Комендатура. Дежурство по гарнизону

Между помощником дежурного и дежурным по гарнизону я лично не вижу особой разницы. Отличаются время отдыха, приёма пищи, и некоторые обязанности. А так, если уж совсем кратко, обычная офицерская суточная двухсменка. Для краткости я далее буду именовать эти наряды ПДГ и ДГ, соответственно. Для любителей воинских уставов, ведь вполне возможно, и такие среди моих читателей есть; и в целях соблюдения исторической справедливости отмечу, что наряд назывался параллельно "дежурный по гарнизонным караулам". Правда, к моему первому заступлению в сей гарнизонный наряд высшего ранга Полярнинская гауптвахта уже удачно сгорела, и никакими караулами мне командовать не пришлось. Её развалины Вы можете увидеть на фото внизу.

+ФОТО+№1

Дело было летом. В научно-натурных испытаниях, производимых на нашей лодке, наступило затишье. Офицеры экипажа разбежались по отпускам, и помощник командира Слава Грачёв сказал мне, что выхода у меня нет. Прибыл я на развод и инструктаж для заступления ДГ старшим лейтенантом. Тогда это было в диковинку, и комендант тут же потребовал у меня удостоверение личности. Убедившись, что моя должность требованиям статьи 55 устава Гарнизонной и Караульной Службы ВС СССР соответствует, меня допустили командовать парадом. То есть построением на развод и инструктаж заступающего гарнизонного наряда. Согласитесь, а ведь парадом - намного короче и красивее? Ну да ладно. Хотя обидно порой, никакого неудержимого полёта авторской мысли, фонтанирующих фантазий и смелого экспрессионизма с этой мемуаристикой! Прошу прощения, придётся соответствовать, повторюсь второй раз за абзац - поскольку выхода у меня нет.

Освоился я довольно быстро. Мимоходом удачно "продулся" на ночной проверке офицерами ОУС (отдела устройства службы) штаба флота, сразу понял и безусловно принял несколько прописных истин. Приведу некоторые из них.

Нехуй спать в неположенное время. Это вообще без комментариев.

ДГ (ПДГ) всегда должен знать, где находятся комендант и его помощник, а вот раскрывать эту военную тайну нужно далеко не всякому. Крайне важно отделываться общими фразами, осторожно надеясь, что через час про них забудут.

Въездные КПП должны чётко осознавать, что им наступит моментальный писдец, если они своевременно не доложат ДГ (ПДГ) о въезде в гарнизон высоких местных командиров и начальников и различных там проверяющих. И о выезде из гарнизона тоже.

Озаботиться сменяющим твой суточным нарядом крайне желательно с раннего утра. Если что - успеют найти замену. На гнусные завывания с той стороны: -"…мы ещё приказ не напечатали…" и прочую ахинею не обращать внимания и твёрдо гнуть свою линию.

Про всякие мелочи, как-то: лучше два (а то и три) раза пересчитать оружие и боезапас при заступлении, порядок в камерах временно задержанных, контроль за проживающим в здании комендатуры комендантским взводом и внимательно-аккуратное заполнение разной там на твой просвещённый взгляд нахуй-никому-абсолютно-ненужной, но всё же ведущейся документации подробно упоминать считаю излишним.

На втором этаже располагалась временами сильно досаждающая одним своим присутствием военная прокуратура гарнизона. Но вскоре им сделали отдельный вход, и мимо ДГ (ПДГ) они больше не шастали. Вполне невинно интересуясь от нехуй делать, а что это товарищ офицер вместо изучения уставов и наставлений популярную в то время газетку ("СПИД-инфо", допустим) почитывает?!!

Буквально через пару месяцев, а стоять "в гарнизонах" доводилось до отвращения регулярно, комендант говорил лично мне одну и ту же фразу, заканчивая инструктаж:

-"Хоть сегодня я ночью буду спать спокойно!"

Через полгода фраза нашла продолжение:

-"… а вот медные пуговицы нужно чистить!"

Это была одна из разрешённых лично мне майором Лукашёвым привилегий, поскольку он считал, что своим размером они никоим образом не нарушают требования устава. Второй привилегией было то, что отдыхать я ходил домой, благо жил рядом с зданием комендатуры. Принцип "я тебя если что не отпускал" был для меня аксиомой. В результате я вполне нормально себе спал в простынях и за сутки не заёбывался в хлам. Что меня очень даже устраивало. Коменданта устраивало то, что я оперативно решал все вопросы, а не тупил с недосыпу.

Впрочем, через некоторое время медные пуговицы моего отца плавно переехали на повседневную тужурку. Кителя, верой и правдой служившие многим поколениям флотских офицеров, были упразднены. Ушла в небытие ещё одна флотская традиция. Полным ходом шло формирование, будь он трижды проклят, "нового облика" ВС РФ. "В гарнизоны" теперь ходили в курточках, которые застёгивались маленькими пуговичками. Сначала использовали старого образца (синие), потом внедрили чёрные. А затем куртки стали вообще "на молнии".

+ФОТО+№2

+ФОТО+№3

+ФОТО+№4

Ключи от оружейной комнаты, во избежание хищений оружия, разделили между ДГ и ПДГ. И как-то я сменился в 21.15. Это был мой личный анти-рекорд. ДГ родом из тыловых структур убыл в город-герой Мурманск по однозначно неотложным (а у тыла они всегда и исключительно только такие) делам, и ко времени смены тупо не вернулся. Хорошо хоть вернулся вообще. Дверь оружейной комнаты была сделана в незапамятные времена, на совесть. И мы всем нарядом упоролись бы её взламывать, в случае необходимости.

Одно время меня искренне веселили мини-развлечения. Поскольку и среди суровых будней ДГ (ПДГ) отдалённого гарнизона есть место прекрасному. Милому и абсолютно-невинно-забавному. В то былинное время мини-фургончики фирм "Петрович", "Газелькин" и "Увезу-всё-нахуй-весом-от-одного-килограмма" ещё не бороздили просторы Заполярья. А крайняя нужда крайних жителей крайнего севера (согласен, масло-масленное, но ведь звучит?!!) заставляла их обращаться в комендатуру в надежде на помощь в перевозке личных вещей, мебели, etc. Причём не прикрываясь лукаво фразой "народ и армия едины", а заманчиво позвякивая в захваченных с собой портфелях, дипломатах, пакетах чем-либо стеклянным. Редкий ДГ (ПДГ) мог устоять перед таким предложением, подкупающим своей новизной. Сразу начиная исходить слюной в предвкушении (ох сменюсь, кааак… повеселюсь). Я всегда дополнительно требовал пачку сигарет с фильтром для водителя. Все сделки совершались в неурочно-ночное время. И всё было шито-крыто. А на выходные и в праздники, отмечу, у ДГ (ПДГ) в подчинении было аж два замечательных отечественных автомобиля марки "Урал", либо "Камаз". Вот таким малозаконным, но крайне эффективным образом я и провернул войсковую операцию "Мотор", прибыв на СРЗ "Штиль" якобы для усмирения моряков вечно пьянствующего по ночам торпедолова. О чём конкретно идёт речь, повествует мой рассказ "Экипаж. КГДУ-2", помните?

А в общем и целом служить стало крайне не весело. На срочную военную службу стали призывать людей, которым она просто противопоказана. В мой последний, 1998-ой, год хождения "в гарнизон" с января по июнь было четыре попытки самоубийства путём повешения, вполне реальных. И тут я хочу сказать спасибо старшему мичману Ерченко Юрию Дмитриевичу. Он был старшиной комендантского взвода. Его каптёрка была рядом с камерами. Однажды я закрутился по службе и тупенько чуть не труп не получил. Сейчас я расскажу Вам, к чему иногда приводит человеколюбие. С вечера было очень холодно и я разрешил оформляемому мной матросу срочной службы взять с собой в камеру кальсоны и бушлат.

Ночь прошла спокойно. Но на следующий день, после обеда, Митрич уже вытаскивал его из петли. Я примчался в подвал комендатуры, когда профилактический точечный массаж на всё тело вместо первичной  медицинской помощи уже заканчивался. Из кальсон и тельняшки суицидник смастерил отличную самозатягивающуюся петлю. Но её длины без кальсон однозначно бы не хватило. Имеемое в углу камеры колено ***-знает-откуда-и-куда ведущей трубы было расположено очень высоко.

В камеры временно задержанных помещали теперь, и надолго, всякую мразь в ожидании этапирования. А также, что ещё хуже, психически больных молодых парней. Две попытки якобы вскрыть себе вены я в расчёт особо не беру. Потому что, когда их вскрывают по-настоящему, с человека хлещет, извините, как с кабана. А разбрызанные по углам камеры полстакана крови - это жалкая имитация.

Пять раз из шести вышеописанных йобанных случаев я был официально, на приёме пищи. Так и указывал в рапорте, для прокуратуры. А вот другим, менее удачливым, ДГ (ПДГ) пришлось побегать. Впрочем, понервничал один раз, как Вы уже наверняка поняли, и я. Прокуратура и бумажки для неё - это всё ***ня. А вот перспектива получить труп за спиной – это намного хуже.

Я в бешенстве ворвался в камеру №5, куда переместили висельника (холодную, без топчана, натуральный карцер), и резко захлопнул защёлку. Охуел и ушёл в каптёрку даже Митрич. Абсолютно не владея собой, я закричал на ползающее передо мной, имевшее на всякий случай, звание кандидата в мастера спорта по вольной борьбе, физически абсолютно здоровое существо:

-"Ты что, ракло, творишь? У тебя папа, мама есть? Ты о них подумал?! Мне что, пристрелить тебя к ***м, что ли?! Что ты молчишь, ссссука?!!"

Оно заплакало и поползло целовать мне ботинки. Оно было больно психически и несло какой-то бред о насильно навешанном на него, матросе срочной службы, долге в десять, а через минуту уже в двенадцать миллионов рублей. Я зарабатывал тогда пятьсот тысяч в месяц, и понимал, что это полная и откровенная херня. Брезгливо уворачиваясь, я пытался призвать его к ответу:

-"Ты же мужик, блять! Вот видишь, мать у тебя есть? О ней подумай!! А если проворовался - отвечай?!!"

Оно молча уползло в угол камеры и только тихо всхлипывало. Я вышел с побелевшим, как оказалось, лицом и на вопросы комендантских ребят:

-"Товарищ капитан-лейтенант, а может, мы его ещё помнём немножко?"

Ответил:

-"Не вздумайте. Вам самим не противно?"

Они согласились со мной, и, брезгливо сплюнув, по очереди вышли из подвала комендатуры. Впоследствии я совершенно случайно узнал, что это мутное дело связано с распространением наркотиков.

Помню и крайне забавный случай. Прибываю я как-то заступать ПДГ, а у крыльца комендатуры меня встречает помощник коменданта капитан-лейтенант Ступиш Эвалдс Антонович, быстро напоминает мне, что пуговицы нужно чистить, а затем внезапно спрашивает:

-"А Вы дорогу в аэропорт (мурманский) знаете?"

Получив мой утвердительный ответ, забирает у меня командировочное предписание, подводит к УАЗ*ику коменданта и говорит:

-"На развод ходить не надо. Нужно сопроводить родственников Виктора Александровича до аэропорта, и обязательно дождаться взлёта самолёта. На обратном пути, водителя я предупредил, можете взять пассажиров. Прошу сделать всё за четыре часа."

-"Есть" – ответил я.

Родственников проводили как положено, и решили перекурить с водителем-контрактником. Вдруг видим – из здания аэровокзала выходит дембель в лётной форме. Фуранька на затылке, естественно, весь расхристанный, цигарка в зубах. И тут его взгляд падает на свеженарисованную надпись на борту УАЗ*ика. Нет, не "Эх, прокачу!", "Военная Комендатура". Парень меняется в лице и, развернувшись, моментально влетает обратно. Мы помеялись и решив, что "бомбить" нам на таком красивом военно-транспортном средстве не судьба, отправились в обратный путь. Поскольку на моё шутливое предложение заехать попить чаю по известному мне мурманскому адресу водитель ответил категорическим отказом, обернулись мы за два с половиной часа. По времени я уже должен был идти на приём пищи, поэтому в комендатуру я прибыл после ужина. ДГ решил, что я из "крутых", либо имею лапу волосатую. Переубедил я его довольно быстро, резонно заметив, что блатные военнослужащие в гарнизонные наряды не ходят.

Ещё один забавный случай. Майора Лукашёва уже "ушли", и вместо него коменданствовал капитан-лейтенант Куканов. На ночь дверь комендатуры закрывалась на засов. В районе двух часов ночи абсолютно незнакомые мне молодые ППС*ники вызвали меня звонком и предъявили мне абсолютно трезвого старшего мичмана, заявив, что он в нетрезвом состоянии находился за рулём личного автомобиля в районе улицы Героев – Североморцев. А также крайне нетактично вёл себя с сотрудниками милиции. Я на корню пресёк их желание поприсутствовать при оформлении задержанного, закрыл дверь и начал разбираться. Старший мичман молча протянул мне свои документы. Войсковые части гарнизона я знал практически наизусть, и, хмыкнув, спросил:

-"Так Вы с подплава что ли?!"

Задержанный ответил утвердительно и изложил свою версию событий. Человек пришёл с моря, сошёл с родной подводной лодки и тихо-мирно беседовал со своей девушкой в салоне собственного автомобиля марки "Форд". Обсуждалось совместное убытие в отпуск. Получив вежливый отказ на требование отвезти их на другой конец города, сотрудники милиции начали угрожать, используя ненормативную лексику…

-"Всё, достаточно, свободен! Никуда я тебя записывать не буду. Настоятельно рекомендую покинуть город Полярный сегодня же."

-"Спасибо, товарищ капитан-лейтенант! Мы обязательно через пару часов уедем, вещи почти уже собраны!"

-"Давай наращивай обороты, время работает против тебя!" - ответил я.

В четыре часа утра я вышел на улицу перекурить. Внезапно рядом со зданием комендатуры нарисовался "Форд". Из него вышел мой новый знакомый с целлофановым пакетом и быстро направился в мою сторону.

-"Ничего мне не надо, я помог тебе как подводник подводнику!"

-"Да нет, товарищ капитан-лейтенант, разрешите позвонить?"

Мобильники тогда ещё не изобрели. А если и изобрели, в городе Полярном их не наблюдалось. В комендатуре же городской телефон всегда находился в рабочем состоянии. Я разрешил и на минуту отлучился в комнату отдыха (соседнюю с рубкой дежурного каморку папы Карло). Закрыв за подозрительно широко улыбающимся героем подводных просторов входную дверь, я присел на кресло дежурного и… дзыньк! В зарешеченное окно я увидел махающую мне руками обнимающуюся молодую пару. Через минуту иномарка довольно фыркнула и растворилась во мраке полярной ночи. По смене вечером я первый и последний раз в жизни пил французский коньяк "Camus" и закусывал различными консервированными деликатесами. Почему последний? Скажу честно - вкус широко разрекламированного импортного напитка мне просто не понравился. Из коньяков я обожаю домашние, желательно производства города Тауз, ныне Республики Азербайджан. Уж чего-чего, а этой прелести я в своё время выпил вполне достаточно. Но это уже совсем другая история.

Как-то мерзопакостной, морозной и ветреной ночью, с субботы на воскресенье, пришлось отправить резервный патруль под руководством старшего мичмана Петровича, служившего на тральщиках, на улицу Моисеева. Поступил доклад об обнаружении трупа на чердаке одного из заброшенных тогда домов. Давным-давно потерянный моряк в рабочей форме буквально вмёрз в крышу дома, обглодан крысами. На четырёх человек две лопаты, фонарь "летучая мышь" и одеяло. Справились к утру. Хорошо, что морг военно-морского госпиталя рядом. Отмечу, что на выходные и праздники полярнинский морг при штатной больничке не работал, и комендантской службе приходилось транспортировать и трупы гражданских. В основном, павших в неравной борьбе с зелёным Змием. Но про эти случаи рассказывать не имею никакого желания. Петрович по дороге в комендатуру направил своих бойцов в часть. А я отправил домой его самого. Нервы успокоить. До смены обошлись без резервного патруля. Комендант? Да он про это меня и не спрашивал. Его мелкие подробности не интересовали.

Естественно, когда меня в комендатуре уже знала каждая собака, мне неоднократно, "через магазин", приходилось замаливать грехи своих сослуживцев перед комендантской службой.

Расскажу ещё пару случаев, про другие гарнизонные наряды. Однажды я был удостоен высокой чести заступить в дополнительный патруль №2 на день Флота. Поскольку на праздники и в выходные, как известно, в наряд заступают самые достойные! Дополнительный патруль №1 возглавлял мой давний знакомый по "гарнизонам" капитан войск ПВО Серёга. Комендант нарезал нам зоны ответственности. Серёга со своими бойцами прикрывал вход на Чёртов Мост со стороны старого Полярного, я же в гордом одиночестве - с противоположной. На этом мосту вечно творилось что-то неладное: драки, пъяные разборки, да и ноги-руки народ часто ломал. Особенно в зимне-скользкий период. По сценарию раз в полчаса мы доходили до середины этого объекта, встречались и шли обратно. Вдруг откуда не возьмись – стайка молодёжи. И самый активный из них просит:

-"Товарищ капитан-лейтенант, с праздником Вас! А… дайте пистолет посмотреть, пожалуйста?"

Я дал. Парень охуел. Капитан Серёга и его патрульные, похоже, тоже. Через пару минут юноша вернул мне оружие, от души поблагодарив, и сказав:

-"… вот все бы так!!!"

Приключения на этом не закончились. Где-то ближе к ночи, астрономически, поскольку летом на северах светло сутками, подъехал с очередной проверкой несения нами службы майор Лукашов. И тут же из-за угла на него нарываются два пъяных в жопу персонажа, сыгравших ДМБ. В гражданской форме одежды и с литровой бутылкой водки наперевес. Мало того, вместо того чтобы пройти мимо, начинают "поздравлять" коменданта с праздником:

-"Ха, майор, привет! А помнишь, ты нас задерживал? Так вот. Видали мы тебя на бую…", ну и так далее. Виктор Александрович, мило улыбнувшись, хватает с заднего сиденья АКС-74у, досылает патрон в патронник, передёргивая затвор, и говорит:

-"И вас, суки, с праздником! Пулю в жопу не хотите? Водку сдать и шагом марш ко мне в машину! "

Водка по широкой дуге полетела с косогора вниз. Герои мигом протрезвели и покорно проследовали в комендантский УАЗ*ик. Через час Чёртов мост и прилегающие окрестности обезлюдели. Патрулирование заканчивается через полчаса, в час ночи. Мы с Серёгой не поленились и спустились по косогору вниз, к ручью имени Чайковского. Да, того самого. Композитора. Он был в Полярном в незапамятные времена и даже сочинил там что-то из своих произведений. И вот же блять, какой йобанный случай! Лужайка высокой травы два на два метра. А посередине - камень. Водки на халяву нам с Серёгой, как Вы уже поняли, попить не удалось… Вот этот знаменитый, ныне заброшенный, мост: ( https://www.youtube.com/watch?v=CO6kbGo-mbg ).

Последний в моей жизни гарнизонный наряд был в декабре этого же, 1998 года. Я служил на "Магнитке" и заступил охранять ремонтируемую гауптвахту города Снежногорск и бойцов – ремонтников в количестве трёх человек. Поздняя осень. Горячей воды в здании гауптвахты нет, отопления нет. Телефон приказал долго жить после моего доклада о заступлении. Я с тоской заглянул в портфель "мечта оккупанта", под завязку набитый тёпло-кальсонно-шерстяным, проверил бойцов: -"…да куда мы сбежим, товарищ капитан-лейтенант, тут из под трёх одеял поссать-то страшно выйти…", выкурил пару сигарет и принял мужественное решение.

Забыл сказать, что я сначала позвонил своему сослуживцу по 149 -ой, Олегу Козлову. Олег служил в Оленьей Губе, проживал в Снежногорске и пригласил меня в гости. На квартире у него, на волшебном аппарате Pentium и состоялось моё подробное знакомство с компьютерными играми. Немного опробовав "Doom" и какие-то там автогонки, я посвятил ночь освоению игры "F-22 Light". Я ещё не рассказывал, что в детстве одно время мечтал стать пилотом реактивного истребителя?

Тактическая обстановка к 04.00 утра. Она повторяется снова и снова. Олег: -"Женя, это самолёт, они так не летают!!!" В ответ: -"Помолчи, пожалуйста!". И опять третья пара МиГ-29 уничтожена. Остаётся четвёртая. Один уже сбит, но боеприпасы заканчиваются, и раз за разом, отстреливая имитаторы помех клавишами "F" и "C", я получаю ракетой в "живёте" (хвост) от крайнего самолёта противника при заходе на  посадку. Fucking America! Слава ВВС России!

А тебе, Олежа, большое спасибо за знакомство с вселенной компьютерных игр! С тех пор эта зараза неистребимо сидит во мне. Геймером вырос и мой сын.

Наутро я вернулся в расположение гауптвахты, с трудом утеплился (глаза слипались) и завалился спать. Визит коменданта майора Куканова, где-то в обед, я проспал.

+ФОТО+№5

На фото вверху самолёт МиГ - 31. Это самый большой перехватчик в мире. Его буксировали БТР*ом, чуть ли не с места расформирования очередного полка авиаторов ПВО, Африканды. Войсковая операция происходила под руководством майора Куканова. Установлен же он в городе моряков на площади Двух капитанов, для олицетворения главного героя одноимённого романа А. Каверина. Автор проживал одно время в Полярном, а герой его романа был, как известно, лётчиком.

Впоследствии комендатура переехала и стала располагаться совсем рядом с моим домом. Из знакомых там теперь служил только старшина взвода охраны Калайда, наши сыновья учились вместе. Коменданты менялись как перчатки, и сказать про них ничего интересного я не могу. Впрочем, как и хорошего.

На архивных кадрах - старое здание полярнинской комендатуры, источник: ( ) . На фото внизу вход в действующую. Это здание бывшего общежития личного состава войсковой части 34327. С тыльной стороны здания окна моей квартиры дома №3 по улице Фисановича, в котором я проживал с 1996 по 2011 год.

+ФОТО+№6

С комендантом подполковником запаса Лукашёвым Виктором Александровичем я встретился в Славянке, в здании управляющей компании "Новая Ижора", где он одно время трудился начальником моего участка (управдомом, по - старому).

P.S. Однажды очередным помощником коменданта был назначен старший лейтенант Бычек. И решил он поначалу, естественно, гайки потуже закрутить. Захожу я как-то на инструктаж, а меня устройство пистолета Макарова спрашивают. Мне стало смешно (сколько лет уже меня пытать-то можно?!), и я говорю:

- "Могу доложить требования приложения №7. Стрельба с коня!"

В ответ: -"Вы издеваетесь?"

-"Никак нет, и не думал даже" - ответил я и… доложил. Привожу эти познания, почерпнутые мной из "Наставления по стрелковому делу…" 1957 года издания. С трудом, но нашёл в интернете!

+ФОТО+№7

"Стрельба с коня.

Для стрельбы с коня необходимо глубже сесть в седло и, крепко удерживаясь шенкелями, в зависимости от положения цели принять соответствующее положение для стрельбы. Для стрельбы вперед вытянуть правую руку с пистолетом как можно дальше вперед над головой коня, укоротить повод, привстать на стременах и наклонить корпус вперед. Если цель расположена низко или очень близко и в нее нельзя прицелиться поверх головы коня, то вытянуть руку с пистолетом правее (левее) головы коня так, чтобы дуло пистолета было впереди головы коня; левую руку с поводом упереть в холку коня. Для стрельбы назад, упираясь левой рукой с коротким поводом в холку коня, резко повернуть корпус направо назад. Для стрельбы вправо или влево от направления движения наклонить корпус в сторону цели, оставляя руку с поводом на холке коня. Во всех случаях стрельбы с коня после поворота или наклона корпуса быстро вытянуть вперед в направлении цели правую руку с пистолетом и произвести выстрел. При стрельбе на больших аллюрах прицеливаться вдоль верхней части затвора и производить выстрел самовзводом (навскидку)." Конец цитаты.

Раритетное наставление с этим знаменитым приложением помощнику коменданта пришлось подарить. Очень уж он просил. На фото внизу офицер с револьвером, иллюстрация из ещё более древнего наставления, но выглядит круто! Этим почти ковбойским рисунком я и заканчиваю свой рассказ.

+ФОТО+№8

Иллюстрации на ресурсе "Легал Алиен".
.


Рецензии