Не сомневаюсь

Даже не сомневаюсь, что «сплясать на моих костях» желающих будет превеликое множество. И не потому, «что я у них украл Луну, и что-нибудь ещё украсть не премину». Нет. Не поэтому. Они защищают свой образ жизни. Им ведь приходится каждый день выполнять свои дурацкие обязанности и постоянно уговаривать себя, убеждать, что они выполняют очень нужную, полезную, хоть и очень скучную работу. А все их «лёгкие отклонения от намеченного курса» – это всего лишь игра ума, та дань мести бестолковой системе, которую они давным-давно переросли (как они считают) и достойны большего. Но эта система настолько косная и инертная, что изменить её невозможно (как они считают). Поэтому они предпочитают поступать по-умному: найти выгодное положение в этой системе, занять почётное место и втихаря тырить, и втихаря наслаждаться. Оправдывая себя всеобщим несовершенством, несправедливостью мира, темнотой народа. В глубине души они прекрасно понимают, что их «почётное место» как раз и есть один из тех самых столпов, который подпирает эту систему. А их каждодневное перетирание времени в труху среди нагромождения маразматических правил, копившихся годами и десятилетиями (а то и столетиями!), как раз и есть тот самый «тормоз», который не даёт развиваться обществу. Но, они бегут от этих мыслей. Говорят себе «не я один такой», «другие ещё хуже», «а если не я, то кто? Уж лучше я, чем кто-то другой, который будет ещё хуже» и т.д. Ну, типа, «все побежали, и я побежал». Помните оправдания Василия Алибабаевича из «Джентльменов удачи»? Вот это то же самое. Только за очень большие деньги. И из народного кармана.

Я вспоминаю хороший советский фильм, к сожалению, я не помню его названия, но очень хорошо помню сюжет: уважаемый член Правления Директоров уважаемого Банка, которого фантастически играет Юрий Соломин, этакий чопорный джентльмен, сухарь и педант, ходячая инструкция, вдруг «слетает с катушек». Отправляется вместо службы в магазин игрушек. Покупает там детский тир, кучу ещё каких-то принадлежностей. Запирается дома. И играет на ковре в своё удовольствие. И плевать он хотел на всех банкиров и их заседания. В разгар его игры к нему заявляется красивая замужняя женщина его лет. Просто фантастика, что он открыл ей дверь – ей просто повезло! Этакая томная дама, уставшая от ритуалов светскости, которая приходит сначала в недоумение, а потом у неё в мозгах тоже что-то «щёлкает, искрит», и она тоже слетает с катушек вместе с ним! И они устраивают, как маленькие дети полный бедлам в квартире, играют в игрушки, под пластинку классического произведения лупят кто по чему (она, помнится мне, играла партию на угольном ведёрке!). И в этот момент они понимают, что вся их великосветская жизнь, вся их преуспевающая деятельность в этом скучном мире не стоит и одного часа свободы, в которую они погрузились вдвоём! А потом начинается «террор системы». Появляются один за одним чиновники, начинают уговаривать, приходит её муж, появляется шеф полиции (которого здорово сыграл Эммануил Виторган) и стукает героя в челюсть, не в силах сдержаться, и не имея других способов убедить, появляется врач-гипнотизер, все чиновники объединяются против Юрия Соломина в образе Банкира и приводят его, к своему величайшему облегчению, к прежнему облику дохлой рыбы, мумии и ходячей инструкции. А томная дама плачет и рвётся к нему из рук своего мужа с криками: что вы с ним сделали? Палачи! Мерзавцы! Он был час назад живым человеком! Он проснулся. А вы его снова похоронили… Как вы мне все противны! И уходит, уводимая неверным супругом (который ни сколько не любит её, и изменяет ей, но тайно, чтобы ни кто не пронюхал, а озабочен он исключительно соблюдением приличий, как бы кто-чего не сказал про них).

А шеф полиции оправдывается за свой «хук-слева», он говорит главному: «Мне просто обидно! Я каждый день должен терпеть эту ненавистную службу, которая из меня всю кровь выпила. А он не хочет? А ему можно! Это нечестно! Почему я должен. А он нет?»

Господа чиновники! Но вы же сами устроили эту жизнь так по-дурацки, что она никому не приносит радости! Очнитесь же, наконец! Другой жизни ни у кого не будет! Она одна. Время пролетит, и не вернёшь. А ваши дурацкие правила искалечили не одно поколение людей. А вы всё ни как не сообразите, что надо всё поменять? Это только потому, что вы боитесь потерять своё выгодное положение. Вас страшит участь оказаться внизу иерархической лестницы, по которой вы карабкались всю жизнь. Достигли вершины! И вдруг оказалось, что всё это не приносит вам ровным счётом никакого удовольствия.

А может быть надо прислушаться к старику Марксу? И свободное время, которое вы можете потратить на себя и своих близких – это и есть главная ценность в этой жизни? А? И пошлите к чертям все эти надуманные правила!

Фильм кончается хорошо. Оказывается врач-гипнотизер – шарлатан. А «дохлая рыба» получилась у него только потому, что Банкир прикинулся на время. Он оживает снова, после того как все чиновники оставляют его в покое, находит свою томную даму, и увозит её к морю в счастливое будущее!

И как говорится, дай бог им счастья вдвоём.



P.S.

Я не помню, как называется этот фильм. Простите мне. Но смысл его я запомнил навсегда! И мой низкий поклон всем актёрам, и Эммануилу Виторгану, и мужу дамы, и самой томной даме, великолепно исполнившей партию на угольном ведёрке! И я не нахожу слов, чтобы оценить по достоинству игру Юрия Соломина. Браво!! И примите ещё раз низкий поклон.

Юра – мы вас любим! И в образе банкира, и в образе Генриха Айзенштайна, и в образе капитана Кольцова (Павла Андреевича), и в образе трактирщика Эмиля из «Обыкновенного чуда». Спасибо вам.





14:55:23 16.03.2021          2092EB9176E0


Рецензии