направление литературное натурализм. и пр

направление литературное ~ натурализм. и пр. .
//
[ e. zola  . (1 одын роман /в год) .].


--
прослушав сперва лекцию о бальзаке`
потом затем  и, .. золя  соотвв.  .


----

**

сперва нашлос что-то в сети о бальзаке` , даже
окололекцион. характера дискуссья некая студи-
йная камерная, с участ. известн. (и мне в т.ч.,
в аналогичн. формате же, лекции-лекции тока уже
про флобера собств., котор. я также законспект.)
филолога и писателя/литератора(и литературове-
да собств.) госп./мсье  жаринова евгения в., так
вот он упомянул и золя .
и я стал мониторить инфо в сети по золя .
в интренете нашлис `жерминаля`, `радости жисни`
фрагментики нарезки в разброс беспорядошно рас-
киданные в соотв. выпадающем списке .
далее в этом же списке оказалас и замечтательн.
аудьоозапись лекции мсье аствацатурова андрея .
проходящ. там с атрибуц. `золя эм.` или типа т.
и @втор соотв., ~ кратенько, лаконично. ключев.
слова - золя , {и аствацатуров соотв. как чтец,
и автор лекции - в одном лице собств. . вполне,
этично, и практично: кто интересуетса золя - ..
услышит много полезного не только о нём, но и..
вообще об контехсте, в котор. жил и творил соб.
художник сей; (+ и аствацатуров, блеснёт умом ,
благо есть чем блистать.)}.

теперь, мне самому полезно будет зафихсировать
некотор. знания , получен. от аствацатурова из
сией лекции о золя .  пр%крутить в голове, ч.н.

~~
итак, изложение ~ мини.эхспресс-конспектик лек-
ции об золя .

считаетса, что начал золя ,как представит. т.н.
`школы натурализма` (явлен. характерн. д/фрнцз.
лит-ры гл. обр.), втор.пол. 19в. для котор. ха-
рактерны увлечения наукою; и манифестации за ..
махс. объективность в своем творчестве-отражен-
иях действительности как есть во всех подробн-х
без приукрашив., украшательств , романтизму ли;
никаких фантазии (даже и воображения), абстрах-
ций, и т.д. и т.д.   только сугубо реалистскыя ,
натуральныя; ~ и грубые и вульгарные в т.ч., как
есть, - картины действит-ти.
их метондъ сродни некоей врачебной что ли прак-
тике, этике () : беспристрастная констатация .,
с холодною головою; симптомов различение да оп-
ределение диагнозов-то . нету ни приличий ни ..
стыдливости, брезгливости, и т.п. пр.  врач ци-
ничен (в определен. известн. степени-то соотв.),
дабы мочь делать те вещи, котор. неизбежно дел-
ать приходитса +- каждодневно. (:кто-то ж долж-
ен ж ..выдирать зубья, лазать в кишках и пр пр.
и, честь и хвала врачам,докторам, хирургам даже,
что взялис за такое по истине, тяжёлое дело вра-
чевания, костоправств и зубодёрств всяческ. ра-
зн.).

так вот, золя практикуетса в сием очерковом не-
коем натурализме. где-то идя путём флобера соо-
тв., где-то опробируя новыя метонды-ка +- свои.
как всякый большой художникъ, он, не должен был
бы поглощенным быть каким-то одним течением /..
направлен., школою ли, - литературн. соотв. то-
го его времени .
поэтому и натурализма школу, он прошёл,проехал;
что-т естественно переняв, вобрав словно губка.
в частности он перенял метондъ, слияния науки и
эстэтики. пойдя дальше, и разработав целую нов-
ую по-своему даже концепцию такого тандема. ибо,
этэтика, и наука в эстэтич., ~ рассматривалис л.
сугубо раздельно, даже неск. антагонистически .
и по-настоящему научной эстэтике или наоб%рот..
эстэтизирован. науке особо не было места , пока
что.  ..так что, золя на сией почве, эту нишу и
занял собств.  и стал плодотворно возделывать..
некогда разрозненныя сферы ~ объединять в одно.
эстэтическое (худож.) + научное (натуралистское).

в чисто литературном, композиционном, архитекто-
ническом плане-то, энто выражалос буквально тем,
что сюжетики проектировалис/выстраивалис по нек-
оей аналогии с , эхспериментал. опытами в  химич.
лаборатории:  персонаж с заданными детерминиров-
ан. задатками (генетическ./родовыми/наследств..)
помещаетса в различн. (агрессивн.+-) среды (оби-
тания); и далее собств., проявляютса разным обр-
азом, свойства сией личности; просматриваютса ..
реакции сего персонажа в различн. взаимодейств-х
ситуациях, обстоятельствах; сией определен. сре-
ды.  так он-золя, помещает своих героев и негер-
оев, персонажей в: города, деревни ли ; публичн.
дома, шахты ли; и т.д. , различн. места; и набл-
юдая (сперва в жисни собств., или предполагая ..
где-то в чем-то), как они себя проявляют; однов-
ременно деляс сиими наблюденьями/опытами ~ собст.
с читателем (его вещей таких лит-х; романов, кн.) 

таков был реформаторскый вклад, пионерск. ~ золя.

--
теперь кое-что из любопытн. на мой взгляд момен-
тов собств. из биограф., что я услышал от аства-
цатурова соотв. (из сией аудьолекц.).

про то что он не получая офиц. (высш.) образован.,
смог достичь таких высот, став мировым писателем..
что писал примерно по роману в год. в итоге за не
особо долгую (для тех его времен пока что нормаль-
ная ещё цифра. ибо, кажетса только ко 2-й половине
2ов. средн. возраст как-то повысилса на десяток %)
жиснь, он опубликовал порядка ~ зо-ти романов и пр.
при этом, `жерминаль`, наиб. знаменит. его вещь, в
постсоветск. пр-ве, в советск.-то бытность соотв.,
только из-за налич. революц. тематики; ~ не есть ,
из лучшего в его творч. наследии {:по мнению аства-
цатурова. я же прослушав фрагменты-то, тоже если ч.
не в восторге. столько крови там и грубых моментов,
даже в отрывочном (или, как мне такие что ли попа-
далис как раз именно трэшовые-то как на подбор) ф-
рагмент.м  формате-ка .}.
`радость жисни`, пускай и в таком разбросанном, р-
азрозненном-ка виде соотв., мне понравилас больше.

так, что дальше, по биографич. примечат. моментам-
ка.
то, что он был `левым` т.н., т.е.  социалистом, де-
мократом, либералом ли.  но политикою, кажетса всё
равно не увлекалса особо-то. кроме нескольк. момен-
тов, как напр. в нашумевш. `деле дрейфуса` (резонанс
котор. дошёл собств. и до россии аж, к.19 ~нач.2о в.,
и горькый, и чехов, писали по энтому соотв. поводу,
правительству франции . в защиту, с просьбою освоб-
ожден.; пыталис вступитьса, заступитьса за сего де-
ятеля, оказавш. марионеткою, и козлом отпущен. в ..
неких политическ. интригах и т.п. куралесиях полит.)
собств. написав заявление-в форм. открытого письма,
золя, как бы подписал себе статус п. нон-грата; да-
же более того, с риском административн. наказания..
вплоть и до уголовн. ответств-ти/санкц.; но, золя..
слишком уж был видною фигурою французск. культуры.,
чтобы так открыто применять к нему репрессивн. меры
воздейств./присмирен. , наказан.   ибо, резонанс ..
могло б вызвать некстати , нежелательн. волнения .. 
так что, тихо мирно, всё подошло к тому чтобы по-х-
орошему типа да, разойтис; значит, попросту покину-
ть пределы (родины), тобишь парижу, франции вообще.
так, золя в зените славы , очутилса в англии соотв.

кстати, золя считалса довольно продаваемым @втором.

также в контехсте школы натурализма, были упомянуты
знаменитые бр. де гонкуры (им. котор. назнач. дово-
льно престижн. литературн. премия во франц. соотв.)

--
ps.

любопытно, ежели проводить некую ||-параллель-ка ..
м-ду школою францзск. натурализма и, творческым ме-
тондомъ-то, такого писателя конца 2ов. как ..буков-
ски ч., (жарнр определяетса многими как грязный ре-
ализм т.н.) котор., также как перв.-ш.ф.н., не гну-
шалса собств. ни маргинальными персонажами (за кот-
ор. соотв. мог и сам запросто-таки сойти для некот.
-то снобов-ка и т.п. пр..); ни низкими формами изл-
ожения; натуралистичными оттого или наоб%рот это ..
и есь причина собств. выбора его сюжетики такой ма-
ргинальной, ..гиперреалистской.
пошловато-откровенная, на грани вульгарности, проза
американского гуру `грязн.реализма`, всё же не лиш-
ена своей и очаровательноей по-своему эстэтики и ш-
арма, стиля. да-да. определенно. он мастер рассказа,
бытово-эхзистенц. одновременно; философическ. повс-
едневности поэзья. у него просматриваютса , и моти-
вы чеховскыя (и, особенно значит, и довлатовск. из-
за его близости по времени соотв., главн. образом);
и др. остроумных , ..неформально пишущих/писавших..
когда-либо (:но, естесно, это не могло быть раньше,
вековв 1о-хх +- н.э. соотв. а самые яркие и близк.,
это всё же пожалуй с, эпохи собств. модерна,/изма ,
и дальше ~ больше)  оригинально, смело, откровенно;
ж и в о , по-настоящему, и, `правду матку`. демокр-
атично, понятно и простому люду, и эстэтам. как-то,
вот амбивалентно; абсурдистски , одновременно и ..
грязно-жизненно-то, да и красиво-поэнтично-ка в то
же время . несовместимое несовместное как бы, сов-
мещая. умудряяс. `печально смеяс, и смешно печаляс`
(:как написано в кач-ве аннотации некоей к довлат-
овск., маленьк. книжке `наши` , 2ооо-х гг. издан.).

разве не мастерство, не талант (/гениальность) так
вот умудрятьса .. жить собств.  и, писать ещё плюс.
жиснетв-во , ~ переливающееса в, литературу-ка ().

(..)

*


----
pps.

в кач-ве, лести-не лести, комплимента ли,
у аствацатурова , кажетса , голос похож ,
с .. быковскым (быкова тобишь, почти бук-
овскым чарлзом, вышеозначен./упомянутым ,
помянутым..) дмитриевскым (димы/дмитрия),
однако. по-моему, как по мне, сходство до-
вольно заметное, (:порою, местами,времена-
ми, по временам-то). вот-с. такая ремарка.

(кстати, лесть-не лесть, комплимент:
быков похож чем-то на бальзака; те-
лосложением, усами; портретное схо-
дство, смахивает на францзск. мэтра.
вот-с.)

получилос что, ч-з одного доку в лит-ре,..
жаринова .., вышел и на след. современ. ..
коллегу, аствацатурова ., а он в свою очер.
так вот, саллюзировал модуляц. голоса, и не
только вероятно;. -> к, диме быкову собств.
при том, что , номинально-то, аствацатуров,
ленинградец/петроградец/санкт-петербуржец;
а жаринов с быковым, - номинально опять-та-
ки, москвичи. (хотя конечно ж перемещаютса,
по руси , всюду, по свету. благо границы о-
ткрыты-ка, ..номинально .).

дюжину-то +- литераторов, первоклассных, смогу
ли с ходу так вот назвать, - спрашиваю себя,
в связи с затронут. темою .  надо по сусекам,
в памяти пошерстить, сверить.
литературоведов-то, теоретиков ~ номинально .

про литераторов-художников писателей-писат-й,
пожалуй тоже сразу же с ходу назв., не просто.

топ, главных, ведущих, сильных, док из доков.
память, долгосрочн., ~ не особо мой ж конёк .
историк-то поэнтому из меня никакой, однако .
теоретик иск-в, /и  культуры в целом ., ~ ещё
куда ни шло, как говоритса .


(..)


--
вот-с.


----
теперь всё пожалуй.


Рецензии