de omnibus dubitandum 119. 211

ЧАСТЬ СТО ДЕВЯТНАДЦАТАЯ (1918)

Глава 119.211. ВЕРЕВКИ СНЯТЬ… ГРЕШНО…

    Судьба участников экспедиции решилась в пару часов.

    Ранним утром на бугре за церковью охотники из «стариков» вырыли глубокую яму. Наспех сколотили виселицу. Срубили под корень два молоденьких невысоких деревца. Очистили от веток, оставив рогатки на макушке. Закопали за бугром неокрепшие стволы. Укрепили перекладину, перебросили верёвки…

    Посмотреть на казнь собралось почти всё население хутора. Многие привели с собой детей. Некоторые, преимущественно, из иногородних, интереса, поначалу не проявили.

    Но после того как по приказу станичного правления казаки проехали вдоль улицы, спрашивая оставшихся, отчего они не выходят из дома, «уж не за них ли», большинство решило не наживать себе неприятностей.

    Вначале вышли Подтёлков с Кривошлыковым. Кривошлыков едва держался на ногах. Затем партиями по 20 человек стали выводить остальных участников экспедиции. Всё происходило просто и буднично.

    Восемь «подтёлковцев» становились у края ямы. Остальные ждали своей очереди. Тех, на ком оставалось обмундирование, заставляли раздеться до белья. Одежду складывали тут же у края ямы.

    Расстрельная команда была сформирована Спиридоновым заранее, но нашлись и охотники, преимущественно, гимназисты и реалисты, пожелавшие к ней присоединиться.

    Первую партию причащал подошедший батюшка. Остальные от причастия отказались.

    Некоторые не выдерживали и падали в яму, не получив смертельного ранения. В какой-то момент из неё выполз окровавленный казак и, пошатываясь, побежал прочь. В него стреляли, но попасть не могли. Казак, был, настигнут толпой, повален и забит насмерть лопатами. После этого раненых добивали уже сразу.

    Особое усердие проявил сын атамана Каргинской станицы гимназист Каргин. Он стоял у края ямы и стрелял во всякого, кто подавал ещё признаки жизни {Спустя год Каргин был выявлен и военно-революционным трибуналом 15-й Инзенской дивизии, занявшей Краснокутскую, приговорён к расстрелу}.

    Расстрелянных, наскоро, засыпали тонким слоем земли и выводили следующую партию. В толпе едва различимый поднялся ропот. А когда раздались первые выстрелы, многие казачки поспешили увести детей от места казни.

    Вся неблаговидность расстрела безоружных обманутых людей была очевидна. О том, что экспедицию разоружили, обещав её участникам жизнь, знали все. Среди казаков наверняка было немало сочувствующих «подтёлковцам», но решение о выступлении против Советов принималось хуторскими сходами, и они предпочитали молчать.

    Не удержался лишь хуторской сапожник, иногородний. Когда его под угрозой расправы принуждали идти к месту казни, он не вытерпел и с досады вдруг крикнул сопровождавшим его казакам: «Никогда вам не победить Красной гвардии!». Чтобы решиться на такое, надо было обладать особым мужеством либо потерять чувство реальности и на время утратить инстинкт самосохранения. Казаки опешили, сапожник побежал домой за хранившимся револьвером. Вскоре он был схвачен, отведён к яме и расстрелян вместе с очередной партией «подтёлковцев». Звали сапожника {И. Горелов утверждает, что М. Лукин был хуторским почтарём} Михаил Лукин.

    Подтёлкова с Кривошлыковым казнили уже после гибели большей части отряда. Никем не охраняемые и не задерживаемые, они могли расхаживать тут и там. Раз за разом подходил Подтёлков к товарищам, стараясь их ободрить. Но слова оставались лишь словами, потеряв перед лицом скорой неизбежной смерти какое-либо значение.

    – Благослови, товарищ Подтёлков, – обратился к нему один из казаков.

    – Иди, брат, спокойно в могилу. Скоро и они пойдут туда же, – ответил Подтёлков, указывая на расстрельную команду.

    Вдруг, в толпе хуторян он увидел знакомое лицо. Подойдя к сослуживцу-батарейцу, сказал негромко:

    – Помнишь, на Миллеровой станции я тебя от большевиков выручил? Вызволяй теперь меня! Тот беспомощно развёл руками.

    Видимо, Подтёлков действительно оказал в своё время немалую услугу казаку, но что он мог…

    – Дак, ты же тогда большим начальством был. А я что? Я простой казак, ничего не поделаю…

    – И я теперь простой казак… – выдохнул Подтёлков обречённо.

    И всё же даже в этой безнадёжной ситуации он сумел стряхнуть с себя оцепенение и, как мог, продолжал бороться за жизнь. Раз за разом подходил Подтёлков к толпе казаков и пытался их переубедить. Он полагал, что является хорошим агитатором. Во всяком случае, умел найти общий язык с казаками и завести разговор. Его обычный запанибратский, с наигранной доверительностью и ухмылкой тон был явно не к месту. Подтёлков выискивал иной, суровый и отчаянный, импровизируя на ходу. Но лозунги и призывы он при всём желании изменить не мог. А они давно уже перестали завораживать казаков. Призрачный мираж, столкнувшись с неприглядной реальностью, рассеялся. И взамен, ни придумать, ни предложить ему было нечего. Но Подтёлков всё продолжал говорить. Замолкал. Отходил. Возвращался вновь. Казаки молчали. Лишь кто-то из «стариков», выкрикнул из толпы:

    – Где Богаевский (Митрофан – Л.С.)?

    – Не знаю, – ответил Подтёлков понуро. И добавил с вызовом. – Должно быть расстрелян…

    – Про Богаевского не знаешь, так про тебя-то знаем. Нагулялась твоя головка на белом свете…

    Всё же агитация Подтёлкова не осталась совсем уж незамеченной. Число охотников в расстрельной команде заметно поубавилось.

    Кривошлыков также говорил. Но как-то прерывисто, вяло и бессвязно. Ругал офицеров и повторял одни и те же захватившие его воображение слова. Сравнивал себя и всех тех, кто пошёл за Советами с первыми, мученически погибшими христианами. Предрекал, что за их смертью вскоре последует и гибель палачей.

    Вспомнив, что он не один на белом свете, Кривошлыков достал из кармана шинели карандаш и листок бумаги. Опершись на колено, написал родным вначале письмо, а затем, рифмованное четверостишье {Вот текст письма: «Папаша, мама, дедушка, бабуня, Наташа, Ваня и все родные! Я пошёл бороться за правду до конца. Беря в плен, нас обманули и убивают обезоруженных. Но вы не горюйте, не плачьте. Я умираю и верю, что правду не убьют и наши страдания искупятся кровью… Прощайте навсегда! Любящий вас Миша. P.S. Папаша! Когда всё утишится, то напишите письмо моей невесте: село Волки Полтавской губернии, Степаниде Степановне Самойленко. Напишите, что я не мог выполнить обещание встретиться с ней».

    Его вызвался передать казак хутора Конькова Боковской станицы Михаил Аленкин, и слово своё сдержал. Через некоторое время он привёз отцу Кривошлыкова письмо и на словах сообщил, что листок с рифмованным посланием взял подъесаул Попов, а часы – казак Щегольков.

    Мать Кривошлыкова позже ездила в Астаховский хутор и просила Щеголькова вернуть дорогую для неё вещь, оставшуюся, как память о сыне.

    Щегольков заявил, что часы были сломаны, и он сдал их в починку. Обещал, сразу же по получению, отдать. Спустя две недели он погиб в бою с красногвардейцами. Что касается листка с рифмованной строкой, то вот что пишет о нём Френкель:

    «Это письмо раздобыл и доставил мне отправлявшийся на Дон во времена красновщины для подпольной работы тов. Д. Ерохин; но, к сожалению, оно вместе со многими другими документами осталось в поезде, атакованном и захваченном казаками во время отступления из Миллерова».

    Однако смысл четверостишья в памяти Френкеля отложился. В послании Кривошлыков успокаивал семью, просил родных «не горевать и не беспокоиться, так как он со спокойной совестью умирает за счастье трудового народа»}. После чего снял часы и невнятно спросил: «Есть кто из хутора Ушакова?».

    Ему никто не ответил, многие и не расслышали. – Кто может сестрёнке Наташе часы на память передать? – раз за разом повторял он надломленным дрожащим голосом.

    Казаки не отвечали, спешили отвести взгляд. Искажённое лицо Кривошлыкова как-то вытянулось и превратилось в застывшую маску. Было в нём то, что заставляло казаков расступаться перед Кривошлыковым, что отличает человека, тронутого дыханием смерти.

    Наконец, нашёлся охотник, выборный Василий Щегольков из соседнего с Ушаковским хутора Астахова. Торопясь, подхватил часы и тут же скрылся в толпе.

    Хуторской учитель, бывший народник, имевший фотографический аппарат, сделал несколько снимков {Сохранились, по крайней мере, две фотографии}. Поначалу фотографировал издали, с ближайшего бугорка, и Подтёлков какое-то время его не замечал. Но, учитель, выискивая лучший ракурс, подошёл поближе, и Подтёлков, возможно, сам того не желая {По непонятной причине фотографиями Подтёлкова в бытность председателем Донского СНК мы не располагаем. Широкую известность приобрёл рисунок с натуры, выполненный Леонидом Кудиным, выезжавшим делегатом Войскового правительства в Каменскую. История появления рисунка такова. Кудин, временно проживающий в общежитии Войскового правительства, 12 января 1918 г. встретил в коридоре Подтёлкова, прибывшего в Новочеркасск во главе делегации Донревкома и обратился с просьбой «зарисовать его». Подтёлков отнёсся к этому настороженно, но Кудин пояснил: – Видите ли, я зарисовываю для журналов вождей казачества, а как вы, я полагаю, уже крупная политическая фигура, а в будущем… Понимаете?
– А? Как ты думаешь? – повернулся Подтёлков к Кривошлыкову.
– Стоит? Тот не возражал, оставляя решение за Подтёлковым. Сказал лишь, что это утомительно и займёт немало времени. Но Кудин обещал управиться за 15 минут, и Подтёлков уступил. Вскоре работа была завершена. Подтёлков рисунком остался доволен. Он вежливо поблагодарил Кудина и даже расписался в углу}, повернулся и взглянул в объектив в упор.

    Учитель отшатнулся. Беспредельная жила в глазах Подтёлкова тоска. Но, вместе, с ней, и удивление, и досада. Будто незадачливый народник отвлёк его, от чего-то важного и сокровенного, уже, казалось, найденного и вмиг ускользнувшего.

    Позже, когда всё уже закончилось, учитель попытался сфотографировать тела всех казнённых, сброшенных в яму. За это он едва не поплатился головой.

    Разъярённые «старики» готовы были учинить самосуд, и лишь заступничество знакомого офицера и понимание, что другого учителя не найти, спасли его от скорой расправы. А Подтёлков вновь приблизился к казакам. Собрав волю в кулак, он в очередной раз попытался переменить судьбу. Скулы его обострились на почерневшем лице. Маленькими быстрыми глазками Подтёлков, казалось, всё примечал, но ни за что не мог ухватиться. Ничто не сулило ему спасения.

    – Братья, отцы! – кричал он, указывая на своих товарищей. – Что вы делаете? Кого убиваете? Осмотритесь! Не в них надо стрелять!.. Но толпа угрюмо молчала… Расстреливали уже последнюю партию участников экспедиции.

    Подтёлкова с Кривошлыковым повели к виселице, возле которой суетились два казака, лица которых были скрыты башлыками {И. Горелов называет их имена: Веденей Голубев и Соловьёв}. Подтёлков шёл сам. И сам надел петлю себе на шею. – Одно только, – успел крикнуть Подтёлков, перед тем, как подъесаул Попов ногой выбил из-под него табурет, – к старому не возвертайтесь… Огромное его тело, провиснув, всею тяжестью устремилось вниз. Тонкие гибкие деревца, не выдержав, прогнулись. Подтёлков, вытянувшись в струнку, дотянулся пальцами ног до земли.

    – Эх, Василь… Степаныч… – прохрипел он, обращаясь к Попову. – Не научился… Лопатами стали подрывать под ним землю. Верёвка всё туже сдавливала шею, кровь густо приливала к лицу. Подтёлков как-то сразу обмяк и затих.

    Кривошлыков бился в руках урядников-атаманцев до последнего. Потеряв под ногами опору, худощавый и жилистый, он раз за разом подтягивал к подбородку колени и, будто маятник, раскачивался на перекладине. Молодое тело его сопротивлялось подступившей вплотную смерти до конца.

    Веденей Голубев приобнял Кривошлыкова за плечи и вместе с ним повис. Хрустнули шейные позвонки. Тело Кривошлыкова уже не раскачивалось. Он был мёртв {«И здесь, – пишет В. Севский, – у смерти Подтёлков, малограмотный социальный чернозём, дал урок мужества образованному Кривошлыкову. Тот нервничал, Подтёлков был спокоен». Справедливости ради, следует заметить, что Севский вряд ли учитывает состояние Кривошлыкова, терзаемого лихорадкой. И то, что он был ещё так молод}.

    «Вскоре, – пишет И. Горелов, – палачи обрезали верёвки, бросили в яму тело Кривошлыкова, а потом Подтёлкова. Подтёлков упал на бок. Могила была тесна для его огромного роста, и ему лопатой согнули ноги. Головы друзей лежали рядом. На шее у каждого остался обрывок верёвки.

    Есаул Сенин, проходя мимо, пробасил: – Верёвки снять… Грешно… В яму прыгнул старик. Сняв верёвки и оглядевшись вокруг, он выпростал из-под тела Кривошлыкова полу измятой шинели и прикрыл ею синие от недвижной крови лица казаков…».

    Экспедиция Подтёлкова своё существование на грешной, уже тронутой кровью земле, прекратила.

 Список казаков членов экспедиции Подтелкова, расстрелянных 28 апреля 1918 г.

№ №     Станицы          Имя и фамилия                Приговор
1. Усть-Хоперской ................ Федор Подтелков .............. Повешен
2. Еланской ...................... Михаил Кривошлыков .............. ,,
3. Казанской ..................... Авраам Какурин ............... Расстрелян
4. Букановской ................... Иван Лагутин..................... ,,
5. Нижегородск. губ. ............. Алексей Ив. Орлов ............... ,,
6. Нижегородской. губ. ........... Ефим Мих. Вахтель ............... ,,
7. Усть-Быстрянской .............. Григорий Фетисов ................ ,,
8. Мигулинской ................... Гавриил Ткачев .................. ,,
9. Мигулинской ................... Павел Агафонов .................. ,,
10. Михайловской ................. Александр Бубнов ................ ,,
11. Луганской .................... Калинин ......................... ,,
12. Мигулинской .................. Константин Мрыхин ............ Расстрелян
13. Мигулинской .................. Андрей Коновалов ................ ,,
14. Полтавской губ. .............. Константин Кирста ............... ,,
15. Котовской .................... Павел Позняков .................. ,,
16. Мигулинской .................. Яков Болдырев ................... ,,
17. Мигулинской .................. Тимофей Колычев ................. ,,
18. Филим-Челб. .................. Дмитрий Володаров ............... ,,
19. Чернышевской ................. Георгий Карпушин ................ ,,
20. Филим-Челб. .................. Илья Калмыков ................... ,,
21. Мигулинской .................. Савелий Рыбников ................ ,,
22. Мигулинской .................. Поликарп Гуров .................. ,,
23. Мигулинской .................. Игнат Земляков .................. ,,
24. Мигулинской .................. Иван Кравцов .................... ,,
25. Ростов ....................... Никифор Фроловский .............. ,,
26. Ростов ....................... Александр Коновалов.............. ,,
27. Мигулинской .................. Петр Вихлянцев .................. ,,
28. Клецкой ...................... Иван Зотов ...................... ,,
29. Мигулинской .................. Евдоким Бабкин .................. ,,
30. Михайловской ................. Петр Свинцов .................... ,,
31. Добринской ................... Илларион Челобитчиков ........... ,,
32. Казанской .................... Клементий Дронов ................ ,,
33. Иловлинской .................. Иван Авилов ..................... ,,
34. Казанской .................... Матвей Сакматов ................. ,,
35. Нижне-Курмоярской ............ Георгий Пупков................... ,,
36. Терновской ................... Михаил Февралев ................. ,,
37. Херсонской губ. .. чин[овник]. Василий Пантелеймонов ........... ,,
38. Казанской .................... Порфирий Любухин ................ ,,
39. Клецкой ...................... Дмитрий Шамов ................... ,,
40. Филоновской .................. Сафон Шаронов ................... ,,
41. Мигулинской .................. Иван Губарев .................... ,,
42. Мигулинской .................. Федор Абакумов .................. ,,
43. Луганской .................... Кузьма Горшков .................. ,,
44. Гундоровской ................. Иван Изварин .................... ,,
45. Гундоровской ................. Мирон Калиновцев ................ ,,
46. Михайловской ................. Иван Фарафонов .................. ,,
47. Котовской .................... Сергей Горбунов ................. ,,
48. Нижне-Чирской ................ Петр Алаев ...................... ,,
49. Мигулинской .................. Прокопий Орлов................... ,,
50. Луганской .................... Никита Шеин ..................... ,,
51. Ст. механик Р.П.Т.К. ......... Александр Ясенский ........ Расстрелян
52. Ростов ....................... Михаил Поляков .................. ,,
53. Раздорской ................... Дмитрий Рогачев.................. ,,
54. Ростов ....................... Роберт Фрашенбрудер ............. ,,
55. Ростов ....................... Иван Силендер ................... ,,
56. Самарской губ. ............... Константин Ефимов ............... ,,
57. Чернышевской ................. Михаил Овчинников ............... ,,
58. Самарской губ. ............... Иван Пикалов .................... ,,
59. Иловлинской .................. Михаил Корецков.................. ,,
60. Кумшатской ................... Иван Коротков ................... ,,
61. Ростов ....................... Петр Бирюков .................... ,,
62. Раздорской н/М ............... Иван Кабаков .................... ,,
63. Луковской .................... Тихон Молитвинов ................ ,,
64. Мигулинской................... Андрей Швецов ................... ,,
65. Мигулинской .................. Степан Аникин ................... ,,
66. Кременской ................... Кузьма Дычкин.................... ,,
67. Пономарёв хут. ............... Михаил Лукин..................... ,,
68. Баклановской ................. Петр Кабанов..................... ,,
69. Михайловской ................. Сергей Селиванов................. ,,
70. Ростов ....................... Артем Иванченко ................. ,,
71. Мигулинской .................. Николай Коновалов ............... ,,
72. Михайловской ................. Дмитрий Коновалов ............... ,,
73. Краснокутской ................ Петр Лысаков .................... ,,
74. Мигулинской .................. Василий Мирошников .............. ,,
75. Мигулинской .................. Иван Волохов .................... ,,
76. Мигулинской .................. Яков Гордеев .................... ,,

Трое из них не заявили о личности.
Председатель Воен. Отдела В.С. Попов.
Секретарь Ф.Ф. Попов.


Рецензии