Аскетический идеал материализма

       – Больше всего я ненавижу тех, у кого прошу милостыню, – в порыве безотчётного вдохновения и неожиданно для меня разоткровенничался он. – Я ненавижу тех, кто не подаёт и, отведя скучающий взор в сторону, проходит мимо, даже не за их патологическую скупость, ведь милостыня сущие копейки, а за недоверие и презрение ко мне. Кто я для таких – досадное препятствие на пути царапающее совесть, испытывающее проницательность заторможенного жиром ума, который не может за мгновение выдать ответ на вопрос: кто я – ленивый и хитрый бездельник, обманщик, опустившееся ничтожество, или по правде нуждающийся? Я чувствую, как напрягаются они в прострации или, наоборот, легко проходят, не останавливаясь, уже давно приняв за добродетель решение не плодить сомнительными подачками нищету. 
       Но разве я порождаю её, а не они? 
       Также ненавижу я и тех, кто не отказывает мне в подаянии, но делает это с уничижающей жалостью или с плохо скрытым отвращением. Они смотрят на меня сверху вниз и думают: ах, он неудачник, бедолага, слабак… Есть и такие, что гарцуют перед публикой видимостью широкой души или холодно набирают дополнительные очки, обольщаясь победить в уже проигранной игре с Небесами. Но даже милостыня от святого опаляет меня огнём греха не покаяния и беспомощности переменить что-либо в себе. Впрочем, я и не желаю того.
       Скажу тебе правду: холёные, восседающие заносчиво на золотых унитазах думают, что  покорили вершины. Нет, нет и нет! Придёт время им низвергнуться и всё потерять! Я – ничего не имеющий, никому не нужный, ненужный и самому себе, живущий просто так, именно я, а не они – аскетический идеал материализма!

       Попрошайка говорил, а в выражении лица его замешанного на невообразимой гамме эмоций невозможно было разглядеть его главную суть. Мне виделась то хитрая усмешка, то стремление посильнее разжалобить с идущим вслед за ним чувством неполноценности и поэтому ожесточением к подающим.  Где-то глубоко в почти опустошённой душе таилась боль и усталость, спрятанная под семью замками отталкивающей нагловатости и ничтожной бравады идейного бомжа, втайне наслаждающегося своими моральными победами над творящими милостыню.
       – Мне знакомо имя человека, утверждавшего обратное, – сказал я ему. – Ненависть… А как же любовь?      
       – Чего? – он окинул меня жёстким, испытующим взором и я разом почувствовал странную неловкость, даже стыд за вопрос, за свою сытость и среднеарифметическую «правильность». – Посмотри туда, – он кивнул в сторону прогуливающихся на поводке животных. – Видишь? Но разумеешь ли, что собака в наморднике – ещё не овца, но уже и не собака?! А ты мне про любовь, брат…
       Апологет философии нищей богемы вытащил из кармана примятую пачку сигарет и отвернулся от меня.


Рецензии
Трудно как-то оценивать и мораль и философию людей разного уровня благосостояния. Например, в Индии никто не даёт подаяния нищему, считая, что он (нищий) отрабатывает свою карму. Что, возможно, в прошлой жизни этот нищий был богатым человеком и за неправильное отношение к бедным в этой жизни он стал нищим, чтобы прочувствовать всю глубину своего неправильного поведения в прошлом. Кто знает, так это или нет, но нищета не должна приводить к ненависти. Народная мудрость гласит, что зарекаться от тюрьмы и от сумы нельзя. Любая агрессия ещё больше усугубляет положение, в котором находится человек в конкретный момент. Помощь таким людям должна быть такой, как говорил Иисус, что левая рука не должна знать того, что делает правая.

Владимир Новокубанский   31.03.2024 22:41     Заявить о нарушении
Да, Владимир, кто-то отрабатывает, а кто-то зарабатывает.

Юрий Тамистов   01.04.2024 21:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.