не формируются по возрастной категории и, где более подготовленный доносит информацию менее подготовленным, где формируется коллективный разум и атмосфера, которая уравнивает всех присутствующих (словно в пчелином рое или стае птиц), где ВСЕ участвуют во ВСЁМ, будь-то стройка, ремонт и другие работы. Там дети сами участвуют в расписании помещений. Удивительно то, что разные люди, расписывая стены или полы орнаментом с разных сторон, встречаются поразительно точно РОСПИСЬЮ ОРНАМЕНТА, словно делал это один человек. 
Много времени он уделил языку и речи нашей, образности мышления. Рассказывал о словах, которые засоряют нашу речь, об энергии слова, о его значении для нас в жизни и о мусоре - «как бы»,  привносимом в нашу жизнь неправильностью построения предложений и конечно о ЗНАЧЕНИИ МЫСЛИ.

* * *

Когда-то, читая об Оптинских старцах, я наткнулся на строки из поэмы Алексея Апухтина «Год в монастыре», нашёл его книгу и оторваться не мог от этого поэта-лирика. В нём ВСЁ поёт, свежо и чудный русский язык ложиться в рифму как бы сам собой. Бывают минуты, когда один, тогда читаю вслух громко. Звук поэзии (безусловно, если ОНА настоящая) быстро приводит тебя в канву жизни, уходит грусть, мелочи быта отодвигаются и ТЫ, готов дальше бежать по жизни…

* * *

Восторгаюсь гениальностью поэтов, могущих так сжато и потрясно-сильно передать движения Души! Сила, красота, любовь, смирение - всё в них!
 
За все Тебя, Господь, благодарю!
 Ты, после дня тревоги и печали,
 Даруешь мне вечернюю зарю,
 Простор полей и кротость синей дали.
 Я одинок и ныне — как всегда.
 Но вот закат разлил свой пышный пламень,
 И тает в нем Вечерняя Звезда
 Дрожа насквозь, как самоцветный камень.
 И счастлив я печальною судьбой,
 И есть отрада сладкая в сознанье,
 Что я один в безмолвном созерцанье,
 Что всем я чужд и говорю — с Тобой.  /И.Бунин/

Это ностальгия Души, не личности... Зов происхождения, взрослость Души. Не все ноты замолкают при внешних навалившихся проблемах..., всегда что-то звучит.
Нельзя жить в мире поэзии, слишком давит ЖИЗНЬ, но когда, уйдя от хлопот, на полчаса - человек возьмёт томик стихов и последует за мыслью ВЕЛИКОГО ЧЕЛОВЕКА - уже в душе будет расцветать ЧУВСТВО ПРЕКРАСНОГО.
А ещё лучше, когда никого нет, стихи читать себе вслух громко, оттачивая рифму. (Я, иногда это делаю, проходит, и усталость, и раздражение)

* * *

У меня друг Ушёл из жизни... При внешней браваде и разных апломбах он последнее время приходил в храм и стоял на коленях, что ранее немыслимо было. Молился и плакал... Никогда не болел... Тромб и мгновенный Уход.
ЧТО ЭТО?.. ПРОБУЖДЕНИЕ!!!

* * *

Всегда вслух! Про себя поэзия не воспринимается. Слог, как звук, должен ложиться в душу. Определённым звуком, нужной тональности должна ОНА отзываться на призыв ПОЭТА. Не удивительно, что у тех, кто тонко чувствует, идут слёзы при чтении настоящей поэзии.
Учёные утверждают, что молитва, любой конфессии, на любом языке обладает вибрацией 8 герц, которая совпадает с вибрацией электромагнитного поля Земли.
Берусь утверждать, что Поэзия также космична в основе своей!

* * *

Чтобы сказать какое-то слово о ВЕЛИЧАЙШЕЙ семье Рерихов, о не менее ВЕЛИКОЙ Блаватской надо скрупулёзно,  день за днём, изучать те труды, эпистолярное наследие, которые они дали народам. Тогда, МОЖЕТ БЫТЬ, появиться какое-то мнение о ИХ, не побоюсь сказать, ЗНАЧЕНИИ ДЛЯ МИРА…
Через письма Е.И. Рерих я пришёл в своё время к трудам ВЕЛИКИХ отцов церкви, к «Добротолюбию», а именно Исааку Сирину, Ефрему Сирину, Авве Дорофею, Василию Великому и другим.

* * *

Здесь не поле для баталий, тем более это касается такого тонкого инструмента, как ДУХОВНОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ… «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа…» /Мтф. Гл. 25.13./
Меньше всего я хотел бы, чтобы эти строки кого-то поучали. Заинтересовывали? ДА! Невозможно «влить» другому То, что ты уже употребил, что ты годами отрабатывал, даже продирался к каким-то понятиям, что вошло в тебя с болью. Ошибка ТЕХ, кто подошёл к Вере и хочется вот так сразу ВСЁ передать другим. Не получиться, произойдёт несварение, а ещё хуже ОТРАВЛЕНИЕ. Как любит говорить известный актёр П.Мамонов: «Комаринными шажками каждый должен идти к пониманию ВЕЧНЫХ ИСТИН».

* * *

Все образованные и вполне начитанные люди, просто каждый в своей области.  Старайтесь видеть в Другом, рядом живущем, такого, как ты Сам, но со своими взглядами, надо находить ТО, ЧТО объединяет...
УХОДИТЕ от споров... Никогда споры не приносили ни одной стороне весомых результатов. Это не значит, что не надо иметь своё мнение и высказывать свою мысль, но возражения должны быть не личностного характера.
Стараюсь остановить себя, когда хочется броситься в атаку. Возникшая эмоция почти всегда не права. Не давайте эмоциям никакого пути... Только чувства, только взвешенные слова, только деликатность. Стараюсь всегда подобрать нужное слово, а не первое попавшееся. Слово, которое МЫ выпускаем  в свет, имеет огромную Созидательную и Разрушительную силу, и МЫ ответственны за НЕГО.

* * *

Реализация человеком в этом мире своих идей и воплощение своих взглядов абсолютно ничего не значит, но значит МОТИВ, для чего это Он делал, во имя ЧЕГО. Если только он это делал для своего обогащения, то талант свой он закопал в богатстве, и упоминание Бога здесь является кощунством. Если же свой талант посвятил для помощи рядом живущих, то реализовал ту свою миссию, с которой Он пришёл на этот свет.
«... И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». /Мтф. 25.40/
Почему я часто ссылаюсь на слова из Евангелия, да потому что ТАМ обо ВСЁМ можно найти, опираясь не на авторитет, а на ИСТИНУ. Евангелия это свод ЗАКОНОВ, по которым каждому ДОЛЖНО жить. Конечно, чтобы правильно понимать многие положения, надо много дополнительно знать... И здесь приходиться немало рыться и в другой литературе и исторических трудах.
Из книги Валентина Сидорова «Тайное Учение Христа»: 
«… Встреча Иисуса и Нафанаила. Эта встреча носила принципиальный характер, поскольку Нафанаил обладал весомым духовным авторитетом. Связующим звеном между ними стал новый ученик Иисуса Филипп. Он – то и сообщил Нафанаилу о появлении Обетованного Мессии, «Иисуса, сына Иосифова, из Назарета». Нафанаил был членом строго засекреченного духовно-посвятительного ордена ессеев. Владея тайными знаниями, он, как это часто бывает, был не чужд чувства гордыни. Поэтому высокомерием пронизаны его слова, призванные охладить пыл Филиппа: «Из Назарета может ли быть что доброе?»  Но пройдет всего несколько мгновений, и от его самоуверенности не останется и следа, ибо ему будет преподан урок, который сразу перевернет его сознание. Не для того, чтобы убедиться в правоте Филиппа, наоборот: чтоб опровергнуть доводы его, он отправляется к Иисусу. И что же он слышит от Иисуса?
«Вот, подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства».
Для Нафанаила это было потрясением. Почему? Да потому, что сказавший эти слова не мог не обладать ясновидением, позволяющим ему четко судить о той или иной степени внутреннего совершенствования человека. Безмерное удивление слышится в вопросе Нафанаила: «Почему Ты знаешь меня?»  Ответ Иисуса – «прежде, нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя» — поразил Нафанаила. Скептик, только что иронизировавший по поводу предполагаемого Мессии, исчез. На его месте горячо верующий человек.
 «Равви! - восклицает он. - Ты- Сын Божий, Ты - Царь Израиле».
Что же случилось? Чем объясняется эта более чем неожиданная метаморфоза? Ключ к объяснению - смоковница, о которой упомянул Иисус и, которая на духовном плане отождествлялась тогда с мистическим Древом Сефирот. Она символизировала седьмую - самую высокую степень посвящения ордена ессеев - носящую название Нэцах (Торжество). Этот обряд «под смоковницей», через который прошел и Нафанаил, совершался в строжайшей тайне. О нем знали лишь глава ордена и сам посвященный. Ну и, конечно, тот, кого именуют Вездесущим...»

---------------------------------

Иллюстрация: Художник Матевосян Георгий Грантович. Хрустальный дуэт восходящей тишины


Рецензии