Глава 8. 96. Снова в Париже

Глава 8.96. Снова в Париже

http://proza.ru/2021/03/25/83

Мы с Вересовым прилетели в Париж.  Решили в течение вечера все накопившиеся вопросы, а сейчас уже второй час сидим в ресторане обсуждаем мой новый проект. Мой милый издатель Жан уже покинул нас, а у Николеньки и Франсуа разговор только начинается.
- Надежда, уведём их домой?
- Нет, родная! Я слишком долго ждал этого часа. Франсуа смеётся.
- Николай, понял тебя. Вика дома любит расслабляться. А в этой обстановке, она нас выслушает.
- Напрасно, Франсуа, улыбаешься! То, что раньше Вика писала, я считаю неизбежным.
- Надежда, она отдавала дань Богу. Он же её для этого и сотворил.
- Николай, писать о том, что ей неинтересно.
После точной характеристики моего «творчества» Франсуа, Надежда с грустью посмотрела на меня. Однако мужчины не замечают её реакции.
- Я вижу, что вы оба сгораете. Давайте вместе и составим план. Как мне осуществлять вашу идею?
- Очень просто, родная! И мы тебе поможем.
-Вересов, но я же не профессионал. Могу понять, когда книги пишет об истории Франции мама Франсуа, а о флоре и фауне Подмосковья – Головина Мария Михайловна. Они же профессора своего дела!
- А ты - своего! У тебя это очень хорошо получится.
- Если учесть, Николай, что у неё экономическое и техническое образование.
- Ребята, она кокетничает. У неё уже на три четверти план готов.
- Не возражаю, Надежда! А вот некоторые детали мы поможем ей уточнить.
- Как, Франсуа?
- Милая, Франсуа уже год назад набросал этот план.
- Мы с Надеждой уже сгораем от любопытства.
- Вика, начни первую главу с того, что разграничь «открытие» и «изобретение».
- Верно, Франсуа!
Кажется, Николенька уже возбуждается, что с ним редко происходит.
- Изобретение – это техническое решение задачи, в результате которого создаются новые методы, вещества, устройства. Открытие – результат научного исследования, который включает в себя три категории: закономерность, явление и свойство. Что мы понимаем под законом?
- Это объективно существующие связи, Николай. Мы не можем их придумать, отменить, уничтожить. Открыв закон, человек может только изучить его и использовать.
- Хорошо, Франсуа! А как связать это с жизнью людей?
- Вика, не уходи пока от природы.
- В социальную сферу людей, где торжествует беззаконие, в отличие от законов природы? Я уже столько об этом написала, Вересов!
- Ничего ты ещё не писала. Сколько интересных мыслей от тебя я уже услышал, но ты их не фиксируешь.
- Надежда, заводи её!
- Попытаюсь, Франсуа. Закон всемирного тяготения: «Два тела, находящиеся на некотором расстоянии друг от друга, взаимно притягиваются с силой, прямо пропорциональной их массе и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними». Этот закон, выраженный математическим соотношением, носит общий характер, то есть закон применим не к отдельным, а ко всем макроскопическим телам.
- Надежда, следует иметь в виду, что для всякой связи нужны определенные условия, поэтому и сам закон применим лишь к этим условиям. В твоём примере тела притягиваются друг к другу, если находятся на некотором (не очень большом) расстоянии друг от друга. Если определенные условия налицо, закон действует в течение всего времени, пока они существуют. Поэтому закон характеризуется не мгновенными, кратковременными, а относительно устойчивыми, постоянными связями.
- Николай, а Вика уже все поняла.
- Франсуа, она уже в «Исповеди» применила этот закон природы в отношениях между своими героями.
- Николай, а Вика с тобой не согласна.
- Я не забываю, Франсуа, что законы охватывают различные по широте области явлений. Например, все химические элементы подчиняются периодическому закону, открытому Менделеевым.
- И что? Согласно этому закону свойства химических элементов зависят от заряда атомного ядра.
- Однако не забывай, Вересов, что есть законы, которым подчиняются только радиоактивные вещества, то есть лишь часть химических элементов. Таков, например, закон периода полураспада. По отношению к периодическому закону он является менее общим. Отсюда следует, что открытия новых законов природы не равнозначны по масштабам. Однако из глобальных и менее масштабных открытий складывается общее здание знаний об окружающем нас материальном мире.
- Вот и замечательно! Примени эти законы материального мира к социальному. Почему смеёшься, Франсуа? Я вполне серьезно ей сказал.
- А я тебе отвечу тем же! По закону периода полураспада сегодня живёт  часть общества, начиная с олигархов и кончая более мелкими воришками. Они и есть радиоактивные вещества, отравляющие все живое, что создала настоящая царица Природа!
- Вот и пиши! Ты увлекаешься иногда следствием, но надо останавливаться и на природе, порождающей его.
- А вот здесь, Николай, я с тобой не согласен. Открытие явлений природы идёт двумя путями. Первый путь – экспериментальный. При помощи эксперимента учёный задаёт вопрос природе: «А что будет, если... Что будет со светом, если его пропускать сквозь мутный раствор?»
- Франсуа, но это учёные! А вот наши реаниматоры и приватизаторы не задумывались, что будет со светом, когда глубоко опускали свои руки в мутную водичку рыночной экономики.
- Браво, Вика! Смирись с ней, Николай! Иначе она мыслить не сможет.
- Но в этом вины Вики нет. Хочется, чтобы она писала о красоте. У неё это лучше получается.
- Николай, мне трудно не согласиться с тобой. Если бы, мальчики, вы слышали, какие сказки она нам сочиняла на даче!
- Вика экспромтом могла сочинять?
- Франсуа, у нас была очень интересная интеллектуальная игра в юности. Садились в гамак двое и начинали поочерёдно рассказывать о жизни того или иного писателя, художника или композитора. Первой парой обычно была Вика и Олег, он быстро вылетал со своей эрудицией, потому что я, Света или Влад, чаще угадывали. Та же участь постигала и остальных. Вика неизменно оставалась в гамаке. Сочиняла она правдоподобно.
- И ты, Вика, им не признавалась?!
- Нет, Франсуа.
- Она мне многое рассказывала с восторгом о своих друзьях, но о себе никогда ничего не говорила.
- В этом и есть её истинная природа, Николай.
- Надежда, мне доставляла эта игра наслаждение. Но стоило только встать из гамака, тут же остывала. Рядом с вами мой максимализм к себе вступал в силу. И это чувство сопровождало с детства.
- Пока сама не занялась творчеством.
Вересов сказал с грустью. Но Франсуа не унимается.
- Итак, Николай, первый путь открытия явлений – экспериментальный. А второй?
- Предсказание их на основе существующих теорий. Если теория предсказывает тот или иной эффект, а экспериментатор его обнаруживает, значит, теория правильна и открытие вполне достоверно.
- А как эти пути открытия явлений природы, Вересов, можно применить к исследованию природы человека? У меня получался только один эффект, при моих горьких опытах: если человек нравственно красивый, то он всегда порядочен в своих действиях, если же в нём сидит апломб или он ничтожен, то в таких случаях, как правило, непредсказуем. Подтверждение тому – вся наша история. А, впрочем, вы меня уже убедили. Я попытаюсь осуществить вашу интереснейшую идею. Она близка моей природе.
               
http://proza.ru/2021/03/27/342               


Рецензии