Жюль и Джим. реж. Франсуа Трюффо 1962г

На западе молодёжь шестидесятых увидела в фильме проповедь открытой любви, а один советский киновед, задыхаясь в спёртом воздухе развитого социализма, вовсе написал, что «Жюль и Джим» про «последних свободных людей». Первые хотели просто совокупляться, второй устал от постоянных окриков. На самом деле нет более несвободного человека, чем влюблённый, он привязан к объекту любви, как собака к будке. Если бы я был Пруст, анализ отношений в треугольнике Трюффо занял бы у меня три тома. Но Трюффо и сам не стремился что-либо усложнить. Его фильм, это прославление мужской дружбы и уничтожение женщины. Ребята прекрасно дружили, дурачились, пили, курили, посещали ресторанчики, были духовно близки, снимали девчонок, но тут вдруг явилась она, и всё покатилось под откос. Типичная стратегия женщины в любовном завоевании -  прикинуться ангелом, чтобы потом вывалить на стол всех своих чертей. Мне не нравится актриса Жанна Моро, её лицо кажется увядшим с рождения, однако в киномире у неё репутация дивы. Чрезмерно  красивые женщины, обыкновенно, недовольны любым положением, в котором оказываются, и прежде всего, им не нравятся мужчины, с которыми они живут. Им всё время кажется, что где-то рядом выжидает бесподобный самец, а путь к нему преграждает несносный «возлюбленный». Жюль и Джим, когда-то весёлые ребята, одурманенные прожженной сердцеедкой, превращаются рядом с ней в унылых рефлексирующих чудаков. Уж что-что, а такие типы красоткам даром не сдались. Она с ними потому, что оба её обожают, а у неё под рукой волнующая гамма переживаний: одного она третирует, со вторым играет в любовь, и оба глядят сквозь пальцы, когда она идёт  к четвёртому (вне их круга), видимо, вкусить чего-нибудь погорячее. История мутная. Здесь нужно помнить, все трое пережили первую мировую войну, а она была таким потрясением для европейцев, что у многих сбился компас, и повредились мозг и душа. Может быть, поэтому она убила и себя и того, кто попытался сбежать из неестественного менаж-а-труа в обычную жизнь, не знаю. Всегда найдутся любители всё символизировать и разъяснять, они приведут вам горы интерпретаций. Я не стану.


Рецензии