Фуэте судьбы. глава 27

                Глава 27

                ЗАСЛУЖЕННОСТЬ И ДРАГОЦЕННОСТЬ

     1974 год в жизни Татьяны и Курбана Холовых отметился двумя яркими событиями. В семье  родилась  младшая дочь и Курбан получил  звание «Заслуженный артист Таджикской ССР».
            
     В конце января 1974 года у Холовых родилась ещё одна дочка.  Ей выбрали красивое имя - Нигина, которое с таджикского  языка переводится драгоценность.
                ……………………………..
     Это я хорошо помню.
 
     Появление на свет будущего ребенка ждали в середине февраля. УЗИ не было, пол был неизвестен, но Курбан надеялся, что родится сын. Но вдруг в конце января Татьяна почувствовала, что ребёнок вот-вот родится. В  роддом её отвёз отец - Михаил Герасимович и оставил там. А ранним утром позвонили и сказали: "Поздравляем! У Вас родилась дочка".

     А за неделю до рождения моей младшей сестры я заболела. Вызвали врачей и меня с подозрением на дизентерию отвезли в детскую инфекционную больницу. Болезнь не подтвердилась, но выписывать меня не спешили. За те, несколько дней, которые я провела там, насмотрелась я на реальную жизнь, о существовании которой и не подозревала.  Жила как в  сказке.  Страх перед больницами остался у меня надолго. Всё было для меня там странным и пугающим: кричащие медсёстры, каши и супы, которые я не могла есть, мальчишки-хулиганы, которых наказывали очень своеобразно. Медсестра приказывала им раздеться догола, забирала одежду, а они должны были голые в кровати лежать.
 
     В больницу родных не пускали, разрешены были передачи с ограниченным набором продуктов. К больничной  пище я не притрагивалась, ждала передачу из  дома. Медперсонал сквозь пальцы смотрел на мой отказ  от еды: не хочешь – не ешь. И только одна медсестра, которая таким диким образом наказывала мальчиков, попыталась накормить меня через силу! Я сжала зубы! У неё ничего не получилось! Помню, что на следующий день приехал мой дедушка. Он договорился с медперсоналом и  меня позвали к окну. Я подошла, выглянула, а он мне говорит: «У тебя сестренка родилась вот с такими глазами!»  И показал  какого размера глаза у моей сестренки. А я в ответ стала истошно кричать и плакать, чтобы дедушка забрал меня домой.

     Мой дедушка сказал, что сейчас всё узнает. Я помню, что через некоторое время услышала дедушкин голос в коридоре и выбежала.
«Вы не можете её забрать без выписки!» - говорили ему медсёстры.
«Нет, могу!  И заберу! Почему она в таком состоянии? Что вы с ней тут делаете? Немедленно отдавайте её мне!» - очень убедительно говорил мой дедушка.
Медперсонал понял, что моего дедушку не остановить. И сказали, что забрать меня можно только под расписку.

     «Давайте бумагу и ручку!» - был ответ дедушки. Он написал, что требовалось. Отдал мне свою куртку, так как  я была привезена в больницу в пижаме, и на его машине мы уехали домой. Как же я была счастлива! Дедушку я очень любила, но в этот момент он был для меня настоящим сказочным героем, который спас меня от злодеев!

                ……………………………………..

     Помню первое знакомство со своей младшей сестрой. Я жила с бабушкой и дедушкой на улице Свириденко, а родители, по неизвестным мне причинам, решили вернуться обратно на улицу Шота Руставели. И новорожденную девочку привезли туда.
«Иди,   познакомься с сестренкой», - сказала мне бабушка. Я подошла к кроватке и увидела там маленький, спящий сверточек.

      Меня спросили: «Как назовём твою сестренку?» И я, не задумываясь, ответила: «Вероника!»

     Все были очень удивлены – почему Вероника? А объяснялось всё очень просто: у меня была подружка Маришка и у неё тоже месяцем раньше  родилась младшая сестрёнка, которую назвали Вероникой. И мне очень понравилось это имя.

     Но мою младшую сестренку назвали Нигиной. Она росла очень шустрой девочкой. В одиннадцать месяцев  уже самостоятельно побежала.   Да, именно, побежала.
 
      И закончилась моя спокойная жизнь! Я стала старшей сестрой, которая теперь оставалась  виноватой во всех проделках младшей. Потому что я «большая» и должна уступать маленькой.  Только спустя много-много лет я поняла, что это был неправильный педагогический приём.  Не должен один всё время уступать другому.
Мы с сестрой были совершенно разные. Если я была «куда посадишь, там и сидит», то она не слушалась и всегда делала так, как хотела.

     Когда моей сестре было два с половиной года,  бабушка  поехала с нами обеими в Москву, в гости к своей старшей дочери Светлане. От этой поездки у меня остались два воспоминания, связанные с моей младшей сестрой. Первое: во время смены караула у Мавзолея на Красной площади, эта малышка подбежала к столбику, на котором висела цепь и с грохотом скинула её. Я очень испугалась. На нас посмотрели все.

     И второй случай произошёл в квартире у тёти Светы, когда моя сестра села на открытую откидную дверцу тумбочки, на которой стоял массивный проигрыватель. Тумбочка начала падать вперед прямо ей на спину, а проигрыватель перелетел через неё и упал на пол. Спасло эту непоседу то, что в тумбочке было сложено чистое бельё. Это смягчило удар.

     После этих происшествий моя бабушка сказала родителям, что годы у неё уже не те, чтобы  брать на себя такую ответственность –  следить за непоседливой маленькой внучкой.
 
    Родители самостоятельно занялись её воспитанием. В 4 годика отдали в садик, брали её с собой на все репетиции и спектакли, а также на гастроли по городам Таджикистана. Как только она пошла в школу, то стали отправлять в пионерские лагеря.
…………………………………………………………………..

     Осенью 1974 года в честь 45-летия образования Таджикской ССР большая группа творческих деятелей  была представлена к получению почётных званий.
Малика Сабирова была удостоена звания «Народная артистка СССР».
Мой папа Курбан Холов, солистки балета Ш.Турдыева, С. Узакова и дойрист А.Алаев удостоились звания «Заслуженный артист Таджикской ССР».

     За огромный вклад в подготовке высокопрофессиональных кадров для таджикского балета звание «Заслуженный деятель искусств Таджикской ССР» было присвоено педагогу Ленинградского академического хореографического училища Шаврову Борису Владимировичу.

     Мой папа потом вспоминал этот 1974 год, как один из  особо запоминающихся.  Он стал отцом двух дочек, получил долгожданной звание «Заслуженный артист Таджикской ССР» и сыграл, вернее, станцевал главную партию в фильме-балете «Волшебный цветок». А его любимая супруга Татьяна стала дважды мамой, что для балерины редкость, и осталась ведущей солисткой балета.
…………………………………………………………….
На фото мой папа в роли Шаха в фильме-балете «Волшебный цветок», 1974 год.


Рецензии