Карантин души-4

15.03.21г. Вчера я наконец вылез на свежий воздух. Решил прогуляться. Нет, совершенно неправильно думать, что я всю зиму провёл в четырёх стенах, отнюдь. Я выходил, но эти выходы больше напоминали партизанские вылазки в тыл «врага». «Диверсии» в основном проводились на территории «неприятеля» под засекреченными названиями «Пятёрочка», «Ашан», в этот ряд входили и другие объекты данной структуры. Маска и перчатки помогали мне проникать туда практически неузнаваемым и, совершенно незамеченным, уходить восвояси. Что говорить, бывали и более сложные рейды – «Стоматологическая поликлиника»… Уф… Одно название бросает в дрожь. Оттуда, с искажённым заморозкой лицом, еле доползал до "базы" и остаток дня проводил, залечивая раны.

Так что вы сами убедились, как нелегко далась эта снежная зима. А вот вчера взял и решил прогуляться. Вот так просто – никуда не спеша, глядя по сторонам: что же там на «воле» изменилось за это время.

На дворе конец марта! Написал эти слова, а перед глазами всплывает март 20-го. Это было время, когда всё только начиналось. В обиход входили новые для слуха и понимания слова: ковид, карантин, пандемия, красная зона, ИВЛ, инфекционный госпиталь… Больше не хочется перечислять. Даже от одних этих слов неприятно становится. Как трудно было ко всему этому привыкать. Но жизнь менялась.

Менялась, но с трудом. Сколько покинуло нас за прошедший год: родных и близких, знакомых и знакомых этих знакомых. Не этим боком, так другим, но почти всех затронуло это поветрие. И оно продолжается, но пришла привычка. К войне люди привыкали, а чего уж про нас говорить? Ты привыкаешь к обстоятельствам, как к неизбежности, но, чтобы продолжать жить, надо менять себя. Подстраиваться под ситуацию. Принимать её как неотвратимую данность.

Солнце круглым шаром весит над городом, но довольно прохладно: ветер в тени создаёт ощутимый холод, и, как бы оно не заманивало нас на улицу, приходится кутаться в шарф, постоянно поправляя воротник пальто.

Среда. Середина рабочей недели. Полдень. Иду по Пятницкой в сторону Балчуга. Народа – никого. Да, конечно, куда больше, чем год назад после объявления карантина, но намного меньше, чем, к примеру, в 19-ом году, когда мы жили ещё так называемой «нормальной» жизнью. На этой же улице было не протолкнуться. Люди куда-то шли, спешили и не очень, и все много ели и пили. В этом месте ресторанов и всевозможных забегаловок – пруд пруди. И тогда казалось, что люди только и созданы для того, чтобы есть и пить, а ещё – постоянно болтать и всё об одном и том же.

А сколько было просто случайных людей, которые прошвырнуться ради дефилировали по улице взад-вперёд... Я-то живу в этом районе и хорошо знаю, как он выглядит в выходные дни – шаром покати. Кричи – «Ау!» – никто не услышит, потому что постоянных жителей мало, кругом одни офисы. А где же они сейчас, эти люди?

В новостях не слышно, чтобы кто-то с голоду умер. Вот кто-то за ночь пару миллиардов потерял, это я читал и не моргнув глазом — это пожалуйста. Миллиард туда, миллиард сюда — скука. Могу представить, как людям тоскливо живётся. Тут при долгой индексации пенсии, работы огромного аппарата пенсионного фонда, тебе прибавляют 500 руб. в год — это несколько бутылок кефира или одна чашечка кофе в районе СИТИ — вот это я понимаю праздник! Вот оно, счастье! Поэтому я и выхожу на улицу без денег. Когда у двери жена мне суёт рублей двести, при этом уточняя: «На всякий случай». Я гордо отказываюсь. Зачем? У меня проездной, который разблокировали в начале марта, и теперь я свободен, как ветер! Могу разъезжать по городу во всех видах транспорта без особых проблем!

Полупустая Пятницкая, пустые кафе и рестораны. Надрывают глотку зазывалы. Сейчас им совсем лихо. Они и сами это понимают, но свои деньги отрабатывать надо, вот они и горланят на пустой улице. Мне их жалко порой становится. Были бы деньги – зашёл, уважил бы – выпил бы чашечку кофе.

А как вы думаете, сколько необходимо салонов красоты на один квартал? Правильно – один. А тут на один дом три салона приходиться. И я бы не сказал, что за прошлые годы красоты в городе прибавилось, а тогда ещё все салоны работали.

А сейчас кому нужна красота эта? Руки в перчатках – маникюр не нужен. Пол-лица в маске, минус деньги на помаду, мази, массаж всякий. Не понимаю, маска – это такой прекрасный выход для многих – сколько погрешностей лица можно разом скрыть. И отношение к этому атрибуту изменилось. У всех маски. Пускай на улице не столь обязательно её на нос натягивать, но она и так присутствует: у кого на подбородке, у кого – под. Но все уже привыкли к этому, извлекая из этого хоть какую-то пользу. Знаете, какие кокетливые взгляды можно бросать из-под маски? А сколько тайны кроется под ней.

Машин тоже мало, как и людей. В основном такси и каршеринг. Удивительно солнечный день! А солнце марта особенное, такое впечатление, что только из темницы выпустили, вот и старается везде преуспеть. Кажется, что его лучи проникают в каждую подворотню, в каждую щелочку, вычищая город от остатков зимы. Да и чего уж так стараться, здесь в центре снег неделю как сошёл, и теперь уже с концами. Новых снегопадов до следующей зимы не предвидится.

Вот она, весна! А кто помнит или когда в последний раз видел, как бегут ручьи? Нет, не грязные потоки, смывающие накопившуюся за зиму на асфальте соль и другие химические реагенты; ручьи в лесу среди голубоватого талого снега. В берёзовом лесу, где у тебя подставлена баночка, сделан надрез на берёзе, и ты ждёшь, когда она доверху наберётся целебным соком, чтобы потом припасть к ней и разом выпить до дна. Поют первые птицы, а воздух так чист, кажется, что его и нет вовсе. А ты стоишь, задрав голову, смотришь в бирюзу неба, которую лихо расчерчивает истребитель, полетевший на своё задание. И тебя охватывает гордость — ты не один, ты защищён, и тебя не дадут в обиду, чего бы ни случилось…

А вот и Балчуг. Выхожу на Большой Москворецкий мост. Удивительно – и здесь пусто. Попадаются изредка парочки, но того потока туристов, что был раньше, сейчас нет. Слева Кремль со своими неповторимыми соборами, прямо по курсу – Василий Блаженный во всей своей красе. Интересно, сколько раз за свою жизнь я видел этот пейзаж? Не знаю, но знаю другое, сколько бы я ни смотрел на это захватывающее зрелище – глаз оторвать не могу – завораживает. Справа – парк «Зарядье». Пока без комментариев. Мне кажется, что это пустое, ничего не несущее в себе место – здесь временно. Так и хочется сказать, что это никчёмная «лысина», но придёт время, и там что-то появится более достойное. А пока оно не мешает любоваться церквями на Варварке, а это уже хорошо!

На Красной площади всегда дух захватывает. Чего она только не повидала на своём веку. Ловлю себя на мысли, что за всю жизнь так и не побывал в мавзолее. А может, это и хорошо. Чего там делать. Не по-людски как-то получается. Человек должен или ногами по земле ходить, или в этой же земле лежать, а вот так, между небом и землёй целый век пребывать – не дело…

У Казанского храма, рядом с Историческим музеем, находится та самая нулевая точка — начало отсчёта расстояний от Москвы до других городов. И кто знает, может, недалёк тот день, когда Москва столь широко раскинет свои границы, что многие города окажутся её пригородами, а то и вовсе войдут в черту столицы.

И тогда зазвучат в разговорах непривычные фразы:

— А ты, милый мой, где в Москве проживаешь?

— Как где? В Тульском районе!

— Ого, да ты почти в центре! А я;то на выселках обитаю — в Нижегородском. Под Волгой пока метро не проложили. Вот проведут линию — и до Кремля будет рукой подать…

— Слыхал, Воронежский район уже осваивают. Говорят, скоро трамваи до Чёрного моря пустят.

— Да уж, ходят слухи, будто вся Россия скоро станет одной огромной Москвой. Не страной, а городом — вроде Ватикана в Риме.

— Как это так?

— А вот так, матушка. Будем с тобой в метро во Владик мотаться — за красной икрой. Там, говорят, от неё уже все покраснели. Представь: каждый день икру вместо хлеба ешь…


Посмеялся я тут от души. А ведь в каждой шутке — доля правды.

Вспомнить хотя бы, как ладно вписывалась Москва в МКАД — ну чистое пасхальное яичко, и сказать больше нечего! Но потом на карте стали вылазить те самые «грыжи» — неприглядные выступы разрастающейся застройки. Попривыкли и к ним со временем. А когда столица опустилась ещё ниже, захватив львиную долю Московской области, стало совсем плохо.

Строительные монополии, похоже, не остановятся, пока не превратят все леса и поля в бесконечные кварталы многоэтажек. Остаётся только философски вздохнуть: что будет, то будет. Один конец…

Поднимаюсь на холм, где расположилась моя любимая Пушкинская. Мимо проплывает книжный магазин «Москва» — как тут удержаться от захода?

Внутри — море книг. И что самое отрадное — люди их покупают! Это вселяет надежду: пока мы читаем, культура жива.

Меня всегда интриговало слово «Новинка». Яркая рекламная этикетка, венчающая солидную стопку изданий. Да, книга новая — но разве это автоматически делает её интересной, полезной, глубокой? Почему я должен клюнуть на эту «блесну»?

А что если вместо «Новинки» вывесить «Хит продаж»? Но кто эти люди, вознёсшие книгу на пьедестал популярности? По какому праву их выбор должен стать моим ориентиром? Возникает вопрос: было ли когда;нибудь «Преступление и наказание» бестселлером по нынешним меркам?

Выхожу из магазина с пустыми руками. Моя квартира давно превратилась в библиотеку, где двоим непросто разойтись. А я ещё и трети из накопленного не осилил. Пожалуй, стоит повременить с новыми приобретениями.

Понимая, что обратный путь пешком мне не по силам, спускаюсь в метро. Замечаю: люди стали дружелюбнее. Маски и перчатки уже не вызывают отторжения — они стали привычной частью повседневности. За год высокомерие «особенных» заметно поубавилось: теперь они едут в вагоне, смиренно сдвинув маску под ухо и погрузившись в экраны своих смартфонов.

                Март 2021 г.+к)*


Рецензии
Сергей, очень понравился Ваш согретый теплом к любимому городу рассказ. Москва не устает поражать своим величием и красотой. Почти за 30 лет проживания- город мне стал родным. Поэтому, когда ругают город, мне больно, обидно за него. Ваше произведение просто манит на прогулку по центру- пройтись по Зарядью,по Варварке и Петровке... Этот город принял меня, я стала его частью. Вместе переживаем пандемию, вместе радуемся первому снегу. Мы с городом полны надежд на лучшее. С уважением, Виктория.

Виктория Романюк   05.12.2021 13:59     Заявить о нарушении
Спасибо Вам! Всего самого наилучшего! С уважением и теплом!

Сергей Вельяминов   05.12.2021 14:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.