Что происходит, когда не можешь

Меня недавно спросили: «А в «американке» есть?» - я знаю, что это определенный стандарт сценария, принятый в Голливуде – «в другом виде вашу работу даже не станут рассматривать». В головах засажена система встречи по одежке и если с первых внешних признаков идет несоответствие, то это говорит о вашем непрофессионализме.
Я решил ознакомиться с этим пресловутым стандартом, взял сценарий и описание к нему профессионального сценариста. Теперь я понимаю, почему наши сценаристы, да в принципе и вся киноиндустрия, «улетает».
Сценарий – это основа, с которой начинается все, и что я увидел?
Понятно, что сценарий должен отражать определенные параметры, те, которые заложены в форме кинофильма, то, что можно передать картинкой, звуком, репликами, титрами.
От этих пометок в стандартном сценарии - в пол голоса, шёпотом, нервничает, орет, смеется и это почти всё, чем ограничивается игра актера - у меня просто все «упало» (настроение).
В этих примечаниях нет того спектра передачи эмоций (энергии), которую способен воспроизвести человек и принять. Поэтому все на экранах так «картонно». Если фильм начинается со сценария, то сценарий должен быть полноценной историей, с прописанными характерами действием, а не «пометками в скобках». Я понимаю, что существуют разные версии сценария (операторская, режиссерская, и т.д), и тот, кто создает первоначальную историю не должен, как говорят, залезать на чужую территорию, тем более на режиссерскую. Вот и получается, написан просто набор текста, сухого, без эмоционального, без необходимой связи всех элементов фильма, которые должны быть, которые и составляют в связке конечный продукт.
Я не писал профессиональные сценарии, пока не требовалось, может и переделаю свои истории в эту форму. Но делать «говно» не собираюсь, напишу так как я вижу, я пишу свои истории в обратном порядке - я снимаю (создаю) фильм, а затем его переношу в литературную форму. Да, можно намного больше увеличить информационную нагрузку в тексте (как говорят, «налить воды»). Но, не знаю по какой причине, я использую максимальную передачу информации (несущей энергию) минимальным количеством текста. Вероятно, это тот предел восприятия человека, когда он видит мир, скажем так, в мегабайтах, и при увеличении или уменьшении происходит дисбаланс восприятия картинки. Классическое литературное повествование намного больше выдает информации, описаний, чем воспринимает человек. Но многие мне говорят, что мое повествование комфортно для восприятия, картинка рисуется сама собой, про остальное не буду и говорить.
В этом то и проблема сценаристов - они начинают думать по стандарту и их творчество превращается в «картон». Да, может в определенной степени, такой материал и нужен для сериалов и тв каналов.
Сценарист - это тот, кто первоначально создает фильм, пускай у себя в голове, а все остальные усиливают его историю, каждый в своей сфере: художник, костюмер, реквизитор, оператор, спец эффекты, графика, каскадерные трюки - в картинке, звукорежиссер, композитор - в звуке, режиссер монтажа и режиссер все это сводят в общую картину.
Вот и получается, что наши сценаристы, изначально воспринимая как свою задачу урезанный стандарт, начинают точно также усечено создавать. Потому что так усечено начинают думать. Кто-то говорит, что это профессиональное выгорание, может быть и так. Я считаю, что то, как ты работаешь изменяет тебя.
Заметил по себе что не могу писать на заказ, не могу и все, нет той картинки - эмоций, энергии. Она накапливается во мне до какой-то грани, после которой просто срывает и я пишу – быстро, легко, вся история проносится у меня в голове как фильм. И мне стоит ее только переписать. Да, первый вариант всего за две недели - он сырой, но полностью готов как история. А затем просто немного шлифуешь его раз за разом, доводя до того состояния, когда внутреннее совпадает с тем, что на бумаге.
Иногда ловлю себя на мысли, что не хочу, не могу писать, как будто нет сил. Дело, вероятно, в том, что для того, чтобы создать что-то, нужна энергия жизни, а если ею не подзаряжаться, то она неоткуда не берется. Нужно жить, чувствовать, переживать, страдать, создавать, что-то самому, руками, да хоть просто ужин.
Невероятно, еда, которую готовишь сам, с желанием, совсем другая. В ней что-то есть такое, что делает ее вкусней - секретный ингредиент - частица любви.
Может быть нашим кинодеятелям этого и не хватает – любить то, что они делают.


Рецензии