91 год. Гл. 31. Гримаса национализма

Глава 31. Гримаса национализма.

Нас учили, – любая война, особенно в двадцатом веке – это война за ресурсы, за территории, за жизненное пространство. Правда, это не относится к гражданским войнам внутри государств, где камнем преткновения является идеология и классовые противоречия.
Гитлер, развязав вторую мировую войну, напал на Советский Союз, в первую очередь из стремления обрести для «избранного» немецкого народа необъятное жизненное пространство и сырьевые ресурсы. Сколько было за века таких «гитлеров» покушавшихся на одну шестую часть суши, неважно как называющую себя – Русь, Российская империя, Советский Союз…

И только сила и мощь Державы помогала сохранить это, потом и кровью освоенное «жизненное пространство», от жадных, завистливых глаз самонадеянных соседей.
Последняя мировая война показала, что «сила и мощь», – она многократно увеличивается за счёт союзнических, братских отношений стран, объединённых общей идеологией.  И такой совокупной мощью до недавнего времени обладали страны Социалистического содружества, страны оборонительного Варшавского договора созданного в противовес, то и дело, на практике, проявляющего империалистическую агрессивность, блока НАТО.
Изнурительная холодная война несколько раз грозившая перейти в войну горячую так и не достигла своей высшей точки, в том числе и потому, что существовал на земле не уступающий в силе блоку НАТО, достойный противник – блок социалистических стран, объединённых оборонительным Варшавским договором.
И вот, в одностороннем порядке, совершенно добровольно политические структуры Варшавского договора распущены – такую новость принесло начало июля. Выведены советские войска из Венгрии и Чехословакии. Надо полагать, что и на территории объединённой Германии они долго не задержатся.

И ещё, – официально распущен экономический инструмент скоординированного взаимодействия социалистических государств – Совет экономической взаимопомощи.
Неужели руководство Советского Союза действительно уверовало, что территория страны больше не является предметом покусительства для тех же Соединённых Штатов? А Китай?.. Неужели всё, что сейчас происходит с моей страной и её союзниками – есть благо, и способствует наращиванию её мощи, авторитета и влияния в мире? Верится с трудом.
Я не могу отказаться от жизненной потребности – знать, что происходит вокруг и в мире, – хотя, от последних событий – только оторопь берет. И моим товарищам по работе всё это (а ведь ещё недавно было не так), не хочется обсуждать.
Люди всё больше и больше замыкаются в себе. Их мозг противится и отторгает обилие противоречивой информации, от осмысления которой никакого нет толку – только голова идёт кругом. Головы забиты повседневностью и личными проблемами, руки заняты привычными делами, и только глаза, за напускным равнодушием, выдают тревогу и неуверенность в завтрашнем дне…

*** 
Саша Выходцев превратился в бизнесмена. Это тот Саша, который работал на заводе кислородно-дыхательной аппаратуры и отвечал там за заводскую связь. Я познакомился с ним во время телефонизации микрорайона Сункар, компактно выстроившегося недалеко от центра города, и километра на полтора смещённого к юго-востоку. Микрорайон построен для заводчан, и руководство завода КДА сделало всё, чтобы его работникам жилось там комфортно.
Связисты пообещали, что если в зоне застройки микрорайона им будет выделена квартира для размещения там АТС, то Сункар получит стопроцентную телефонизацию домов. Сигнал был услышан, и наладилось взаимовыгодное сотрудничество с заводом. И действительно, через некоторое время микрорайон Сункар стал единственным, пока, в черте города микрорайоном, получившим полную телефонизацию домов буквально сразу же после приёмки их Государственной комиссией и заселения новосёлами.

Саша Выходцев помогал осуществлять взаимодействие, избавил меня от посещения наиболее нетерпеливых и боевых, с пробивной пролетарской закалкой, посетителей из  заводского микрорайона, с настойчивой просьбой ускорить, и так скорую, установку телефона, и у меня наладились с ним хорошие товарищеские контакты.
В последнее время завод, в основном работающий на военных, стало лихорадить и Саша, уловив рыночный ветер перемен, поддался в многообещающую кооперацию и вдруг, совершенно неожиданно, основал коммерческое телевидение в городе и стал его директором.
В городе начал работать коммерческий телевизионный канал «Шугыла». Канал быстро приобрёл популярность, раскручивая рекламу, транслируя по телевидению на весь город поздравления и музыкальные подарки в честь юбилеев граждан и дней рождения. Несколько позже появился в программе блок местных новостей, где на довольно примитивном, но понятном людям языке, освещались наиболее интересные события, случившиеся в городе, подкреплённые видеорепортажами с мест. Стали практиковаться в телевизионном эфире интервью с чиновниками и беседы с руководителями предприятий по злободневным вопросам.

Проблемы телефонизации  города – это всегда злободневно. Дошла и до меня очередь «покрасоваться» на экранах местного телевидения.
К этому времени, мы получили достаточное количество простеньких железных полукабин для телефонов-автоматов, перекрасили их в приятный и не маркий цвет, освоили их установку. Начали потихоньку менять отслужившие свой срок, устаревшие стандартные, громоздкие кабины для телефонов-автоматов, содержащие в себе обзорные стекольные «окна» нещадно разбиваемые вдрызг неуловимыми вандалами, сразу же, после вышибания стекла, приобретавшими безобразный вид. И не уследишь за их состоянием и не напасёшься стекла…
Были и новые установки телефонов-автоматов, Особенно актуальной оставалась проблема их включения в районах частной застройки, куда ещё не дотянулась массовая телефонизация, и со связью, туда и оттуда, по-прежнему было туго.
 
Тема для репортажа у меня была в самый раз. Мы совсем недавно изыскали возможность и установили целых пять телефонов-автоматов по улице Кусаинова, довольно удалённой от центра, протянувшейся по самой гуще частных застроек, с довольно малым количеством телефонов, в примыкающих к ней, частных домах. Искренне радовались – пусть через телефон-автомат, но получат люди коллективный доступ к телефонной связи.
Автоматы  проработали ровно неделю. Закреплённые в аккуратных железных полукабинах, которым стекло – без надобности, а железо злоумышленникам, ломать и корёжить – зубы сломать! Разве что гвоздём, надписей скабрёзных нацарапать…
И всё-таки нашли пакостники слабое место. С корнем поотрывали, вместе с гибким металлическим шнуром, телефонные трубки, покорёжили номеронабиратели, короче, вчистую вывели из строя коллективные средства связи, так нужные их же родителям, тут же проживающим. Вандалы с песком в голове вместо мозгов, – чьи они дети?..

Саша Выходцев тут же настроился выпустить в эфир актуальный репортаж, со съёмками разорённого имущества крупным планом, и моими комментариями по ходу сюжета. А затем – с переходом к интервью, ибо мне было, что сказать горожанам по текущему состоянию дел и развитию городской телефонной сети в ближайшей перспективе. И представился случай.
Он заехал за мной часиков в одиннадцать, чтобы к обеду спокойно, не торопясь репортаж состряпать, и тут же, вечером, пустить его в эфир.
День начался хорошо, без всяких эксцессов. Я, по ходу настраиваюсь, прокручивая в голове предстоящее своё поведение перед кинокамерой. Мы спустились во двор, и тут же моё внимание привлекла посторонняя женщина на территории. Понятное дело. Она явно побывала на приёме у начальника ЛКЦ Шмидта и явно, неудовлетворённая его ответом, ищет начальника повыше, непременно желая добиться решения мучающей её проблемы.   
Симпатичная, привлекательная, молодая восточная красавица, – но воинственный вид её не предрекал ничего хорошего. Неужели Шмидт её так накрутил? Нет, не тот характер у Шмидта – не похоже…

И угораздило же нас спуститься именно в эту минуту! Мелькнула мысль, – пройти мимо! Откуда она знает, что я – начальник?.. Нет, нехорошо! Как-то неудобно перед Выходцевым. Какая-никакая, пусть телевизионная, но – пресса! Нутром почувствовал я, что ничего путного от общения с ней не получится. Итог предсказуем. Вдрызг испорченное настроение, к черту полетевший настрой на репортаж…
Вот тебе и хорошо начавшийся день! Но поздно, деваться некуда. Она уже взглядом нащупала нас, и пора вступить в диалог. 
Всё оказалось просто. Коммерсантка, под торговлю использовала квартиру на первом этаже, оборудовав её под магазинчик, а телефон, имеющийся здесь же, для пользования, как частному лицу, использовала на полную катушку, как юридическое лицо, в коммерческих целях.

По правилам, ей телефон надо было перерегистрировать на юридическое лицо – а не хочется! Абонентская плата, да и установочная плата этих категорий пользователей значительно различается не в пользу юридических лиц и предприятий. 
И ещё, в Правилах пользования телефоном подчёркнуто, что интенсивность его использования на квартире – два-три трёхминутных звонка в сутки! Отсюда и резко заниженная абонентская плата за пользование квартирным телефоном по сравнению с предприятиями, и теперь, вот – бизнесменами, использующими свой домашний телефон для коммерческих целей.
Интенсивность использования квартирных телефонов и телефонов, установленных на предприятиях, а также у коммерсантов, существенно различается, и на определённые пропорции в их количестве, по времени использования, рассчитаны групповые мощности телефонных станций. Иначе, при нарушении пропорций – перегрузки, и массовая недоступность линий, завершающаяся у абонента сигналом – «занято».
Посетительнице объяснили  ситуацию в абонентском отделе, она не вняла этому, и пренебрегла рекомендацией – переоформить телефон. Тогда – телефон просто отключили! Она посетила Шмидта, узнала причину отключения – и вот, возмущённая до «нельзя» ищет сатисфакции у более высокого начальника – у меня.

Мне тоже – ничего не оставалось, как порекомендовать ей, не затягивая, в скором порядке переоформить телефон в соответствии  с Правилами, и тогда – пользуйся, – «не хочу»!
Дамочка, мгновенно уловив, что и от высокого начальника ей светит отказ, выпучила на максимум глаза, вошла в экстаз и явно, не контролируя себя, а может, и контролируя – что ещё хуже, выпалила такое, что наступила, вероятно, очередь в ярость приходить и мне, и Саше Выходцеву, рядом со мной стоявшему, и подвернувшемуся под её горячий язык.
Она перешла на крик пообещала, что всё это так не оставит, а потом, и вовсе выпалила неожиданное, невероятное, парадоксальное
– … и вообще, вы, русские… Как я ненавижу вас всех! Был бы автомат под рукой – тут же расстреляла бы! Всех вас!.. Без разбора…

В моем сознании случился ступор, только чувствовал, как фонтанирует по венам кровь в голову, наливается жаром и багровеет лицо. У Саши Выходцева, от неожиданности – отвисла челюсть.
Это мне, по долгу службы, надо было, и на такой вопиющий случай, подбирать выражения, а он, не дожидаясь моей реакции, с виду – медлительный, а тут – нашёлся быстро и заревел
 – Ах-х, ты…шалава…
Я успел втиснуться между ними – ибо не исключено было, что в ход пойдут кулаки.
Совладал с собой, нашёлся, чтобы пригрозить.
– Узнаю, я обязательно узнаю Вашу фамилию! И сообщу, куда следует… что Вы, разжигаете межнациональную рознь! Вам явно надо укоротить язык!
Боже! – как я её «напугал»! С виду – восточная симпатяга, а изнутри – дура дурой…
Удалось всё-таки растащить их. И какое счастье, что не было во время этой перепалки, едва не переросшей в драку, из работников – ни одной живой души на территории двора. Вот ведь – позорище случилось…

Потом, мы всё никак не могли взять в толк – ведь не мужик, – женщина была перед нами! Вот это всплеск, вот это выброс! Откуда такая ненависть? Её слова были совсем не случайны, лились явно из глубины души и отображали сформировавшееся, искреннее убеждение.  Как из пьяного человека, у которого что на уме, то и на языке…
Вот тебе и нерушимая единая общность – советский народ…
А репортаж о разграбленных телефонах-автоматах получился интересным. Наверное, всё-таки заставит кого-то задуматься – что же происходит вокруг, с нашим сознанием,  и не одной ли из причин, способствующей этому вандализму, является всеобщее наше равнодушие?..


Рецензии