Алиса - либретто для театра пантомимы

Алиса

либретто по мотивам сказки Льюиса Кэролла "Алиса в Стране чудес"

Действующие лица:

Алиса
Отец - Заяц
Мать - Герцогиня
Бабушка - Гусеница
Дедушка - Судья
Сестра - Королева
Шляпник - возлюбленный Сестры
Кот Чеширский, Соня, возможно участие еще ряда персонажей из обитателей Страны чудес.

Все занятые актеры постоянно находятся на сцене за исключением чудесных исчезновений.
По возможности все музыкальное сопровождение создается прямо на сцене.
Свет добавляется только для придания сказочности или для создания новой локации.

1. Начало
Зрители входят в зал. Актеры молча стоят группой слева на площадке, внимательно смотрят на входящих. Свет нейтральный, добавляется только когда определяется место действия.
Одиноко звякает ложечка о чайную чашку, актеры действуют, как одна семья, начинают вести беседу, выносят в центр сцены стол, накрывают его скатертью, расставляют посуду для чаепития. Отец садится на стул во главе угла с левого края стола, утыкается в газету. Постепенно разговоры стихают, слышно как тикают часы (кто-то озвучивает, цокая языком).
Слышно, как под столом брякает упавшая ложка. Озираются. Поиски кошки под столом (Брысь, кс-кс-кс, кыш…)
Переглядываются, легко поднимают стол и переносят его чуть назад и вправо. Обнаруживается Алиса, которая сидела под столом на полу. Алиса сидит и играет с ложкой – роняет одной рукой и ловит другой.
За столом семья бросает жребий, выпадает Сестре, посылают ее к Алисе, выдают соломенную корзинку с пледом, книжкой, скакалкой…
Сестра подходит к Алисе, оглянулась на семью - те отвернулись, закрылись газетой, стали опять звенеть чашками.
Сестра забирает ложку, поднимает Алису за руку, сердито шумно вздыхает: "Фу-у-у-у-у". Семья откликается, успокаивая: "Тс-тс-тс-ч-ч-ч-ч"

2. Поездка на пикник
Алиса с сестрой невольно “сели” в вагон (чуть присели). Семья начинает звуками изображать поезд (Фффф, чух-чух-чух, ту-туууу). Сестры покачиваются вправо-влево.
Алиса поворачивается направо, берется руками за воображаемое окно, показывает в "окно" рукой, прослеживая что-то уезжающее назад за окном, еще два раза, потому в том окне, где сидит Сестра, рука прямо на уровне носа, Сестра – опускает ее руку с различными звуками (ну, нет, опять, Алиса… прекрати, оставь, сядь нормально… Семья – успокаивает ее (тс-тс-тс-ч-ч-ч-ч), опускает руку с финальным звуком "сбрасывания пара у паровоза"…
Алиса, выпрыгивает на "перрон" – раскидывая руки в стороны, попадает Сестре и кому-то из семьи по носу.
Приехали. Семья – крутят у виска, свистит, как птички, крякают, квакают... - природа. Расходятся в стороны.

3. Пикник
Сестра достала плед, встряхнула, положила, села, взяла книжку. Молодой человек помогает ей расстелить плед, подает руку, усаживает, подает книгу, присел рядом. Сестра строит глазки, но забирает книгу и утыкается в нее. Молодой человек присоединяется к остальным.
Алиса рвет цветы под ногами одного (он шарахается и убирает ноги). Понюхала букетик, бросила кому-то в лицо, тот отшатнулся, отряхнулся.
Начала скакать в классики.
Хула-хуп – покрутила, бросила.
Выдирает из кармана другого скакалку – начинает скакать (все уворачиваются)
Отняли скакалку – продолжает с воображаемой (прямо, руки накрест, на одной ноге), останавливается.
Птичка – показывает пальцем, кто-то пугливо закрывается руками, делает из скрещенных рук птичку…
Алиса берет камень, бросает в птичку, птица падает, Алиса подползает к ней, жалеет…
Птичка превращается в Лягушка, прыгает (все сопровождают головами), поймала, руки продолжают прыгать, заглянула, закрыла ладошки, выпрыгнула в сторону кого-то…
Змея – веревка, поднялась наверх, душит ее, просовывает сквозь ухо. Отодвигает от себя, к себе, пугает кого-то, тот бьёт змею по голове. Отпускает руку, державшую змею за голову, змея обвисает. Прослеживает ее рукой до хвоста, начинает вращать над собой 2 раза (все пригибаются), пригибается на уровень колен и вращает 3 раза, все перепрыгивают скакалку.
Кто-то перехватывает – 3 раза дергают попеременно к себе, к Алисе, перетягивание каната, Алиса тянет через плечо, замечает что-то – отпускает канат, все рухнули
Алиса наигралась, идет и ложится на плед – у всех перекур, принимают лекарства, таблетки, капли, обмахиваются платками…

4. Появление Зайца
Алиса отбирает у Сестры книжку – там вторая, третья… Все выстраиваются в конвейер и подают Сестре все новые и новые книжки. Алиса складывает их в одну стопку.
Книжки кончились, Сестра вытаскивает за голову Отца, Он выпадает вперед, как из норы.
Отец начинает увиливать, смотреть на часы, убегать, маскироваться ушами Зайца (из домашних тапок) …
Заяц - АГА?! Цокает языком, все подхватывают тему часов – цокают языком, смотри на часы, палец, как метроном, начинает торопиться, меняет направления – куда перевесит метроном (пальцем туда-сюда?), решается идти влево, но идет вправо…

5. Выход Королевы
Общая суета по принципу броунского движения. Королева начинает свой проход по правой диагонали из глубины сцены. Все постепенно выстраиваются за ней, поддерживают шлейф. Все, кроме Актера, который будет потом Шляпником. Он стоит слева на авансцене лицом к Королеве. Когда Королева подходит к нему возникает напряжение, все с дрожью ждут развязки… Заяц протискивается между Шляпником и Королевой, никак не может пролезть, пробует и боком, и снизу на коленях, ему помогают, подталкивают, советуют… подсовывают плед. Он все-таки пролезает вперед и раскрывает плед перед собой так, что Королева, Зайц и Шляпник скрываются за ним.
 Отец-Заяц прячется за пледом (время остановилось?), работает с пледом, как фокусник, исчезает Сестра, пропадает Алиса…
Заяц закрывает пледом себя, отпускает и исчезает…

6. Нора
Алиса отыгрывает, что Заяц провалился в нору. Складывает плед, замахивается (кто-то забирает у нее плед, стоя за спиной), как бы бросает свернутый плед в нору (плед к этому времени уже воображаемый), но он "исчез" - провалился.
Игрушка с эхом - все подходят, озвучивают (Который час? Вы не знаете сколько времени?... или время? Или времени?... все спрашивают друг у друга, поправляют, решают…). Алиса готовится прыгнуть... Ее останавливают (цокают языками – опять тема часов) – нет-нет…  Берутся за руки, на счет три прыгают все (кроме Алисы) и начинают кричать и проваливаться. Замечают, что она не упала, возвращаются. Алиса кладет хула-хуп на место прыжка. Все опять берутся за руки, и Алиса прыгает.

7. Полет в Нору
Все поднимают руки вверх и делают сползание вниз, невесомость, облако, туман... хула-хуп поднимают вверх – имитируя падение в нору.
Падение. Все тоже проваливаются вместе с Алисой. Подсовывают единым потоком, чередой чашки, банки, книги... Вертикальный конвейер из книг, чашек, глобуса… Тряпка вращается вокруг Алисы. Кто-то трясет юбку Алисы, волосы, шарф…
Мошки – пролетает книжка, как птичка, Алиса ловит ее ладонями, потом уже воображаемые мошки, ловит ладошками много мошек… Все начинают ловить мошек, делают мотыльков руками, аплодисменты вырастают из хлопков, все ловят моль, Алиса раскланивается, крики браво, бис... Переход в пощечины, пинки… Садится на стул. Кто-то сажает, кто-то поднимает, спорят друг с другом – Алиса засыпает и падает со стула, ее поддерживают то слева, то справа…
Выход Учителя (Шляпник) – все сели за парты, тянут руки. Алису к доске – пишет, считает, стирает… Все пишут во всех плоскостях. Химия, баночки, выпивает… отнимают…
Вылетает глобус – пальцем толкает в разные места, хватает, роняет.
Назидательные поучения, учителя (каждый свою теорему или закон). Каждый со своей книжкой. Алиса затыкает уши – все замолкают, говорят без звука, открывает уши – говорят…
Алиса недовольно топает ногой – все опять проваливаются туманом и вздохом
Упала (топнула ногой) - все роняют на пол предметы (книжки) и расходятся
Перекур... Охи, вздохи, всхлипывания, чихание, плач… Начинают пить лекарства из пузырьков, ложечкой, глотать таблетки, прикладывать компрессы, перевязывать руки, накладывать гипс…

8. Преддверие
Алиса собирает все книги в одну стопку, садится на нее.
Подбирает веревку-скакалку. Держит в руке так, что образуется шнурок-выключатель. Дергает – свет гаснет. Дергает еще раз - начинает звучать мистическая музыка… Одна ходит как в жмурках, расставив руки…
Мистическая музыка – мистический мир… Все подсказывают – ни-ни, да-да, ага-ага, нет-нет… Крещендо-диминуэндо, волны из звука…
Скретч – мир начинает глючить… Техника движений, когда изображение дергается, зацикливается, повторяется, сбивается… Нет! Алиса! - Алиса выходит вперед к воображаемой розетке. Сует пальцы в розетку - всех бьёт током, Алиса выключает свет (опять веревкой?) - все слепнут, бьются головами и ногами о друг друга и предметы. Алиса втыкает веревку всех бьет током, начинается скретч, все ее останавливают
Она перестает втыкать, а их трясет, она отбрасывает веревку, показывает руки – ничего нет, они угрожающе идут к ней…
Алиса поворачивается к залу, натыкается на стену. Все замирают.
Алиса находит ручку двери, пробует открыть, смотрит в скважину. Ух, ты!
Все отталкивая друг друга смотрят в скважину, отталкивают и Алису…
Алиса всех отгоняет, ищет ключик, спрашивает у всех, все ищут в карманах, ни у кого нет…
Алиса достает ложку, пробует ей, отдает ложку, передают ложку друг другу…
Надо постучать! Стучит 3 раза (кто-от озвучивает). Спрашивает почему не открывают – стучи еще! Еще стучит, громче, медленнее… Пропадает звук… Появляется звук… уходит за резинкой
Все стучат на ее месте, пока она укладывает резинку вдоль зеркала сцены одной прямой линией, отгоняет всех.
Двое делают дверь – прижимают резинку ногой и пальцами оттягивают вверх.
Пробует открыть уже эту воображаемую дверь, образованную контуром из резинки. Заяц проходит через дверь туда и обратно.
Все проходят через дверь, а у Алисы не получается.
Делает вторую дверь поменьше, все пролезают, а она никак не может.
Третья дверь, четвертая… нужен ключ. Уходят. Алиса видит пузырек, лежащий рядом с самой маленькой дверью.
Наклоняется, подбирает, выносит в центр.
Все ей машут руками – не пей!
Делает один маленький глоток. Все замирают. Ничего не происходит.
Пробует еще глоток… отступает и садится.
Приносят куб из резинок, накрывают ее.
Замечает резинки, пробует их дергать, пьет еще.
Комната растет за счет того, что 8 человек расходятся, держа конструкцию из резинок за углы куба (четверо образуют плоскость внизу, четверо – плоскость сверху)
Комната меняет перспективу, когда она выходит вперед
Уходит назад, утыкается в стену, куб разворачивается (плавный переход всех, кто держит конструкцию куба и разворот Алисы на месте)
Опирается одной рукой на стену сзади, с сомнением смотрит на пузырек, допивает, выбрасывает, идет вперед на зрителя, опирается рукой на воображаемую стену…
Проваливается сквозь стену вперед за куб
Подходит к левой грани, оттягивает ее, как тетиву лука, отпускает – куб улетает в правую сторону назад и вся конструкция из резинки попадает в Зайца.

9. Купание
Заяц плачет, его утешают, дуют на лапу, он плачет воображаемыми слезами – сначал по капельке, потому струйками и ручьями
Алиса подставляет ладони, тазики, ведра, всех затапливает по щиколотку, по пояс
Выносится синяя ткань, поднимается все выше, загораживая Алису и Зайца
Все начинают купание – ныряют, плавают на спинке, брызгаются водой 9реальной и воображаемой)
Алиса ныряет, вылезает из-под ткани снизу, находит воображаемую сливную пробку, выдергивает пробку-затычку (была заготовлена в руке), вода утекает ей в руку (делает большим и указательным пальцами кольцо) …
Встает отряхивается, вытирается… Все прыгают, вытряхивая воду из ушей.

10. Выход Шляпника
Точно по центру из глубины сцены начинается шествие Шляпника. Он двигается вперед и постоянно снимает с себя шляпу. Группа актеров за ним в этот момент незаметно надевают на него новую шляпу, которую он опять снимает и так далее… Актеры подхватывают снимаемые им шляпы и уносят назад, имитируя полет шляп в едином шлейфе (опять встают в очередь за ним и в свое время надевают шляпу на него обратно)

11. Алиса меняет размеры
Дверь из синей ткани (держат сзади, образуя плоскость двери)
Стучит, обходит… сверху появляется Заяц, который есть пирожок
Кладет пирожок на край стола, Алиса тянется, пирожок убегает…
Стол вращается, Заяц уходит по кукольному "в закат", оставляя пирожок длинной рукой (дотягивается издалека до стола).
Алиса оказывается сверху, берет пирожок, опускается на пол, ткань из которой был сделана дверь оборачивают вокруг нее – получается юбка с кринолином.
Шляпник просовывает голову у Алисы между ног, они переглядываются, Алиса садится ему на плечи, он начинает вставать, Алиса, бросает подол юбки вперед, закрывая Шляпника из виду (дальше он играет ее ноги, они двигаются, как единое тело с четкими поворотами плеч и шагами ног). Алиса начинает расти вверх.
Юбка- кринолин – высокая Алиса ходит и осматривается, находит ключик наверху (закреплен на потолке или делает вид, что нашла, доставая его из воображаемого потолка).
Обмахивается руками, сдувается, уменьшается в размере, волочет длинную юбку за собой, ключик есть – двери нет.
Приносят резинку, кладут дверь.
Открывает маленькую дверь, стоя на коленях или лежа…
Дверь растет наверх. Алиса встает и выходит за резинку, юбка спадает и утаскивается кем-то назад. Резинка схлопывается и улетает – двери назад нет.

12. Мистический лес
Алиса оборачивается, прохода нет – перед ней Заяц.
Заяц жует пирожок, предлагает ей – она отказывается. Заяц понимающе кивает, манит за собой… уходит назад, поворачивается.
Время! Опаздываем! – Заяц, а потом все остальные - смотрят на часы, цокают (тик-так), качают головами (кто-то опаздывает, синхронизируют...), разбегаются в броуновском движении по своим направлениям. Алиса пристраивается ко всем по очереди, они ее обманывают (показывают в одну сторону, а уходят в другую)
Только Алиса дергается за ним – броуновское движение…
Погоня, обманы направлений…
Мистический лес.
Ее гладят, таскают, строят….
Алиса пробирается через цепляющие ее руки
Ее начинают гладить, ласкать, трепать, поправлять одежду, позу, ноги, руки…
Делают ее то большой, то маленькой, то сюсюкают, то грозят пальцем и требуют.

13. Встреча с Гусеницей
Алиса отбивается, толкает всех – сели в Гусеницу. Впереди перед Алисой – Бабушка. Она садится на колени тому, кто стоит за ней, тот на колени тому, кто стоит за ним и так далее… образуется длинная сидячая группа.
Бабушка начинает вязать на спицах, бросает клубок на пол. Дает Алисе чупа-чупс.

14. Танец Алисы
Алиса танцует в ломаной пластике… Выбор – я маленькая или большая? Хореография балета, или детский танец?
Гусеница закуривает, у всех так же в руках появляются сигареты, они пускает дым в Алису, та кашляет. В другой руке появляется сигарета! Сигарета или конфета?
 Заяц – подходит. Цокает языком, отбирает сигарету, превращает ее в ложку, кладет в карман.
Алиса останавливает его, требует ложку обратно!

15. Кухня у Герцогини
Алиса, понимая – А-а-а? Все вываливаются – пчхи!
Все образуют вокруг кухню – режут, месят, отбивают, крошат… открывают дверки, полки, ящики, сундуки… Все это кладут Алисе в кастрюлю.
Выход Герцогини – пробует, перчит, все больше, все быстрее… Посылает в разные стороны, путаются, падают, спотыкаются, чихают по очереди… Герцогиня торопит, раздает затрещины, пугает, рыдает, все ее утешают, тоже рыдают… сморкаются…
Алиса сама нюхает и задает – А-а-а-а… – все – пчхи! Упали, лежа… Отдуваются, отдыхают, перекур…
Заяц – фокус – из кастрюли бесконечная тряпка. Все ее месят, как тесто, крутят, мнут…
Заворачивают в большого ребенка. Приносят Герцогине – это ее успокаивает.
Укачивает, убаюкивают, гремят погремушкой… делают козу рогатую… Начинают передавать из рук в руки, бросать, ронять, играть в футбол, волейбол… регби… Бросают в корзину или забивают в ворота – Алиса ловит. Все уходят за Герцогиней. Герцогиня – заигрывает, делает знаки, ведет себя то развязно, то строго. Все подыгрывают… ребенок лишний – передают его по рукам…
Отдают Алисе – она не знает что делать, где верх, где низ, разворачивает – там Кот.
Алиса делает – кс-кс-кс… (тема часов?)
Кот собирается или разваливается на части. У каждого по элементу – лапы, хвост, тело… Все заманивают, путают, увлекают идти дальше… Заяц манит пальцем.

16. Встреча со Шляпником
Кот трется о ногу Шляпника, который стоит спиной. Заяц подходит и здоровается. Шляпник поворачивается, снимает уши с Зайца, отбрасывает, дает ему его шляпу, под ней – другая, снимает одну за другой…
Выход Шляпника вперед…
Здоровается с Алисой.
Время меняет ход -  начинает двигаться назад и одевает обратно. Садится за стол.
Тут часы останавливаются – немая сцена у стола. Алиса изучает, осматривает… Одевает шляпу – Соня падает со стула. Алиса ее поднимает – запускается механизм смены мест.

17. Безумное чаепитие.
Меняются местами по очереди. Закрутились, меняя позы за столом. Двигается только один человек, все остальные замерли на разной высоте в статичной позе.
Садятся - на краях Заяц и Шляпник – по центру выходит Королева и сносит стол…

18. Выход Королевы
Выход Королевы. Она идет по диагонали – за ней в шлейфе ее платья клубятся шляпы (актеры несут их низко над землей, крутят и покачивают в рапиде).
Королева вышла и встала слева. Все поднимают свои шляпы и одевают.
Королева властно озирается – все снимают шляпы…
Шляпник – не снимает.
Королева начинает играть с ним в спортивные игры. Каждый раз проигрывает, хотя к ней подключаются все придворные. Они и подают подачи, которые Шляпник успевает отбить, и ставят подножки в скачках… воруют фигуры со стола, подменяют карты, двигают мишень так, чтобы стрела пролетела мимо, двигают ворота так, чтобы мяч не попал…
Королева играет со Шляпником в бадминтон, потом фехтует, стреляет из лука…
Палача! Голову с плеч! Появляется голова кота в шляпе – все ее ловят, пробуют отрубить… начинают играть в мяч… бросают друг другу (держать ее у себя опасно!). Интрига!

19. Суд
Королева хочет сорвать шляпу – вмешивается Судья.
Все сели – все присяжные. Качели – Королева выше или Шляпник?
Спрашивают Алису – ей решать кому поклониться? Королеве книксен или Шляпнику поклон?
На стороне Шляпника Заяц и все мужчины. На стороне Королевы – все женщины.
Качели. Тяни-толкай, парные танцы, объятья вдвоем, поодиночке (своими руками спиной к зрителям)… Все остаются без пары, расходятся на разные стороны.
Алиса – между мужчинами и женщинами. Слушает что шепчут слева и справа, ей надо выбрать, решить… Время идет, она вырастает, ее тянут за юбку вниз, дергают за руки…
Королева тянет к себе за руку, Шляпник – к себе… дергают, дергают…
Алиса начинает падать, ее подхватывают, несут и укладывают на плед к Сестре.

20. Финал
Дергают за руки – просыпайся!
Встает – это все был только сон. Ее ведут за стол, наливают чай, дают ложку… тикают часы… Алиса озирается на часы…
Алиса роняет ложку и лезет под стол.
Все напрягаются… поднимают скатерть – там нет ни Алисы, ни ложки
Все забираются под стол, кроме Отца
Отец срывает скатерть – там никого нет (исчезает и стол)
Отец поднимает скатерть так, чтобы заслонить себя от зрителей, отпускает, скатерть падает на пол (артист убегает за кулисы или в дверь) – его тоже нет…


Издание или постановка только с разрешения автора.


Рецензии