Великий квадрат социальной регламентации
непосредственным образом связаны с социальной регламентацией.
Это (будем рассматривать по мере их становления и развития) мораль – исторически
первый социальный регулятор жизни. Затем – религия, более развитая и
разнообразная форма социальной регламентации. После религии идет естественным
образом политика, возникающая с появлением первого государства. И замыкающей
стороной великого квадрата (великого из-за той роли, которую в обществе играют
его стороны) выступает право.
Если войну принято называть продолжением политики иными средствами, праву можно
дать аналогичное определение – оно тоже продолжение политики иными, в его
случае, нормативными средствами.
Итак, в результате пяти тысяч лет развития общественного сознания мы имеем
великий квадрат, стороны которого, если не являются противоположностями в
диалектическом смысле, то все равно заметно противостоят друг другу.
Поэтому и сопряженные стороны располагаются отнюдь не случайным образом.
Мораль как начало общественного сознания, сознание собственного вида. Сначала мы
осознаем себя, как отдельный вид, противостоящий всем другим видам.
К морали примыкают с одной стороны религия, а с другой право.
Политика же к морали непосредственно не примыкает, а является противоположной
стороной великого квадрата.
И это действительно так. Мораль ведь, и правда, во многом противоположна
политике, которая обслуживает интересы не всего человечества в целом и даже не
всего общества в рамках одного государства, а интересы отдельных господствующих
групп или, в более крупном масштабе, интересы отдельных господствующих стран.
Мораль же общая для всего человеческого вида, независимо от расовой,
этнической, государственной и национальной принадлежности отдельных конкретных
индивидуумов.
Поэтому политика это аргумент господствующего, а мораль аргумент угнетаемого. Ты
уж не сильно меня притесняй и эксплуатируй не до костей, ведь мы одного с тобой
вида. Аргумент не из сильных, а других уже не осталось.
Другими противоположными сторонами великого квадрата выступают религия и право.
И ведь так же религия и право довольно противоположны друг другу.
Если религия в основном иррациональна, право по своей природе исключительно
рационально, и любую норму права всегда стараются обосновать какими-то разумными
доводами. Скажем, почему вдруг приспичило обнулиться кому-то? Вышел космонавт на
трибуну. А что, космонавт у нас уже не довод?
Если в религии главным аргументом является вера, в праве главный аргумент это
доказательство, а признание – царица всех доказательств (Вышинский).
Всякое преступление должно быть доказано. Бездоказательные обвинения уместны в
религиозных спорах, но отнюдь не в судебных институциях, таких как суды,
трибуналы и тройки.
Стороны великого квадрата можно преобразовать в прямую линию, и тогда станет
понятным, что за чем исторически следовало и как одно из другого возникало.
Начиная с морали и заканчивая правом, которые, смыкаясь, общепризнаны главными
регуляторами социального поведения в современных обществах.
Что еще можно в заключение добавить?
Возражения принимаются, критика (но не троллинг) приветствуется.
Несогласные выстраиваются в очередь.
Только прошу учесть, что мой стаж в данном вопросе примерно сорок лет. Сорок лет
это всяко не хрен собачий.
Это моисеев срок, на всякий случай. А звучит-то как красиво и значительно –
моисеев срок! ;
Свидетельство о публикации №221032600291