Великий квадрат социальной регламентации

Из шести основных форм общественного сознания четыре формы самым

непосредственным образом связаны с социальной регламентацией.

Это (будем рассматривать по мере их становления и развития) мораль – исторически

первый социальный регулятор жизни. Затем – религия, более развитая и

разнообразная форма социальной регламентации. После религии идет естественным

образом политика, возникающая с появлением первого государства. И замыкающей

стороной великого квадрата (великого из-за той роли, которую в обществе играют

его стороны) выступает право.

Если войну принято называть продолжением политики иными средствами, праву можно

дать аналогичное определение – оно тоже продолжение политики иными, в его

случае, нормативными средствами.

Итак, в результате пяти тысяч лет развития общественного сознания мы имеем

великий квадрат, стороны которого, если не являются противоположностями в

диалектическом смысле, то все равно заметно противостоят друг другу.

Поэтому и сопряженные стороны располагаются отнюдь не случайным образом.

Мораль как начало общественного сознания, сознание собственного вида. Сначала мы

осознаем себя, как отдельный вид, противостоящий всем другим видам.

К морали примыкают с одной стороны религия, а с другой право.

Политика же к морали непосредственно не примыкает, а является противоположной

стороной великого квадрата.

И это действительно так. Мораль ведь, и правда, во многом противоположна

политике, которая обслуживает интересы не всего человечества в целом и даже не

всего общества в рамках одного государства, а интересы отдельных господствующих

групп или, в более крупном масштабе, интересы отдельных господствующих стран.

Мораль же общая для всего человеческого вида, независимо от расовой, 

этнической, государственной  и национальной принадлежности отдельных конкретных

индивидуумов.

Поэтому политика это аргумент господствующего, а мораль аргумент угнетаемого. Ты

уж не сильно меня притесняй и эксплуатируй не до костей, ведь мы одного с тобой

вида. Аргумент не из сильных, а других уже не осталось.

Другими противоположными сторонами великого квадрата выступают религия и право.

И ведь так же религия и право довольно противоположны друг другу.

Если религия в основном иррациональна, право по своей природе исключительно

рационально, и любую норму права всегда стараются обосновать какими-то разумными

доводами. Скажем, почему вдруг приспичило обнулиться кому-то? Вышел космонавт на

трибуну. А что, космонавт у нас уже не довод? 

Если в религии главным аргументом является вера, в праве главный аргумент это

доказательство, а признание – царица всех доказательств (Вышинский).

Всякое преступление должно быть доказано. Бездоказательные обвинения уместны в

религиозных спорах, но отнюдь не в судебных институциях, таких как суды,

трибуналы и тройки.

Стороны великого квадрата можно преобразовать в прямую линию, и тогда станет

понятным, что за чем исторически следовало и как одно из другого возникало.

Начиная с морали и заканчивая правом, которые, смыкаясь, общепризнаны главными

регуляторами социального поведения в современных обществах.

Что еще можно в заключение добавить?

Возражения принимаются, критика (но не троллинг) приветствуется. 

Несогласные выстраиваются в очередь.

Только прошу учесть, что мой стаж в данном вопросе примерно сорок лет. Сорок лет

это всяко не хрен собачий.

Это моисеев срок, на всякий случай. А звучит-то  как красиво и значительно –

моисеев срок! ;


Рецензии