Удины Грузии

На сегодняшний день в современной Грузии есть только один населённый пункт где бы компактно проживали удины — Зинобиани (с конца 1930-х по начало 2000-х гг. называлось Октомбери).


Удины (самоназвание уди, мн. число удийох) — один из древнейших народов Восточного Кавказа. Историческое место проживания — территория современного Азербайджана. Общая численность — около 10 000 человек. Удины говорят на удинском языке. В свою очередь удинский язык относится к лезгинской ветви нахско-дагестанской группы языков (восточно-кавказской) семье языков, делится на два диалекта — ниджский и огузский (варташенский). Удинский язык используется только в быту. Вероисповедание — христианство. Удины, как и другие народности лезгинской группы, как по языку, так и в этнокультурном отношении близки другим народам Дагестана. Предки этих народностей исторически входили в состав многоплеменного государственного объединения Кавказская Албания, и были известны под общим именем леков или албанцев. Удины испокон веков известны под названием «уди» (ути). Удины являются потомками одного из племен Кавказской Албании и являются прямыми продолжателями лингвистической традиции Кавказской Албании.


Село Зинобиани расположено в Кварельском районе Грузии, в самом крупном регионе страны — Кахетии. От Тбилиси село отделяют почти 150 км. С конца 1930-х годов и до начала XXI в. поселение носило название Октомбери в честь Октябрьской революции. Зинобиани было основано удинами, прибывшими сюда в сентябре 1922 г. из Варташена (современный Огуз в Азербайджане), где они жили в течение многих веков. В результате сельские жители называют себя варташенско-зинобианскими удинами. В Зинобиани из Варташена приехали 112 семей, т. е. около 560 человек. Переселением руководил удинский священник Зинобий Силиков. После прибытия в Кахетию ему, как и другим удинам, было добавлено к фамилии восточно-грузинское окончание -швили (в настоящее время подавляющее большинство удинов в Зинобиани имеет такое окончание фамилий). По этой причине во многих источниках его фамилия записана как Силикашвили. Силиков спустя несколько лет пребывания в Зинобиани отправился в Тбилиси, где работал в государственных учреждениях. В конце 1930-х годов он стал одной из многих жертв сталинских репрессий. Зинобий был арестован и в 1938 г. включен в первую категорию заключенных. Это означало расстрел, который был быстро приведен в исполнение. Место смерти и захоронения Силикова остаются неизвестными.


Удины приехали в Грузию в результате армяно-азербайджанского конфликта, произошедшего в 1918–1920 гг. в восточной части Закавказья. Несмотря на то что в 1920 г. на территории современного Азербайджана была установлена Советская власть, пропагандировавшая дружбу народов, взаимная враждебность осталась. Поэтому, когда появилась возможность уехать, ею воспользовалась часть удинов. Из Варташена, в котором жили удины как православные, так и принадлежавшие к Армянской апостольской церкви, в Грузию мигрировали первые. По этой причине большинство нынешних жителей Зинобиани утверждают, что удины всегда были православными, хотя целый ряд источников показывает, что многие из них были приверженцами Армянской апостольской церкви. Скорее всего, разделение произошло на уровне посещения церкви, которая была «традиционно» удинской/албанской или армянской. Некоторые жители Зинобиани упоминают конфликт, имевший место в Варташене и связанный с тем, что армяне претендовали на церковь, которую удины (православные) считали своей. Из этого следует, что в Варташене, вероятнее всего, был конфликт между православными удинами и приверженцами Армянской апостольской церкви. Его следствием может быть тот факт, что большая часть населения Зинобиани скептически относится к армянам, что, возможно, имеет исторические корни.


Они приводят слова Зинобия Силикова, который, по их данным, советовал жителям деревни не позволять армянам селиться в Зинобиани. В то же время некоторые, хотя и немногие, полностью отрицают какую-либо связь с армянами, и даже то, что армяне жили в Варташене. Об этом говорят женщины, которые прибыли в Зинобиани из Варташена после Второй мировой войны в качестве, например, жен. Встречаются также случаи обвинения армян в том, что они испортили удино-тюркские отношения, что привело к вражде между народами, т. е. перекладывают на них вину за переселение удинов из Варташена. Таким образом, возникают противоречия, потому что, с одной стороны, отрицается присутствие армян в Варташене, с другой стороны, им приписывается вина за денационализацию и армянизацию удинов в смешанных браках, имевших место в этом поселении. Некоторые жители Зинобиани открыто признают, однако, тесные контакты удинов с армянами, которым помогали во времена их преследования со стороны правящих мусаватов в Азербайджане в 1918–1920 гг.


Согласно местным представлениям, грузинские власти предоставили удинам в 1920-х годах несколько возможных мест для проживания. Некоторые из них были расположены в Колхидской низменности на западе Грузии, однако, так как Кахетия больше походила на окраины Варташена, они решили поселиться там. Так образовалась единственная удинская деревня в Грузии, которую назвали Зинобиани в честь Зинобия Силикова. После прибытия удинов в Грузию подавляющее большинство браков были чисто удинскими, в то время они поддерживали тесные контакты с удинами, живущими в АзССР. Еще после Второй мировой войны были частые браки между удинами из Зинобиани и из Варташена. В меньшей степени удины из Зинобиани женились на удинках из Ниджа, хотя даже в 2013 г. в селе проживало несколько женщин, которые родились в Нидже. Со временем контакты между удинскими общинами обеих республик начали ослабевать, а сильнее всего они пострадали в результате распада Советского Союза и появления независимых Грузии и Азербайджана. Естественно возможным стало укрепление отношений между удинами и грузинами, которое, несомненно, происходило под влиянием религиозного единства.


Значительное увеличение удино-грузинских браков происходило после Второй мировой войны, чему способствовало небольшое количество удинов, проживавших среди грузин. Тем не менее это также было результатом появления ассимиляционного давления, которое увеличил тот факт, что в конце 1930-х годов отменили удинский язык в школе в Зинобиани. Так, с 1939 г. в Грузии не осуществлялось обучение этому языку. Ситуация, когда почти три поколения прожили в условиях активной ассимиляции, негативно повлияла на сохранение удинского языка. Обстановка ухудшилась с переездом удинов в г. Тбилиси в поисках лучших условий жизни. В столице Грузии они быстрее подвергались аккультурации. В настоящее время удинский язык использует только старшее поколение, а родным языком он является всего для нескольких человек. В семьях, даже в чисто удинских, чаще всего языком общения становится грузинский, потому что молодое поколение не знает или знает очень плохо удинский язык. Вероятнее всего, как пишет польский исследователь-историк Пшемыслав Адамчевски, в течение ближайших десяти-двадцати лет удинский язык исчезнет с лингвистической карты Грузии. К слову аналогичная ситуация и с удинами в современном Азербайджане.


Автор: ‘Али Албанви

На фото: Карта Кавказской Албании / Источник: https://inlnk.ru/qmOQ4



Литература

1. Адамчевски П. Удинский музей в Зинобиани (Грузия). С. 256–264. // Народы Кавказа: музейные коллекции, исследования объектов и явлений традиционной и современной культуры. — СПб.: МАЭ РАН, 2015. — 288 с.


Рецензии