Харчиков

Несколько раз собирался написать про Александра Харчикова, про мое отношение к нему, но никак не получалось. И вот наконец собрался.

Несомненно, Харчиков - самый значимый из современных русских бардов, из поэтов гражданской направленности. Во многом он параллелен Владимиру Высоцкому. Тот, кто в 70-е годы черпал информацию только из советского телевизора и радио, никогда не узнал бы о существовании Высоцкого. Наверное, большинство советских людей узнали об этом человеке только после его смерти.

Харчиков еще более противоречив и неполиткорректен, чем Высоцкий, но это значит, что о нем надо открыто и честно говорить, а не замалчивать Харчикова и не делать вид, что его не существует. Тем более что в узких кругах он очень известен, как когда-то Владимир Семенович.

Итак, биография Александра Харчикова (из Википедии):

"Алекса;ндр Анато;льевич Ха;рчиков (род. 21 января 1949, село Базарная Кеньша, Пензенская область) — поэт и исполнитель авторских песен коммунистического, националистического, советского, черносотенного и антисемитского содержания.

Исполнитель собственных песен советского и русского патриотического направления, родоначальник особого песенного жанра «Песни русского сопротивления». Автор музыки и большинства стихов к ним, профессор Международной Славянской Академии образования, наук и искусств, действительный член Петровской Академии наук и искусств, лауреат и победитель Всероссийских конкурсов «Песни русского сопротивления» (Москва, 1997—2003 г.г.), победитель регионального радиоконкурса «Память сердца» (Ленинград, 1999 г.) и конкурса «Славься, Отечество!» (Москва, 1999 г.), лауреат 4-го, 5-го и 6- го регионального фестивалей военно-патриотической песни «22-го июня ровно в четыре часа» (пос. Рахья, Ленинградской области, 2001—2003 гг.), член Союза писателей России, лауреат литературной премии «Слово к народу» газеты «Советская Россия» за 2006 год и премии «За верность России» имени композитора Георгия Свиридова Петровской Академии наук и искусств (ПАНИ) — 2007 год, лауреат Всероссийского конкурса патриотической песни «Нашим героям» (Москва, июнь 2015 г.)

Родился в 1949 году в cеле Кеньша, Никольского района Пензенской области. Окончил среднюю школу в г. Саранске Мордовской АССР. С 15 сентября 1966 года по 15 ноября 1969 года служил в военно-морском флоте СССР (начинал курсантом ВВМИУ им. Дзержинского, а заканчивал службу в в/ч 87125) и в 1968—69 годах принимал участие в боевых действиях в Египте (имеет удостоверение ветерана боевых действий). За время службы и учёбы был секретарём комсомольской организации боевой части, командиром и комиссаром студенческих строительных отрядов. Впоследствии получил высшее образование: в 1974 году закончил Мордовский Государственный Университет в городе Саранск по специальности «Промышленная электроника»[2]. По окончании вуза и по март 2001 года работал на различных инженерных должностях на заводах «Кузтекстильмаш» (г. Кузнецк, Пензенской области), «Электровыпрямитель» и «Медицинских препаратов» (г. Саранск), на Ленинградском заводе «Сокол», в ООО «НевоКом».

В настоящее время проживает в Санкт-Петербурге. 28 июля 2007 года возглавил движение «17 марта», целью которого заявлялось исполнение итогов референдума 17 марта 1991 года о сохранении СССР. (В 2013 переименовано в Общесоюзное движение «За Родину со Сталиным — вперёд!»).

Стал известным в 90-х годах после того, как некоторые из его произведений прозвучали в телевизионной программе «600 секунд», начали выпускаться на кассетах и компакт-дисках, разошедшихся по всему бывшему Советскому Союзу и за его границы. В репертуаре более трёх сотен песен преимущественно патриотической, оппозиционной и антисемитской направленности. Эти песни — раздумья о судьбе России, о жизни её народа. Есть также лирические и сатирические песни. Бо;льшую часть текстов написал сам.

Выпущено 42 альбома. Из них один состоит из любовной лирики, один — из морской лирики, один — из природной и религиозной лирики, и 28 — из песен на темы коммунизма, национализма, антисемитизма и национал-коммунизма. Большинство альбомов записаны под гитару, несколько — под синтезатор.

Изданы книги со стихами — песнями А. Харчикова:

1. «Песни сопротивления», 44 стр., 1998 г., изд. Московский ОК РКРП.

2. «Моя Родина — Советский Союз», 239 стр., 2000 г., изд. НТЦ «Форум», г. Москва.

3. «Россия, Родина, Любовь», 40 стр., 2001 г., изд. СПбГУ, г. С.-Петербург.

4. «Я пою для людей, у которых есть воля…», 96 стр., 2003 г., изд. ООО «Протей», г. С.- Петербург.

5. «Всё для Фронта, всё для Победы!», 336 стр., 2005 г., изд. ООО «Протей», СПб.

Выпущено в обращение более семисот (700) авторских песен, записанных на компакт — дисках и магнитных кассетах. Постоянно с февраля 1992 года по 1 октября 1993 года озвучивал своими песнями программу Александра Невзорова «600 секунд». Песни А. Харчикова неоднократно звучали на «Радио России — Взгляд из Петербурга», на радио «Петербург — Город и горожане», на радио «Русский шансон — Афганский ветеран», на радио «Резонанс» и на «Народном радио» (Москва).

Статьи и стихи А. Харчикова в разное время были опубликованы и перепечатаны во многих региональных и центральных патриотических (коммунистических и национальных) изданиях и размещались на десятках интернетовских сайтах."

В статье Википедии на английском языке написано, что Харчиков считается героем в среде национал-большевистских и неосталинистских группировок в России, и что его считают зоологическим антисемитом.

В 2013 году на Харчикова напали неопознанные хулиганы, он был тяжело травмирован.

"Как сообщал сайт «Форум. мск», ещё 6 октября 2013г было совершено нападение на Александра Анатольевича Харчикова, возле своей дачи под Санкт-Петербургом.

Не сумев зажечь свет на веранде, Харчиков вышел из дома посмотреть, в чем причина поломки осветительного прибора. Возле дома на него напали неизвестные и жестоко избили металлической арматурой. Левую руку (аккордную) сломали в трёх местах. Нанесли общие побои. Поэт потерял сознание

С тройным переломом левой руки Александр Харчиков находился в больнице. Спину перетянули чем-то вроде арматуры. Сейчас внутри руки поставлены спицы, будет ещё ряд операций. Так что хватка Александра Анатольевича за гриф теперь стала и вовсе железной!

Лица, напавшие на барда, до сих пор не установлены. На то, что преступление было совершено в связи с его творчеством, указывает, в том числе, тот факт, что Харчикову сломали руку.

Невольно напрашивается историческая аналогия, когда в Чили с приходом к власти диктатора Пиночета в 1973 году на стадионе перед расстрелом поломали руки поэту и музыканту Виктору Хара. «Попробуй теперь сыграть», — издевательски говорили Хара его мучители.

А сам Харчиков свой выбор давно сделал: просить у нынешней государственной системы он ничего не желает. В том, что шум о его беде достиг прокурорских ушей, бард не сомневается — вот пусть прокурорские работники либо возбудятся сами по этому факту (как того закон требует), либо своим бездействием подтвердят, что среди них русских людей нет.

Александр Харчиков хорошо известен в патриотической и левой среде. Впервые на широкую публику его песни прозвучали в начале 1990-х годов в программе Александр Невзорова «600 секунд». На протяжении последних двух десятилетий диски и кассеты с песнями под гитару и под электронную аранжировку активно распространялись почти на всех протестных акциях. Сам он «вживую» пел на многих митингах, проводимых народно-патриотическими силами. Харчиков много раз становился победителем проводимых российскими левыми конкурсов «Песни сопротивления».

Харчиков никогда не стеснялся в выражениях. В своих песнях он называл бывшего президента Ельцина мучителем и душителем, а членов его правительства — подлецами и врагами народа. Не лучше он характеризовал и современную власть.

В июне этого года барда по поводу его творчества допрашивали в ФСБ. После этого он заметил за собой слежку. Поэтому просил своих товарищей не оставлять его одного во время массовых мероприятий."

Поговорим об убеждениях и мировоззрении Александра Харчикова.

Он сторонник восстановления СССР и социалистического строя, уважает и любит Сталина, но при этом является глубоко верующим православным человеком. Он совершил паломничество на гору Афон и по благословению афонских старцев написал молитвенную песню.

Такое мировоззрение у Харчикова появилось не в последнее время. В 1993 году поэт участвовал в защите Белого Дома, и написал такой текст:

Эти люди с глазами крыс,
Если им отдадут приказ,
Эти люди с глазами крыс
В безоружных стреляют в нас.

Мы стоим уже много дней,
Защищая честь и закон,
Под сплошной полосой дождей,
Под дубиной твоей, ОМОН.

Много суток кровавый смрад
На проспектах и в тьме больниц.
И медсёстры отводят взгляд
От разрубленных наших лиц.

Но запомнит мой брат в крови:
Пусть и немощна наша плоть -
Много мужества и любви
Нам сегодня даёт Господь.

И запомнит убитый брат,
Как горит над Россией всей
Богородицы дивный плат
В жёлтых листьях и тьме дождей.

Религиозная вера не мешает Харчикову быть убежденным сталинистом. Сталину посвящены многие его песни, причем Сталин в большинстве из них не человек, а символ, ведущий советских людей вперед, и не менее значимый для их потомков.

Как и в случае с Высоцким, власти разрешают Харчикову исполнять песни патриотической тематики. Харчиков силен в изображении героизма и воинской доблести. "Ижорский батальон"- одна из его самых сильных военных песен:

Пусть на двоих одна винтовка, и каждый на счету патрон,
Пусть взяты Тосно и Поповка, - вперёд, Ижорский батальон!
Снаряды всё плотней, всё ближе, - и снова враг ошеломлён:
В крови, в дыму, в болотной жиже стоит Ижорский батальон.
Не за рубли, не за награду, сдержав в груди предсмертный стон,
Стоит спиною к Ленинграду рабочий этот батальон.
Пускай потом в уютном зале, кощунством дерзким упоён,
Прохвост кричит, что зря стояли, - стоять, Ижорский батальон!

До сей поры врагов тревожит: он трижды выбит, разбомблён,
Его уж нет, да как он может стоять, Ижорский батальон!
Мы победили, Боже правый, склоните ниже шёлк знамён:
Под Колпино в траншее ржавой стоит Ижорский батальон!
Россия, я молю, родная, не забывай в пурге времён:
Тебя, тебя обороняя, стоит Ижорский батальон!
Россия, я молю, родная, не забывай в пурге времён:
Тебя, тебя обороняя, стоит Ижорский батальон!

Снаряды всё плотней, всё ближе, - и снова враг ошеломлён:
В крови, в дыму, в болотной жиже стоит Ижорский батальон.
Россия, я молю, родная, не забывай в пурге времён:
Тебя, тебя обороняя, стоит Ижорский батальон!
Стоит Ижорский батальон!

Песня "Будь русским" тоже вошла бы в антологии, если бы в ней не упоминался "стальной император Иосиф", но изъять его из этого текста невозможно:

Когда Ярославич нас вывел на рать
С железной тевтонской свиньёю,
Мы знали, что некуда нам отступать:
Всё наше - за нашей спиною!

И стало спокойно, и сквозь эту тишь
Князь Невский, сверкнувши очами,
К дружине воззвал: "Бейся там, где стоишь,
Господние ангелы с нами!".

Если дух сохранишь, значит, Русь отстоишь,
Значит выдержишь все перегрузки!
Будь отважен и смел! Каждый, знай свой маневр!
Бейся там, где стоишь! Будь русским!

Всё было у нас: быстрота, глазомер,
И натиск могучий и скорый.
И Русская Cлава, и Русский Маневр,
И Русский фельдмаршал Суворов.
Мы с ним покоряли крутой Измаил,
На снежные Альпы взбирались...
На наших условиях строился мир,
Покуда мы Русскими звались.

Если дух сохранишь, значит, Русь отстоишь,
Значит выдержишь все перегрузки!
Будь отважен и смел! Каждый, знай свой маневр!
Бейся там, где стоишь! Будь русским!

Знамёна, как тени, носились вокруг,
Орудия громом сверкали.
И руки бойцов, за редутом редут,
Французов в штыки принимали.
И Багратион - боевой генерал,
За НАШУ Москву умирая,
Племяннику юному тихо сказал:
"Будь Русским!... До смертного края!".

Если честь сохранишь, значит, Русь отстоишь,
Значит выдержишь все перегрузки!
Будь отважен и смел! Каждый, знай свой маневр!
Бейся там, где стоишь! Будь русским!

Мы насмерть - с приказом: "Ни шагу назад!"-
Сражались в годину лихую
За НАШ Севастополь, за НАШ Ленинград,
За Родину НАШУ святую!
Мы - Русские Люди, у отчих могил
Врагов о пощаде не просим!
"Я - Русский!" - всегда о себе говорил
Стальной Император Иосиф!

Если честь сохранишь, значит, Русь отстоишь,
Значит выдержишь все перегрузки!
Будь отважен и смел! Каждый, знай свой маневр!
Бейся там, где стоишь! Будь русским!

-----

Мы уже говорили, что Харчиков категорически не принял перемены 90-х годов прошлого века. Его отношение к ним и к идеалам, которыми руководствовались реформаторы, лучше всего выражает эта песня:

Матросы-дистрофики на острове Русском -
На совести демократии,
Ослабленной армии дряблые мускулы -
На совести демократии,
Дети-сироты, на улицу брошенные, -
На совести демократии,
Ворьём и правительством облапошенные -
На совести демократии!

Чуждые вывески по городам -
На совести демократии,
На рынках загаженых импортный хлам -
На совести демократии,
Назойливость нудных и пошлых реклам -
На совести демократии,
И тишина по родильным домам -
На совести демократии!

Дороговизна обычных лекарств -
На совести демократии,
Ужас и страх каждодневных мытарств -
На совести демократии,
Лица калек в переходах метро -
На совести демократии,
И богатея тупое мурло -
На совести демократии!

Дебилизация русских людей -
На совести демократии,
И девальвация высших идей -
На совести демократии,
Пьяная юность и кретинизм -
На совести демократии,
Педофилия и алкоголизм -
На совести демократии!

Тёмные улицы, холод и смрад -
На совести демократии,
И на экранах грязный разврат -
На совести демократии,
Между своими брань и раздор -
На совести демократии,
Тайной и явной измены позор -
На совести демократии!

Выданный на растерзанье солдат -
На совести демократии,
Поминовенных неконченный ряд -
На совести демократии,
Тысячи тысяч новых могил -
На совести демократии,
Те, кто убиты и те, кто убил -
На совести демократии!

Рубль обесцененный, доллар в цене -
На совести демократии,
Родина в междоусобной войне -
На совести демократии,
Кровь и насилие, слёзы и плач -
На совести демократии,
И на верху ренегат и палач -
На совести демократии!

Кровь и насилие, слёзы и плач -
На совести демократии,
И на верху либеральный палач -
На совести демократии!

Такая "демократия" восторжествовала благодаря вполне определенному и узнаваемому типу людей:

Стихи Анатолия Пугаченкова, поет Александр Харчиков:

Безмерно жаль сограждан, в чьих головах туман,
Но знать обязан каждый, где правда, где обман.
Он знал куда приткнуться в ответственный момент -
Шестёрка революций - гнилой интеллигент.

Был на войне германской бездельник не у дел,
А смерч войны гражданской в норе пересидел.
В дни первых пятилеток хитрец не унывал,
Тетради пачкал в клетку, в конторах сачковал.

В политике - дешёвка, в искусстве - декадент,
Примкнул к Советам ловко гнилой интеллигент.
Он, чтобы жизнь наладить, моменты улучал,
И, продвиженья ради, в ВКПБ вступал.

В войну на фронт не рвался госпремий претендент,
Бронь получить старался гнилой интеллигент.
Культуры и свободы расчётливый агент -
Он драпал быстрым ходом на поезде в Ташкент.

Закусывая смачно, он Сталина хулил,
Когда в дыму табачном портвейн на кухне пил,
В лучах Победы грелся застойный элемент,
С ним очень скоро спелся гнилой интеллигент.

Когда на гребень власти влез пьяный резидент,
Весь задрожал от счастья гнилой интеллигент.
Под маскою пророков, скрыв алчности печать,
Он рыночных пороков умел не замечать.

Он от советской власти всё даром получил,
А в рыночной напасти вдруг память отключил.
Не врач и не учёный, не созидатель он,
А ложью увлечённый трепло-хамелион.

Колчак - палач кровавый, поднят на постамент,
Его венчает славой гнилой интеллигент.
Для собчаковой дочки, чья рожа как брезент,
Измыслил заморочки гнилой интеллигент.

На глянцевой картинке кривляется артист,
Поёт осанну рынку гетера-журналист.
Всегда готов продаться за взятку и презент,
И с дьяволом связаться гнилой интеллигент.

Стиль жизни буржуазной им взят из мелодрам,
Стал щёголь куртуазный кокетливее дам.
Позорная картина - серёжки, перманент,
Он даже не мужчина - гнилой интеллигент.

Буржуи торжествуют, рабочих закогтив,
Интеллигент ликует, подачку проглотив.
Он паразит живучий - двуногий таракан,
Угодливый и злючий, переживёт века.
Дерьмо контрреволюций, фекальный элемент,
Угодливый и злючий гнилой интеллигент.

В то же время когда Харчиков пишет о России, он способен на высокую и пронзительную лирику:

Леса, луга - бескрайние просторы...
Бежит река... Блестит на перекатах...
Кругом Она, куда ни кинешь взоры,
Земля моя в рассветах и закатах.

Россия - Мать, родимая Россия...
Озёра голубые, небо синее...
Россия - Мать, любимая Россия,
С тобою мы все беды пересилим!
Россия!

Ты вешнею порою зеленеешь,
Ты летом колосишься хлебом спелым,
Ты осенью от золота светлеешь,
Ты в зиму серебришься снегом белым.

Россия - Мать, родимая Россия...
Озёра голубые, небо синее...
Россия - Мать, любимая Россия,
С тобою мы все беды пересилим!
Россия!

Ты в годы смут встаёшь великой силой,
Ты никогда пришельцам не сдаёшься,
Ты для врагов становишься могилой,
Ты до Победы с недругами бьёшься!

Россия - Мать, родимая Россия...
Озёра голубые, небо синее...
Россия - Мать, любимая Россия,
С тобою мы все беды пересилим!

Россия - Мать, родимая Россия...
Озёра голубые, небо синее...
Россия - Мать, любимая Россия,
С тобою мы все беды пересилим!
Пересилим!

СЛАВА РОССИИ!!!

Харчикову принадлежит замечательный ответ нынешним российским булкохрустам, к которому нечего добавить:

Жене и детям преданный без лести,
К судьбе России малодушный царь...
Под именем Романова известный, -
Преступно - недалёкий государь.

Мне не в чем каяться перед царём Неправым,
У пропасти, у бездны на краю
Отрёкшимся от трона и Державы,
Не сохранившим Родину свою!

Распутина принявший как родного -
Распутника впустивший в царский двор,
Он бесам на смех выставил корону
И русский императорский престол!

Припев.

Когда народ с молитвою горячей
К нему пришёл за правдой, как к отцу,
Он кровью верноподданных незрячих
Залил подходы к Зимнему Дворцу!

Припев.

Ворам и мироедам угождая,
Он смуту в души русские вносил.
В пучину бед Россию погружая,
Прощенья у народа не просил

Припев.

Какой в нём прок сегодняшней России -
Убогой, нищей, в корень пропитОй?...
Бездарный венценосец слабосильный -
Он только для юродивых святой!

Мне не в чем каяться перед царём Неправым
У пропасти, у бездны на краю
Отрёкшимся от трона и Державы
Не сохранившим Родину свою!

Продолжение следует.


Рецензии