Празднование дня рождения газеты Плёсские ведомост

            

                Из серии "В России в 2019". Глава 15

             Празднование дня рождения газеты «Плёсские ведомости».
                Соборная и Воскресенская гора.

8 сентября 2019 года редакция газеты «Плёсские ведомости» организовала торжества в честь шестилетней годовщины со дня выхода в свет её первого номера, проходившие в Верхнем Плёсе. Я поднялась в гору по крутой длинной лестнице и оказалась в парке дома отдыха, где праздничные мероприятия уже начались. Меня встретили приветливо помахавшие мне руками два парня на ходулях, одетые в яркие костюмы клоунов. Я подошла к одной из площадок, где проводились игры. Вокруг неё на стульях сидели взрослые, а дети гурьбой стояли прямо на площадке и активно реагировали на происходящее перед ними. Я стала очевидцем состязаний метателей ножей и силачей, сумевших более тридцати раз поднять многопудовые гири. Победитель состязаний получал связку баранок, но главным призом соревнований, безусловно, была моральная победа. Судил силачей молодой, дородный мужчина в красном свитере с белой вставкой, украшенной вязаными петухами и волжским орнаментом.

Я сфотографировала певиц в разноцветных сарафанах, уже исполнивших перед зрителями русские народные песни, и их руководителя в белой рубахе, также украшенной местным орнаментом.
 
Недалеко от первой площадки был установлен стенд, воспроизводивший первую страницу газеты «Плёсские ведомости» от 2 сентября 2016 года, на которой была помещена статья «Лучшие люди Плёса» и два портрета. В них вместо лиц были сделаны отверстия, куда каждый желающий мог вставить своё лицо и сфотографироваться, так что на снимке это выглядело так, будто это именно его портрет помещён в газете.
 
Я взяла красочно оформленную газету «Плёсские ведомости» от 6 сентября 2019 года, поздравлявшую читателей с наступающим днём рождения газеты, и увидела в ней много интересных статей: «Что сделано и что предстоит сделать в Плёсе?» - интервью газете Председателя Совета Плёсского Городского Поселения Тимербулата Каримова, «Всероссийский фотоконкурс «Культура в пейзажах России» на приз газеты «Плёсские ведомости», «Древнеисторическое прошлое деревни Сторожево», «Работает, как папа Карло…» о создателе деревянных скульптур в Плёсе Николае Саблине и др.

Прямо на открытом воздухе мы, гости праздника, могли отведать вкусные горячие блины, приготовленные в походной русской печи, а в расположенной недалеко от неё в палатке купить мёд, орехи, чай «Greenfield», воду «Святой источник» и сладости. Здесь всё дышало спокойствием и патриархальностью. Всё было так же, как, видимо, в советское время и сто лет назад.
 
Моей следующей целью в программе ознакомления с Плёсом был подъём на Соборную гору и осмотр её достопримечательностей. Соборная гора является центральным местом города, с которого началась история Плёса. Именно здесь в начале XII века была возведена первая оборонительная крепость. Жители Плёса часто называют это место сердцем города, местом силы. На горе располагается Успенский собор, памятник Василию I, церковные ворота, здание Присутственных мест, памятный крест на месте разрушенной в советское время Казанской церкви, возведённой в 1828 году. В советский период Соборная гора называлась «Горой Свободы».

Поднявшись на гору, я увидела высокую стелу с установленным на ней бюстом. Это был памятник основателю города – великому московскому князю Василию I, сыну Дмитрия Донского. Он был открыт в 2010 году и посвящён князю, приказавшему в 1490 году построить на Соборной Горе укрепленную таможенно-сторожевую заставу.

Здесь же, на площади, находится каменное здание Присутственных мест, построенное в 1786 году, в восстановленных интерьерах которого открылся музейно-выставочный комплекс «Присутственные места». После того как Плёс перестал быть уездным городом, здесь располагались Городская Управа, Городской общественный банк и Высшее начальное мужское училище - словом, присутственные места. В XVIII веке в его подвалах хранилось вино, затем - архив Городской Управы.
 
В подвальном этаже здания разместилась постоянная экспозиция «Древний Плёс и Ивановская земля», в залах первого и второго этажа – временные выставки. 
Экспозиция "Древний Плес и Ивановская земля" рассказывает о ранних периодах истории Ивановского края: о древней истории края от каменного века до Смутного времени, об укреплённых поселениях эпохи раннего железного века, о древнем финно-угорском граде Чувиле, Плёсской крепости и таможенных Винных грядах. В музее собрано множество интересных археологических находок: уникальный Алабужский клад, включающий в себя 398 женских украшений VII века, символы языческо-христианского двоеверия и даже магический «камень любви».

В музее находится также оригинальный бюст великого князя Василия I, созданный в 1910 году, а на постаменте перед зданием установлена его копия, которая ровно на сто лет моложе. Памятник сооружён на средства купца первой гильдии Горбунова и создан скульптором Алёшиным. Внизу памятника сделана надпись, которая гласит: «Сооруженъ въ царствованiе Императора Николая II-го въ память 500-лътiя города Плесса, основаннаго Великимъ Княземъ Василiемъ Дмитрiевичемъ, сыномъ Великаго Князя Дмитрiя Донского. 1410-1910». Этот монумент стал первым памятником князю Василию I. Его установка стала крупным событием того времени в масштабах страны. О происходившем в небольшом провинциальном городе торжестве писали даже столичные газеты.

Ещё перед входом в здание Присутственных мест моё внимание привлёк стенд: «И. Левитан. На Волге». Картина художника, доставленная сюда из фондов Государственной Третьяковской галереи, должна была экспонироваться на первом этаже этого здания с 31 августа 2019 по 20 января 2020 года. Для этой картины были созданы особые температурные условия, и она была прекрасно освещена. В отличие от картин других художественных музеев Плёса, её не разрешалось фотографировать. Когда я увидела её, то была ошеломлена. К тому времени я уже увидела в Плёсе много работ разных художников, и они почти все мне нравились, особенно те, где был изображён только пейзаж, без людей и животных. Порой мне даже казалось, что все художники пишут одинаково хорошо. Когда я была в мемориальном доме-музее Исаака Левитана, у меня даже мелькнула мысль: «Да вроде Кувшинникова пишет свои пейзажи не хуже Левитана». Но то, что я увидела сейчас, трудно описать словами. Я осознала, что передо мной творение действительно великого мастера, настолько выразительной была открывшаяся моему взору картина с её некричащими и вместе с тем очень выразительными красками, с её покоем и исходящей от неё благодатью. Мне даже показалось, что я присутствую в этом месте.

Поднявшись на второй этаж, я осмотрела выставку, на которой экспонировалось более 40 пейзажных полотен из фондов Плёсского музея-заповедника с изображением Волги. Уже в начале XX века Плёс стал настоящей творческой мастерской. Известные представители русской реалистической школы живописи: «передвижники» Переплётчиков, Степанов и Корин, петербуржец Геллер, ученик Рылова и Билибина Шегаль, выпускник студии Машкова Корыгин – изображали на своих картинах виды волжских берегов, баркасы, лодки, пристани и улочки этого очаровательного городка. Сегодня их работы находятся в собраниях многих художественных музеев России. Волжские мотивы нашли отражение и в творчестве выдающегося советского пейзажиста народного художника СССР, академика АН СССР Ромадина.
 
Народный художник России Сотсков создал целую серию работ «По Волге-реке». В 2009 году был издан тематический альбом с репродукциями картин и художественных фотографий автора «Наша Волга». Изображение Волги можно увидеть в творениях многих художников, родившихся на её берегах, среди которых заслуженный работник культуры РСФСР Миловидов из Саратова, народный художник РСФСР Белых из Костромы, народный художник России Семенюк из Ярославля, уроженец Татарстана, народный художник России Зарипов, художник Бычков из Ярославля, выпускник МУЖВЗ, где его преподавателями были Серов, Коровин, Архипов и Корин. Неоднократно изображали любимую реку и её окрестности наши современники, волжане: народный художник России Агеев и заслуженный художник РСФСР Фёдоров.

В 2019 году исполнилось 20 лет проекту Плёсского музея-заповедника «Зелёный шум». За прошедшие годы проект вырос из регионального во Всероссийский, а затем – в Международный пленэр, собирающий на волжских берегах художников из разных областей России и стран зарубежья. Его участники не только пишут картины, но и общаются с творческой молодёжью и зрителями. Лучшие работы, созданные за время пленэра, пополняют музейные фонды страны.
 
Выйдя из здания Присутственных мест, я направилась к расположенному поблизости Успенскому собору, православному храму с шатровой колокольней. Это памятник истории и культуры федерального значения. Деревянный храм на этом месте был возведён ещё в XV веке при Василии I, что делает Успенский собор древнейшей церковью Ивановской области. В 1695 году деревянная церковь, которая скорее всего уже не была первоначальной, сгорела, и через четыре года, в 1699 году, был построен каменный храм. Считается, что он повторяет формы деревянного. Его алтарная часть, как и колокольня, была возведена столетием позже.
 
В настоящее время проводится реставрация этого самого старинного каменного храма в Плёсе. Эта работа является одним из немногих случаев научной реставрации. Реставраторы получили идеальный заказ на восстановление объекта культурного наследия при полной финансовой поддержке и без ограничения сроков его выполнения. Специалисты могут выбрать все разрушенные старинные кирпичи и выпечь их заново. Это может занять сколь угодно времени. Поэтому мастера не торопятся, выполняя задание с высоким качеством. Реставраторы, восстанавливающие Успенский храм, до недавнего времени работали над Никольским собором в Париже. Сейчас туристы и жители Плёса уже могут любоваться обновлённым шатровым куполом Успенского собора.

Успенская и Казанская церкви, составляющие ансамбль храмов на Соборной горе, впоследствии были включены Исааком Левитаном в композицию картин «Вечерний звон» и «Тихая обитель». Художник порой довольно долго работал над своими полотнами. В 1890 году Левитан начал работать в Плёсе над картиной «Тихая обитель», для которой написал храмы Соборной горы. Отправившись из Плёса в Юрьевец, он посетил Кривоозерский монастырь. На картине «Тихая обитель» изображены плёсские храмы, а река с мостиком списана с Юрьевецкого пейзажа. Река как бы отделяет храмовый комплекс от всего мира, а мостик ведёт человека от бурной и суетной жизни в мир благодатного покоя и тишины. По мотивам этой картины было создано и другое знаменитое полотно - «Вечерний звон», где изображена группа людей в лодке и ансамбль Соборной горы. К сожалению, сейчас невозможно оценить красоту центрального храма комплекса, которым любовался художник, поскольку пятиглавый Казанский собор не сохранился.

По предложению местного отделения Союза воинствующих безбожников от 19 ноября 1931 года, в городе начался сбор подписей за закрытие церкви Успения, в результате чего Успенский храм был закрыт. Городское руководство «имело крайнюю необходимость в помещении для сельскохозяйственного техникума, которому для пополнения теоретических знаний подготовляемых кадров сельского хозяйства необходима практика, которая должна проходить в учебно-показательной мастерской по машиноведению, каковой в данное время в техникуме не имеется». Плёсский городской совет посчитал, что для этого наиболее подходящим зданием является Успенский храм. После войны полностью разрушили также здание летней Казанской церкви, и на её месте устроили танцплощадку, которая функционировала до 1988 года. Богослужения в Успенском соборе возобновились только в 1990-е годы. В 2007 году на месте разрушенного летнего собора Казанской иконы Божией Матери был поставлен поклонный крест.

Я продолжала исследовать Соборную гору. В нескольких местах на её вершине оборудованы удобные беседки, где можно укрыться от солнца и дождя, и смотровые площадки. Я постояла на одной из них, любуясь открывавшимся отсюда видом на домики внизу, на спокойную гладь реки и противоположный берег. Уже темнело, когда я подошла к беседке, расположенной на самом краю Соборной горы, а затем направилась к санаторию по улице Ленина мимо Воскресенской церкви и деревянной Часовни Архистратига Михаила. Она была построена в 1825 году в селе Антоново, нынешнем Приволжском районе Ивановской области. Часовня относится к древнейшему типу храмов, в основе которых лежит сочетание нескольких срубов (клетей). В начале 1990-х годов Часовню реконструировали и перенесли в Плёс на место, где в XVII-XVIII веках стояла деревянная церковь Рождества Христова того же клетского типа.

Прогулка по улице Ленина дала мне много неожиданных впечатлений. Здесь соседствовали ветхие и недавно отреставрированные, добротные дома. На некоторых из них я увидела потрясшие меня старинные почтовые ящики. А один довольно старый дом перенёс меня в советское время, так как на нём я увидела плакаты с надписью «Плёсская коммуна» и «Наша родина СССР» с датами: 1922-1991, а также портреты Ленина и Сталина. Как мне позже сообщили местные жители, руководителей коммуны уже нет в живых, так что теперь мечта многих жителей городка о возврате в советское прошлое перестала быть столь же яркой, как прежде.

Моё желание подняться на Воскресенскую гору, чтобы увидеть там городскую больницу и памятник павшим в ВОВ воинам, осуществилось во время прогулки, на которую я отправилась вместе с группой отдыхающих санатория. Мы шли по асфальтированной дорожке в Зобовском лесу и наслаждались необыкновенно красивой картиной ранней осени. Кое-где по обочинам тропинки уже лежали опавшие листья, но на деревьях листья были ещё зелёными. Заходящее солнце освещало верхушки деревьев, золотя их. Слегка наклонённая берёза с могучим стволом, что было неожиданно для этого изящного дерева, раскинула над тропинкой свои кудрявые ветви. И казалось странным, откуда здесь взялись опавшие листья?

Тропинка вывела нас к нескольким кирпичным зданиям. Несмотря на то, что они не выглядели новыми постройками, вид у них был довольно нарядный, поскольку в их архитектурных украшениях присутствовали элементы русского стиля. В прошлом здесь размещалась городская больница. Над входом в её главный корпус уцелело место для иконы. Комплекс больничных зданий был построен в 1899 году на средства почётного гражданина Григория Климентьевича Горбунова, купца I гильдии, владельца фабрик Товарищества бумаготкацкой мануфактуры братьев Горбуновых – в память о его погибшем сыне. Первым главным врачом больницы был Фёдор Петрович Чекалов, позже его сменил хирург Евгений Иванович Лебедев. Больничный комплекс включал в себя несколько корпусов, часовню и дом для врачей. Сейчас собственно больницы в Плёсе нет, осталась только поликлиника с амбулаторным лечением. Однако здание постройки конца XIX века сохранилось.
 
Наша экскурсия закончилась у мемориала солдатам Великой Отечественной войны. Вечная им память!

Коллаж.
Верхний ряд:
1 и 2 – затейники и коллектив народных певцов на празднике газеты,
3 – Б.Н. Лукин «Старый Плёс»,
4 – Ю.И. Семенюк «Осень на Волге»,
5 – Успенский собор.
Нижний ряд:
6 – Часовня Архистратига Михаила,
7 – дом на улице Ленина,
8 – Горбуновская больница,
9 – старинный почтовый ящик,
10 – мемориал солдатам Великой Отечественной войны.

Продолжение следует.


Рецензии
Здравствуйте, Алла.
Читала и улыбалась, хотя обстановка в мире страшная.
Празднование дня рождения газеты удалось. По крайней мере, такого праздника по поводу простой газеты я ещё не видела.
И ещё удивляюсь Вашей памяти, я бы половину, наверное, забыла. Это потому, что обычно равнодушно отношусь к торжествам.
С уважением и наилучшими пожеланиями,

Лариса Малмыгина   06.04.2022 09:35     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Лариса! Обстановка сейчас действительно такая, какой не было со времён Второй мировой. У меня нервы не выдержали всего этого ужаса, и я заболела. Так что иногда полезно разрядиться даже сейчас.
А насчёт памяти, то не удивляйтесь. Сделанные на месте событий фотографии как нельзя лучше напоминают о том, что происходило.
Спасибо.
С теплом,

Алла Валько   07.04.2022 22:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 24 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.