Паркет. Охота на слова

Помните у Пушкина в романе в стихах «Евгений Онегин»?

Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед;
На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает; веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падая на брег.


Лёд сравнивается с паркетом, да ещё с модным паркетом.


Смотрим в словаре Владимира Даля гнездо слова ПАРКЕТНЫЙ.


ПАРКЕТНЫЙ пол, паркет м. франц. штучный пол, наборный. Паркетчик, паркетный мастер, столяр.
 Паркетник, паркетный шаркун, пустой, но ловкий, светский человек. Толковый словарь живого великорусского языка


Из словаря иностранных слов берём определение к слову
ПАР-, ПАРА- (греч. наречие, предлог и приставка para) - нахождение, расположение рядом, вблизи, возле чего-либо; это значение соответствует русским предлогам и приставкам «около», «при», «близ».

Если представить, что ПАРКЕТ – сложное слово с греческими корнями, получившими развитие во французском языке, то первый корень  ПАР имеет значение «около», «при», «близ», «вблизи». Думается, что и слово ПАРК, получившее развитие в английском, указывает на место прогулок вблизи дома, усадьбы, села.

А вторая часть слова ПАРКЕТ – это близкое к немецкому Kette  «цепь», «ряд», «вереница», к  русскому кить , китное растение, китина (соломенная  «цепь»), нечто тянущееся, «ряд», «вереница», к  русскому кить , китное, то есть тянущееся растение, китина (соломенная плетеница), китай-город, то есть постоянно расширяющийся посад вокруг кремля или крепости. Помним, что горох, ежевика, плющ, огурцы – растения китные, то есть тянущиеся.

Художественный паркет  - это штучный паркет, деревянные плашки, уложенные сложным рисунком. В художественной укладке паркета использует различные породы дерева — дуб, бук, ясень, клен, граб, тис, обычно из твёрдых пород деревьев. Художественная укладка работа ручная и  сложная,  потому очень дорога.

По официальной истории зародился паркет в  готической Европе (в конце XIII — начале XIV столетий) в домах вельможной знати, где полы стали  выстилать оригинально подобранными дощечками из различных пород деревьев. То есть керамические и каменные мозаики полов в южных странах преобразованы в более тёплые полы из дерева в странах северных.

Говорили, что в моём родном городе Кыштыме паркетные полы были в Белом доме, то есть в усадьбе заводчика Никиты Демидова, в некоторых богатых домах (Дружинина, Бахарева, Кузнецова, Пузанова и других), но когда в 1956 году я впервые пришёл в дом пионеров, расположенный в лучших комнатах Белого дома, паркетом там уже и не пахло.

В 1958 году в Кыштыме построили первый кинотеатр, до этого под кинозалы приспосабливали уже готовые помещения, как правило, церквей. Пол в кинотеатре «40 лет Октября» был паркетным, его натирали специальной мастикой, а собран он был из буковых плашек, наклеенных на бетонный пол с помощью гудрона, и казался розовым. Моя мать работала там кочегаром, и я помню, как его настилали и шлифовали специальной машиной, на моих глазах розовый пол в фойе сперва затоптали, потом одна из техничек помыла его горячей водой, и он местами вздулся, с немалыми усилиями его  вернули в горизонтальное состояние, покрасили в тёмно-коричневый цвет и стали протирать мокрыми тряпками.

Считается, что в России история паркета начинается приблизительно с XVI столетия, мне думается, что это было начато раньше. В древних храмах Москвы, Владимира, в городах Золотого кольца полы были паркетными со сложными узорами. Значит, это была уже традиция, а она всегда имеет многолетнюю (многостолетнюю) основу.

На Руси во все времена  была особо популярна резьба по дереву, похоже, это послужило и  для дальнейшего развития художественного паркета. Широко известен факт, что Пётр Первый перенёс столицу из Москвы в Санкт-Петербург, в 1711 году он закрыл Оружейную палату в Кремле, мастерскую подлинного искусства, но всех мастеров, работавших при палате, перевёл в новую столицу и привлёк их к оформлению строящихся дворцовых комплексов. Умельцы быстро научились настилать на полы «ковры из дерева», гармонировавшие по своей композиционной наполненности с потолочной росписью. Техника укладки паркета состояла преимущественно в изготовлении и наборе щитов, выкладываемых на решётку из прочных и хорошо высушенных брусьев. Этот исторический метод и стал потом популярной современной технологией производства и настилания паркета.


Рецензии