3. Основные методы обучения человека

Основы ведической философии. Сборник.
Предыдущая страница: 2 часть, Исток духовного знания
Читать - http://proza.ru/2021/03/24/933

***
Известно два метода обучения:

1. Восходящий (индуктивный)
2. и Нисходящий (дедуктивный)

При восходящем методе обучения человек, ребенок или взрослый,
не обращается к квалифицированному учителю.
Он пытается "взойти" на вершину знания путем собственных
действий и рассуждений, полагаясь на свои чувства и ум.
Ученик делает общий вывод, основываясь
на нескольких частных случаях.

Так при восходящем методе обучения, если мы хотим проверить
смертен человек или нет, придется провести исследование
всех людей на планете, но не исключено, что где-то есть
личность, которая никогда не умрет, просто мы ее не нашли.
То же самое происходит с любыми исследованиями,
которыми занимаются люди с помощью восходящего метода.
Результаты будут не полными и порождающими новые вопросы.

Но, используя нисходящий метод, ученик принимает знания
из авторитетного источника. От специалиста. Знание нисходит сверху
вниз через слушание, проходит этапы осмысление, наблюдения и
практики, приносит объективный опыт.
Здесь частный вывод основывается на общем правиле, а не
наоборот, как в восходящем методе.
Например, в священных писаниях сказано, что тело человека смертно.
Поэтому мы не экспериментируем, а принимаем как факт,
что физическое тело смертно. Наблюдение за другими показывает, что
это правда, - тела умирают. Анализируя свои наблюдения, мы
понимаем, что наше тело тоже умрет.
Такой вывод абсолютно точен.

Так можно получить точное знание.

Таким образом, чтобы получить Знания, а не их версию,
важно поставить себя в позицию принимающего.
Освободиться от убеждения, что я все знаю.
Принять нисходящий путь познания и слушать специалиста,
духовного или светского.

Особенно это касается духовного обучения.
Если человек полагается только на свои мыслительные
способности, духовное знание останется недоступным.

Всевышний говорит об этом в "Бхагавад-гите" (4.34):

"Чтобы узнать истину, вручи себя духовному учителю. Вопрошай его
смиренно и служи ему. Осознавшие себя души могут дать тебе знание,
ибо они узрели истину".

Это путь, встав на который мы надеемся на милость Бога и получаем ее
посредством милости духовного Учителя. Так передается духовное
знание из поколение в поколение, сохраняются
духовные традиции на планете, люди достигают святости.

Великие пророки и Учителя человечества имели непосредственный
контакт с Богом. Получали от Него божественное знание и
передавали своим ученикам. А те, в свою очередь,
передавали это знание своим ученикам.

"Только тем великим душам, которые имеют непоколебимую веру
одновременно и в Господа и в духовного Учителя, все заключения
священных писаний открываются сами собой".               
("Шветашватара- Упанишад" 6.38)

***

Усвоение любого знания, и светского и духовного, проходит
5 этапов становления:

1. Внимательно наблюдая, слушая и следуя примеру специалиста
или Учителя, ученик(взрослый или ребенок), получает
теоретическое знание. Учитель учит своим примером, а не только
словами. Личный пример - доступен восприятию любого человека.
Если Учитель не показывает достойный пример, значит он
не является настоящим учителем и обучаться у него
бессмысленно.

2. На этой ступени ученик помимо наблюдений за Учителем,
слушания его объяснений и следования его примеру,
начинает видеть Жизнь и себя глазами Учителя и тех книг,
которые он изучает. То есть не так, как он видел и
понимал Жизнь раньше. Это первые признаки перемен в
мировоззрении.

3. Далее под руководством Учителя, ученик
слушает и повторяет авторитетное знание, избегая искажений
смысла. Формируется философия жизни, которой ученик
будет следовать, закончив обучение.
На этой 3-ей ступени  так оттачиваются логика и разум,
чтобы человек становился способным к принятию правильных решений
с минимальными рисками для себя и окружающих.
Обучающийся перестает быть "пешкой" и становится личностью.

4. Ступень откровений.

В духовном и светском образовательных процессах эта ступень
будет проявляться по-разному.

а)Когда суть священных писаний достигнет непосредственно души -
человек освободится от влияния материального ума и материальных
чувств и в плотную подойдет к уровню святости и спасению;

б) А когда суть избранной человеком мирской деятельности
проникнет глубоко в его разум, он полностью пробудит в себе
те таланты, которые были ему даны от рождения.
Это уровень мирской гениальности, материального успеха.

5. Ступень чистого духовного восприятия себя, Бога и Жизни.
Она доступна только для тех людей, которые идут путем
духовного образования.

На этой стадии человек начинает созерцать
божественные деяния Бога вне бренного мира,
осознает свою вечную роль в этих деяниях.
Здесь человек полностью освобождается от мирских идеологий.
Его деятельность становится духовной.
Не остается  связи с бренным миром
и уходят материальные желания.
Это уровень любви к Богу, высшая ступень развития человека.
Душа полностью готова навсегда покинуть бренный мир и
квалифицирована войти в Обитель Бога
для вечного общения с Ним и Его спутниками.
Человеку, изучающему божественные знания под руководством
авторитетного духовного Учителя, шаг за шагом открываются сокровенные
тайны духовной жизни:
"Это духовное знание - царь знания, самая сокровенная из тайн.
Это чистейшее знание, и, поскольку оно дает человеку живой опыт
постижения своего "Я", оно является совершенной религией.
Знание это вечно, и постижение его радостно".
(Бхагавад-гита 9.2)


***

Продолжение - 4 часть "Квалификация духовного Учителя"
http://proza.ru/2021/03/27/1295


Рецензии