Вайбер 34. Жестокости Ветхого Завета

13 апреля 2021 года

Александр Сорокин: Цитирую из Марии Валторты: "Иные возразят: „Из Евангелия не вытекает, что Иисус контактировал с римлянами или греками, и поэтому мы отвергаем эти страницы“. Сколько всего не вытекает из Евангелия, или едва выглядывает из-за плотной завесы молчания, наброшенной Евангелистами на эпизоды, с которыми они по своему несокрушимому еврейскому мышлению были не согласны!
Н.П.: Да, ментальность евреев не позволила написать Евангелия более подробно.
Александр Сорокин: Т.е. она даже у апостолов была несокрушима? Что же она им не позволяла описывать? Между собой у Валторты они разговаривают свободно, почти как современные люди.
Н.П.: Вещи, которые претили их ментальности: то, что Бог у них выступает, как Властитель и Судья, благословляющий, но неотвратимо насылающий кары за непослушание; что каждый шаг еврея расписан правилами позволения и запрещения (всего 613 заповедей); говорить о Боге, а не дай Боже, произнести Его имя еврей страшился; мышление еврея о Боге так было придавлено страхом, что писать или читать о том, что Бог в Иисусе Христе мог разговаривать и проявлять эмоции, как человек, для еврея было неразрешимой задачей;  не говоря уже о том, что веками они мыслили о себе, как  о несравнимых ни с каким другим народом, и т.д. и т.п.
Александр Сорокин: Вот большой вопрос, откуда появилось такое мышление. Я для себя не уяснил. Ведь и на самом деле, в Ветхом завете Господом (или я чего-то не понимаю?) установлены довольно жесткие рамки для евреев. Грешников забивать камнями ведь не сами евреи придумали? Это ж предписание в одной из книг Завета. То же и с прокаженными. И с запретом на смешивание с другими народами. Какой-то пророк даже заставлял евреев выгнать жен-чужеземок. Ведь в Ветхом и правда куча правил. И жестких рамок. Конечно, люди туда добавили кучу человеческих предписаний. Но ведь и действительно порой складывается впечатление, что Бог был такой суровый в Ветхом Завете, а потом внезапно сделался милующим и добрым в Новом. А евреи по инерции своей в это не врубились. Взять хотя бы эпизод с побиванием блудницы камнями и прощением ее Иисусом - ведь Закон-то их реально предписывал забивать!
Н.П.: Именно от людей. Ведь даже о самом важном для еврея - супружеской жизни, они вынудили Моисея уступить им и дать им разрешение на развод с женой. Об этом их упрекает Сам Иисус. А потом заключает: "хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня,  но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.  Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого... хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? ...устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное" (Мк.7:6-13).
Итак, Господь открыл причину изменения евреями слова Божия: Лицемерие! Вот дьявольская зараза, на которую клюет человек. Одна из основных причин богоборчества народа израильского. Подцепив их на лицемерие, дьявол подбросил затем им и чувство превосходства над другими, и тщеславие и гордость. Посмотри, как Спаситель реагирует на прямую грешницу, взятую в прелюбодеянии, и, как реагирует он на лицемеров. Возмущение их лицемерием выражается у Него острыми словами в их адрес: "змии, порождения ехиднины ...  Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры!"
Александр Сорокин: А что касается жестких, даже жестоких правил?
Н.П.: Лицемерие и в наше время привело к тому, что стали называть тех, кто обязаны учить других соблюдать слово Божие, отцами, святейшими (мало назвать святыми!), блаженнейшими, и даже! Владыками, синонимом слова Бог!
Н.П.: Какие жесткие правила? - это все от людей, от их искаженного дьяволом восприятия Бога.
Бог с ними - как с хворыми детьми: ласковый, всепрощающий, сочувствующий даже в их следствиях собственных грехов...
А они, слушая дьявола, выставляют Его, суровым Властителем, грозным и бестрепетным Судьей, безжалостным в наказаниях. Но зато там, где касается их человеческих интересов, навешивают на себя божественные свойства, несравненность с другими, дерзость изменять слово Божие и т.д. и т.п.
Александр Сорокин: Книга Левит 20:1,2,9-16,24:13-17)
"Когда сыны Израилевы были в пустыне, нашли человека, собиравшего дрова в день субботы; и привели его нашедшие его собирающим дрова к Моисею и Аарону и ко всему обществу; и посадили его под стражу, потому что не было еще определено, что должно с ним сделать. И сказал Господь Моисею: должен умереть человек сей; пусть побьет его камнями все общество вне стана.
В том же Левите куча призывов к жесткой смерти от имени Господа
Н.П.: Тоже их изобретение. Прикрываются Моисеем, а когда это Моисей так говорил? Опять вынудили его, либо сами подкорректировали, как и Господь им вменяет. Ведь вот Иисус есть исполнение Закона, Бог, Который и показал Самим Собой, каковы на самом деле Его заповеди, потому что люди извратили их до неузнаваемости. Сколько раз Он посылал им пророков, которые обнажали их лицемерие и притворность, упрекая в том, что искажают образ Божий! Но тщетно: "Иаков" в лице своих потомков продолжал необоримо бороться с Богом. И вот, последнее средство: Отец посылает Своего Сына, чтобы ценою Его Крови доказать им, что Он есть любовь.
Вот до чего дошло! Сам Бог, Творец Вселенной, не нашел ничего, что можно было бы сделать, чтобы спасти этот народ от лжи: отдал Своего единственного Сына, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.
Александр Сорокин: (Книга Второзаконие 5:17)
И сказал Господь Моисею: пойди к народу, и освяти его сегодня и завтра; пусть вымоют одежды свои… чтоб быть готовыми к третьему дню: ибо в третий день сойдет Господь пред глазами всего народа на гору Синай… и проведи для народа черту со всех сторон и скажи: берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве ее; всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти… рука да не прикоснется к нему, а пусть побьют его камнями, или застрелят стрелою; скот ли то, или человек, да не останется в живых; во время протяжного трубного звука могут они взойти на гору.
Кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти… а если кто с намерением умертвит ближнего коварно, то и от жертвенника Моего бери его на смерть. Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти.
Кто украдет человека и продаст его, или найдется он в руках у него, то должно предать его смерти.
Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти.
А если кто ударит раба своего, или служанку свою палкою, и они умрут под рукою его, то он должен быть наказан;
но если они день или два дня переживут, то не должно наказывать его, ибо это его серебро.
Но если вол бодлив был и вчера и третьего дня, и хозяин его, быв извещен о сем, не стерег его, а он убил мужчину или женщину, то вола побить камнями, и хозяина его предать смерти…
Если вол забодает раба или рабу, то господину их заплатить тридцать сиклей серебра, а вола побить камнями.
(Книга Исход 19:10-13, 21:12,14-21,29,32)
И сказал Господь Моисею, говоря:
выведи злословившего вон из стана, и все слышавшие пусть положат руки свои на голову его, и все общество побьет его камнями; и сынам Израилевым скажи: кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой; и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество: пришлец ли, туземец ли станет хулить имя Господне, предан будет смерти.
Кто убьет какого-либо человека, тот предан будет смерти.
Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти: камнями должно побить их, кровь их на них.
И сказал Господь Моисею, говоря:
скажи сие сынам Израилевым: кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между Израильтянами, даст из детей своих Молоху, тот да будет предан смерти: народ земли да побьет его камнями…
Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти; отца своего и мать свою он злословил: кровь его на нем.
Если кто будет прелюбодействовать с женой замужнею, если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, — да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка.
Кто ляжет с женою отца своего, тот открыл наготу отца своего: оба они да будут преданы смерти, кровь их на них.
Если кто ляжет с невесткою своею, то оба они да будут преданы смерти: мерзость сделали они, кровь их на них.
Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них.
Если кто возьмет себе жену и мать ее: это беззаконие; на огне должно сжечь его и их, чтобы не было беззакония между вами.
Кто смесится со скотиною, того предать смерти, и скотину убейте.
Если женщина пойдет к какой-нибудь скотине, чтобы совокупиться с нею, то убей женщину и скотину: да будут они преданы смерти, кровь их на них. (Книга Числа 15:32-35)
Если найдется среди тебя в каком-либо из жилищ твоих, которые Господь, Бог твой, дает тебе, мужчина или женщина, кто сделает зло пред очами Господа, Бога твоего, преступив завет Его, и пойдет и станет служить иным богам, и поклонится им, или солнцу, или луне, или всему воинству небесному, чего я не повелел, и тебе возвещено будет, и ты услышишь, то ты хорошо разыщи; и если это точная правда, если сделана мерзость сия в Израиле, то выведи мужчину того, или женщину ту, которые сделали зло сие, к воротам твоим и побей их камнями до смерти.
(Книга Второзаконие 17:2-5)
Александр Сорокин: Второзаконие, Числа, Левит. Везде жесткие рамки, правила и призывы к смертной казни. Неужели такое обширное редактирование постигло Библию? А призывы геноцидить население целых городов?
Н.П.: Нет. Они не понимали слов Бога. Как вот ты объяснишь пацану, который не видит ничего плохого, чтобы поднять руку на собственную мать, или влезть в постель жены своего брата? Ну, никак не видит! Ты станешь указывать ему на сравнительные вещи в его представлениях: на то, что для него имеет равную ценность. Чем более всего дорожит человек? Жизнью. Затем - здоровьем. А о жизни своей души и думать не хочет. Такой вот грубый. Что ты ему скажешь?
Скажешь, что, как ценна для тебя жизнь собственная, такую ценность имеет и злодеяние против матери, брата... Иными словами, дикость нравов того народа не оставляла никакого выбора для искоренения влечения к злу кроме прямого наказания.
Александр Сорокин: Возможно. Но все же не исключено, что целые книги и главы вписаны фарисеями... И вот действительно очень странный парадокс выходит. Бог веками тренировал свой народ именно так себя вести. Карать отступление от Закона казнью и пр. А потом Сам пришел и стал все это отменять
Н.П.: Парадокс. Потому что к такому народу с такой вот ментальностью пришел Сын Божий и проповедовал милость, любовь!
Александр Сорокин: Ну если веками дрессировать - прикоснулся к ковчегу - смерть. А потом спокойно одобрять еду колосков в субботу. Ведь эту ментальность, если верить Боговдохновенности Ветхого Завета, именно Господь сформировал этими жесткими рамками. И ощущение исключительности - "не смешивайся".
Н.П.: Нет! Тут одно напрашивается: Бог давал свое слово, а они его изменяли; Бог вразумлял их, а они это забывали и извращали; Бог оказывал им милость, а они ее приписывали ловкости своих вождей...
Александр Сорокин: Т.е. все-таки Тору переписали, причем нехило?
Н.П.: Как Бог, приказавший побивать прелюбодейцу камнями, когда указали Ему на таковую, сказал: "Кто из вас без греха, пусть первым бросит в нее камень"?
Александр Сорокин: Не знаю. Вообще жесткий диссонанс всегда возникал, когда Заветы сравнивал. Иногда ощущение что Ветхий писали люди типа вождей ацтеков.
Н.П.: Вот, недаром церковь долгие века не печатала Ветхий Завет вообще. Началось полное печатание Библии как раз с веком "просвящения", на русском языке это будет звучать (если дословно), как "люцеферии", т.к. просвящение, т.е. иллюминация, происходит от слова иллюминат, т.е. люцифер, - несущий свет.
Александр Сорокин: Да, сейчас тоже прочитал, что даже Николай I это запрещал. Тогда какие книги считать истинными?
Н.П.: И те, и другие. Только, когда читаешь слово Божие, помни, что Бог есть любовь. Слово Божие не в букве, а в духе. Это надо чуять сердцем, и читать, тоже сердцем.
Александр Сорокин: Как и те и другие? Одни, выходит, вообще люди написали, притом жестокие люди. Я думаю, что книги: Бытие, Царств, псалтырь, пророка Даниила, плач Иеремии, пророка Исайи - истинны. Интересно, что иногда Иисус ссылается на места в Ветхом, которые ныне выглядят не так.
Н.П.: Читая сердцем, с любовью, открываешь его для Святого Духа, а Он придя, научит сердце истине так, что и сам не будешь знать, как. Просто будешь понимать сердцем, что вот это есть истина. И все. Я однажды проэкспериментировал на своем друге. Попросил его прочитать русский перевод одного псалма. Перевод искаженный в угоду власть имущим. Потом спросил, как он понимает прочитанное. Он мне объяснил это в полном соответствии с толкованиями святых отцов Церкви. Вот так. Дух Святой есть Дух истины.
Александр Сорокин: Так насколько все-таки они там насочиняли? В некоторых книгах есть ощущение, что полностью написали.
Н.П.: Это тебя не должно интересовать. Дух Святой, истина, вот что важно. Любовь к Иисусу Христу есть то, к чему мы стремимся.
Александр Сорокин: Но ведь ведь это важный вопрос, как ни крути.
Н.П.: Не надо крутить. Я прожил в вере больше 40 лет и ни разу мне не понадобилось что-то выкручивать.
Александр Сорокин: А когда вы поняли, что Ветхий завет - это во многом человеческое?
Н.П.: В Ветхом Завете также говорил Бог, только люди Его понимать не хотели. Понимали только в меру своих хотелок. Пришел Бог на землю и собственной Особой показал людям, что Он говорит.
И самое главное, что мы узнали, это то, чтобы полюбить Иисуса Христа, а через Него всех ближних и все творение Божие.
Что толку, что ты узнаешь, где что приписали или не так выразили, как надо, если любви к Иисусу иметь не будешь? Все твои труды и старания будут тщетны, потому что без Иисуса все будет в собственном эгоизме. Без Бога. Все в любви к Иисусу Христу.


Рецензии