Прогулки по Бел Городу. Заключительная

Прогулки по Бел Городу. Заключительная

/по материалам Александра Крупенкова/

Часть XVI

Мы закончили обзор книги «Пройдёмся по старому Белгороду» (2006 г.) известного нашего историка и краеведа, научного сотрудника Пушкинской библиотеки-музея, председателя Пушкинского клуба А.Н. Крупенкова (1951-2013) об исчезнувшем и исчезающем Белгороде, или Бел Городе, так называют его в XVI , XVII и XVIII веках.

Высказывая признательность Александру Крупенкову за большой труд, собранный им материал по истории Белгорода, другого такого, пожалуй, и нет, в то же время, бросается в глаза, что книга его не видела руки редактора. Она не разбита на главы, нет подзаголовков, идёт «сплошняком», мысль иногда «прыгает», что делает её сложной для восприятия, на что обратила внимание Н.П.Кармазина, и что подвигло меня на её «обозрение» и некоторые комментарии. К тому же тираж книги всего 100 экземпляров!

Существует мнение, что Белгород, сильно пострадавший в войну, не интересен в архитектурном плане, нечего нам показать гостям города. Это не так, есть у нас, что показать гостям города, нужно только знать, где что находится.

Церковные храмы

Большинство храмов в Белгороде было разрушено после революции, но, как чудо, сохранились два самых старинных: Успенско-Николаевский и Смоленский , причём принадлежащие допетровской эпохе зодчества.

История связывает Успенско-Николаевский собор (1701) с именем Петра I , пожертвовавшим на его строительство крупную, по тем временам, сумму в «100 рублев». До 1920-х годов над его западными воротами была надпись: «Собор основан Петром Великим в 1701 году». В храме как реликвия хранилась старинная грамота: «В 1701 году в 15 день июня великий Государь, Царь и великий князь Петр Алексеевич, всея великия и мылыя и белыя России самодержец, пожаловал на свое царское богомоление на строение каменныя церкви Успения Пресвятыя Богородицы да великого чудотворца Николы, что строитца в Белегороде в салдатской слободе, вкладу сто рублев денег». Заметим, что храм строится в «Белегороде», то есть в Белом городе, Бел Городе.

О Смоленском соборе (1737) есть удивительная легенда. Согласно преданию, в полночь с 1 на 2 октября 1703 года караульный Белгородского полка Мефодий Иванов увидел необыкновенное зрелище: на городских воротах от образа Смоленской Пресвятой Богородицы блеснул необычный свет, а от него сама собой зажглась, явившаяся невесть откуда, восковая свеча. Часовой трижды тушил свечу, но она загоралась снова и снова. Наутро весь город знал об этом чудесном происшествии.

На месте этого чуда в том же 1703 году была поставлена часовня, в 1705 году рядом с ней была воздвигнута деревянная Смоленская церковь, а в 1737 году при архиепископе Белгородском и Обоянском Петре (Смеличе) был заложен великолепный двухэтажный каменный собор.

Оба храма имеют низкие сводчатые массивные потолки, говорящие об их древности, что их роднит и производит сильное впечатление. Эти две исторические архитектурные жемчужины начала XVIII века составили бы честь любому городу, другое дело, что нет им ещё достойной их «оправы», описания их древней красоты, ещё не поставлены они на своё законное место в исторических экскурсах.

Старое городское кладбище с весьма примечательной старинной Николаевкой церковью 1779 года постройки. Самые ранние захоронения, сохранившиеся в церковных метрических книгах, датируются 1775 годом, за почти два века существования кладбища здесь похоронено не менее 75 тысячи горожан: дворян и купцов, духовенства и военных, крестьян и мещан, людей всех сословий и чинов. Большая часть его надгробий была уничтожена, но сохранилось около двух тысяч могил с памятниками, представляющими исторический интерес. Белгородский некрополь с вековой историей и всё-таки сохранившимися старинными надгробиями имеет большую культурную ценность, заставляет задуматься о бренности нашей жизни.

Исторические дома

На наш взгляд, самый интересный из них - дом купца Василия Селиванова (1782), ставший сегодня Литературным музеем. Это ведь небольшой дворец в античном стиле, с колоннами, построенный белгородским купцом! В своё время дом-дворец утопал в великолепном Селивановском же саду-парке, со всеми присущими тому времени заведениями (прообраз современных парков?), что говорит о насыщенной культурной жизни того времени. Аналогов таких домов-дворцов с садами-парками сегодня нет.

Екатерининский дом

Рядом со Смоленским собором стоит весьма примечательное изящное здание, в котором находится Белгородское и Старооскольское епархиальное управление. Краеведы считают, что дом построен в XVIII веке, старожилы города издавна называли его «Екатерининским домом». Возможно, этот дом посещала, или даже останавливалась в нём на ночлег, Екатерина II , когда возвращалась в 1787 году из Крыма в Санкт-Петербург.

Мужская классическая гимназия

Специально для мужской гимназии в 1874 году было построено здание, сочетавшее различные архитектурные стили и ставшее одним из самых красивых и представительных в старом Белгороде. По ходатайству Белгородского Земского собрания гимназии было присвоено имя герцога Альфреда Эдинбургского, «сделавшегося драгоценным русскому народу по союзу с дорогим Августейшим Императорским Домом».

В 1911 году в гимназии обучалось около 400 человек. Лучшие гимназисты получали стипендии, учреждённые в память императора Александра III и директора гимназии Фукса, из её стен вышло много людей со всероссийскими именами: учёный-электротехник, действительный член Академии наук СССР, Герой Социалистического труда М.П. Костенко, его брат кораблестроитель, доктор технических наук В.П. Костенко, авиатор и кинематографист Н.Д.Анощенко, военачальник В.А.Кангелари, доктор медицинских наук А.Ф. Никитин и другие. Сегодня здесь располагается теологический факультет БелГУ.

Женская гимназия

Это учебное заведение 2-го разряда было открыто в Белгороде в 1860 году по ходатайству местного дворянства и его предводителя А.А. Салтыкова-Головкина, было первым женским учебным заведением во всей Курской губернии, к которой относился тогда Белгород. Об открытии женской гимназии в Белгороде, как имеющем всероссийское значение событии, писали «Московские губернские ведомости». В 1904 году по проекту белгородского архитектора А.А. Новикова для женской гимназии было построено новое, впечатляющее своим видом трёхэтажное здание. В 1911 году в гимназии обучалось около 600 девушек. В 1912 году, в канун празднования 300-летия Дома Романовых, гимназии присваивается имя Царствующего Дома Романовых. И сегодня здесь школа.


«Дом Вейнбаума» - этот имевший весьма богатую историю бывший доходный дом купчихи Яковлевой по Корочанской («купеческой» архитектуры), стоит напротив Смоленского собора. До 1917 года здесь были гостиные номера, магазин и лучшая в городе типография известного купца Александра Александровича Вейнбаума, и аптекарский магазин провизора Когана.

Некто А. Фирсов в очерке «Белгород и его святыни», опубликованном в 1910 году в «Историческом вестнике», а потом изданный отдельной брошюрой самим Вейнбаумом, пишет: «Особенно хорош книжный, писчебумажный, игрушечный и музыкальный магазин А.А. Вейнбаума, помещающийся на главной улице под гостиницею, принадлежащей тому же хозяину. Последняя, носящая название «Номера для приезжающих», имеет 11 очень высоких, замечательно чистых, прилично меблированных, с отличными кроватями номеров, с ценою от 50 коп. до 2 руб. в сутки; имеется здесь и прекрасная ванна и телефон. В гостинице можно получить обед из двух блюд за 60 коп., а из трёх – за 75 коп. Есть в городе несколько и других «номеров», но они хуже описанных».

Вейнбаум издавал рекламную газету «Белгородский листок» и открытки с видами Белгорода, благодаря которым мы знаем, как выглядел когда-то наш Белгород. После революции в декабре 1919 года Вейнбаум скрывается в Харькове, где был арестован и расстрелян как контрреволюционный элемент.

После Февральской революции в типографии Вейнбаума с июля по ноябрь 1917 года печатается большевистская газета «Известия Белгородского Совета рабочих и солдатских депутатов», после Октябрьской революции типография была национализирована и получила название «1-я Советская типография». В этом здании в ноябре-декабре 1917 года находился штаб сводного отряда революционных матросов, солдат и красноармейцев во главе с членом Петроградского Военревкома И.П. Павлуновским, разгромивший под Белгородом батальоны корниловцев. Сегодня в «номерах Вейнбаума» - областное управление культуры.


Здание Городской управы - главного административного органа дореволюционного Белгорода, где заседала Городская дума, находилось уездное казначейство, архив, работала общественная публичная библиотека. Сегодня бывшая Городская управа - основная часть комплекса Строительного колледжа, однако, если присмотреться, стены собственно бывшей Городской управы города выделяются на фоне поздних советских пристроев своей классической архитектурой. История этого здания наполнена историческими и драматическими событиями.

Второй этаж Городской управы занимал Общественный банк имени Н.И.Чумичева, учреждённый в 1862 году и проработавший до 1917. Основной капитал в 100 тыс. рублей банку пожертвовал купец Николай Иванович Чумичев, белгородцы называли его тогда «Чумичевским банком»: с благословения своего патрона он занимался большой благотворительной деятельностью.

Третий том издания «Городские поселения Российской империи» сообщает: « Из чистых годовых прибылей, за отчислением до 1.200 руб. на составление резервного капитала и удовлетворение расходов на содержание банка, до 3.000 руб. отчисляется на содержание Чумичёвской богадельни в Белгороде, до 400 руб. на раздачу беднейшим белгородским гражданам в дни Рождества и Пасхи, до 400 руб. на выдачу четырём беднейшим девицам белгородского купеческого или мещанского общества, преимущественно из круглых сирот...»

23 июня 1917 года Совет рабочих и солдатских депутатов явочным порядком занимает здание Управы города, в нём размещается комитет РСДРП(б), 26 октября (8 ноября) здесь провозглашается Советская власть в Белгороде и в уезде.

В годы фашистской оккупации Белгорода немцы открывают бывшей Управе казино, при авианалёте советской авиации в это казино попадает крупная бомба, видимо, не случайно, погибает много немецких офицеров.

После Великой Отечественной войны в октябре 1951 года в восстановленном здании размещается Белгородский горком ВКП(б). В январе 1954 года здесь располагается областной комитет КПСС, на втором этаже в угловой комнате находился кабинет первого секретаря обкома партии М.К. Крахмалёва, ставшего первым главой вновь образованной Белгородской области.

В 1959 году здание бывшей Управы города передаётся Строительному техникуму, обком КПСС переезжает в только что построенный Дом Советов на площади Революции. В конце 50-х годов зданию был надстроен третий этаж, в середине 60-х годов сделана пристройка со стороны проспекта имени Ленина, затем - пристройка по ул. Красина.


Дом Земской управы – пример дореволюционного административного здания XIX века, вошедший в новейшую историю: 5 августа 1943 года над ним водрузили Красное знамя освободившие Белгород бойцы 89-й гвардейской дивизии. И сегодня это административное здание, находится на улице Чумичева.

Театр «Орион» - хорошо отреставрированное старинное здание, построенное, скорее всего, накануне Первой мировой войны на бывшей Корочанской - Императорской – Ленина, ныне Гражданском проспекте, который автор «Путеводителя по Белгороду» начале ХХ века Н.Кулегаев называл «Невским проспектом». Сегодня в нём размещаются Музей народной культуры и кафе «Орион».

Театр «Орион» - это история белгородского театра, кинематографа и революционных событий начала ХХ века. До Октябрьской революции владельцем театра «Орион» был купец Пивоваров, часть помещений он сдавал под жильё и магазины, бильярдную. 12 марта 1917 года в здании «Ориона» избирается первый Белгородский Совет рабочих и солдатских депутатов под председательством меньшевика-интернационалиста Леонида Андреевича Меранвиля.

В апреле 1919 года «Орион» национализирован, передан в распоряжение Белгородского уездного комитета РКП(б), который в тот же день вынес постановление: «Театр «Орион» назвать Коммунистическим объединённым для красноармейцев и рабочих… Все здания, где находится театр «Орион», очистить от жильцов и магазинеров и предложить квартирному отделу найти помещения для выселяемых». Вскоре театр был назван Домом искусств им. А.В. Луначарского, изменился его репертуар, теперь здесь ставятся революционно-агитационные спектакли, успехом у зрителей пользуется, в частности, постановка «Смерть за свободу». 6 марта 1920 года в большом зале театра выступает председатель ВЦИК М.И. Калинин, прибывший в Белгород на агитпоезде «Октябрьская революция».

«Орион» имел самый лучший и большой театральный зал в городе, после революции чуть ли не каждый день в этом зале проводятся различные съезды, пленумы, совещания, даже «собрания сапожников для обсуждения вопроса о создании кооператива для работ на Красную Армию». В связи с этим президиум уездного исполкома выпускает телефонограмму: «Так как в последнее время театр бывший «Орион» превратился в помещение для всякого рода собраний и заседаний, чем постепенно теряет своё прямое назначение, президиум уисполкома разъясняет, что 1-й Советский театр должен быть использован только по прямому назначению и только в самых исключительных случаях для другой цели с полного согласия унаробраза».

После спектаклей в бывшем «Орионе» в вечернее время устраиваются танцы для молодёжи, на эти «пережитки прошлого» 25 декабря 1921 года налагает запрет президиум Белгородского уисполкома в лице Полоскова, Костюкова и Колядина: «Признавая, что танцы, устраиваемые непосредственно после спектаклей, создают обстановку халтурничества и способствуют проявлению шарлатанства, давая возможность отдельным лицам, приманивая публику танцами, извлекать выгоду из постановки антихудожественной дребедени, тем самым понижая художественную ценность театра, запретить устройство танцев после спектаклей, допустить возможность устройства танцев исключительно организациям в виде семейных танцевальных вечеров, но отнюдь не после спектаклей, вместо последних можно устраивать несложные дивертисменты.

Допускать танцевальные вечера исключительно с целью с целью благотворительной. Всем воинским частям, кроме вышеуказанного, руководствоваться телеграммой Орловского военного округа. Виновных в нарушении сего постановления привлекать к ответственности в административном порядке через отдел управления».

После освобождения Белгорода от немецко-фашистской оккупации уже в апреле 1944 года театр «Орион» возобновляет свою работу, в 1948 году полностью обновляется его творческий коллектив: новая труппа театра набирается из молодых актёров, окончивших Тульскую театральную студию под руководством В.В. Королевича. В 1954 году театр работает уже как областной.

Всего белгородский театр, с момента его возникновения и в разных ипостасях, находится в «Орионе» около 40 лет, до 1962 года, когда он переезжает в новое здание на площади Революции. На сцене «Ориона» выступали многие известные артисты, в частности, И.В.Ильинский, Р.В. Зелёная, В.П. Марецкая, В.Я. Станицын, А.К. Тарасова, М.И.Жаров, К.И.Шульженко и другие.

Городской сад с «дореволюционным» фонтаном

При театре «Орион» имелся сад, бывший всегда одним из любимых мест отдыха белгородцев. После революции он называется Пионерским, после войны сад открывается в 1948 году, в 1961 году ему присваивается имя первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина, но белгородцы продолжают называть его в обиходе и «горсадом». Старинный фонтан был перенесён в горсад в советское уже время из Нового сквера (на площади Революции).

Дом Правительства области и гостиница «Белгород» на Соборной площади – это наш, можно сказать, «питерский уголок» - они построены по проекту архитектора Ленинградского института «Гипрокоммунстрой» В.В. Васильева в 1950-х годах, после того как в 1954 году Белгороду был возвращён «губернский статус».

Дом Правительства – типичный административный «дворец» сталинской эпохи, а гостиница «Белгород» построена в хорошо узнаваемом «питерском стиле» с характерным куполом и «адмиралтейским шпилем», они придают площади некий классический вид.

Областной драмтеатр (1962) – также типичный представитель имперского сталинского стиля, но построенный по проекту белгородского архитектора В.М.Лимаренко, имеет драматическую историю: он стоит на месте бывшего женского монастыря, о чём напоминает сегодня белокаменная часовенка рядом с театром. Выделяются своим видом «сталинские» жилые дома 1950-х годов постройки вокруг Соборной площади, бывшей площади Революции.

Памятник генералу армии Иосифу Родионовичу Апанасенко , замкомандующего Воронежским фронтом, погибшего 5 августа 1943 года под Томаровкой, был торжественно открыт 4 ноября 1949 года в сквере на Вокзальной площади в присутствии жены генерала Ольги Алексеевны и сына Ивана Иосифовича Апанасенко. Бронзовый памятник Апанасенко, работы известного скульптора Николая Васильевича Томского отлит на ленинградском заводе «Монументальная скульптура», его общая высота – 7 метров. В 1950 году Н.В.Томский за этот памятник и другие свои работы был удостоен Сталинской премии.

Генерал армии И.Р. Апанасенко был похоронен на площади Революции 7 августа 1943 года. Гроб с телом покойного был установлен в ДК железнодорожников (на углу улиц Попова и Ленина), два дня с генералом прощались воины и военачальники Красной армии, местные жители. Апанасенко был легендарным генералом, командовал в начале войны Дальневосточным округом, он один из немногих на равных разговаривал со Сталиным. В Белгородском краеведческом музее хранится редкая фотография: у могилы генерала Апанасенко с простеньким памятником в скорбном молчании стоит Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков.

Согласно завещанию И.Р. Апанасенко, он был перезахоронен на родине на Ставрополье: через 10 дней, 17 августа 1943 года, останки генерала со всеми воинскими почестями были переправлены на военном самолёте в Ставрополь. В 1944 году, во исполнение приказа Министерства обороны об увековечении памяти генерала армии И.Р.Апанасенко, в Белгороде в Ленинском (бывшем Новом) сквере на площади Революции, на месте прежнего захоронения генерала Апанасенко, устанавливается временный памятник со звездой и двумя знамёнами наверху, до 1949 года, когда на Вокзальной площади был открыт памятник генералу Апанасенко работы скульптора Томского.

Памятник князю Владимиру Красно Солнышко, крестителю Руси скульптора Вячеслава Клыкова, архитектор Виталий Перцев, стоит на склоне исторической Тавровой (Харьковской) горы, открыт 4 августа 1998 года накануне 55-летия освобождения Белгорода от немецко-фашистской оккупации и в преддверии 2000-летия Рождества Христова. Это крупнейший в мире памятник князю Владимиру Святославичу, князю Новгородскому (969-978) и князю Киевскому (978-1015).

Памятник князю Владимиру стал одним из главных символов современного Белгорода: общая высота памятника – 22,5 метра (15 – постамент и 7,5 – скульптура Владимира), фигура князя вобрала в себя 1,5 тонны меди. Владимир стоит на лавровом венке, в правой руке держит крест над головой, благословляя лежащий перед ним Белгород, а левой рукой опирается на щит, защищая его.

В 1990-е годы местные власти решают на частные средства построить этот исторически значительный и символический памятник князю Владимиру, ставший примером удачного монументального строительства, а также счастливого влияния изысканий краеведа Юрия Шмелёва о нашем историческом прошлом. В 1995 году выходит книга Шмелёва «Тайны Белгородского треугольника», в которой он поднимает вопрос об основании Белгорода. Возникшая в городе дискуссия вылилась во мнение о «1000-летии Белгорода», которое в итоге благотворно повлияло на его архитектурный облик. Как говорится, не было счастья от историков, да краеведы помогли.

Белгородский краевед Юрий Николаевич Шмелёв взял на себя смелость выдвинуть гипотезу, что Белгород был основан в 993 году князем Владимиром Красно Солнышко; она не получает официального признания – датой основания Белгорода остаётся 1596 год, когда была постановлена крепость на Белой горе – но князь Владимир становится легендарным основателем Белгорода. Если же вдуматься в нашу историю, правы могут оказаться обе дискутирующие до сих пор по этому поводу стороны.

Известно мнение об этом историческом споре академика Дмитрия Лихачёва, знатока «Слова о полку Игореве»: «Историческая справка о Белгороде краеведа-историка Ю.Н.Шмелёва представляет серьёзный интерес… не представляет сомнений ссылка на Ипатьевскую летопись: «… Въ лето 6500 Володимеръ заложил град Белъ…». Считать датой основания Белгорода 993 год есть все основания». Собственно, мнение академика Лихачёва, признанного эксперта по Древней Руси, стало решающим при установке памятника Князю Владимиру в Белгороде.

Мнение академика Лихачева разделяют белгородские историки, к.и.н. В.Овчинников и И.Пархоменко. Все они, безусловно, знают и о селе Белогородка под Киевом, которое также претендует на звание города Белъ, и о Белгороде-Днестровском. Почему же они поддерживают краеведа Шмелёва?

Ответ прост: история знает, например, множество древних «Новгородов» - «новых городов», это сегодня их остались единицы, такая же картина может быть и с «белыми городами», их тоже могло быть много, названных так по обстоятельствам, в нашем случае – по меловым горам. То есть в Древней Руси могло быть несколько городов Белъ… Понятно, что «наш» город Белъ от 993 года погиб в пламени войн, и Город Белъ, основанный в 1596 году на Белой горе, может наследовать ему только символически. Между прочим, основания для этого дают московские исторические документы.

В «Разрядной книге 1475 – 1598» (опубликована в Москве в 1966 году и положила конец спорам об основании Белгорода) есть запись, что «в 1596 году июня в 16 день государь царь и великий князь Фёдор Иванович всея Русии посылал на поле на Донец на Северский Чугуева городища и иных городовых мест по Донцу и по иным рекам смотреть, где государю городы поставить, голов Ивана Лодыженсково, да Третьяка Якушкина, да подъячево Никифора Спиридонова.

И, приехав с поля, головы Иван Лодыженский, да Третьяк Якушкин, да подъячей Микифор Спиридонов сказали государю…что они наехали место на поле на Донце на Северском, соловет Белогородье, и то место крепко, гора велика, и леса пришли великие, и земля добра, мочно быть на том месте городу. А в другом месте нашли на поле на реке на Осколе усть Оскольца место крепко и угодно, мочно на том месте городу быть, а Чугуево городище сказали некрепко и неугодно.

И на Донец на Северский на Белогородье посланы города ставить воеводы князь Михайло Ноздроватой, да князь Ондрей Волконской, да подъячей Микифор Спиридонов. А на Оскол посланы города ставить воевода князь Иван Солнцов, да голова Иван Мясной, да подъячей Михайло Нечаев. На Семь на Курское городище посланы города ставить воевода Иван Полев, да голова Нелюб Огарев, да подъячей Яков Окатьев. И по государству царёву указу те воеводы и головы поставили на поле три городы: на Донце на Северском Белъ Город, да на Осколе Оскольский городок, да на Семи город Куреск той же осени».

Обратим внимание на то, что в 1596 году Белъ Город ставится на «Белогородье», Куреск ставится на «Курском городище», «Чугуево городище» отвергается, а вот крепость Оскол ставится не на «городище», а «на реке Оскол усть Оскольца». Из этого явно следует, что «Белогородье» и другие «городища» - это места, где ранее стояли города, - на курском городище точно был древний Курск - а вот на реке Оскол «городища» не было, и крепость ставится «на реке Оскол». Если на «курском городище» был древний Курск, то на «Белогородье» был в древности город Белъ! Аргумент о легендарных «300-х наложницах» ещё языческого князя Владимира в городе Белъ, якобы говорящий об абсурде нахождения города на Белогородье, относится просто к его киевскому тёзке.

Косвенно о существовании в Х веке Белъ Города на Белогородье говорят другие древнерусские города: город Ливны, находящийся на притоке Доне реке Сосна, известный с конца XII века, и Мценск на притоке Оки реке Зуша, упоминаемый в Ипатьевской летописи от 1146 года в составе Черниговского княжества, ныне оба города в Орловской области. Но… Ливны и Мценск находятся северо-восточнее Белогородья и современного Белгорода! Если эти «черниговские» города уже стоят в домонгольский период, то должен стоять и Белъ Город на Белогородье, так путь из Киева и Чернигова в Ливны и Мценск лежит через наши меловые кручи.

Сравнительно недавно археологами под Белгородом открыт ряд древних городищ, одним из которых вполне может быть древний Белъ Город.

Дмитриевское городище – археологический комплекс из крепости и «селища» салтово-маяцкой культуры на правом берегу реки Короча (предположительно VIII век), Крапивенское городище – археологический памятник на высоком мысу реки Корень, сохранивший следы культур от скифского времени до древнерусской государственности ( XII – XIII век). Оба этих древних городища расположены на меловых кручах, с которых открывается прекрасный обзор местности, с Крапивенского в хорошую погоду виден даже Белгород, самой природой они хорошо защищены от неприятеля, это выгодные места для постановки сторожевых крепостей, стерегущих тогдашнюю восточную границу Руси.

Однако в 1596 году Белъ Город ставится Москвой на новом месте, на Северском Донце рядом с устьем Везеницы. Это не случайно, в XVI веке меняется геополитическая ситуация: основным противником Москвы становится Крымское ханство. И Белъ Город ставится в удобном для обороны с юга месте, рядом с Муравским шляхом, основной крымско-татарской дорогой на Москву, рядом с Везеницей, по которой проходит «старая посольская дорога» в Крым, а сам Северский Донец является прямой дорогой на Дон, где обретаются донские казаки. Теперь Белъ Город выполняет стратегические задачи на Белогородье по обороне Москвы с юга со стороны Крымского ханства.

*****

Вот мы легко набрали больше десятка примечательных архитектурных памятников с интереснейшей историей и аурой, если добавить к ним наши парки и скверы – получим прекрасную экскурсию для гостей нашего города.

(Продолжение следует)

Виктор Каменев

26.03.2021


Рецензии